Организация практических работ на уроках географии
статья по географии
Статья содержит примеры использования практических работ на уроках географии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации практических работ на уроках географии по ФГОС как средство функциональной грамотности.
«Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональная грамотность - есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Это значит, что в каждый урок должны быть включены практические работы, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять их в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.
На уроках географии необходимо проводить различные практические работы. Вот некоторые примеры.
Практические работы для закрепления, контроля знаний по пройденным темам:
1.Расположите перечисленные горные системы с севера на юг в том порядке, в котором они располагаются на карте мира, начиная с самой северной: 1) Альпы 2) Гималаи 3) Скандинавские горы. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
2. Альпы относительно Гималаев находятся западнее или восточнее? Почему?
3.Какая горная вершина имеет координаты 28° с. ш. 87° в. д.?
4. Зная масштаб карты, определите, на какое расстояние протянулись Гималаи. Сравните свой полученный результат с тем, что указан в тексте и сделайте вывод.
Практические работы со сплошным текстом:
Например: "Профессии, связанные с картами"
Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности - цель географического образования. В географии главный метод исследования - картографический. Задания ОГЭ, ВПР по географии требуют от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
Поэтому использую на уроках такие задания:
- задания на определение географического объекта по его координатам и обратная - нахождение географических координат объекта
- задание, требующее владения приемом наложения карт
- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.
Практические работы со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.
Например:
- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы
- работа с климатограммами;
- выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы.
Для повышения навыков работы со статистическими данными используются следующие приемы:
- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему
- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм
- решение различных географических задач
- работа со статистической матрицей данных - распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.
Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:
1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:
- укажите материки западного и восточного полушарий;
- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:
- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай - Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция - Албания находится в Европе, остальные - в Азии..
3) Ассоциативные задания - объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например:
- Буэнос-Айрес - Бухара - оба начинаются на букву «Б»
- Буэнос-Айрес - Будапешт - являются столицами государств
- Буэнос-Айрес - Копенгаген - оба лежат на берегу моря.
4) Логические задания - задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ. Например, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, и т.д.
5) Ассоциативные загадки - дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:
- акула - Сахалин
- нос носорога - полуостров Сомали (Африка)
- сапожок - Апеннинский полуостров и т.п.
6) Немая карта - учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:
- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты
- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.
Данные задания выполняются без использования атласов.
7) Используя карты атласа, составьте комплексную характеристику одной из крупных рек мира по плану в таблице
Река__________
В результате формирования функциональной грамотности у обучающихся, они получают возможность самостоятельно успешно подготовится к ОГЭ и ВПР по географии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Практические работы на уроках географии"
Практическая работа - это общее название разных по образовательным целям учебных работ по географии с обязательным представлением учащимися результатов работы....

Практические работы на уроках географии
Повысить уровень самостоятельной позновательной деятельности учащихся....

Практические работы на уроках географии.
Считаю, что на уроках географии в коррекционной школе должны проводиться в обязательном порядке практические работы. Количество таких работ зависит от категории детей, подбора класса. В пр...
Практические работы на уроках географии (целесообразность выбора темы)
Статья будет полезна учителям географии при планировании практических работ на уроках географии....

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»
1. Введение 2. Виды практических работ по географ 3. Общие требования к организации практических раб...

Организация практических работ на уроке географии в 5 классе.
Неотъемлемая часть обучения подрастающего поколения предмету географии – это практические работы. Они способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на п...

Особенности организации практической работы на уроках профильного труда в период дистанционного обучения
Особенности организации практической работы на уроках профильного труда в период дистанционного обучения...
