Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Панина Наталья Генриховна

Для реализации программного содержания используется:

  • Учебник: Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,     Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2006.
  • Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии 7 класс/А.В. Фарков/ Москва: «Экзамен».
  • Геометрия. Задачи на готовых чертежах 7-9 классы/М.Н. Рыбникова/ Луганск: «Учебная книга».
  • Дидактические материалы по геометрии для 7 класса/В.А. Гусев, А.И. Медянник/ Москва: «Просвещение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_7_klass_geometriya.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

                                                                                                         

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 Владимировская основная общеобразовательная школа

Рабочая программа

по математике (геометрия)

7 класс

Паниной Натальи Генриховны

(2013-2014 учебный год)

Владимировка 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе:

  • Закон  Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.;
  • Примерная программа по математике  http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ (Российское образование. Федеральный портал).
  • Авторская программа. «Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы/ Составитель: Бурмистрова Татьяна Анатольевна. - М.: «Просвещение», 2010.-128с.
  • Федеральных перечней учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
  • Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год
  • Положение о рабочей программе (Приказ №20 от 01.02.2012)

Описание место учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета «Математика» в 5-9 классах выделено по 5 часов в неделю (875 часов за 5 лет) из них:

 в 5 классе – 175 часов;

в 6 классе – 175 часов;

в 7 классе – 175 часов;

в 8 классе – 180 часов;

в 9 классе – 170 часов.

Курс математики в 7-9 классах состоит из двух разделов: «Алгебра», «Геометрия».

На изучение алгебры в 7-9 классах отведено 333часа за 3 года  из них:

7 класс – 123часа

8 класс – 108 часов

9 класс – 102 часа.

На изучение геометрии в 7-9 классах отведено 192 часа за 3 года из них:

7 класс – 52 часа

8 класс – 72 часа

9 класс- 68 часов.

В этом учебном  году в 7 классе добавлен 1 час по выбору для реализации учебного предмета математика. На геометрию на год добавилось  18 часов,  для реализации программы  (авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кардомцев и др) второй вариант, рассчитанный на 2 часа в неделю.

Основные цели:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
  • приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
  • освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования  выбора решений;
  • приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
  • развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
  • научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

Задачи обучения:

  • ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
  • научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
  • ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
  • изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
  • изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
  • научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
  • подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

Для реализации программного содержания используется:

  • Учебник: Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,     Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2006.
  • Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии 7 класс/А.В. Фарков/ Москва: «Экзамен».
  • Геометрия. Задачи на готовых чертежах 7-9 классы/М.Н. Рыбникова/ Луганск: «Учебная книга».
  • Дидактические материалы по геометрии для 7 класса/В.А. Гусев, А.И. Медянник/ Москва: «Просвещение».

Содержание программы

1. Начальные геометрические сведения (13 часов)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель- систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

2. Треугольники (17 часов)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель- ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач на построение с помощью циркуля и линейки.

3. Параллельные прямые (10 часов)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель - ввести одно из важнейших понятий-понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (22 часов)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

Повторение (8 часа)

 Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен:

Знать:

  • сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура наз. отрезком, лучом, углом.
  •  какие геом.фигуры наз. равными, что наз. серединой отрезка, биссектрисой угла, единицы измерения отрезков и углов, виды углов;
  • определение и свойства смежных, вертикальных углов, перпендикулярных прямых;
  • определение треугольника и его элементов, равных треугольников, перпендикуляра, медианы, биссектрисы, высоты треугольника, равнобедренного равностороннего треугольников, формулировки 1,2,3признаков равенства треугольников;
  • определение окружности и её элементов;
  • знать определение параллельных прямых, накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, формулировки признаков параллельности прямых, аксиому параллельных прямых, следствия из неё;
  • знать определение внешнего угла, остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников;
  • формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников;
  • знать, что наз. наклонной, расстоянием от точки до прямой и расстоянием между параллельными прямыми.

Уметь:

  • обозначать точки, отрезки, лучи, прямые и углы на рис., изображать отрезки, лучи, прямые и углы, возможные случаи взаимного расположения точек, отрезков, лучей и прямых;
  • сравнивать отрезки и углы, находить градусные меры углов с помощью транспортира;
  • строить смежные, вертикальные углы, находить их на рис., решать задачи;
  • доказывать 1,2,3 признаки равенства треугольников, теорему о свойствах равнобедренного треугольника, использовать их при решении задач;
  • выполнять простейшие построения с помощью циркуля и линейки, применять их при решении задач;
  • показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых, свойства параллельных прямых и использовать их при решении задач;
  • доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия, теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, т. о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;
  • доказывать свойства и признаки прямоугольных треугольников, применять их при решении задач;
  • доказывать свойство перпендикуляра, решать задачи на построение треугольника по трем элементам.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).



Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Индивидуальная работа

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения урока

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Начальные геометрические сведения(13ч)

1

Прямая,  точки.

1

Возникновение и развитие геометрии.  Планиметрия, стереометрия. Основные геометрические фигуры -плоскость, прямая, точка

Знать сколько прямых можно провести через две точки,  сколько общих точек могут иметь две прямые.

Уметь обозначать точки и прямые  на рисунке

Откуда возникла геометрия

2

Отрезок.

1

Определение отрезка

Знать определение отрезка

Уметь изображать и обозначать отрезки на рисунке

3

Луч и угол

1

Определение , обозначение и изображение на рисунке луча и угла, элементы угла.  Развернутый угол.

Знать определение луча и угла.

Уметь изображать и обозначать углы и лучи на рисунке, развернутые углы, называть по рисунку элементы угла

4

Сравнение отрезков и углов

1

Равные фигуры. Середина отрезка. Биссектриса угла

Знать какие фигуры называются равными, что такое середина отрезка, биссектриса угла.

Уметь сравнивать отрезки и углы, отмечать с помощью линейки середину отрезка

5

Измерение отрезков

1

Понятие длины отрезка. Инструменты для измерения длин на практике

Уметь измерить данный отрезок и выразить его длину в мм, см, метрах

6

Решение задач

1

Длина отрезка.. Единицы измерения отрезков.

Уметь находить длину отрезка, используя различные единицы измерения

7

Измерение углов

1

Что такое градусная мера угла. Измерение углов транспортиров

Знать что такое градусная мера угла

Уметь изображать прямой, острый. Тупой и развернутый углы

8

Решение задач

1

Что такое градусная мера угла, градус, минута

9

Смежные и вертикальные углы

1

Определение вертикальных и смежных углов, их свойства

Знать определения и свойства вертикальных и смежных углов

Уметь строить угол, смежный данному, вертикальные углы, находить на рисунке смежные и вертикальные углы

10

Перпендикулярные прямые

1

Смежные и вертикальные углы и их свойства. Определение перпендикулярных  прямых.

Знать определение перпендикулярных прямых

Уметь строить перпендикулярные прямые и находить их на рисунке

11

Решение задач

1

Смежные и вертикальные углы и их свойства. перпендикулярные  прямые.

Уметь решать задачи о нахождении смежных и вертикальных углов

12

Решение задач по теме: «Измерение отрезков и углов»

1

Основные геометрические фигуры. Измерение отрезков и углов. Вертикальные и смежные углы

Уметь решать задачи на измерение отрезков и углов, на нахождение смежных и вертикальных углов

13

Контрольная работа №1 по теме: «Измерение отрезков и углов»

1

Измерение отрезков, вертикальные и смежные углы, построение углов, построение биссектрисы угла с помощью транспортира

Треугольника (17ч)

14

Анализ контрольной работы. Равные треугольники

1

Определение  равных треугольников. Периметр треугольника

Уметь объяснять какая фигура называется треугольником и называть его элементы

15

Первый признак равенства треугольников

1

Понятие теоремы и доказательства теоремы. Формулировка и доказательство первого признака равенства треугольников

Знать понятие теоремы и ее доказательства, формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников

Уметь решать задачи на доказательство равенства треугольников

16

Решение задач на первый признак равенства треугольников

1

Решение задач на доказательство равенство треугольников

17

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

Определение перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника

Знать определение медианы, биссектрисы и высоты треугольника

Уметь объяснять какой отрезок называется перпендикуляром к прямой

18

Свойства равнобедренного треугольника

1

Определение равнобедренного треугольника, равностороннего треугольника. Теорема о свойствах равнобедренного треугольника.

Уметь объяснить какой треугольник называется равнобедренным, равносторонним,

19

Решение задач

1

Задачи на равносторонний и равнобедренный треугольник

 Уметь доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника

20

Второй признак равенства треугольников

1

Формулировка и доказательство второго признака равенства треугольников

Уметь применять второй признак для решения задач

21

Третий признак равенства треугольников

1

Формулировка и доказательство третьего признака равенства треугольников

Уметь применять третий признак для решения задач

22

Второй и третий признак равенства треугольников

1

Решение задач на применение всех трех признаков равенства треугольника

Знать формулировки и доказательство трех признаков треугольника

Уметь применять эти признаки при решении задач

23

Второй и третий признак равенства треугольников

1

Решение задач на применение всех трех признаков равенства треугольника

24

Окружность

1

Окружность, центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности.

Знать определение окружности Уметь объяснять что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности

25

Задачи на построение

1

Построение с помощью циркуля и линейки отрезка, равного  данному,  угла, равного  данному, биссектрисы угла

Уметь выполнять с помощью циркуля и линейки построение отрезка, равного  данному,  угла, равного  данному, биссектрисы угла

26

Задачи на построение

1

Построение с помощью циркуля и линейки середины отрезка и перпендикулярных  прямых

Уметь выполнять с помощью циркуля и линейки построение середины отрезка и перпендикулярных  прямых

27

Решение задач по теме «Треугольники»

1

Систематизация знаний по теме «Треугольники»

Уметь решать задачи на применения признаков равенства треугольников,  основные задачи на построение

28

Решение задач по теме «Треугольники»

1

Решение задач  на применение признаков равенства треугольников, на построение

29

Решение задач по теме «Треугольники»

1

30

Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники»

1

Задачи на применения признаков равенства треугольников и построение

Уметь решать задачи на применения признаков равенства треугольников,  основные задачи на построение

Параллельные прямые ( 10 ч)

31

Анализ контрольной работы. Параллельные прямые

1

Определение параллельных прямых, название углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировка и доказательство первого признака параллельности прямых

Знать определение параллельных прямых, название углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельности прямых.

Понимать какие отрезки и лучи называются параллельными

32

Признаки параллельности   прямых

1

Формулировка и доказательство признаков параллельности прямых и применение их при решении задач

33

Решение задач на применение признаков параллельности прямых

1

Применение признаков параллельности прямых для доказательства параллельности прямых

34

Аксиома параллельных  прямых

1

Аксиома параллельных  прямых и следствия из него

Знать аксиому параллельных прямых и следствие из нее

Уметь применять аксиому и следствие из нее при решении зада

35

Свойства параллельных прямых

1

Решение задач на свойства параллельных прямых

Уметь доказывать и  применять свойства параллельных прямых и применять их при решении задач

36

Применение свойств параллельных прямых

1

Решение задач на свойства параллельных прямых

37

Решение задач на применение свойств параллельных прямых

1

Решение задач на свойства параллельных прямых

38

Решение задач на применение свойств параллельных прямых

1

Решение задач на свойства параллельных прямых

39

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»

1

Признаки и свойства параллельных прямых»

Уметь доказывать и  применять свойства параллельных прямых и применять их при решении задач

40

Контрольная работа по теме: «Параллельные прямые»

1

Признаки параллельности прямых, свойств  углов при пересечении параллельных прямой секущей

Знать и уметь применять при решении за дач признаки параллельности прямых и свойство углов при пересечение параллельных прямых секущей

Соотношения между сторонами и углами треугольника(22ч)

41

Анализ контрольной работы. Сумма углов треугольника

1

Формулировка и доказательство теоремы о сумме углов треугольника

Знать формулировку теоремы о сумме углов треугольника

Уметь применять ее при решении задач

42

Внешний угол треугольника

1

Определение внешнего угла треугольника, формулировка и доказательство теоремы о внешнем угле треугольника

Знать теорему о сумме углов треугольника, каой угол называется внешний

Уметь доказывать ее и применять при решении задачи

43

Сумма углов треугольника, внешний угол треугольника

1

Решение задач на применение теорем о сумме углов треугольника и внешнем угле треугольника и их следствия

Знать формулировки теорем о сумме 4глов треугольника и внешнем угле

Уметь применять их при решении задач

44

Решение задач по теме: « Сумма углов треугольника»

1

45

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

Формулировка теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника

Знать формулировку  теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника

Уметь доказывать ее и применять при решении задач

46

Следствие из  теоремы о соотношении между  сторонами  и углами треугольника

1

Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника и следствие из нее

Э неравенство треугольника

Знать формулировку  теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствие из нее

Уметь доказывать ее и применять при решении задач

47

Неравенство треугольника

1

48

Решение задач

1

Решение задач на соотношение между сторонами и углами треугольника, неравенство треугольника

49

Решение задач

1

50

Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Сумма углов треугольника, соотношения между сторонами и углами треугольника.

Уметь решать задачи на сумму углов треугольника и соотношение между сторонами и углами треугольника

51

Анализ контрольной работы.    Прямоугольные треугольники

1

Прямоугольные треугольники

 некоторые свойства прямоугольных треугольников

Знать и уметь доказывать свойства прямоугольных треугольников

Уметь применять свойства  при решении задач

52

Свойства прямоугольных треугольников

1

53

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»

1

Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач

Знать свойства прямоугольных треугольников и уметь применять их при решении задач

54

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»

1

55

Перпендикуляр и наклонная

1

Определение перпендикуляра и наклонной к прямой

Знать какой отрезок называется перпендикуляром к прямой, а какой наклонной

56

Расстояние от точки до  прямой. Расстояние между  параллельными прямыми

1

Определение расстояния от точки до  прямой, расстояния  между  параллельными прямыми

Знать какой  , что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между параллельными прямыми

Уметь на рисунке находить эти расстояния и строит их

57

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними

1

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними

Уметь строить с помощью циркуля и линейки треугольник по двум сторонам и углу между ними

58

Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам

1

Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам

Уметь строить с помощью циркуля и линейки треугольник по стороне и двум прилежащим к ней углам

59

Построение треугольника по трем сторонам

1

Построение треугольника по трем сторонам

Уметь строить с помощью циркуля и линейки по  трем сторонам

60

Решение задач

1

Прямоугольные треугольники. Построение треугольников по трем сторонам.

Подготовка к контрольной работе

Знать свойства прямоугольных треугольников и уметь применять их при решении задач.

Уметь строить треугольники с помощью циркуля и линейки

61

Решение задач

1

62

Контрольная работа по теме «Прямоугольные треугольники»

1

Уметь строить с помощью циркуля и линейки треугольник

Повторение(8ч)

63

Измерение отрезков и углов. Перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы.

1

Обобщение и решение задач по темам «Измерение отрезков и углов. Перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы»

Уметь решать задачи по темам «

64

Признаки равенства треугольников

1

Обобщение и решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»

Уметь решать задачи по теме  «Признаки равенства треугольников»

65

Параллельные прямые, свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей

1

Обобщение и решение задач по темам «Параллельные прямые, свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей»

Уметь решать задачи по темам «

66

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

Обобщение и решение задач по темам «

Уметь решать задачи по темам «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.»

67

Прямоугольные треугольники. Построение треугольников

1

Обобщение и решение задач по темам «

Уметь решать задачи по темам «Прямоугольные треугольники. Построение треугольников»

68

Решение задач

1

Подготовка к контрольной работе. Решение задач по всем темам курса геометрии 7кл.

Знать основные понятия, изученные в 7 классе на уроках геометрии.

69

Контрольная  работа№6(итоговая)

1

Задачи по курсу геометрии 7 кл

Знать основные понятия, изученные в 7 классе на уроках геометрии.

Уметь решать основные задачи

70

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Разбор задач контрольной работы

Геометрический аукцион.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....