10класс урок - проект пирамиды
план-конспект урока по геометрии (10 класс) на тему

Почти пять тысячелетий тому назад египетский фараон и его гениальный зодчий решили воздвигнуть сооружение, какого еще не видывал свет – колоссальную гору из камня, построенную по строгому математическому расчету, такую прочную, чтобы простояла до скончания веков.

Изучением пирамид занимались многие археологи, ученые, математики и каждый из них открывал новые свойства этих сооружений. По сей день существует еще много загадок, связанных с пирамидами. Разгадать их еще предстоит будущим поколениям ученых и исследователей. Все это вызвало у учащихся большой интерес и побудило их к более глубокому изучению свойств пирамид, как с математической точки зрения, так и с других точек зрения (исторической, географической, в повседневной жизни).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10 класс урок - проект "Пирамиды".2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка проекта

«Пирамиды»

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Евсеева Елена Михайловна

Регион

Саратовская область Духовницкий район

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

с. Липовка

Номер и/или название школы/ОУ

МОУ «СОШ с. Липовка Духовницкого района Саратовской области»

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Многогранность пирамиды

Краткое содержание проекта

 Проект межпредметный, предназначен для учеников 10 класса. Проект направлен на изучение темы «Пирамида. Виды пирамид.» в курсе стереометрии, а также затронули тему «Древние пирамиды», «Естественные пирамиды природы, и пирамиды созданные человеком». В ходе работы над проектом выпускники повторяют, обобщают и систематизируют теоретический материал, решают задачи, совершенствуют навыки поиска, сортировки и выбора нужной информации. В результате работы над проектом учащиеся получат опыт формирования целостного представления о каком-либо объекте, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности, приобретут опыт разнообразной деятельности, опыт познания и самопознания.

Предмет(ы)

Математика (геометрия), история.

Класс(-ы)

10 класс.

Приблизительная продолжительность проекта

1 месяц

Основа проекта

Образовательные стандарты

Все стандарты, на которые ориентирован проект, находятся в фокусе организационной деятельности и оценивания на протяжении всего проекта.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО МАТЕМАТИКЕ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Геометрия. 

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать[1]

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

ГЕОМЕТРИЯ

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Продолжительность моего проекта соответствует количеству и значимости элементов содержания стандартов (компетентности, знания, умения, навыки и способы деятельности учащихся).

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 

После завершения проекта учащиеся могут стать более компетентными в сфере самостоятельной познавательной деятельности и приобретут навыки работы с большими объемами информации, получат навыки критического мышления и  навыки работы в команде, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Кроме того, приобретут навыки высокого мышления:
1.Умение планировать предстоящую работу в группе и индивидуально; корректировать план в ходе формирующего оценивания работы.
2.Умение оценивать имеющиеся знания и умения, определять недостающие.
3.Умение находить необходимую информацию в разных источниках, отличать главное от второстепенного (анализ).

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Зачем миру пирамиды?

Какие существуют пирамиды?

Проблемные вопросы учебной темы

О каких пирамидах говорят математики?

Существует ли мировая система пирамид?

Энергия пирамид - это правда или вымысел?

Почему природа стремится к гармонии?

Учебные вопросы

Каковы основные параметры и компоненты пирамид?

Виды пирамид?

Какова история пирамид?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

1. Стартовая презентация учителя.

2. Мозговой штурм.

3. План проекта.

4. Критерии оценивания.

1. Журнал наблюдений учителя.

2.Самооценивание  учащихся на контрольных листах.

3. Взаимное обучение.

4.Взаимооценивание учащихся в группах.

1. Итоговое самооценивание работы в группах.

2. Критерии оценивания проекта.

3. Рефлексия.

4. Качество созданного продукта.

5. Качество представления продукта.

Описание методов оценивания

План оценивания включает методы и средства, которые явно отражают ожидания учителя и стандарты оценки качества продуктов и действий. Он так же включает точки контроля и методы информирования учителя и удержания учеников в русле учебной деятельности по проекту. План вовлекает учеников в постановку целей проекта, управление обучением в ходе проекта и в рефлексию собственных знаний после окончания проекта.

Методы оценивания включают анкетирование, мозговой штурм, тестирование и презентацию и контрольные листы с критериями оценивания продуктов проектной деятельности. Для повышения эффективности обучения учащиеся проводят самооценку в заранее подготовленных документах, а также пользуются заготовками подготовленными учителем, создают собственные материалы.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Чтобы начать выполнение проекта учащиеся должны иметь начальные знания о пирамидах в геометрии, уметь решать задачи базового уровня. Они должны уметь пользоваться компьютером, владеть навыками работы в группах.

Учебные мероприятия

Данный проект рассчитан на проведение в течение месяца. Имея целью повторение, обобщение и подготовку к ЕГЭ, можно увеличить число рассматриваемых задач и задач для самостоятельной работы по теме «Пирамида»

I этап - Подготовительный – 1 неделя. 

Разработка плана действий по проекту

Формулирование вопросов для исследований

Подбор информационных ресурсов для проекта

Подготовка листовки для родителей, проведение собрания для ознакомления родителей с проектом

Создание дидактических материалов (план продвижения работ по проекту, план-памятка с алгоритмом проведения исследования в группах, критерии оценивания, списка рекомендуемых ресурсов).

II этап - Основной - 3 недели. 

1. Организация работы по проекту – 90 минут (возможно разбиение на несколько дней по урокам)

Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя

Выявление предварительных знаний детей по теме проекта (ЗИУ)

Мотивация учащихся на работу по проекту

Формулирование проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований

Формирование групп учащихся

Планирование исследований (цели, методы)

Обсуждение и определение возможных источников информации

Обсуждение с учащимися «Правила безопасной работы в сети Интернет. Авторское право»

Определение последовательности и сроков работы

Формирование личных папок для работы по проекту

Знакомство с критериями оценки различных работ

2. Самостоятельная работа по поиску информации по проекту, проведение исследований – 2 недели

Итоги самостоятельных работ подводятся каждую пятницу в соответствии с листом выполнения заданий.

Самостоятельная работа включает в себя:

  Самостоятельный поиск информации в сети Интернет;

  Работа с печатными источниками;

  Изучение материалов, предлагаемых к проекту учителем. Работа по оформлению результатов проекта – 1 неделя:

  Составление плана презентаций и буклетов;

  Знакомство с памяткой "Как создать успешную презентацию (публикацию)" ;

  Оформление результатов исследований в приложениях Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher;

  Самооценка подготовленных продуктов проекта участниками;

  Взаимооценка работ группами.

III этап - Заключительный – 120 минут (проведение защиты)

1. Защита проекта

Публичная защита в присутствии родителей, учеников средних и старших классов школы.

2. Рефлексия.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) 

Учащимся с серьезными нарушениями не всегда обязательно осваивать определенный учебный материал, вместо этого они могут использовать время в классе на упражнение общих навыков мышления, формирование стратегий социализации в рамках своих возможностей. Как правило, такие дети обучаются в обычном классе часть дня или полный день, хотя иногда в течение всего дня с ними находится специалист в области специального образования. Часто для таких учащихся предусмотрено дополнительное время для обучения. Учащиеся с серьезными трудностями в обучении, как правило, оцениваются отдельно в рамках специальной образовательной программы. Эта информация обычно предоставляется классному руководителю. Наличие специального педагога является ключевым моментом дифференциации обучения. (В классе таких детей нет)

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Языковую поддержку можно организовать, используя современные текстовые редакторы, иллюстрированные тексты, двуязычные словари и другие средства для перевода.( детей с языковой проблемой нет)

Одаренный ученик

Для работы с одаренными учениками необходимо разработать индивидуальные критерии оценивания. Обстановка, ориентированная на интересы ученика, способствует дифференцированному обучению одаренных учеников до тех пор, пока оценивание поддерживает углубление процессов и понятий, а продукты и процессы остаются открытыми.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование

компьютеры, проекционная система, видео-, Интернет-соединения.

Технологии – программное обеспечение

Программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM.

Материалы на печатной основе

  1. Геометрия, 10 – 11: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Мулдашев Э. Р. Мировая система пирамид и монументов древности спасла нас от конца света, но … - М.: “АиФ-Принт”; М.: “ОЛМА-ПРЕСС”; СПб.: Издательский Дом “Нева”; 2003.
  3. Тера-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998.
  4. Математический энциклопедический словарь. А. М. Прохоров и др. – М.: Советская энциклопедия, 1988.
  5. Я. И. Перельман. Занимательная арифметика. – М.: Гос. Изд. Дет. Лит. Мин. Просвещ. РСФСР, 1954.

Другие принадлежности

Интернет-ресурсы

http://www.en.edu.ru/ - Естественно-научный образовательный портал
http://schools.techno.ru/http://www.ict.edu.ru - Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Школы в Интернет
http://www.wikipedia.org - Википедия

http://school.holm.ru - Школьный мир.

http://www.uztest.ru/simulator/?IdParg=102 – тест по теме «Пирамида. Усеченная пирамида»

http://www.uchportal.ru/load/26-4-2 - много полезного для учителя

http://justsee.ru/content/view/362/53/ - о строителях пирамид

http://oregu.com.ua/?p=5083 – познание мира, инопланетные пирамиды земли

http://www.pois.ru/tayna.htm -   о тайне пирамид , имеются ссылки на книги по этой теме

http://pyramid.org.ua/tag/%E4%EE%EC%E0%F8%ED%FF%FF+%EF%E8%F0%E0%EC%E8%E4%E0 – изготовление пирамид, лечение пирамидами

http://avatara-ioga.narod.ru/bio2.htm -о мировой системе пирамид

Другие ресурсы

Необходимо организовать показ презентаций учащихся, на который для успешного проведения нужно пригласить экспертов, учеников других классов, гостей.


[1]         Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

Разработка урока "Моделирование пирамиды" геометрия 10 класс

Научить учащихся моделировать пирамиду в соответствии с условием геометрической задачи....

Конспект урока по геометрии ( Атанасян Л.С. и другие, 10-11 класс) 2 часа. Тема урока: Неправильные пирамиды

Конспект урока по геометрии ( Атанасян Л.С. и другие, 10-11 класс) 2 часа.Тема урока: Неправильные пирамидыТип урока: урок решения ключевых задач.Учебная задача: выявление фактов по теме «Неправильные...

Урок – проект по теме «Есть ли дроби в нашей жизни?» (Защита проекта.)

Урок – проект по теме «Есть ли дроби в нашей жизни?» (Защита проекта.)Тип проекта: практико-ориентированный.Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.Цель урока : нау...

Урок "Мир пирамид" (5 класс)

Материалы к уроку по теме 5 класса "Мир пирамид"...

План-конспект урока "Усеченная пирамида"

Данный урок по геометрии предназначен для  учащихся 10 классов, которые начинают изучать тему "Усеченная пирамида"Цели урока:Обеспечить усвоение определения усеченной пирамиды, рассмотр...

Урок 6 «Пирамида. Правильная пирамида»

Урок 6 «Пирамида. Правильная пирамида»...