Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Чижова Марина Владимировна

Рабочая программа по геометрии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometiya_8_kl.docx66.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основании:

1.Федерального закона от 29.12.2012  № 273 –ФЗ. «Об образовании в РФ»,

2.Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015,

3.Положения «О рабочей программе учебных предметов, курсов и дисциплин», утвержденного на педагогическом совете (протокол № 3 от 10.01.2014г.),

4.Программ по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2008, составитель Т.А.Бурмистрова.

Цель: овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- ввести терминологию и отработать умение её грамотно использовать;

- развивать навыки изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

- совершенствовать навыки применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

- формировать умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;

- совершенствовать навыки решения задач на доказательство;

- отработать навыки решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;

- расширить знания учащихся о четырёхугольниках и окружности .

Развивающие:

- интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

Воспитывающие:

- воспитывать культуру личности, отношение  к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Изменений в рабочей программе нет.

Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику  Л.С. Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др. Геометрия для 7-9 классов. Издательство «Просвещение», 2009г. Курс рассчитан на 68 часов в год (по 2 часа в неделю), в том числе 6 контрольных работ и итоговое тестирование.   

  Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса по данной программе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

     Осуществление целей образовательной программы по геометрии для 8 класса обусловлено так же использованием в образовательном процессе следующих технологий: игровое моделирование (работа в малых группах, работа в парах сменного состава); проблемное обучение; личностно ориентированное обучение.

     В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды и формы контроля: самостоятельные работы, тестирование, математические диктанты, контрольные работы. Формы учёта достижений это: проверка тетрадей по предмету, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность- участие в олимпиадах, математических конкурсах.

                         Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

- основные понятия и определения геометрических фигур по программе;

-каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

- основные формулировки аксиом, теорем и их следствий

уметь:

- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, соображение симметрии;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

- владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретённые знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- описания реальных ситуаций на языке геометрии;

- решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;

- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Календарно-тематический план

№ п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

Повторение

2

1

Вводное повторение. Параллельные прямые (признаки и свойства).

1

2

Вводное повторение. Равенство треугольников.

1

Четырёхугольники

14

Многоугольники

2

3

Многоугольники. Сумма углов n-угольника. Основные понятия

4

Четырёхугольники. Решение задач

Параллелограмм и трапеция

5

5

Параллелограмм и его свойства

6

Признаки параллелограмма

7

Решение задач по теме: « Параллелограмм».

8

Трапеция, её свойства и признаки

9

Теорема Фалеса. Задачи на построение

Прямоугольник, ромб, квадрат

3

10

Прямоугольник и его свойства

11

Ромб, квадрат и их свойства

12

Решение задач по теме: « Прямоугольник, ромб, квадрат».

13

Осевая  и центральная симметрия, решение задач

1

14

Решение задач по теме: «Четырёхугольники»

1

15

Повторительно-обобщающий урок, подготовка к контрольной работе

1

16

Контрольная работа№1 по теме: «Четырёхугольники»

1

Площади фигур

13

Площадь многоугольника

2

17

Площадь многоугольника

1

18

Площадь многоугольника (доказательство теоремы). Решение задач

1

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции

5

19

Площадь параллелограмма

1

20

Площадь треугольника

1

21

Решение задач на нахождение площади треугольника и параллелограмма

1

22

Площадь трапеции

1

23

Решение задач на вычисление площадей фигур

1

Теорема Пифагора

3

24

Теорема Пифагора

1

25

Теорема, обратная теореме Пифагора. Практическое использование теоремы Пифагора

1

26

Решение задач по теме: «Теорема Пифагора».

1

Решение задач

2

27

Решение задач по теме: «Площади»

1

28

Решение задач по теме: «Площади фигур»

1

29

Контрольная работа№2 по теме: «Площади фигур»

1

Подобные треугольники

18

Определение подобных треугольников

2

30

Определение подобных треугольников

1

31

Отношение площадей подобных треугольников

1

Признаки подобия треугольников

5

32

Первый признак подобия треугольников

1

33

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

1

34

Второй и третий признаки подобия треугольников

1

35

Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия треугольников

1

36

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

1

37

Контрольная работа№3 по теме: «Признаки подобия треугольников»

1

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

6

38

Средняя линия треугольника, свойства медиан треугольника

1

39

Пропорциональные отрезки

1

40

Пропорциональные отрезки  в прямоугольном треугольнике

1

41

Измерительные работы на местности

1

42

Задачи на построение методом подобия

1

43

Решение задач на построение методом подобных треугольников

1

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

3

44

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

1

45

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300,450, 600

1

46

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач

1

47

Контрольная работа№4 по теме: «Подобные треугольники»

1

Окружность

17

Касательная к окружности

3

48

Взаимное расположение прямой и окружности

1

49

Касательная к окружности

1

50

Решение задач

1

Центральные и вписанные углы

4

51

Градусная мера дуги и окружности

1

52

Теорема о вписанном угле

1

53

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

1

54

Решение задач по теме « Центральные и вписанные углы»

1

Четыре замечательные точки треугольника

3

55

Свойства биссектрисы треугольника

1

56

Серединный перпендикуляр

1

57

Теорема о точке пересечения высот треугольника

1

Вписанная и описанная окружность

6

58

Вписанная и описанная окружность

1

59

Свойство описанного четырёхугольника

1

60

Описанная окружность

1

61

Свойство вписанного четырёхугольника

1

62

Решение задач по теме «Окружность»

1

63

Повторительно-обобщающий урок, решение задач

1

64

Контрольная работа №5 по теме «Окружность»

1

Повторение. Решение задач

4

65

Четырёхугольники. Площадь (решение задач)

1

66

Подобные  треугольники (решение задач)

1

67

Окружность (решение задач)

1

68

Итоговая контрольная работа

1

Итого часов

68

                           

                      Содержание программы учебного предмета

  1. Четырёхугольники

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Основная цель- изучить наиболее важные виды четырёхугольников- параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Осевая и центральная симметрии вводятся как свойства геометрических фигур, в частности четырёхугольников.

  1. Площадь

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Основная цель- расширить и углубить представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулу площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать теорему Пифагора. Док-во теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей прямоугольника и квадрата. Доказывается обратная теорема Пифагора

  1. Подобные треугольники

Подобные треугольники.  Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Основная цель- ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение. Вводятся  элементы тригонометрии- синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

  1. Окружность

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности

Основная цель- расширить сведения об окружности, изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырёхугольника и свойство углов вписанного четырёхугольника.

                        Формы и средства контроля

Виды аттестации предусмотрены Положением «О проведении текущей аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости».

Для аттестации используется текущая оценка в виде отметок «5», «4», «3», «2». Применяются следующие формы и виды аттестации: устные и письменные ответы учащихся, тестовые задания, тематические проверочные (контрольные) работы, практические, лабораторные работы, творческие работы (доклады, рефераты и т.д.) и их защита, проекты.  

Технические средства обучения: компьютер и интерактивная доска.

                     

Критерий оценки письменных и контрольных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

  1. Работа выполнена полностью;
  2. В логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  3. В решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала)

Отметка «4» ставится, если:

  1. Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  2. Допущена одна ошибка или 2-3 недочета в выкладках, чертежах, графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки)

Отметка «3» ставится, если:

  1. Допущены более одной ошибки или более 2-3 недочетов в выкладках, чертежах или графиках, на учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  1. Допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере

Отметка «1» ставится, если:

  1. Учащийся не приступил к работе.

Работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. 

Перечень учебно – методических средств обучения

Основная литература

1.        Программа общеобразовательныхучреждений Геометрия 7-9 классы Москва «Просвещение» 2008г.  Составитель:   Т.А. Бурмистрова

2.        Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. Геометрия Учебник для 7-9 классов. Издательство «Просвещение», 2009.

Дополнительная литература

3. Геометрия. Тесты в 2 частях. АвторО. В. Белецкая. – Саратов: Лицей, 2012г.

4.        Методические рекомендации к учебнику: Изучение геометрии в 7-9 классах.

Электронный образовательный ресурс

5.        www.festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

6.        www.it-n.ru Сеть творческих учителей»

                                    Приложение к рабочей программе «Геометрия 8 кл.»

Контрольная работа №1  Четырехугольники

                                                             Вариант 1

1. Диагонали прямоугольника ABCD  пересекаются в точке О.  Найдите угол между диагоналями, если

2. В параллелограмме KMNP проведена биссектриса угла MKP, которая пересекает сторону MN в точке Е.

а) Докажите, что треугольник КМЕ равнобедренный.

б) Найдите сторону КР, если МЕ = 10 см, а периметр параллелограмма равен 52 см.

                                                          Вариант 2

1. Диагонали ромба КМNP  пересекаются в точке О. Найдите углы треугольника КМО, если

2. На стороне ВС  параллелограмма ABCD взята точка M так, что АВ = ВМ.

а) Докажите, что АМ – биссектриса угла ВАD.

б) Найдите периметр параллелограмма, если CD = 8 см, СМ = 4 см.

                                 Контрольная работа №2 Площадь

                                                       Вариант 1

1.  Смежные углы параллелограмма равны 32 см и 26 см, а один из его углов равен 150о. Найдите площадь параллелограмма.

2. Площадь прямоугольной трапеции равна 120 см2, а её высота равна 8 см. Найдите все стороны трапеции, если одно из оснований больше другого на 6 см.

3. На стороне АС данного треугольника АВС постройте точку D так, чтобы площадь треугольника АВD составила одну треть площади треугольника АВС.

                                                         Вариант 2

1.  Одна из диагоналей параллелограмма является его высотой и равна 9 см. Найдите стороны этого параллелограмма, если его площадь равна 108 см2.

 2. Найдите площадь  трапеции АВСD с основаниями АD и ВС, если известно, что АВ = 12 см, ВС = 14 см, АD = 30 см,

3. На продолжении стороны KN данного треугольника KMN  постройте точку Р так, чтобы площадь треугольника NMР была в два раза меньше площади треугольника KMN.

Контрольная работа №3 Подобные треугольники

Вариант 1

1. На рисунке АВ║СD.

а) Докажите, что АО : ОС = ВО : ОD.

б) Найдите АВ, если ОD = 15 см, ОВ = 9 см, СD = 25 см.

2. Найдите отношение площадей треугольников АВС и KMN, если АВ = 8 см, ВС = 12 см,               АС = 16 см, КМ = 10 см, МN = 15 см, NK = 20 см.

Вариант 2

1. На рисунке MN║АС.

а) Докажите, что АВ . BN = CВ . BM.

б) Найдите MN, если AM = 6 см, ВM = 8 см, AС = 21 см.

2. Даны стороны треугольников PQR  и АВС: PQ = 16 см, QR = 20 см, PR = 28 см, АВ = 12 см,               ВС = 15 см,  АС = 21 см. Найдите отношение площадей этих треугольников.

Контрольная работа №4

Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике

Вариант 1

1.  В прямоугольном треугольнике АВС  высота АD равна 12 см.  Найдите АС и cos C.

2. Диагональ ВD параллелограмма АВСD перпендикулярна к стороне АD. Найдите площадь параллелограмма  АВСD, если АВ = 12 см,  

Вариант 2

1. Высота ВD прямоугольного треугольника АВС равна 24 см и отсекает от гипотенузы АС отрезок DC, равный 18 см. Найдите АВ и cos A.

2. Диагональ АС прямоугольника АВСD равна 3 см и составляет со стороной АD угол 37о. Найдите площадь прямоугольника АВСD.

Контрольная работа № 5 Окружность

Вариант 1

1.  Через точку А окружности проведены диаметр АС и две хорды АВ и АD, равные радиусу этой окружности. Найдите углы четырехугольника АВСD и градусные меры дуг АВ, ВС, СD, АD.

2. Основание равнобедренного треугольника равно 18 см, а боковая сторона равна 15 см. Найдите радиусы вписанной в треугольник и описанной около треугольника окружностей.

Вариант 2

1.  Отрезок ВD – диаметр окружности с центром О. Хорда АС делит пополам радиус ОВ и перпендикулярна к нему. Найдите углы четырехугольника АВСD и градусные меры дуг АВ, ВС, СD, АD.

2. Высота, проведенная к основанию равнобедренного треугольника, равна 9 см, а само основание равно 24 см. Найдите радиусы вписанной в треугольник и описанной около треугольника окружностей.

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

1.  В трапеции АВСD  точка М – середина большего основания АD, МD = ВС,  Найдите углы АМС и ВСМ.

2. На стороне АD параллелограмма АВСD отмечена точка К так, что АК = 4 см, КD = 5 см, ВК = 12 см. Диагональ ВD равна 13 см.

а) Докажите, что треугольник ВКD прямоугольный.

б) Найдите площади треугольника АВК и параллелограмма АВСD.

3. Отрезки АС и ВD пересекаются в точке О, причем АО = 15 см, ВО = 6 см, СО = 5 см, DO = 18 см.

а) Докажите, что четырехугольник АВСD – трапеция.

б) Найдите отношение площадей треугольников АОD  и ВОС.

4. Около остроугольного треугольника АВС описана окружность с центром О. Расстояние от точки О до прямой АВ равно 6 см,  Найдите: а) угол АВО; б) радиус окружности.

Вариант 2

1. В трапеции АВСD  на большем основании АD отмечена точка М так, что АМ = 3 см, СМ =- 2 см, ,   Найдите длины сторон АВ и ВС.

2. В трапеции АВСD FD = 8 см, DC = 4 см,  CD = 10 см. Найдите:

а) найдите площадь треугольника АСD;

б) площадь трапеции АВСD.

 3. Через точку М  стороны АВ треугольника АВС проведена прямая, перпендикулярная высоте ВD треугольника и пересекающая сторону ВС в точке К.  Известно, что ВМ = 7 см, ВК = 9 см, ВС = 27 см. Найдите:

а) длину стороны АВ;

 б) отношение площадей треугольников АВС и МВК.

4.  В треугольник АВС  с прямым углом С вписана окружность с центром О, касающаяся сторон АВ, ВC и СА в точках D, Е и F соответственно. Известно, что  .  Найдите: а) радиус окружности; б) углы ЕОF и ЕDF.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....