Методическая разработка плана – конспекта урока с использованием техники формирующего оценивания
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Беленкова  Ольга Александровна

Особенности преподавания в школе при исправительной колонии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_formiruyushchee_otsenivanie.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа при ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Нижегородской области

Методическая  разработка плана – конспекта урока с использованием техники формирующего оценивания

Выполнила : учитель химии Беленкова Ольга Александровна

1 . Тема урока  : «Периодическая таблица химических элементов»

2. Цели и основные задачи урока : Обобщить знания о структуре периодической системы химических элементов. Начать формирование умения характеризовать химический элемент по его положению в периодической таблице.

3.8 класс.  Школа  укомплектована обучающимися в возрасте от 18 до 30 лет , в т.ч. : до 20 лет - 15% от списочной численности, 21-25 лет – 12 человек ( 60%),  26-30 лет -  5 человек ( 25%). По статистике среди молодежи в несколько раз больше , чем в других возрастных группах , осужденных за бандитизм , разбой, убийство , изнасилование , грабеж. Распределение обучающихся  по квалификации совершенного преступления

70% обучающихся  осуждены за  корыстные имущественные преступления    ( ст.158, 161, 162 УК РФ ), 20%   осуждены за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений ( ст.105,111 УК РФ ), по 5%  за изнасилование и сбыт наркотиков. Распределение обучающихся школы по срокам назначенного наказания :  до 3-х лет лишения свободы –  10% , от 3-х до 5-ти лет лишения свободы – 50% , свыше 5-ти лет –  40% .

        Молодежный возраст определяет поведение учащихся , их интересы , потребности , жизненные планы. Для обучающихся  наиболее характерны импульсивность ,  подверженность настроению и ситуации , мировоззрение крайне противоречиво. В целом нравственная самооценка учащихся завышена .Высок уровень притязаний. Потребность в самоутверждении они удовлетворяют преувеличением своих заслуг .Это объясняется наличием в сознании элементов стихийности, отсутствием социально-значимого жизненного опыта. Большинство школы очень конформно и нравственно неустойчиво. 70%  не имеют производственной квалификации , часть вообще вела паразитический образ жизни. Характерная особенность обучающихся наиболее активной части школьников – это склонность  к дружеским контактам , повышенная доверчивость , прямота. На сознании, характере , мировоззрении , чувствах отрицательно сказался факт отсутствия родителей -80 % учащихся класса выросли в неполных и неблагополучных семьях.

      Перерыв в получении образования  у большинства  составляет от  трех до семи лет. На развитие умственных способностей  повлиял их низкий общеобразовательный уровень. На развитие интеллекта отрицательно сказывается отсутствие тяги к повышению своего общеобразовательного уровня и злоупотребление алкоголем и наркотиками. Функциональная

невосприимчивость  ряда учащихся выступает в виде эмоционально-смыслового барьера  между осужденным и учителями, между группами осужденных. Неприятие осужденными педагогических воздействий связано с  сформированностью отрицательной направленности , определенной негативной позиции, конфликтностью осужденного . Обучение в школе воспринимается через призму кары  за совершенное преступление.

   Согласно утвержденного учебного  плана средней школы при ФКУ ИК-16 изучение химии в 8-9 классах рассчитано на  2 года, всего 72 часа.Форма обучения  заочная. В  8 классе – 36 часов в год,1 час в неделю( заочное обучение), в 9 классе – 36часов в год,1  час в неделю ( заочное обучение)   При заочной форме обучения предусмотрено дополнительное время на индивидуальные консультации и зачеты. Количество зачетов при заочной форме обучения определяется учебным планом школы:  в  8 классе – 2 зачета, в 9 классе – 2 зачета.  

4.Основные понятия: Периодическая таблица химических элементов, малые и большие периоды, группы: А-группа ( главная подгуппа) и Б-группа ( побочная подгруппа)

5.Планируемые результаты обучения.

     Предметные .Знать определение периода, группы,тенденции и изменения свойств простых веществ и соединений химических элементов в периодах и группах периодической системы.Уметь характеризовать химический элемент по положению в периодической таблице.

     Метапредметные. Развивать умения делать обобщения,устанавливать аналогии,причинно-следственные связи,строить логические рассуждения и делать выводы.

      Личностные. Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, умение организовать сотрудничество  с учителем и одноклассниками.Знать историю науки и достижения отечественных ученых( Работы Д.И.Менделеева)

6. Основные виды деятельности учащихся.Описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов.Объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ, образованных элементами 2-го и 3-го периодов, и высших оксидов  этих элементов. Характеризовать химические элементы по положению в периодической таблице.

7.Краткое содержание урока.  Урок начинается с изучения нового материала. Учитель рассматривает структуру периодической таблицы химических элементов, учащиеся анализируют, как изменяются металлические и неметаллические свойства простых веществ и основные и кислотные свойства их соединений в периодах и А-группах .Затем учитель рассказывает о длинном варианте периодической таблицы. Подводя итог,учитель сообщает учащимся план характеристики химического элемента по его положению в периодической таблице элементов, который в дальнейшем будет расширяться и уточняться.

План характеристики химического элемента по его положению в периодической таблице элементов

  1. Название химического элемента, Химический знак этого элемента.
  2. Положение в периодической таблице(порядковый номер, номер периода( малый, большой),номер группы.
  3. Металл или неметалл.
  4. Высшая  валентность в кислородных соединениях, формулы высшего оксида ,соответствующего гидроксида или кислоты, характер их свойств.
  5. Валентность  в водородном соединении, формула летучего водородного соединения ( для неметаллов)

Учащиеся на нескольких примерах закрепляют умение характеризовать химический элемент по положению в периодической таблице.

8.Техника формирующего оценивания.

   Учитывая специфику школы . возраст обучающихся в своей  работе  я  применила методику « Недельные отчеты». Данная методика очень удобна для заочной формы обучения , когда учащиеся  много времени уделяют самостоятельной работы. При заочной форме обучения  учащимся на полугодие выдается  календарный план-график изучения тем . Перед групповой консультацией  учащийся самостоятельно знакомится с темой, затем данная тема прорабатывается на групповой консультации. Далее учащимся дается задание к следующему занятию составить « недельный отчет» по вопросам :

-Чему я научился за эту неделю?

- Какие вопросы остались для меня  неясными ?

- Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

   Учитель анализирует «Недельные отчеты» и  вопросы, вызывающие затруднение у большинства учащихся, прорабатываются на групповой консультации. По теме « Периодическая таблица химических элементов» наиболее затруднительным оказалось определить высшую валентность в кислородных соединениях , записать формулу  соответствующего гидроксида или кислоты  и определить характер их свойств. Многие не поняли  как составляются формулы  гидроксида и кислоты  ,что значит           « определить характер их свойств».

9. Анализ эффективности применения.

   Данная методика применяется с целью обеспечить быструю обратную связь  между учителем и учеником  для выяснения уровня усвоения изученного материала.

    В школе при исправительном учреждении методика « Недельные отчеты» дает очень хорошие результаты. Учащиеся нашей школы взрослые люди  , которые  предпочитают общаться с учителем индивидуально. Данная методика позволяет преодолеть  страх перед устным ответом .Многие не способны правильно формулировать устные ответы, бояться быть непонятыми. С помощью «Недельных отчетов» данные психологические барьеры убираются. Учитель видит, насколько каждый  учащийся  усвоил материал.

      К недостаткам методики  я бы отнесла  большое количество письменного материала , который надо прочитать и проанализировать. У большинства учащихся  очень плохой подчерк  , трудно читать ответы.Иногда не очень понятна формулировка ответа.

      Все учащиеся с   составлением  «Недельных отчетов» справились. В дальнейшем планирую использовать эту методику и для других классов с заочной формой обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока с использованием ИКТ в образовательном процессе (на уроках немецкого языка). Тема: Здоровый образ жизни.

Тема урока: Здоровый образ жизни. Подтема « Стресс в нашей жизни». Целевая  аудитория: Учащиеся 11-го класса школы с углубленным изучением иностранного языка. Оснащение: компьютер; мульти...

План-конспект урока (8 класса). "Техника приема и передачи мяча снизу двумя руками, совершенствование нижней прямой подачи мяча."

Задачи урока:1)      Образовательные:2)      Закрепление технике приема и передачи мяча снизу двумя руками, совершенствование нижней прямой пода...

Методическая разработка плана-конспекта урока с использованием техники формирующего оценивания

В данном плане-конспекте урока представлены техники формирующего оценивания, как способ проверки готовности учащихся в основному-констатирующему....

План-конспект урока на тему: техника эстафетного бега. Эстафета 4*100; 4*400. 10 класс.

Тема: «Техника эстафетного бега. Эстафета 4*100; 4*400»Цель: Обучение технике эстафетного бега. Эстафета 4*100; 4*400.Задачи урока:1.Образовательные: обучение технике передачи эстафетной п...

План-конспект урока на овладение техникой спринтерского бега

Урок по физической культуре. Тема: на овладение техникой спринтерского бега...