Тема: ««Оценочные техники формирующего оценивания»
методическая разработка по географии (7 класс)

Милько Тамара

Для учителя современной школы актуальна задача оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Причем, оцениваются, как знания и умения, осваиваемые учащимися в ходе изучения учебного предмета (предметные результаты), так и личностные результаты - готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также метапредметные результаты, включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД).

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenochnye_tehniki_formiruyushchego_otsenivaniya.docx867.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ««Оценочные техники формирующего оценивания»

Для учителя современной школы актуальна задача оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Причем, оцениваются, как знания и умения, осваиваемые учащимися в ходе изучения учебного предмета (предметные результаты), так и личностные результаты - готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также метапредметные результаты, включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД).

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Существует два подхода к вопросу оценивания:

Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения. Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

Разница между ними в том, для чего используется информация.

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Актуальной остается задача по введению в школы методов формирующего оценивания.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
  • Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний

Формирующее оценивание для обучающихся:

  • видит свой учебный прогресс,
  • чувствует ответственность за свою учебную работу,
  • стремиться выполнять ее качественно,
  • понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием,
  • формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они,
  • может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы,
  • готов к учебе на протяжении всей жизни.

Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Учителю для организации учебной деятельности необходимо научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов. Для этого недостаточно методов стандартизированного оценивания академической успешности ученика, необходимо использование более сложных методов и инструментов формирующего оценивания. Формирующее оценивание направлено на развитие навыков самостоятельного планирования и самооценки результативности учебной деятельности учеником. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь по поводу деятельности ученика и меняет технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. Для сбора информации об учебных достижениях учащихся учитель использует различные стратегии оценивания и соответствующие инструменты.

Принципы формирующего оценивания

  • разработка критериев оценивания на основе поставленных учебных целей;
  • отсутствие открытого сравнения результатов разных учащихся;
  • участие самих учащихся в оценивании;
  • процессный характер оценивания: оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и процесс обучения;
  • использование электронных инструментов для оценивания;
  • документирование достижений учащихся.

Этапы и инструменты оценивания

  • определение планируемых результатов обучения;
  • организация деятельности учащегося по планированию и достижению личностно-значимых образовательных результатов;
  • сопровождение достижения учащимся запланированных результатов обучения с помощью механизмов обратной связи и формирующего Таким образом, формирующие оценивание это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Оценочные техники формирующего оценивания, используемые нашими учителями:

#1058;ехника формирующего оценивания на стадии рефлексии «Дерево успеха»

2. Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Тпример «Географическое положение материка Евразия»

  1. Я умею определять ГП материка и нулевой меридиан.

Я умею определять географические координаты .

Я знаю виды карт.

  1. Я умею сопоставлять материал учебника с картой.

Умею определять расстояние между крайними точками материка.

Могу выделить общие черты у материков Северного полушария!

Умею составлять критерии оценивания для изученного материала.

Благодаря этим критериям учащиеся уже не смогут поставить оценку выше той, на которую они знают.

3. Лист самооценки (в группе, паре)

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились; В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. Тебе нравится результат работы группы? А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

4. Работа с контурными картами как инструмент формирующего оценивания

определение географических координат, нахождение географических объектов, или работа с контурами

5. Методика "Карты понятий"

Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.

Абсолютно уверена в том, что работа учителя в системе по технологии "карта понятий" позволяет формировать универсальные учебные действия. Так же она выступает и в качестве инструмента оценивания. С помощью карты понятий учитель сможет понять, как ученик воспринимает отдельные темы курса, проверить уровень понимания учебного материала.

Можно утверждать, что если учащийся смог самостоятельно составить карту понятий по изучаемому материалу, то он его п Карта состоит из названий и понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Можно составить карту в виде рисунков.

Критерии оценивания:

1. Содержание (использованы все понятия): одно понятие – 1 балл,

2. Установление взаимосвязи: 1 взаимосвязь – 1 балл,

3. Точно указаны взаимосвязи (стрелка подписана): 1 указание – 1 балл,

4. Примеры: 1 пример – 1 балл

#1060;ормативный тест

Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно. Необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным.

7. Индекс карточки (для обобщения или для вопросов)

После прохождения раздела или темы учитель раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:

1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.

8. Рубрики

Это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников. Оценочные рубрики (инструкции по оцениванию), например, рубрика оценивания тестовых заданий.

9. Опросник

Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале. Опросник можно использовать в начале курса, чтобы установить, какие формы учебной деятельности, с точки зрения учеников, являются для них наилучшими, и определить их отношение к предмету. Это поможет выбрать стратегию преподавания. Другая возможность – использовать опросник для сравнения отношения учеников в начале (предтест) и в конце курса (посттест). Это позволит преподавателю увидеть, как были восприняты различные темы курса. К нему можно обратиться в любой момент по ходу курса для коррекции его содержания и методов преподавания.

10. Недельные отчёты

Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. «Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

1. Чему я научился за эту неделю?

2. Какие вопросы остались для меня неясными?

3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

#1054;дноминутное эссе

Это техника, которую используют с целью предоставления учащимися обратной связи о том, что они узнали по теме: Что самое главное ты узнал сегодня?

Какие вопросы остались для тебя непонятными?

Что я хотел бы узнать?

Проанализировав ответы учащихся можно сделать выводы о качестве достигнутого детьми результата на уроке. По своей сути это ничто иное, как рефлексия содержания учебного материала.

На практике рефлексия нередко проводится формально. Например, учитель предлагает детям: «Кому все понравилось – поднимите красный квадратик, у кого были трудности – синий, кто ничего не понял – черный». В целом это не несет какой-либо информации о достигнутых результатах.

12. Проанализировав просторы Интернета и литературу по данному направлению, начиная с 5 класса я на своем предмете отрабатываю навыки смыслового чтения через различные приёмы. Приемов существует много, почти все мною апробированы, интерпретированы и отобраны, на мой взгляд, самые эффективные для применения на моих уроках.

1. Прием «Дополни определение, предложение»

2. Прием «Установление соответствие»

3. Прием «Верные и неверные утверждения»

#1055;риём «Лови ошибку»

5. Приём «Восстанови текст»

пример: Текст для смыслового чтения. Биология как наука. Прочитайте текст, останавливаясь на значках /, осмысливая прочитанное. Ответьте на вопросы 1-3 и выполните задания 1-4.

Вопросы к тексту «Биология как наука» (базовый уровень)

1. Что изучает наука биология?

2. Чем биологические науки отличаются?

3. Чем позволяет обеспечить многочисленное население знание законов биологии?

Задания к тексту «Живые индикаторы» (повышенный уровень)

1. Чем живая природа отличается от неживой?

2. Какие проблемы решает наука экология?

3. Используя текст, заполните в таблице графы, обозначенные цифрами:

Эталоны ответов и критерии оценивания текста

Ответы Критерии оценивания:

Вопрос № 1. Деятельность: выявление информации в тексте.

Ответ: живую природу 1балл - правильный ответ

Вопрос №2. Деятельность: выявление информации в тексте.

Ответ: объектами исследований 1балл - правильный ответ

Всего: 13 баллов

Шкала перевода баллов в отметку

13 – 12 баллов – «5»

11 – 9 баллов – «4»

8 – 7 баллов - «3»

6 – 0 баллов – «2»

13. Использование

«Облака слов»

Использование сервисов «Облака слов» для создания различных упражнений, направленных на совершенствование образовательного процесса.

Памятка по созданию и приёмам использования «Облака слов»

Порядок работы
1. зайти на

2. Выбрать шрифт FONTS

3 Печатать слова -WORDS

4. Выбрать фигуру- SHAPES

5. Визуализировать – VISUALIZ

14. Лист продвижения и лист освоения.

Для процедуры оценки индивидуального продвижения в освоении учебной программы по предмету является оценочный лист.

Оценочные листы могут быть составлены на одно какое-то задание, упражнение, задачу, чтение текста, стихотворения, раздела и т.д.

Составляются на несколько уроков 2 – 6 уроки.

В конце каждого урока подводим итог.

- Вернемся к нашим оценочным листам. Какие умения мы сегодня приобрели. Поставьте «+» или «-», или поставьте баллы.

В течение этих уроков идет изучение тем, приобретение данных знаний и умений, учитель анализирует работы обучающихся по оценочным листам, организует дифференцированную работу. Реализуется формирующее оценивание.

Перед проверочной работой обучающиеся сдают оценочные листы учителю.

Лист освоения содержания темы "Реки" 6 класс

Пример

Лист освоения темы: "Реки"

Цель проведение: анализ ответов дает возможность сделать вывод

Да-2 балла

С трудом, допускаю ошибки 1 балл

Не умею -о баллов

Возникшие трудности

Воспроизведение Даю определение понятием, реки, исток, устье

Понимание

Выделяю отличительные признаки горных и равнинных рек

Применение

Объяснения почему наступает половодье и паводок

Анализ-синтез

Определяю по карте направление течения реки

Оценка

Рабочий лист

Дата:

Ф. И._____________________________

- Существует народная мудрость – «Глаза – зеркало души». Как вы можете объяснить это?

тема урока: _________________________________--

цель нашего урока:

Задание 1.

#1085;айти в тексте на стр 76, определение анализатор.

Система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нём какого вида

информации - .....................

Задание 2.

дополните схему « Части анализатора»

3. Заполните таблицу "Строение глазного яблока"

Часть глазного яблока

Значение

Роговица

Радужная оболочка

Зрачок

Хрусталик

Стекловидное тело

Сетчатка

Белочная оболочка (склера)

Пигментный слой

Сосудистая оболочка

Зрительный нерв

Задание 4. Рассмотрите рисунок. изображающий строение глаза человека. Напишите названия частей глаза, обозначенных цифрами.

C:\Users\Никита\Desktop\

.... - радужная оболочка
.. - роговица
... - хрусталик
...- ресницы
.. - стекловидное тело
... - склера
.. - желтое пятно
... - зрительный нерв
... - слепое пятно
... - сетчатка

Задание 5. Выпишите названия частей глаза, через которые проходят лучи света, прежде чем попадут на сетчатку.

................... - радужная оболочка - ...................- хрусталик - ...................... - желтое пятно на сетчатке

Задание 6.

Напишите рекомендации для сохранения хорошего зрения.

Закрепление.

Установите последовательность передачи световых лучей на зрительные рецепторы

А) роговица Г) хрусталик

Б) стекловидное тело Д) зрачок

В) передняя камера глаза Е) сетчатка

«Для меня сегодняшний урок….»

Учащиеся оценивают свои учебные действия.

Могу - объяснить значение терминов, изученных на уроке ,объяснить механизм восприятия зрительных раздражений.

Знаю - строение зрительного анализатора ,называю основные части.

Умею - находить ответы на вопросы, работая с текстом

Могу - использовать наглядности при объяснении изученного материала.

Оценки за урок.

Использование сервисов «Облака слов»

Пример 1. В представленном облаке слов зашифрована природная зона. Определите по набору слов природную зону? (пустыня)

C:\Users\Никита\Desktop\мастер класс\Word Art

Пример 2. Составьте из облака слов Круговорот воды в природе? И объясните значение в природе?

C:\Users\Никита\Desktop\мастер класс\Word Art 2 (1).jpeg

ответ: 1-испарение; 2- перенос влаги; 3-осадки; 4-поверхностный сток с суши; 5- подземный сток.

Восстановите определение. «Рельеф – это совокупность неровностей поверхности нашей планеты, которые слагаются из элементарных форм».

C:\Users\Никита\Desktop\мастер класс\Word Art (3).jpeg

Перед изучением темы «Африка: образ материка» учащимся демонстрируется облако слов, в котором зашифрована тема урока. Необходимо сформулировать эту тему. В представленном облаке слов зашифрована тема.

C:\Users\Никита\Desktop\мастер класс\Word Art (2).jpeg

В данном облаке использован приём «Лови ошибку», учащимся предлагается найти лишние слова (тема «Органический мир Австралии»)

( гепард, гиена, зебра, жираф, лемур Африка)

C:\Users\Никита\Desktop\мастер класс\Word Art 2 (2).jpeg

Если при создании облака использовались ключевые фразы, то учащиеся могут с его помощью создать свой текст. Составьте предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака (тема «Географическое положение Австралии») северная - мыс Йорк южная - мыс юго-Восточный восточная - мыс Стип-Пойнт западная - мыс Байрон

C:\Users\Никита\Desktop\мастер класс\Word Art

Расположите горы в порядке убывания их высоты, от самых высоких к низким (Гималаи, Анды, Кавказ, Уральские)

C:\Users\Никита\Desktop\мастер класс\Word Art 3 (1).jpeg

Найти лишние слова, аргументируя свой ответ (горы Уральские, Кавказские)

C:\Users\Никита\Desktop\мастер класс\Word Art (5).jpeg

Распределите формы рельефа.

1) низменность Прикаспийская

2) плато - ....Путорана

3) горы - ......Алтай

C:\Users\Никита\Desktop\мастер класс\Word Art (6).jpeg

Восстановите текст по облаку.

В рельефе этой части материка почти нет резких колебаний высот, редки землетрясения, отсутствуют действующие вулканы. Здесь много миллионов лет назад вертикальные _______________________ земной коры привели к образованию Бразильского и Гвианского плоскогорий. При этом в земной коре образовались_______________________ , в которые внедрялась _______________________ . Рельеф плоскогорий разнообразен: столовые горы чередуются с холмистыми пространствами, их сменяют невысокие массивы, изрезанные ущельями. Ответ: (движение, разлом, магма)

C:\Users\Никита\Desktop\мастер класс\Word Art

Техника формирующего оценивания на стадии рефлексия

ФИ___________________________

«Дерево успеха»

За каждое выполненное задание, вы ставите себе

один балл, если задание выполнили частично 0,5 балла и не смогли сделать 0 баллов.

Задания

Количество баллов

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Всего:


Самооценка:

Тема урока мне понятна, на уроке все получилось

Неплохо работал(а) на уроке, но что-то не получилось

Сегодня у меня не получилось, но я еще раз

попробую повторить и поработать над темой.

Применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.
  • Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.
  • Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
  • Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
  • Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.

Формирующее оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Именно в процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя учащихся на достижение максимально возможного уровня. Школьники освоят принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта урока с использованием техники формирующего оценивания

В данном плане-конспекте урока представлены техники формирующего оценивания, как способ проверки готовности учащихся в основному-констатирующему....

Практический опыт: "Недельные отчеты" - техника формирующего оценивания

В презентации представлена одна из техник формирующего оценивания...

Выступление по теме "Использование методики «составление тестов» как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка"

Выступление "Использование методики "составление тестов" как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка" в рамках педсовета...

Техники формирующего оценивания

В презентации представлены основные принципы и приемы технологии формирующего оценивания...

Техника формирующего оценивания «Языковое портфолио».

Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков....

Доклад на тему :"Техника формирующего оценивания на уроках изобразительного искусства."

Даны определения формирующего  оцениванию  и как применять технику формирующего оценивания на уроках изобразительного искусства. Приведены примеры формы формирующего оценивания.на урокахИЗО ...