Рабочая программа по геометрии 9 класс
календарно-тематическое планирование по геометрии (9 класс) по теме

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по УМК Атанасян Л.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon g-9_rabochaya_programma.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

Судогодского района Владимирской области

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР:

__________        /______________        /


«___» _________        20__г.

«Утверждаю»

Директор школы:

__________        /______________        /


Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.









Рабочая программа

по геометрии

9 класс

(базовый уровень)

на 2012 - 2013  учебный год






Морозова Елена Николаевна, учитель математики

1 квалификационной категории



Ильино

2012__

Пояснительная записка

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

1.      Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.

2.      Стандарт основного общего образования по математике.

Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса на базовом уровне.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели и задачи

Изучение геометрии  на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно базисному учебному плану школы  на геометрию отводится 2 часа в неделю или 68 часов в год.

В целях выполнения Стандарта основного общего образования по математике в планирование внесена тема «Начальные сведения из стереометрии».  При организации повторения ведется подготовка к ГИА по математике, т.к. начиная с 2012 года в КИМы внесены задания по геометрии.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Векторы

12

2

Метод координат

10

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

11

4

Длина окружности и площадь круга

12

5

Движения

8

6

Начальные сведения из стереометрии

6

7

Повторение курса планиметрии

7

Резерв

2

Итого

68

Содержание курса

Начальные понятия и теоремы геометрии

Окружность и круг.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.

Треугольник. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Измерение геометрических величин. Длина ломаной, периметр многоугольника.

 Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

Площадь круга и площадь сектора.

Связь между площадями подобных фигур.

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.

Векторы

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.

Геометрические преобразования

Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.

Построения с помощью циркуля и линейки

Основные задачи на построение правильных многоугольников

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

основные понятия и определения геометрических фигур по программе;

формулировки основных теорем и их следствий.

уметь

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Перечень учебно-методического, материально-технического

 и информационно-технического обеспечения

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б.  и др. Геометрия. 7 – 9: Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2009.

 Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.  и др. Геометрия: Рабочая тетрадь для 9 класса.– М.: Просвещение, 2011.

Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.П. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2007.

Саакян С.М., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 9 класса.- М.:Илекса, 2003

Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 8 класса.- М.:Илекса, 2003

Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л. Контрольные работы по геометрии для 7-9 классов.- М.: Просвещение, 2006.

Календарно-тематическое (поурочное) планирование

по геометрии для 9 класса

                                                                                         

№ урока

Тема урока

Формы  и типы контроля

Планируемый результат

Сроки изучения

знать

уметь

По

плану

Факти-

чески

Векторы

1

Понятие вектора

-понятие вектора, его начала и конца, нулевого вектора, длины вектора, коллинеарных, сонаправленных, противоположно направленных и равных векторов

-изображать и обозначать векторы, решать простейшие задачи по теме

4.09

2

Понятие вектора

5.09

3

Сложение и вычитание векторов


-определение суммы и разности двух векторов, противоположных векторов, законы сложения, правило треугольника и параллелограмма, теорему о разности двух векторов, понятие суммы трех и более векторов, правило многоугольника

-строить вектор, равный сумме и разности двух, сумме нескольких векторов, решать простейшие задачи по теме

11.09

4

Сложение и вычитание векторов

12.09

5

Сложение и вычитание векторов

С-15 [6]

18.09

6

Умнож. вектора на число. Прим векторов к реш задач




-понятие умножения вектора на число, свойства умножения,  свойства действий над векторами

-строить вектор, умноженный на число, выполнять действия с векторами, решать задачи по теме

19.09

7

Умнож. вектора на число. Прим векторов к реш задач

25.09

8

Умнож. вектора на число. Прим векторов к реш задач

26.09

9

Умнож. вектора на число. Прим векторов к реш задач

С-16[6]

2.10

10

Средняя линия трапеции

-понятие средней линии трапеции, теорему с доказательством, свойства

решать  задачи по теме

3.10

11

Решение задач

С-17[6]

-определения суммы и разности двух векторов, умножения вектора на число, свойсва действий над векторами, понятие средней линии трапеции, свойства средней линии трапеции

-применять векторы к решению геометрич задач, выполнять действия с векторами, решать простейшие задачи по теме

9.10

23.10

12

Контрольная работа №1

КР№1[7]

10.10

23.10

Метод координат

2.10

13

Координаты вектора

-лемму о коллинеарных векторах и теорему о разложении вектора по двум данным неколлинеарным векторам;

- понятие координат вектора; правила действий над векторами с заданными

координатами.

- решать задачи по теме

16.10

24.10

14

Координаты вектора

С-1[5]

17.10

15

Простейшие задачи в координатах

-формулы для нахождения координат середины отрезка, длины вектора по его координатам, расстояния между двумя точками.

- решать простейшие задачи методом координат

23.10

16

Простейшие задачи в координатах

С-2[5]

24.10

17

Уравнения окружности и прямой

- понятие уравнения линии на плоскости; вывод уравнения окружности; вывод уравнения

прямой.

-решать задачи

по теме

6.11

18

Уравнения окружности и прямой

С-3[5]

7.11

19

Уравнения окружности и прямой

13.11

20

Решение задач

С-4[5]

- понятие координат вектора; правила действий над векторами с заданными координатами; формулы для нахождения координат

--середины отрезка, длины вектора по его координатам, расстояния между двумя точками; уравнения окружности и прямой.

-решать простейшие задачи методом координат

14.11

21

Решение задач

20.11

22

Контрольная работа № 2

КР№2[7]

21.11

Соотношения между сторонами и углами треугольника

23

Синус, косинус и тангенс угла

-понятия синуса, косинуса, тангенса для углов от 0° до 180°; основное тригонометрическое тождество; формулы для вычисления координат точки; формулы приведения sin (90° — а), cos(90°-а), sin (180°-а), cos(180°-а).

-решать задачи по теме

27.11

24

Синус, косинус и тангенс угла

28.11

25

Синус, косинус и тангенс угла

С-5[5]

4.12

26

Соотношения между сторонами и углами треугольника

- теорему о площади треугольника с доказательством; теоремы синусов и косинусов с доказательствами.

- решать задачи по теме

5.12

27

Соотношения между сторонами и углами треугольника

С-6[5]

11.12

28

Соотношения между сторонами и углами треугольника

12.12

29

Соотношения между сторонами и углами треугольника

С-7[5]

18.12

30

Скалярное произведение векторов

-понятие угла между

векторами; определение

скалярного произведения

векторов; теорему о скалярном произведении двух векторов в координатах с доказательством и ее свойства; свойства скалярного произведения.

-решать задачи

по теме

19.12

31

Скалярное произведение векторов

С-8[5]

25.12

32

Решение задач

- определение скалярного произведения векторов; теорему о скалярном произведении двух векторов в координатах с доказательством и ее свойства; свойства скалярного произведения; теорему о площади треугольника; теоремы синусов и косинусов.

-решать задачи по теме

26.12

33

Контрольная работа №3

КР №3[7]

15.01

Длина окружности и площадь круга

34

Правильные многоугольники

- понятие правильного многоугольника;

 вывод формулы для вычисления угла правильного n-угольника; теоремы об окружностях: описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник с доказательствами; вывод формул, связывающих радиусы вписанной и описанной окружностей со стороной правильного многоугольника; способы построения правильных многоугольников; формулы для вычисления площади правильного многоугольника

- решать задачи по теме

16.01

35

Правильные многоугольники

22.01

36

Правильные многоугольники

23.01

37

Правильные многоугольники

С-9[5]

29.01

38

Длина окружности и площадь круга

- вывод формулы, выражающей длину окружности через ее радиус, и формулы для вычисления длины дуги с заданной градусной мерой; вывод формул площади круга и кругового сектора.

 

-решать задачи по теме

30.01

39

Длина окружности и площадь круга

5.02

40

Длина окружности и площадь круга

6.02

41

Длина окружности и площадь круга

С-10[5]

12.02

42

Решение задач

- способы построения правильных многоугольников; формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиусов вписанной и описанной окружностей; формулу, выражающую длину окружности через ее радиус; формулу для вычисления длины дуги с заданной градусной мерой; формулы площади круга и кругового сектора. 

-строить правильные многоугольники; решать задачи по теме

13.02

43

Решение задач

19.02

44

Решение задач

20.02

45

Контрольная работа №4

КР №4

26.02

Движение

46

Понятие движения

- понятия отображения плоскости на себя, движения, осевой и центральной симметрии.

-решать простейшие задачи по теме

27.02

47

Понятие движения

5.03

48

Понятие движения

С-11[5]

6.03

49

Параллельный перенос и поворот

-понятие параллельного переноса; доказательство того, что параллельный перенос есть движение; понятие поворота; правила построения геометрических фигур с использованием поворота; локазательство того, что поворот есть движение.

- решать простейшие задачи по теме

12.03

50

Параллельный перенос и поворот

13.03

51

Параллельный перенос и поворот

С-12[5]

19.03

52

Решение задач

-понятия движения, осевой и центральной симметрии, параллельного переноса и поворота; правила построения геометрических фигур с использованием осевой и центральной симметрии, поворота и параллельного переноса.

-решать простейшие задачи по теме

20.03

53

Контрольная работа №5

КР №5[7]

2.04

Начальные сведения из стереометрии

54

Многогранники

-понятие многогранника и его элементов, понятие призмы, параллелепипеда, пирамиды и их элементов, понятие объема, формулы для вычисления объема многогранника

-решать простейшие задачи по теме

3.04

55

Многогранники

9.04

56

Многогранники

10.04

57

Тела и поверхности вращения

- понятия цилиндра, конуса, сферы, шара, формулы для вычисления площади поверхности и объемов тел вращения

- решать простейшие задачи по теме

16.04

58

Тела и поверхности вращения

17.04

59

Тела и поверхности вращения

тест

23.04

Повторение

60

Об аксиомах планиметрии

- аксиомы, положенные в основу изучения курса геометрии; основные этапы развития геометрии

24.04

61

Повторение. Решение задач

- основной теоретический материал за курс планиметрии по программе для общеобразовательных школ.

-решать задачи по программе

30.04

62

Повторение. Решение задач

7.05

63

Повторение. Решение задач

8.05

64

Повторение. Решение задач

14.05

65

Контрольная работа №6 (итоговая)

КР №6[7]

15.05

66

Повторение

21.05

67

Резерв

22.05

68

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....