Предлагаю провести урок на тему: Тема: "Природный комплекс пришкольного участка и прилегающей территории: компоненты и взаимосвязи"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Александрова Оксана Юрьевна
  • Закрепить понятие "природный комплекс" и его основные компоненты.
  • Научиться выявлять и описывать компоненты природного комплекса на конкретной территории (рельеф, воды, почва, растительность, влияние человека).
  • Устанавливать взаимосвязи между компонентами природного комплекса.
  • Оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на местный природный комплекс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаю провести урок на тему: Тема: "Природный комплекс пришкольного участка и прилегающей территории: компоненты и взаимосвязи"

Цели урока:

  • Образовательные:
  • Закрепить понятие "природный комплекс" и его основные компоненты.
  • Научиться выявлять и описывать компоненты природного комплекса на конкретной территории (рельеф, воды, почва, растительность, влияние человека).
  • Устанавливать взаимосвязи между компонентами природного комплекса.
  • Оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на местный природный комплекс.
  • Развивающие:
  • Развивать наблюдательность, умение фиксировать данные.
  • Формировать навыки работы с простейшими географическими инструментами (компас, термометр).
  • Развивать умения работать в группе, распределять обязанности, обмениваться информацией.
  • Развивать картографические навыки (составление простой схемы).
  • Воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
  • Прививать интерес к изучению географии через практическую деятельность.

Место проведения: Пришкольный участок, школьный двор, прилегающий сквер или небольшой парк.

Необходимое оборудование на группу (3-5 человек):

  • Маршрутный лист с заданиями (заранее подготовленный учителем).
  • Планшет для записей, блокнот, карандаш/ручка.
  • Компас.
  • Полевой дневник (или лист для зарисовок).
  • Фотоаппарат/смартфон (для фотофиксации, по желанию).
  • Термометр (желательно для почвы и воздуха, или хотя бы для воздуха).
  • Рулетка или мерная лента (желательно).
  • Лупа (для изучения почвы, растений).
  • Небольшой совок (для изучения почвенного слоя, по необходимости).
  • Пакет для мусора (для сбора замеченного мусора и демонстрации экологической ответственности).

Продолжительность: 1,5 - 2 часа (включая подготовительный и заключительный этапы).


Ход "Урока-путешествия" для 7 класса

I. Подготовительный этап (в классе, 20-25 минут)

  1. Введение (5 минут):
  • Учитель: "Здравствуйте, юные географы! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Мы отправимся не в дальние страны, а совсем рядом – изучать географию нашего школьного двора и прилегающей территории. Вспомним, что такое природный комплекс? Какие компоненты в него входят?" (Дети отвечают: рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир).
  • Учитель: "Наша задача – стать настоящими исследователями, выявить эти компоненты на конкретной территории, описать их и понять, как они взаимодействуют между собой, а также какое влияние оказывает человек."
  1. Целеполагание (5 минут):
  • Учитель формулирует цели урока, которые затем дублируются в маршрутных листах.
  • "Сегодня мы научимся не только видеть, но и измерять, описывать, анализировать!"
  1. Инструктаж по технике безопасности и правилам работы (5-7 минут):
  • Работать только в составе группы.
  • Не отставать от учителя и своей группы.
  • Ничего не пробовать на вкус (растения, ягоды).
  • Аккуратно обращаться с оборудованием.
  • Бережно относиться к природе (не ломать ветки, не рвать без нужды цветы).
  • Соблюдать тишину и не мешать другим группам.
  • Что делать в случае обнаружения опасных предметов (не трогать, сообщить учителю).
  1. Распределение по группам и выдача оборудования (5-8 минут):
  • Класс делится на 4-5 групп. В каждой группе назначается "капитан", "секретарь" (для записей), "картограф" (для зарисовок/схем), "наблюдатель", "измеритель".
  • Выдаются маршрутные листы, компасы, термометры, блокноты и т.д.
  • Краткий инструктаж по использованию компаса и термометра.

II. Полевой этап (на открытом воздухе, 45-60 минут)

  • Учитель выводит группы на заранее выбранную площадку.
  • Каждая группа получает свой маршрутный лист с заданиями, разбитыми по "станциям" или блокам исследования. Учитель контролирует работу групп, отвечает на вопросы, направляет.

Пример заданий в Маршрутном листе (для каждой группы):


МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ №___ Тема: Природный комплекс пришкольного участка Место исследования: ______ Дата: _ Состав группы: ________


Задание 1: Изучаем рельеф и микроклимат (10-12 минут)

  1. Опишите рельеф вашего участка (ровный, есть небольшие возвышенности/понижения, склон, овражек, бугорок). Какие формы рельефа преобладают?
  2. С помощью компаса определите стороны горизонта. В какую сторону ориентирован ваш участок?
  3. Измерьте температуру воздуха в тени и на солнце (если есть возможность, измерьте температуру почвы на глубине 2-3 см). Запишите данные.
  4. Определите направление ветра (по ощущениям, по движению листьев деревьев, по флюгеру на здании).
  5. Сделайте вывод: Какие особенности рельефа и климата характерны для вашего участка?

Задание 2: Исследуем водные объекты и почву (10-12 минут)

  1. Найдите следы воды (лужи, канавки, влажные участки, водостоки, водопроводный кран). Опишите их.
  2. Изучите почву.
  • Какой у нее цвет?
  • Какая на ощупь (плотная, рыхлая, песчаная, глинистая)?
  • Есть ли в ней растительные остатки (листья, корешки), камешки?
  • Попробуйте сжать комок влажной почвы. Что происходит (рассыпается, держит форму)?
  1. Сделайте простой рисунок или схему, где покажите найденные особенности почвы.
  2. Вывод: Какой тип почвы преобладает на вашем участке? Каково ее состояние?

Задание 3: Описываем растительный мир (10-12 минут)

  1. Назовите 3-5 видов растений, которые вы увидели на участке (деревья, кустарники, травы, цветы). По возможности определите, какие из них дикие, а какие посажены человеком.
  2. Опишите ярусность растительности (самые высокие деревья, ниже кустарники, еще ниже травы).
  3. Сделайте зарисовку фрагмента растительного покрова.
  4. Оцените: Насколько разнообразен растительный мир на вашем участке? Есть ли редкие растения?

Задание 4: Влияние человека и взаимосвязи (10-12 минут)

  1. Найдите 3-4 примера влияния человека на природный комплекс участка (дорожки, газоны, клумбы, здания, скамейки, мусор, урны).
  2. Подумайте и приведите 2-3 примера взаимосвязей между компонентами ПК на вашем участке. Примеры:
  • Рельеф (склон) → сток воды → эрозия почвы.
  • Деревья (растительность) → тень → более низкая температура воздуха (микроклимат).
  • Человек (дорожка) → уплотнение почвы → отсутствие растительности.
  1. Сделайте вывод: Каково преобладающее влияние человека на данный природный комплекс – положительное или отрицательное? Почему?

III. Заключительный этап (в классе, 20-30 минут)

  1. Сбор и систематизация данных (5-7 минут):
  • Группы возвращаются в класс. Учитель собирает оборудование.
  • Учащиеся быстро завершают записи и готовятся к представлению результатов.
  1. Представление результатов групп (10-15 минут):
  • Каждая группа поочередно выступает, кратко докладывая о своих открытиях по каждому из заданий.
  • Учитель может задавать уточняющие вопросы.
  • Возможно, на доске будет рисоваться общая схема природного комплекса участка, куда будут добавляться найденные компоненты и взаимосвязи.
  1. Обсуждение и выводы (5-8 минут):
  • "Какие компоненты ПК вы увидели и изучили на нашем школьном участке?"
  • "Какие примеры взаимосвязей между ними вы обнаружили?"
  • "Как человек влияет на этот природный комплекс? Что можно сделать, чтобы улучшить его состояние?"
  • Учитель обобщает информацию, подчеркивая важность каждого компонента и их взаимодействия, а также роль человека как части этого комплекса.
  1. Рефлексия и оценивание (3-5 минут):
  • "Что нового вы узнали сегодня?"
  • "Что было самым интересным/сложным?"
  • "Пригодится ли вам эти знания и навыки в жизни?"
  • Учитель может оценить работу каждой группы и активность отдельных учеников, основываясь на полноте заполнения маршрутных листов, качестве наблюдений и участии в обсуждении.

Этот формат позволит семиклассникам не только углубить свои знания по географии, но и развить целый комплекс универсальных учебных действий, получить ценный опыт исследовательской работы на реальной местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме "Природный комплекс"

Разработка урока для 8 класса в виде презентации по теме "Природный комплекс. Высотная поясность". На уроке в виде схем рассматриваются понятие и структура ПТК, факторы формирования природного комплек...

Конспект урока географии на тему: "Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы".

Конспект урока по географии, 8 класс, по учебнику И.И.Баринова. Цели урока: углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей приро...

Урок географии на тему"Природные комплексы. Географическая зональность"

Технологическая карта открытого урока географии в 7 классе.Открытый урок-исследование по теме "Природные комплексы. Географическая зональность"...

Проект на тему " Экологическая тропа на пришкольном участке"

проект экологической тропы на пришкольном участке с остановками и заданиями....

Методическая разработка по теме: «Практикоориентированные занятия на пришкольном участке»

Моя методическая разработка направлена на решение проблемы: у детей нет опыта наблюдения и практической деятельности в природеВ своей разработке я поделюсь опытом работы по программе ВУД «Ландша...

Предлагаю провести урок на тему: Тема: "Природный комплекс пришкольного участка и прилегающей территории: компоненты и взаимосвязи"

Закрепить понятие "природный комплекс" и его основные компоненты.Научиться выявлять и описывать компоненты природного комплекса на конкретной территории (рельеф, воды, почва, растительность,...