Предлагаю провести урок на тему: Тема: "Природный комплекс пришкольного участка и прилегающей территории: компоненты и взаимосвязи"
план-конспект урока по географии (7 класс)
- Закрепить понятие "природный комплекс" и его основные компоненты.
- Научиться выявлять и описывать компоненты природного комплекса на конкретной территории (рельеф, воды, почва, растительность, влияние человека).
- Устанавливать взаимосвязи между компонентами природного комплекса.
- Оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на местный природный комплекс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлагаю провести урок на тему: Тема: "Природный комплекс пришкольного участка и прилегающей территории: компоненты и взаимосвязи"
Цели урока:
- Образовательные:
- Закрепить понятие "природный комплекс" и его основные компоненты.
- Научиться выявлять и описывать компоненты природного комплекса на конкретной территории (рельеф, воды, почва, растительность, влияние человека).
- Устанавливать взаимосвязи между компонентами природного комплекса.
- Оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на местный природный комплекс.
- Развивающие:
- Развивать наблюдательность, умение фиксировать данные.
- Формировать навыки работы с простейшими географическими инструментами (компас, термометр).
- Развивать умения работать в группе, распределять обязанности, обмениваться информацией.
- Развивать картографические навыки (составление простой схемы).
- Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
- Прививать интерес к изучению географии через практическую деятельность.
Место проведения: Пришкольный участок, школьный двор, прилегающий сквер или небольшой парк.
Необходимое оборудование на группу (3-5 человек):
- Маршрутный лист с заданиями (заранее подготовленный учителем).
- Планшет для записей, блокнот, карандаш/ручка.
- Компас.
- Полевой дневник (или лист для зарисовок).
- Фотоаппарат/смартфон (для фотофиксации, по желанию).
- Термометр (желательно для почвы и воздуха, или хотя бы для воздуха).
- Рулетка или мерная лента (желательно).
- Лупа (для изучения почвы, растений).
- Небольшой совок (для изучения почвенного слоя, по необходимости).
- Пакет для мусора (для сбора замеченного мусора и демонстрации экологической ответственности).
Продолжительность: 1,5 - 2 часа (включая подготовительный и заключительный этапы).
Ход "Урока-путешествия" для 7 класса
I. Подготовительный этап (в классе, 20-25 минут)
- Введение (5 минут):
- Учитель: "Здравствуйте, юные географы! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Мы отправимся не в дальние страны, а совсем рядом – изучать географию нашего школьного двора и прилегающей территории. Вспомним, что такое природный комплекс? Какие компоненты в него входят?" (Дети отвечают: рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир).
- Учитель: "Наша задача – стать настоящими исследователями, выявить эти компоненты на конкретной территории, описать их и понять, как они взаимодействуют между собой, а также какое влияние оказывает человек."
- Целеполагание (5 минут):
- Учитель формулирует цели урока, которые затем дублируются в маршрутных листах.
- "Сегодня мы научимся не только видеть, но и измерять, описывать, анализировать!"
- Инструктаж по технике безопасности и правилам работы (5-7 минут):
- Работать только в составе группы.
- Не отставать от учителя и своей группы.
- Ничего не пробовать на вкус (растения, ягоды).
- Аккуратно обращаться с оборудованием.
- Бережно относиться к природе (не ломать ветки, не рвать без нужды цветы).
- Соблюдать тишину и не мешать другим группам.
- Что делать в случае обнаружения опасных предметов (не трогать, сообщить учителю).
- Распределение по группам и выдача оборудования (5-8 минут):
- Класс делится на 4-5 групп. В каждой группе назначается "капитан", "секретарь" (для записей), "картограф" (для зарисовок/схем), "наблюдатель", "измеритель".
- Выдаются маршрутные листы, компасы, термометры, блокноты и т.д.
- Краткий инструктаж по использованию компаса и термометра.
II. Полевой этап (на открытом воздухе, 45-60 минут)
- Учитель выводит группы на заранее выбранную площадку.
- Каждая группа получает свой маршрутный лист с заданиями, разбитыми по "станциям" или блокам исследования. Учитель контролирует работу групп, отвечает на вопросы, направляет.
Пример заданий в Маршрутном листе (для каждой группы):
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ №___ Тема: Природный комплекс пришкольного участка Место исследования: ______ Дата: _ Состав группы: ________
Задание 1: Изучаем рельеф и микроклимат (10-12 минут)
- Опишите рельеф вашего участка (ровный, есть небольшие возвышенности/понижения, склон, овражек, бугорок). Какие формы рельефа преобладают?
- С помощью компаса определите стороны горизонта. В какую сторону ориентирован ваш участок?
- Измерьте температуру воздуха в тени и на солнце (если есть возможность, измерьте температуру почвы на глубине 2-3 см). Запишите данные.
- Определите направление ветра (по ощущениям, по движению листьев деревьев, по флюгеру на здании).
- Сделайте вывод: Какие особенности рельефа и климата характерны для вашего участка?
Задание 2: Исследуем водные объекты и почву (10-12 минут)
- Найдите следы воды (лужи, канавки, влажные участки, водостоки, водопроводный кран). Опишите их.
- Изучите почву.
- Какой у нее цвет?
- Какая на ощупь (плотная, рыхлая, песчаная, глинистая)?
- Есть ли в ней растительные остатки (листья, корешки), камешки?
- Попробуйте сжать комок влажной почвы. Что происходит (рассыпается, держит форму)?
- Сделайте простой рисунок или схему, где покажите найденные особенности почвы.
- Вывод: Какой тип почвы преобладает на вашем участке? Каково ее состояние?
Задание 3: Описываем растительный мир (10-12 минут)
- Назовите 3-5 видов растений, которые вы увидели на участке (деревья, кустарники, травы, цветы). По возможности определите, какие из них дикие, а какие посажены человеком.
- Опишите ярусность растительности (самые высокие деревья, ниже кустарники, еще ниже травы).
- Сделайте зарисовку фрагмента растительного покрова.
- Оцените: Насколько разнообразен растительный мир на вашем участке? Есть ли редкие растения?
Задание 4: Влияние человека и взаимосвязи (10-12 минут)
- Найдите 3-4 примера влияния человека на природный комплекс участка (дорожки, газоны, клумбы, здания, скамейки, мусор, урны).
- Подумайте и приведите 2-3 примера взаимосвязей между компонентами ПК на вашем участке. Примеры:
- Рельеф (склон) → сток воды → эрозия почвы.
- Деревья (растительность) → тень → более низкая температура воздуха (микроклимат).
- Человек (дорожка) → уплотнение почвы → отсутствие растительности.
- Сделайте вывод: Каково преобладающее влияние человека на данный природный комплекс – положительное или отрицательное? Почему?
III. Заключительный этап (в классе, 20-30 минут)
- Сбор и систематизация данных (5-7 минут):
- Группы возвращаются в класс. Учитель собирает оборудование.
- Учащиеся быстро завершают записи и готовятся к представлению результатов.
- Представление результатов групп (10-15 минут):
- Каждая группа поочередно выступает, кратко докладывая о своих открытиях по каждому из заданий.
- Учитель может задавать уточняющие вопросы.
- Возможно, на доске будет рисоваться общая схема природного комплекса участка, куда будут добавляться найденные компоненты и взаимосвязи.
- Обсуждение и выводы (5-8 минут):
- "Какие компоненты ПК вы увидели и изучили на нашем школьном участке?"
- "Какие примеры взаимосвязей между ними вы обнаружили?"
- "Как человек влияет на этот природный комплекс? Что можно сделать, чтобы улучшить его состояние?"
- Учитель обобщает информацию, подчеркивая важность каждого компонента и их взаимодействия, а также роль человека как части этого комплекса.
- Рефлексия и оценивание (3-5 минут):
- "Что нового вы узнали сегодня?"
- "Что было самым интересным/сложным?"
- "Пригодится ли вам эти знания и навыки в жизни?"
- Учитель может оценить работу каждой группы и активность отдельных учеников, основываясь на полноте заполнения маршрутных листов, качестве наблюдений и участии в обсуждении.
Этот формат позволит семиклассникам не только углубить свои знания по географии, но и развить целый комплекс универсальных учебных действий, получить ценный опыт исследовательской работы на реальной местности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии по теме "Природный комплекс"
Разработка урока для 8 класса в виде презентации по теме "Природный комплекс. Высотная поясность". На уроке в виде схем рассматриваются понятие и структура ПТК, факторы формирования природного комплек...

Конспект урока географии на тему: "Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы".
Конспект урока по географии, 8 класс, по учебнику И.И.Баринова. Цели урока: углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей приро...

Урок географии на тему"Природные комплексы. Географическая зональность"
Технологическая карта открытого урока географии в 7 классе.Открытый урок-исследование по теме "Природные комплексы. Географическая зональность"...
Конспект урока 7 класса по теме: "Природные зоны Евразии. Особенности их размещения на территории материка. Высотная поясность в горах материка."
конспект урока с использованием ИКТ...

Проект на тему " Экологическая тропа на пришкольном участке"
проект экологической тропы на пришкольном участке с остановками и заданиями....
Методическая разработка по теме: «Практикоориентированные занятия на пришкольном участке»
Моя методическая разработка направлена на решение проблемы: у детей нет опыта наблюдения и практической деятельности в природеВ своей разработке я поделюсь опытом работы по программе ВУД «Ландша...

Предлагаю провести урок на тему: Тема: "Природный комплекс пришкольного участка и прилегающей территории: компоненты и взаимосвязи"
Закрепить понятие "природный комплекс" и его основные компоненты.Научиться выявлять и описывать компоненты природного комплекса на конкретной территории (рельеф, воды, почва, растительность,...
