Рабочая программа по геометрии 9 класса
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Саетова Алия Фаиловна

2 часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                            «Согласовано»                                           «Утверждаю»

Руководитель МО                        Зам. директора по УВР                    Директор МБОУ СОШ № 1

_________ /Флюрова В.М./         МБОУ СОШ №1 с. Чекмагуш         с. Чекмагуш

Протокол № 1                                 ________/Гилязова И. Р./                 ________  /Амирханов  Р. Г. /

от «26»  августа  2014 г.                от «___» ______________ 2014 г.    Приказ № 33/2

                                                                                                                      от «29» августа  2014 г.

                                                               Рабочая программа

                        учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения

                              средней общеобразовательной школы №1  с. Чекмагуш

                                         Саетовой Алии Фаиловны по  геометрии 9 класса

                                                         на 2014-2015 учебный год

 

                                 

                                                                                             

                                                                                                                                 

                                                                         Рассмотрено на заседании

                                                                                                     педагогического совета

                                                                                                      Протокол №  1

                                                                                                     от « 27 » августа  2014 г.

Рабочая программа

к учебнику «Геометрия 7-9», Атанасян Л.С. и др., 9 класс ,

2 часа в неделю

 Составлена на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы УМК по предмету «Геометрия 9 класс», авторы Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов,  С.В. Кадомцев и др.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике  (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),  «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 37-39)

        Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Цель изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Общая характеристика учебного предмета

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

        Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

        развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

        овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

        изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

        развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

        получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

        развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

В курсе геометрии 9 класса  обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

Количество учебных часов:

В год – 68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов)

В том числе:

Контрольных работ - 4

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.

Уровень обучения – базовый.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной: 

        В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Вводное повторение

2

2

9,10.   Векторы. Метод координат.

20

18

11.   Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

12

13

12. Длина окружности и площадь круга.

12

12

13. Движения.

12

9

14.  Об аксиомах геометрии.

2

2

15. Повторение

8

12

 

        В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение,  ИКТ.

 В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать        

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

        Тематическое и поурочное планирование по геометрии.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

прове-дения

Оборудо-вание

Отметка

о выпол-нении

1

Повторение. Четырехугольник. Площадь.

1

1,

главы\/,\/I

2

Повторение. Подобные треугольники. Окружность.

1

1,главы

\/II,\/III

ВЕКТОРЫ

8

3

Понятие вектора

1

1, п.76

4

Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки.

1

1, п.77, п. 78

5

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

1

1, п.79, п. 80

6

Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов.

1

1, п.81, п. 82

7

Сложение и вычитание векторов. Решение задач

1

1, п.п. 79-82

8

Произведение вектора на число

1

1, п. 83

9

Применение векторов к решению задач

1

1. п.84

10

Средняя линия трапеции

1

1, п. 85

МЕТОД КООРДИНАТ

10

11

Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам

1

1, п.86

12

Координаты вектора

1

1, п.87

13

Контрольная работа №1 «Векторы. Координаты вектора»

1

14

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1

1, п.88

15

Простейшие задачи в координатах

1

1, п.89

16

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.

1

1, п.90-91

17

Уравнение  прямой

1

1, п.92

18

Использование уравнений окружности и прямой при решении задач

1

1, п.90-92

19

Решение задач на метод координат

1

1, п.86-89

20

Решение задач на уравнение прямой и окружности

1

1, п.90-92

СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ

13

21

Синус, косинус и тангенс угла.

1

1, п.93

22

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения

1

1, п.94

23

Формулы для вычисления координат точки

1

1, п.95

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

прове-дения

Оборудо-вание

Отметка

о выпол-нении

24

Теорема о площади треугольника. Теорема синусов

1

1, п.96, п.97

25

Теорема косинусов

1

1, п.98

26

Решение треугольников

1

1, п.99

27

Измерительные работы на местности

1

1, п.100

28

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

1

1, п.101, п.102

29

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов

1

1, п.103, п.104

30

Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

1

1, п.101-104

31

Задачи на решение треугольников

1

1, п.96-99

32

Применение метода координат к решению задач

1

1, п.п. 88-89

33

Контрольная работа №2 «Метод координат. Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

1, п.93-104

ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА

12

34

Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника

1

1,п.105-106

35

Окружность, вписанная в правильный многоугольник

1

1,п.107

36

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

1,п.108

37

Построение правильных многоугольников

1

1,п.109

38

Длина окружности

1

1,п.110

39

Площадь круга

1

1,п.111

40

Площадь кругового сектора

1

1,п.112

41

Применение формул длины окружности и площади круга при решении задач

1

1,п.110-112

42

Решение задач на применение формул зависимости R и r от стороны правильного многоугольника

1

1,п.108

43

Задачи на формулу длины окружности

1

1,п.110

44

Задачи на формулы площади круга и площади кругового сектора

1

1,п.111-112

45

Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга»

1

1,п.105-112

ДВИЖЕНИЯ

9

46

Отображение плоскости на себя

1

1, п.113

47

Понятие движения

1

1, п.114

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

прове-дения

Оборудо-вание

Отметка

о выпол-нении

48

Решение задач на понятие движения

1

1, п.113-114

49

Параллельный перенос

1

1, п.116

50

Поворот

1

1, п.117

51

Решение задач на параллельный перенос и поворот

1

1, п.116-117

52

Задачи на построение симметричных фигур

1

1, п.113

53

Задачи на построение фигур с помощью параллельного переноса и поворота

1

1, п.116-117

54

Контрольная работа №4 «Движения»

1

1, п.113-117

Аксиомы планиметрии

2

55

Об аксиомах планиметрии

1

1,

прилож. 1

56

Некоторые сведения о развитии геометрии

1

1,

 прилож. 3

Повторение.

12

57

Повторение. Признаки равенства треугольников

1

1,

Глава 2

58

Повторение. Признаки подобия треугольников

1

1,

Глава 7

59

Повторение. Виды треугольников. Площадь треугольника. Теорема Пифагора

1

1,

Глава 2,4

60

Повторение. Четырёхугольники.

1

1,

Глава5

61

Повторение. Четырёхугольники.

1

1,

Глава5

62

Повторение. Правильные многоугольники

1

1,

Глава 12

63

Повторение. Окружность

1

1,

Глава 8,12

64

Повторение. Углы

1

1,

Глава 1,3,8

65

Повторение. Векторы

1

1,

Глава 9

66

Повторение. Метод координат

1

1,

Глава 10

67

Повторение. Метод координат

1

1,

Глава 10

68

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

1,

Глава 4,11

 

Список литературы:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  2. Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
  3. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
  4. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
  5. Геометрия:   учеб,   для   7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2010 - 2012.
  6. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
  7. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008.
  8. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
  9. Зив Б. Г. .Геометрия:   дидакт.   материалы  для   9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....