рабочая программа по геометрии-9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме

Клепикова Елена Ивановна

В рабочей программе имеются разделы: пояснительная записка, цели и задачи курса , требования к математической подготовке, содержание программы, календарно- тематическое планирование, средства контроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_g-9_kl.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6  

         «Рассмотрено»

руководитель ШМО

_______          /____________/

протокол №        от

____   ___________  2013

          «Согласовано»

зам директора по УВР МБОУ

               СОШ №6

_____________ /_Никитина И.В/

_____    _____________  2013

       «Утверждаю»

директор МБОУ СОШ №6

_________         /_Юрьева О.В./

      приказ №_____от

_____  ___________ 2013

Рабочая программа

по геометрии для 9 класса

на 2013-2014 учебный год

                                                                           Составитель: Клепикова Е.И.

                                                                                                        учитель математики    

г. Павлово

                            Рабочая программа по геометрии

                                для  9-го  класса

Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов в год: 68 часов

                                       Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы;  авт. составитель : Т.А. Бурмистрова М: Просвещение,2009.

Учебник: Геометрия 7-9, автор Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов,2008

В программу внесены следующие изменения:

-так как контрольная №1 попадает на последний день четверти, то она будут проводиться между 2 часами , которые отводятся на тему «Решение задач»

-по календарному плану в 9 «А» отводится 69 часов вместо 68

Цели изучения курса геометрии 9 класса:

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения  образования;
  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления. Интуиция. Логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению  трудностей;
  • Формирование представлений об идеях  и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание  в значимости  математики в жизни.

Цели изучения курса геометрии 9 класса представлены в таблице:

Глава

Цели изучения главы

Векторы

Сформировать понятие  вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение векторов к решению простейших задач.

Метод координат

Расширить и углубить представления о векторах и операциях над ними, показать учащимся применение координатного метода к решению простейших задач.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Познакомить учащихся с основными алгоритмами решения  произвольных треугольников.

Длина окружности и площадь круга

 

Расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках.

Движения

Познакомить  учащихся с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом.

Начальные сведения из стереометрии

Дать учащимся начальные представления об основных видах многогранников и телах вращения.

Об аксиомах планиметрии

Дать учащимся представления о построении курса геометрии 7-9 классов.

Содержание программы учебного курса

Глава

Содержание программы

Векторы

Понятие вектора. Длина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные вектора. Трапеция. Средняя линия трапеции.

Метод координат

Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение. Уравнение прямой. Уравнение окружности.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

Синус, косинус, тангенс углов от 0  до 180, приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

Длина окружности и площадь круга

Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Формулы, выражающие площадь треугольника через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Площадь круга и площадь сектора.

Движения

Отображение плоскости на себя. Примеры движения фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия.

Начальные сведения из стереометрии

Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида. Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Шар и сфера. Формулы объема  куба, параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формула площади поверхности цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

Об аксиомах планиметрии

Аксиомы взаимного расположения точек и прямых. Наложение.

                                      Учебно- тематическое планирование

№  п/п

Содержание учебного материала

Авторское распределение учебного времени

Фактическое распределение учебного времени

1.

Векторы

                       8

              8

2.

Метод координат

                      10

             10

3.

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

                      11

              11

4.

Длина окружности и площадь круга

                       12

              10

5.

Движения

                        8

              8

6.

Начальные сведения из стереометрии

                        8

              6

7.

Об аксиомах планиметрии

                        2

              2

8.

Повторение. Решение задач.

                        9

              13

В календарно-тематическом плане на изучение главы «.Повторение» добавлено  два учебных часа, Эти часы взяты из главы «Начальные сведения стереометрии», в которой было 8 часов (по авторской программе), а стало – 6 часов. Эти часы направлены на решение задач ГИА и проведение тестовых работ

Требования к математической подготовке учащихся:

В результате изучения математики учащиеся должны:

Знать/ понимать:

  • Существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • Смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Уметь:

  • Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
  • Распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • Проводить операции над векторами; вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180;определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат;
  • Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
  • Описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • Расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • Решению геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • Решению практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;
  • Построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Тематическое планирование по   геометрии – 9 класс

                                           Всего 68 часов.  2 часа в неделю.

п/п

Кол-во

часов

Тема урока

Дата проведения

Примечание

По плану

фактически

8 часов

Векторы

1.

2

2 часа

Понятие вектора

Сентябрь

2,4

(3,7)

3

4

5

3 часа

Сложение и вычитание векторов

9,11,16,

(10,14,17)

6

7

8

3 часа

Умножение вектора на число.

Применение векторов к решению задач

18,23,25

(21,24,28)

10 часов

Метод координат

9

10

2 час

Координаты вектора

30,октябрь 2

(1,5)

11

12

2 часа

Простейшие задачи в координатах

7,9

(8,12)

13

14

15

3 часа

Уравнение окружности и прямой

14,16,21

(15,19,22)

16

1 час

Решение задач

23,

(26)

17

1 час

Контрольная работа № 1

по теме: «Метод координат»

28,

(29)

18

1 час

Решение задач

30(12)

11 часов                                                                             

Соотношение между сторонами и углами треугольника.Скалярное произведение векторов -

19

20

21

3 часа

Синус, косинус и тангенс угла

Ноябрь

11,13,18,

(16,19,23)

22

23

24

25

4 часа

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20,25,27,

(26,30)

Декабрь 2

(3,7,)

26

27

2 часа

Скалярное произведение векторов

4,9,

(10,14)

28

1 час

Решение задач

11(17)

29

1 час

Контрольная работа № 2

по теме: « Соотношение между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов»

16 (21)

10 часов

Длина окружности и площадь круга

30

31

32

33

4 часа

Правильные многоугольники

18,23,25,(24,28,)

Январь 13,(14,18)

34

35

36

37

4 часа

Длина окружности и площадь круга  

15,20,22,27

(21,25,28,1 февр)

38

1 часов

Решение задач

29 (4,)

39

1 час

Контрольная работа № 3

по теме: «Длина окружности и площадь круга»

Февраль 3 (8)

8 часов

Движения

40

41

42

3 часа

Понятие движения

5,10,12

 (11,15,18)

43

44

45

3 часа

Параллельный перенос и поворот

17,19,24

(22,25,1 март)

46

1час

Решение задач

26 (4)

47

1 час

Контрольная работа № 4

по теме: «Движения»

Март 3 (11)

8 часов

Начальные сведения из стереометрии

48

49

50

51

4 часа

Многогранники

5,10,12,17

(15,17,22, 1 апр)

52

53

2 часа

Тела и поверхности вращения

19,

Апрель 2 (5,8)

54

55

2 часа

Об аксиомах планиметрии

7,9 (12,15,)

56

*

*

68

13 часов                                                                        

Повторение.

Решение тестовых задач ГИА

14,16,21,23,28,30,

(19,22,26,29)

Май 5,7,12,14,19,21

(3,6,10,13,17,19,24)

Итого-69(68)

        

Учебно-методические средства обучения

Учебник: Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С, Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.] – М.: Просвещение, 2009.

Методические пособия для учителя

  1. Изучение геометрии в 7-9 классах. Пособие для учителя. / [ Л.С.Атанасян, В,Ф, Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Уроки геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Л.С. Атанасяна и др. / В.И. Жохов и др. – М.: Вербум-М, 2004-2009.
  3. Геометрия. 9 класс: поурочные планы к учебнику Л.С. Атанасяна и др. / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина.- Волгоград: Учитель, 2011.
  4. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. /Н.Ф. Гаврилова. – М.: ВАКО, 2010.
  5. Устные проверочные и зачетные работы по геометрии для 7-9 классов. / А.П. Ершова и др. – М.: ИЛЕКСА, 2009.
  6. Геометрия: задачи на готовых чертнежах: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  7. Геометрия: Задачник-практикум для 9 класса ( к учебнику Л.С. Атанасяна и др. – М.: Интеллект-Центр, 2004-2010.
  8. Геометрия. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Учимся решать задачи: учебное пособие / Б.И. Вольфсон,                    Л.И. Резницкий. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.

Дидактические материалы

Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. / Б.Г. Зив. – М.: Просвещение, 2010.

  1. .

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Уроки геометрии. 9 класс. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

Планиметрия. 7-9 классы. – М.: «Фирма 1С», 2011. 

Интернет-ресурсы представлены в таблице:

№  п/п

Название

Электронный адрес

1.

МО и Н РФ

www.mon.gov.ru

2.

Российский образовательный портал

www.school.edu.ru

3.

Федеральный институт педагогических измерений

www.fipi.ru

4.

Московский институт открытого образования

www.mioo.ru

5.

Интернет-поддержка учителей математики

www.math.ru

6.

Сеть творческих учителей

www.it-n.ru

7.

Сайт журнала «Математика в школе»

matematika@schoolpress.ru

8.

Единая коллекция образовательных ресурсов

http: / school.collection.informatika.ru

9.

Журнал «Математика»                  ( приложение к газете «Первое сентября»)

www.mat.1september.ru

10

www.alexlarin.net

11

www.infourok.ru

Дополнительная литература

  1. Геометрия. 7-11 классы. Справочные материалы. / В.И. Литвиненко, Г.К. Безрукова. – М.: Мнемозина, 2008-2011.
  2. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия / Е.М. Рабинович. – М.: ИЛЕКСА, 2010.
  3. Математика: 7-9 классы. Основные понятия, формулы, графики. Пособие для учащихся. / Сост. А.А. Лаврентьев. – МС.: Школьная пресса, 2005.
  4. Геометрия в таблицах. 7-11 кл.6 Справочное пособие / авт.- сост. Л.И. Звавич,                      А.Р. Рязановский. – М.: Дрофа, 2010.
  5. Геометрия в таблицах и  задачах: планиметрия: для школьников / О.Н. Пирютко: Аверсэв,2008.

Средства контроля

Контроль за усвоением учебного материала осуществляется через входящий, промежуточный, проверочный, итоговый.

Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат»

Контрольная работа № 2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга»

Контрольная работа № 4 по теме «Движение»

Итоговая тестовая  контрольная работа

Инструментарий по отслеживанию результатов

  1. Контрольные работы по геометрии для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений: кн. для учителя /                       Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Самостоятельные  и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. / А.П. Ершова и др. – М.: ИЛЕКСА, 2010.
  3. Контрольные работы по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9» /                     Н.Б. Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  4. Геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Г.И. Ковалева,                    Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2008-2011.
  5. Задачи по геометрии. 7-11 класс: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Б.Г. Зив,          В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. – М.: Просвещение, 2009.
  1. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2012. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие /Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. – Ростов-на- Дону: Легион-М, 2011
  2. Геометрия. 9 класс. – М.: «Фирма 1С», 2011.
  3. ГИА 3000 задач с ответами. Математика под редакцией А.Л. Семенова, И.В.Ященко издательство «экзамен» Москва.2013
  4. Математика .Учебно- тренировочные тесты по новому учебному плану ГИА.:алгебра, геометрия, реальная математика . Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. – Ростов-на- Дону: Легион-М, 2013,128с


Итоговая контрольная работа (I четверть)

Вариант 1

  1. Постройте два неколлинеарных вектора . Постройте векторы:

 а) ;                         б) .

  1. Дан параллелограмм ABCD. Точка O – пересечение диагоналей. Найдите:

а) сумму векторов и ,  и ;

б) упростите выражение: .

  1. В равнобедренной трапеции высота делит большее основание на отрезки, равные 5 и 10 см. Найдите среднюю линию трапеции.

Вариант 2

  1. Постройте два неколлинеарных вектора . Постройте векторы:

 а) ;                         б) .

  1. Дан прямоугольник MNPQ. Найдите:

а) сумму векторов  и ,  и .

б) упростите выражение: .

  1. В равнобедренной трапеции один из углов равен 600, боковая

сторона равна 8 см, а меньшее основание 7 см. Найдите среднюю линию трапеции.

Контрольная работа по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

Вариант 1

  1. В треугольнике ABC , , . Найдите AС.
  2. Две стороны треугольника равны 7 см и 8 см, а угол между ними равен 1200. Найдите третью сторону треугольника.
  3. Определите вид треугольника ABC, если A (3;9), B (0;6), C (4;2).
  4. В треугольнике ABC AB = BC , AE – биссектриса, BE = 8 см. Найдите площадь треугольника ABC.

Вариант 1

  1. В треугольнике ABC , , . Найдите AС.
  2. Две стороны треугольника равны 7 см и 8 см, а угол между ними равен 1200. Найдите третью сторону треугольника.
  3. Определите вид треугольника ABC, если A (3;9), B (0;6), C (4;2).
  4. В треугольнике ABC AB = BC , AE – биссектриса, BE = 8 см. Найдите площадь треугольника ABC.

        

Вариант 2

  1. В треугольнике CDE , , . Найдите DE.
  2. Две стороны треугольника равны 7 см и 5 см, а угол между ними равен 600. Найдите третью сторону треугольника.
  3. Определите вид треугольника ABC, если A (3;9), B (0;6), C (4;2).
  4. В ромбе ABCD  AK – биссектриса угла , BK = 12 см. Найдите площадь ромба..


»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....