Рабочая программа по геометрии 11 класс (уч/ Л.С.Атанасян)
рабочая программа по геометрии (11 класс) по теме
рабочая программа по геометрии к учебнику Л.С. Атанасяна рассчитана на 2 часа в неделю, 70 учебных часов в год, содержит пояснительную записку, планирование, тексты контрольных работ и список использованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 519 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 354
Московского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
для 11 общеобразовательных классов
Учитель
Ф. Кожокарь
И. Ирина
О. Евгеньевна
Санкт-Петербург
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО ГЕОМЕТРИИ. 11 КЛАСС.
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 11 класса составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике(геометрия) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта среднего(полного) общего образования по математике(геометрия) и с учетом рекомендаций авторской программы Л.С. Атанасяна.
Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
- выполнения расчетов практического характера;
-использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Цели курса геометрии:
- развитие логического мышления, пространственного воображения и интуиции, критичности мышления на уровне, необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и ее производных, в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
Задачи курса геометрии:
- систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве;
- формирование умения применять полученные знания для решения практических задач, проводить доказательные рассуждения , логически обосновывать выводы для изучения школьных естественно- научных дисциплин на базовом уровне.
- Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
- Учебный предмет изучается 11 классе, рассчитан на 70 часов, в том числе практические и контрольные работы-7 часов.
Содержание программы носит локальный (созданный для данного образовательного учреждения) и индивидуальный (разработанный учителем ) характер. При проведении уроков используются разнообразные формы организации учебной деятельности (беседы, работы в группах, практикумы, игровые моменты, деловые игры и другие).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, колллинеарность векторов в координатах.
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | Контрольных работ и зачетов |
1 | Векторы в пространстве. | 6 ч | 1 |
2 | Метод координат в пространстве. Движения | 15 ч | 2 |
3 | Цилиндр, конус, шар | 16 ч | 2 |
4 | Объемы тел | 17 ч | 2 |
5 | Повторение | 16 ч | |
Итого | 70 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1.Векторы в пространстве(6 ч.)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Цель: закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем некомпланарным векторам.
Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило сложения параллелепипеда трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.
2. Метод координат в пространстве. Движения (15 ч).
Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Цель: введение понятие прямоугольной системы координат в пространстве; знакомство с координатно-векторным методом решения задач, сформировать у учащихся умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве.
В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геометрии
2.Цилиндр, конус, шар (16 ч)
Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.
Цель: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся: круглые тела рассматривать на примере конкретных геометрических тел, изучать взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), ознакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решение большого количества задач позволяет продолжить работу по формированию логических и графических умений.
В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности, о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения.
3. Объем и площадь поверхности (17 ч).
Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.
Цель: продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Понятие объема вводить по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов.
Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства, так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к трудным разделам высшей математики. Поэтому нужные результаты устанавливать, руководствуясь больше наглядными соображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач.
Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей.
Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей.
Повторение (16ч.)
Цель: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения
Тематический и итоговый контроль проводится в форме проверочных, самостоятельных и контрольных работах, также в виде тестов. Материалы контроля представлены в приложении.
:
Список литературы
1. Геометрия,10-11: Учеб. Для общеобразовательных учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2004.
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике.
3.Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса- М. Просвещение, 2003.
4.Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. 11 класс/М.Вако,2006.
5. Журнал «Математика в школе».
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Утверждено» | ||||
Решением Методического объединения | ||||
| ||||
Поурочно-тематический план: | ||||
Этап обучения | 11 класс | |||
Предмет | Геометрия | |||
Название | Поурочно-тематический план: | |||
Период | № урока | Тема урока | Контроль | Домашнее задание |
| 1 | Понятие вектора в пространстве |
|
|
| 2 | Сложение и вычитание векторов |
|
|
| 3 | Умножение вектора на число |
|
|
| 4 | Компланарные векторы |
|
|
| 5 | Компланарные векторы |
|
|
| 6 | Зачет №4 |
|
|
| 7 | Координаты точки и координаты вектора |
|
|
| 8 | Координаты точки и координаты вектора |
|
|
| 9 | Координаты точки и координаты вектора |
|
|
| 10 | Координаты точки и координаты вектора |
|
|
| 11 | Координаты точки и координаты вектора |
|
|
| 12 | Координаты точки и координаты вектора |
|
|
| 13 | Скалярное произведение векторов |
|
|
| 14 | Скалярное произведение векторов |
|
|
| 15 | Скалярное произведение векторов |
|
|
| 16 | Скалярное произведение векторов |
|
|
| 17 | Скалярное произведение векторов |
|
|
| 18 | Скалярное произведение векторов |
|
|
| 19 | Скалярное произведение векторов |
|
|
| 20 | Контрольная работа №5 |
|
|
| 21 | Зачет №5 |
|
|
| 22 | Цилиндр |
|
|
| 23 | Цилиндр |
|
|
| 24 | Цилиндр |
|
|
| 25 | Конус |
|
|
| 26 | Конус |
|
|
| 27 | Конус |
|
|
| 28 | Конус |
|
|
| 29 | Сфера |
|
|
| 30 | Сфера |
|
|
| 31 | Сфера |
|
|
| 32 | Сфера |
|
|
| 33 | Сфера |
|
|
| 34 | Сфера |
|
|
| 35 | Сфера |
|
|
| 36 | Контрольная работа №6 |
|
|
| 37 | Зачет №6 |
|
|
| 38 | Объем прямоугольного параллелепипеда |
|
|
| 39 | Объем прямоугольного параллелепипеда |
|
|
| 40 | Объем прямоугольного параллелепипеда |
|
|
| 41 | Объем прямой призмы и цилиндра |
|
|
| 42 | Объем прямой призмы и цилиндра |
|
|
| 43 | Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса |
|
|
| 44 | Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса |
|
|
| 45 | Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса |
|
|
| 46 | Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса |
|
|
| 47 | Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса |
|
|
| 48 | Объем шара и площадь сферы |
|
|
| 49 | Объем шара и площадь сферы |
|
|
| 50 | Объем шара и площадь сферы |
|
|
| 51 | Объем шара и площадь сферы |
|
|
| 52 | Объем шара и площадь сферы |
|
|
| 53 | Контрольная работа №7 |
|
|
| 54 | Зачет №7 |
|
|
| 55 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 56 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 57 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 58 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 59 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 60 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 61 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 62 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 63 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 64 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 65 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 66 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 67 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 68 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
| 69 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
|
|
70 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Согласовано
Зам. директора по УВР
___________ Е.Л.Кот
«____» августа 2013 г.
Утверждаю
Директор СОШ № 354
Санкт-Петербурга
_________Л.А.Шнырикова
«___» августа 2013 г.
Рассмотрено
на методическом объединении
СОШ № 354
Протокол №__ от ___.08.2013
Руководитель МО ___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-295107-1380387523.png)
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/03/picture-462356-1404415590.jpg)
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/26/picture-498357-1419599320.jpg)
автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/21/picture-545137-1461259195.jpg)
Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник: Геометрия 7-9 класс. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.. - М. : Просвещение, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии. Уровень образования (класс): основное общее образование...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-330099-1383072430.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-330099-1383072430.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М....
Рабочая программа по геометрии .по учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. "Геометрия", 10–11 класс для детей, обучающихся на дому
Рабочая программа по геометрии для 10 класса (обучение на дому) рассчитана на 1 час в неделю. Программа разработана:в соответствии с Приказом Министерства образовани...