Рабочая программа по геометрии 7-9 кл.
рабочая программа по геометрии (7 класс) по теме

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование уроков геометрии 7-9 кл., содержание курса, перечень методических материалов, критерии оценки знаний учащихся, планируемые результаты обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii7-9.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Усть-Пинежская средняя общеобразовательная школа»

МО «Холмогорский муниципальный район»

Архангельской области

                                                                                                                           «Утверждаю»

Директор школы

_________________/ Е.Б. Везирова/

«_____» __________________ 2012г.

                                                                                                                              «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________________ /И.Н. Орехова/

«_____» __________________2012г.

Рабочая программа

по геометрии в 7-9 классах

учителя первой квалификационной категории

Хошевой Эльвиры Юрьевны

п. Усть-Пинега

2011г.

Пояснительная записка

Материалы для рабочей программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования.

        Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

        Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются явления и процессы, происходящие в природе.

         Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно – научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

         Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождений геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

        Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умения аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

         Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся. Активное использование задач на все этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

        В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и емко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

        Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию. Изучение геометрии развивает воображение школьников, обогащает и развивает их пространственные представления.

Цели

Изучение геометрии в 7- 9 классах направлено на достижение следующих целей:

Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 7-9 классах отводится по 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего  204 уч. часа. Изучение учебного курса в 7, 8 и 9 классах заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, контрольных работ по разделам учебника.

Содержание тем учебного курса.

Название раздела

Кол-во часов

Кол-во к/р

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Начальные геометрические сведения.

Треугольники.

Параллельные прямые.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Четырехугольники.

Площадь.

Подобные треугольники.

Окружность.

Векторы.

Метод координат.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Длина окружности и площадь круга.

Движения.

Начальные сведения из стереометрии.

Повторение.

10

18

11

17

15

13

17

16

8

9

10

11

7

8

20

1

1

1

2

1

1

2

1

-

1

1

1

1

                                                                                                       Итого: 204 ч.

Учебно-тематическое планирование.

Геометрия  7 класс

Название раздела (темы)

Кол-во часов

Кол-во к/р

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

   8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

 

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Начальные геометрические сведения.

Прямая и отрезок.

Луч и угол.

Сравнение отрезков и углов.

Измерение отрезков.

Измерение углов.

Смежные и вертикальные углы.

Перпендикулярные прямые.

Решение задач.

Контрольная работа № 1.

Треугольники.

Первый признак равенства треугольников.

Перпендикуляр к прямой.

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Свойства равнобедренного треугольника.

Второй признак равенства треугольников.

Третий признак равенства треугольников.

Окружность.

Задачи на построение.

Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

Контрольная работа № 2.

Параллельные прямые.

Признаки параллельности двух прямых.

Аксиома параллельных прямых.

Теоремы об углах, образованных параллельными прямыми и секущей.

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

Контрольная работа № 3.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Теорема о сумме углов треугольника.

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

Неравенство треугольника.

Контрольная работа № 4.

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Построение треугольника по трем элементам.

Решение задач.

Контрольная работа № 5.

Повторение. Решение задач.

1

1

1

2

2

1

1

1

3

1

1

2

2

3

1

2

3

4

3

1

3

2

2

2

2

3

1

2

3

7

1

1

1

1

1

                                                                                                   Итого:    68 ч.

Учебно-тематическое планирование.

Геометрия  8 класс

Название раздела (темы).

Кол-во часов

Кол-во к/р

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

Четырехугольники.

Повторение курса 7 класса.

Многоугольники.

Параллелограмм и трапеция.

Прямоугольник.

Ромб, квадрат.

Осевая и центральная симметрии.

Решение задач.

Контрольная работа № 1.

Площадь.

Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата.

Площадь прямоугольника.

Площадь параллелограмма.

Площадь  треугольника.

Площадь трапеции.

Теорема Пифагора.

Теорема, обратная теореме Пифагора.

Решение задач.

Контрольная работа № 2.

Подобные треугольники.

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.

Отношение площадей подобных треугольников.

Первый признак подобия треугольников.

Второй признак подобия треугольников.

Третий признак подобия треугольников.

Контрольная работа № 3.

Средняя линия треугольника.

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

Практические приложения к подобию треугольников.

О подобии произвольных фигур.

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300,450, 600.

Контрольная работа № 4.

Окружность.

Взаимное расположение прямой и окружности.

Касательная к окружности.

Градусная мера дуги окружности.

Теорема о вписанном угле.

Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.

Теорема о пересечении высот треугольника.

Вписанная  окружность.

Описанная окружность.

Решение задач.

Контрольная работа № 5.

Повторение. Решение задач.

2

2

6

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

1

2

1

1

2

2

1

2

2

2

1

1

2

1

2

1

3

2

1

2

2

2

2

1

1

1

1

1

                                                                                                                   Итого: 68 ч.

Учебно-тематическое планирование.

Геометрия  9 класс

Название раздела ( темы)

Кол-во часов

Кол-во к/р

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Векторы.

Понятие вектора.

Сложение и вычитание векторов.

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

Средняя линия трапеции.

Метод координат.

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

Координаты вектора.

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

Простейшие задачи в координатах.

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. Уравнение прямой.

Решение задач.

Контрольная работа № 1.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус, тангенс.

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

Формулы для вычисления координат точки.

Теорема о площади треугольника.

Теорема синусов.

Теорема косинусов.

Решение треугольников.

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.

Решение задач.

Контрольная работа № 2.

Длина окружности и площадь круга.

Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника.

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников.

Длина окружности.

Площадь круга. Площадь кругового сектора.

Решение задач.

Контрольная работа № 3.

Движения.

Отображение плоскости на себя. Понятие движения.

Параллельный перенос.

Поворот.

Решение задач.

Контрольная работа № 4.

Повторение. Решение задач.

Начальные сведения из стереометрии.

Многогранники.

Тела и поверхности вращения.

2

3

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

3

3

2

1

1

11

4

4

1

1

1

1

                                                                                                           Итого: 68 ч.

Планируемые результаты изучения курса геометрии в 7-9 класса

В результате изучения курса ученик должен:

Знать/ понимать

Наглядная геометрия

распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.

Уметь

вычислят объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.

Геометрические фигуры

Знать/ понимать

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельные перенос);

оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Уметь

владеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

применять алгебраический и тригонометрический методы решения геометрических задач;

овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

решать задачи на построение методом геометрического места точек.

Измерение геометрических величин.

Знать/ понимать

использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

вычислять длину окружности и длину дуги окружности; решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур.

Уметь

вычислять площади фигур, составленных из двух или более фигур;

вычислять площади многоугольников.

Координаты

Знать/ понимать

правило вычисления длины отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка; использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Векторы

Уметь

оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности векторов, координаты произведения вектора на число;

вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Перечень учебно – методического обеспечения

Основной учебник:

Геометрия 7-9: учеб. для общеобразовательных учреждений, Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 18-е изд,- М., Просвещение, 2008г

Дополнительные пособия:

Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы, 3-е издание, М., «Просвещение», 2010г.

Рабочая тетрадь. Геометрия 7 кл., Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др., М., Просвещение, 2011г.

Рабочая тетрадь. Геометрия 8 кл., Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др., М., Просвещение, 2010г.

Рабочая тетрадь. Геометрия 9 кл., Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др., М., Просвещение, 2010г.

Н.Ф.Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии 7 класс, М., «Вако», 2004г.

Н.Ф.Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии 8 класс, М., «Вако», 2006г.

Н.Ф.Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии 9 класс, М., «Вако», 2011г

Е.М.Рабинович, Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 кл.,Москва- Харьков, «Илекса», «Гимназия», 2002г.

А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса., Москва – Харьков, «Илекса», «Гимназия», 2001г.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка устных ответов учащихся:

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

 полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметка «3»  ставится в следующих случаях:

 неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).

имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился  с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.

Отметка «2»  ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных контрольных работ учащихся.

Отметка «5»  ставится в следующих случаях:

работа выполнена полностью.

в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Тесты

«5» - 90-100%

«4» - 75-80%

«3» - 60-70%

«2» - 50% и менее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...