Рабочая программа по геометрии 8 класс
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс) по теме

Федорова Ирина Петровна

Рабочая программа по геометрии для 8 класса к учебнику Л.С. Атанасяна, включает развернутое календарное тематическое поурочное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapisk1.docx45.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по геометрии адресована учащимся 8-х классов общеобразовательного учреждения. Она представляет собой адаптированную программу Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др.. Выбор программы обусловлен тем, что она полностью отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по математике.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

Развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами.

Цели

Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Адаптация программы к условиям МОУ СОШ города Пионерский позволяет использовать при ее освоении возможности интерактивного оборудования.

Реализация программы осуществляется по учебнику «Геометрия 7-9» авторов: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина – М.: Просвещение, 2009, рекомендованный Министерством образования и науки РФ.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 8 КЛАСС

В результате изучения алгебры ученик должен:

уметь

Вычислять значения геометрических величин (длин, углов);

пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей);

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

решать простейшие планиметрические задачи на плоскости.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

К-во

часов

По видам учебной деятельности

Компетенции

теория

практики

1.

Вводное повторение.

2

1

1

Учебно-познавательные

Четырехугольники.

14

7

7

2.

Многоугольники.

2

1

1

Учебно-познавательные

3.

Параллелограмм и трапеция

6

3

3

Учебно-познавательные

4.

Прямоугольник. Ромб. Квадрат.

5

3

2

Учебно-познавательные, информационные

5.

Контрольная работа № 1.

1

1

Предметная (математическая)

Площадь.

14

6

8

6.

Площадь многоугольника

2

1

1

Предметная (математическая)

7.

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции.

7

3

4

Предметная (математическая)

8.

Теорема Пифагора.

4

2

2

Учебно-познавательные

9.

Контрольная работа № 2.

1

1

Предметная (математическая)

Подобные треугольники.

18

8

10

10.

Определение подобных треугольников.

2

1

1

Учебно-познавательные

11.

Признаки подобия треугольников.

4

2

2

Учебно-познавательные

12.

Контрольная работа № 3.

1

1

Предметная (математическая)

13.

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

7

3

4

Учебно-познавательные, информационные

14.

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

3

2

1

Учебно-познавательные

15.

Контрольная работа № 4.

1

1

Предметная (математическая)

Окружность.

16

9

7

16.

Касательная к окружности.

3

2

1

Учебно-познавательные

17.

Центральные и вписанные углы.

4

3

1

Учебно-познавательные

18.

Четыре замечательные точки треугольника.

3

2

1

Учебно-познавательные

19.

Вписанные и описанные окружности.

5

2

3

Учебно-познавательные

20.

Контрольная работа № 5.

1

1

Предметная (математическая)

Итоговое повторение.

4

2

2

информационные

всего

68

33

35

Календарное тематическое поурочное планирование по геометрии,

8 класс, базовый уровень, 2010-2011 учебный год.

УМК - Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др., 68 часов, 2часа в неделю

Учитель: Федорова Ирина Петровна

Принятые сокращения:

ИАД - интерактивная доска

ММП - мультимедиапроектор

ЭУП - электронное учебное пособие

ЭВ - электронный вид

ПК - персональный компьютер

Тема /тема урока

К-во

часов

Дата

Стандарт/содержание

Оснащение

Тип урока

Тип и форма контроля

Домашнее

задание

Вводное повторение

2

Повторить наиболее важные темы курса геометрии 7 класса, совершенствовать навыки решения задач.

1

Начальные геометрические сведения. Треугольники.

1

Признаки равенства, соотношения между сторонами и углами треугольника, свойства равнобедренного треугольника, свойства и признаки параллельных прямых.

ИАД

Комбинированный урок

Задачи по готовым чертежам

Глава II, §§ 1, 3, пп.22, 23, 35, 38.

2

Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

ИАД

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Индивидуальные карточки

Четырехугольники

14

систематизация сведений о четырехугольниках и их свойствах; формирование представления о фигурах, симметричных относительно точки и прямой.

3

 Многоугольник. Выпуклый многоугольник.

1

Понятие многоугольника, выпуклого многоугольника, формула суммы углов выпуклого многоугольника и суммы углов четырехугольника

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос

Пп39-41, №364(а,б), 365(а,б,г), 368

4

Четырехугольник. Решение задач по теме «Многоугольник».

1

ЭУП

Комбинированный урок

Индивидуальный контроль

№366, 369, 370

5

Параллелограмм.

1

Понятие параллелограмма, его свойства и признаки

ИАД

Урок ознакомления с новым материалом

Решение задач по готовым чертежам

п42, №373(а), 372(в), 376(в,г).

6

 Признаки параллелограмма.

1

Комбинированный урок

работа по индивидуальным карточкам

п43, №383, 373, 378.

7

Решение задач по теме Параллелограмм».

1

ЭУП

Урок закрепления изученного

Индивидуальный контроль

№375, 380,384

8

 Трапеция.

1

Понятие трапеции, ее элементов, свойства равнобедренной трапеции, теорема Фалеса

ИАД

Урок ознакомления с новым материалом

Решение задач по готовым чертежам

п44, №386, 387,390.

9

Теорема Фалеса.

1

Комбинированный урок

Индивидуальный контроль

№391,392

10

Задачи на построение.

1

Урок применения знаний и умений

работа по индивидуальным карточкам

№394, 398, 393(б)

11

Прямоугольник.

1

Понятие прямоугольника, свойство диагоналей прямоугольника

ИАД

Урок ознакомления с новым материалом

Решение задач по готовым чертежам

п.45, №399, 401(а), 404

12

Ромб. Квадрат.

1

Понятия ромба и квадрата, свойства и признаки ромба и квадрата

ИАД

Комбинированный урок

Решение задач по готовым чертежам

п.46, №405,409, 411.

13

Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат».

1

ЭУП

Урок закрепления изученного

Индивидуальный контроль

п.47, №415(б), 413(а), 410.

14

 Осевая и центральная симметрии.

1

Осевая и центральная симметрии, построение симметричных точек, симметричные фигуры

ИАД

Комбинированный урок

Индивидуальный контроль

№416, 421

15

Решение задач по теме «Четырехугольники».

1

ИАД

Урок закрепления изученного

Решение задач по готовым чертежам

упражнения

16

Контрольная работа №1. «Четырехугольники».

1

Проверка знаний, умений и навыков

Урок проверки знаний и умений

Площадь

14

формирование понятия площади многоугольника, развитие умения вычислять площади, применять теорему Пифагора.

17

Площадь многоугольника.

1

Основные свойства площадей, формула площади квадрата, формула площади прямоугольника.

ИАД

Урок ознакомления с новым материалом

Решение задач по готовым чертежам

Пп48,49,№448, 449(б), 450(б), 446

18

 Площадь прямоугольника.

1

Комбинированный урок

работа по индивидуальным карточкам

п.50, упражнения

19

 Площадь параллелограмма.

1

Формула площади параллелограмма

Урок ознакомления с новым материалом

работа по индивидуальным карточкам

п.51, упражнения

20

 Площадь треугольника.

1

Формула площади треугольника

Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу

Формула площади трапеции

Урок ознакомления с новым материалом

Самостоятельное решение задач с самопроверкой

п.51, упражнения

21

Решение задач по теме «Площадь треугольника».

1

ЭУП

Урок проверки и коррекции знаний

Индивидуальный контроль

п.52, упражнения

22

 Площадь трапеции.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Конспект урока

п.53, упражнения

23

Решение задач на вычисление площадей фигур.

1

ЭУП

Урок проверки и коррекции знаний

Теоретический тест

упражнения

24

Решение задач на нахождение площади.

1

ЭУП

Урок проверки и коррекции знаний

Индивидуальный контроль

упражнения

25

Теорема Пифагора.

1

Теорема Пифагора, терема, обратная теореме Пифагора

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос

п.54, упражнения

26

 Теорема, обратная теореме Пифагора.

1

Комбинированный урок

Индивидуальный контроль

п.55, упражнения

27

Решение задач по теме «Теорема Пифагора».

1

ЭУП

Урок проверки и коррекции знаний

Индивидуальный контроль

упражнения

28

Решение задач по теме «Площадь». Формула Герона.

1

Формула Герона

ЭУП

Комбинированный урок

Фронтальная работа с классом

упражнения

29

Решение задач по теме «Теорема Пифагора».

1

ЭУП

Урок проверки и коррекции знаний

Самостоятельное решение задач

 упражнения

30

Контрольная работа №2. «Площадь».

1

Проверка знаний, умений и навыков

Урок проверки знаний и умений

Подобные треугольники

18

формирование понятия подобных треугольников, выработка умения применять признаки подобия треугольников.

31

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.

1

Понятие пропорциональных отрезков и подобных треугольников, свойство биссектрисы треугольника, теорема об отношении площадей подобных треугольников

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальная работа с классом

п. 56, 57, упражнения

32

 Отношение площадей подобных треугольников.

1

Урок проверки и коррекции знаний

Индивидуальный контроль

п.58, упражнения

33

 Первый признак подобия треугольников.

1

Признаки подобия треугольников

Урок ознакомления с новым материалом

Теоретический фронтальный опрос

п. 59, упражнения

34

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.

1

ИАД

Урок проверки и коррекции знаний

Решение задач по готовым чертежам

упражнения

35

 Второй признак подобия треугольников. Третий признак подобия треугольников.

1

ИАД

Урок ознакомления с новым материалом

Самостоятельное решение задач по готовым чертежам

п.60,61, упражнения

36

Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

1

ЭУП

Урок проверки и коррекции знаний

Самостоятельная работа

упражнения

37

Контрольная работа №3. «Признаки подобия треугольников».

1

Проверка знаний, умений и навыков

Урок проверки знаний и умений

38

 Средняя линия треугольника.

1

Теорема о средней линии треугольника, свойство медиан треугольника

ИАД

Урок ознакомления с новым материалом

Решение задач по готовым чертежам

п. 62, упражнения

39

Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника.

1

Комбинированный урок

Индивидуальный контроль

упражнения

40

Пропорциональные отрезки.

1

Понятие среднего пропорционального двух отрезков, свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла

Урок ознакомления с новым материалом

Работа в группах

п. 63, упражнения

41

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1

Урок закрепления изученного

работа по индивидуальным карточкам

упражнения

42

 Измерительные работы на местности.

1

Применение подобия треугольников в измерительных работах на местности

Урок применения знаний и умений

Индивидуальный контроль

п. 64, упражнения

43

Задачи на построение методом подобия.

1

Выработка навыков использования теорем подобных треугольников при решении задач на построение

ИАД

Урок применения знаний и умений

Решение задач по готовым чертежам

упражнения

44

 Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

1

Понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника

Урок ознакомления с новым материалом

Работа в парах

п.66, упражнения

45

 Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°.

1

Получение навыков вычисления синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º и 60º.

Комбинированный урок

Индивидуальные карточки

п.67, упражнения

46

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».

1

 решение прямоугольных треугольников

ЭУП

Урок проверки и коррекции знаний

Индивидуальный контроль

п.63, 64, 65, 66, 67, упражнения

47

Применение признаков подобия к решению задач.

1

Совершенствование навыков решения задач на применение теории подобия треугольников и соотношений между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Урок применения знаний и умений

Индивидуальный контроль

упражнения

48

Контрольная работа №4 . Применение признаков подобия к решению задач.

1

Проверка знаний, умений и навыков

Урок проверки знаний и умений

Окружность

16

Дать учащимся систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанной и описанной окружности.

49

 Взаимное расположение прямой и окружности.

1

Различные случаи взаимного расположения прямой и окружности

ИАД

Урок ознакомления с новым материалом

Устное решение задач

п. 68, упражнения

50

 Касательная к окружности.

1

Понятие касательной, точки касании, отрезков касательных, проведенных из одной точки, свойство касательной и ее признак

Урок ознакомления с новым материалом

Работа в парах

п. 69, упражнения

51

Решение задач по теме «Касательная к окружности».

1

ИАД

Урок проверки и коррекции знаний

Решение задач по готовым чертежам

упражнения

52

 Градусная мера дуги окружности.

1

Понятие градусной меры дуги окружности, центрального угла

Урок ознакомления с новым материалом

Индивидуальный контроль

п. 70, упражнения

53

 Теорема о вписанном угле.

1

Понятие вписанного угла, теорема о вписанном угле и следствия из нее

ИАД

Урок ознакомления с новым материалом

Решение задач по готовым чертежам

п. 71, упражнения

54

Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

1

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

ИАД

Комбинированный урок

Решение задач по готовым чертежам

п. 71, упражнения

55

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы».

1

Систематизация знаний по теме «Центральные и вписанные углы»

Урок проверки и коррекции знаний

Индивидуальный контроль

упражнения

56

 Свойство биссектрисы угла.

1

Свойство биссектрисы угла

Урок ознакомления с новым материалом

План-конспект

п.72 (до серединного перпендикуляра), упражнения

57

Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.

1

Понятие серединного перпендикуляра, теорема о серединном перпендикуляре

ИАД

Урок ознакомления с новым материалом

Решение задач по готовым чертежам

п. 72, упражнения

58

 Теорема о пересечении высот треугольника.

1

Теорема о точке пересечения высот треугольника

ИАД

Урок ознакомления с новым материалом

Решение задач по готовым чертежам

п.73, упражнения

59

 Вписанная окружность.

1

Вписанная окружность, описанный многоугольник, теорема об окружности, вписанной в треугольник

ИАД

Урок ознакомления с новым материалом

Решение задач по готовым чертежам

п.74, упражнения

60

Свойство описанного четырехугольника.

1

Свойство описанного четырехугольника

Комбинированный урок

Индивидуальный контроль

п.74, упражнения

61

 Описанная окружность.

1

Понятие окружности описанной около многоугольника и вписанного в окружность многоугольника

ИАД

Урок ознакомления с новым материалом

Решение задач по готовым чертежам

п. 75, упражнения

62

Свойство вписанного четырехугольника.

1

Свойство вписанного четырехугольника

ИАД

Комбинированный урок

Решение задач по готовым чертежам

упражнения

63

Решение задач по теме «Окружность».

1

Систематизация знаний по теме «Окружность»

Урок проверки и коррекции знаний

Индивидуальный контроль

упражнения

64

Контрольная работа №5. Окружность.

1

Проверка знаний, умений и навыков

Урок проверки знаний и умений

Итоговое повторение

4

65

Четырехугольники.

1

Систематизация знаний по теме «Четырехугольники»

ЭУП

Урок обобщения и систематизации знаний

Индивидуальный контроль

упражнения

66

Площадь.

1

Систематизация знаний по теме «Площадь»

ИАД

Урок обобщения и систематизации знаний

Решение задач по готовым чертежам

упражнения

67

Подобные треугольники.

1

Систематизация знаний по теме «Подобные треугольники»

ЭУП

Урок обобщения и систематизации знаний

Индивидуальный контроль

упражнения

68

Окружность.

1

Систематизация знаний по теме «Окружность»

ИАД

Урок обобщения и систематизации знаний

Решение задач по готовым чертежам

упражнения

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Вводное повторение – 2 часа

Четырехугольники – 14 часов

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Обучающийся должен:

распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;

изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур.

Площадь – 14 часов

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Обучающийся должен:

применять полученные знания для вычисления площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства);

знать и применять при решении задач теорему Пифагора.

Подобные треугольники – 18 часов

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Обучающийся должен:

знать и уметь применять признаки подобия треугольников, теоремы о пропорциональных отрезках;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их прикладного использования;

знать определения синуса, косинуса, и их значения для углов 30º, 45º, 60º.

Окружность – 16 часов

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Обучающийся должен:

доказывать и применять при решении задач свойства и признак касательной и секущей, понятие центрального и вписанного углов;

знать теоремы об окружностях, вписанных и описанных около треугольника и уметь их применять при решении задач, в том числе на доказательство.

Повторение. Решение задач – 4 часа


КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ

УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Контроль качества подготовки учащихся осуществляется путем проведения контрольных работ в заключении изучения каждой темы, а также итоговой контрольной работы за курс 8 класса.

Номер работы

Тема

Контрольная работа № 1

Четырехугольники

Контрольная работа № 2

Площадь

Контрольная работа № 3

Подобные треугольники

Контрольная работа № 4

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

Контрольная работа № 5

Окружность

Контрольная работа № 6

Итоговая контрольная работа

Контрольные работы проводятся по текстам, составленным авторами программы.


ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике

Примерная программа основного общего образования по математике.

Учебник «Геометрия 7-9» авторов: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина – М.: Просвещение, 2009

Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / сост. Бурмистрова Т.А.

Учебное электронное издание «Математика 5-11» – Дрофа, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....