технологическая карта урока математики
план-конспект урока по геометрии (6 класс) на тему

Гришина Галина Ивановна

 

Технологическая карта урока в стиле системно- деятельностного похода

Предмет                математика                    класс 5

Тема урока

Место урока по теме

Объём

Первый из четырех в теме «Объём прямоугольного параллелограмма»

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Учебный практикум, групповая и фронтальная, работа в группах, обращение к опыту учащихся и активные методы обучения

Цель урока

Задачи урока

Личностные

формировать положительной мотивации к обучению, создавать позитивной эмоционального отношения к уроку и предмету, развивать личную ответственность личную ответственность за своё здоровье, содействовать развитию критического мышления, сохранять учебно-познавательный интерес, ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, оценивать результат своей деятельности

 Метапредметные

Познавательные:

систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, осознанно строить речевое высказывания в устной форме, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций, систематизировать и делать выводы

Коммуникативные:

Формировать умение работать в паре, включать умение работать в паре, включаться в диалог и коллективное обсуждение, слушать и понимать речь других, строить понятные для собеседника высказывания, осуществлять взаимоконтроль, сотрудничать в совместном решении проблемы, оформлять свою мысли в устной форме, уметь уточнять полученную информацию

Регулятивные:

Контролировать своё поведение с учетом установленных правил, планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, выдвигать предположение на основе имеющихся знаний, анализировать работу, осуществлять самоконтроль, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, сознательно организовывать свою познавательную деятельность, соотносить цели урока с результатом работы и способами её достижения. Совместно давать оценку деятельности на уроке. Выделять и осознавать то, что усвоено и что нужно усвоить, понимать цели содержания и способ выполнения домашнего задания

Предметные

Воспроизводить определение , уметь находить объём обычных фигур по формуле и необычных фигур с помощью подсчета количество кубиков. Составлять фигуру по известному объёму, разбивает фигуру на обычные и составляет новые.

Проверить готовность к уроку, создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок

Актуализировать имеющиеся знания

Актуализировать опыт учащихся по изучаемой теме

Вызвать интерес к получению новой информации

Определить направления изучения темы

Эффективно подобрать приемы и средства для созданий условий включения каждого в процесс целеполагания

Поддержать активность, интерес

Организовать самостоятельную и осмысленную работу с новой информацией

Организовать рефлексию и самооценку учащихся

Обобщить и систематизировать изученный материал

Установить соответствие между поставленной целью и результатом урока

Закрепить изученный материал и сообщить объём и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в стиле системно- деятельностного похода

Предмет                математика                    класс 5

Тема урока

Место урока по теме

Объём

Первый из четырех в теме «Объём прямоугольного параллелограмма»

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Учебный практикум, групповая и фронтальная, работа в группах, обращение к опыту учащихся и активные методы обучения

Цель урока

Задачи урока

Личностные 

формировать положительной мотивации к обучению, создавать позитивной эмоционального отношения к уроку и предмету, развивать личную ответственность личную ответственность за своё здоровье, содействовать развитию критического мышления, сохранять учебно-познавательный интерес, ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, оценивать результат своей деятельности

 Метапредметные

Познавательные:

систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, осознанно строить речевое высказывания в устной форме, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций, систематизировать и делать выводы

Коммуникативные:

Формировать умение работать в паре, включать умение работать в паре, включаться в диалог и коллективное обсуждение, слушать и понимать речь других, строить понятные для собеседника высказывания, осуществлять взаимоконтроль, сотрудничать в совместном решении проблемы, оформлять свою мысли в устной форме, уметь уточнять полученную информацию

Регулятивные:

Контролировать своё поведение с учетом установленных правил, планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, выдвигать предположение на основе имеющихся знаний, анализировать работу, осуществлять самоконтроль, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, сознательно организовывать свою познавательную деятельность, соотносить цели урока с результатом работы и способами её достижения. Совместно давать оценку деятельности на уроке. Выделять и осознавать то, что усвоено и что нужно усвоить, понимать цели содержания и способ выполнения домашнего задания

Предметные

Воспроизводить определение , уметь находить объём обычных фигур по формуле и необычных фигур с помощью подсчета количество кубиков. Составлять фигуру по известному объёму, разбивает фигуру на обычные и составляет новые.

Проверить готовность к уроку, создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок

Актуализировать имеющиеся знания

Актуализировать опыт учащихся по изучаемой теме

Вызвать интерес к получению новой информации

Определить направления изучения темы

Эффективно подобрать приемы и средства для созданий условий включения каждого в процесс целеполагания

Поддержать активность, интерес

Организовать самостоятельную и осмысленную работу с новой информацией

Организовать рефлексию и самооценку учащихся

Обобщить и систематизировать изученный материал

Установить соответствие между поставленной целью и результатом урока

Закрепить изученный материал и сообщить объём и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике

Предполагаемый результат

Предметный результат

УУД

Ученик умеет : воспроизводить определение объему, находить объем обычной фигуры по формуле, необычной фигуры с помощью пересчета кубиков, составлять фигуру по известной величине объема, разбивать фигуры на слои и составлять другие

Полная готовность класса и оборудования

Организация внимания всех учащихся

Активизированы имеющиеся знания учащихся по теме

Использованы приёмы и средства для включения учащихся в процесс целеполагания

Организованы самостоятельная и осмысленная работа с новой информацией

Подведен итог урока: проведена рефлексия, получена информация о достижении планируемых результатов, произведении возврат к приемам первой и второй стадии, самооценка

Сообщен объём и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике

Объявлены критерии оценки домашнего задания

Педагогические технологии

Оборудование

Технология критического мышления

Компьютер, проектор, интерактивная доска, конструктор, сосуды

Учебник «Математика 5» И. И. Зубарева,  для общеобразовательных школ

Ход урока

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

УУД

Оценивание/формы контроля

1 этап Организационный момент-время (2 мин)

Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на работу на уроке

-Чтобы начать урок, мне хотелось узнать

- Готовы ли вы к уроку?

- Какое у вас настроение?

– Если ли у вас желание узнать что-то новое на уроке?

-Процитирую слова древнегреческого философа Саади

«Ученик, который учится без желания- это птица без крыльев»

-И мне бы хотелось, чтобы было у вас желание учиться и узнавать новое. И только в этом случае вы своими крыльями будете «взлетать» всё выше и выше.

-«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели»

-Именно это нам потребуется на уроке: внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленные цели.

Интерактивная доска

Слайд 1

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу в классе.

Отвечают на вопросы

Личностные

Формулируют положительную мотивацию к обучению, создают позитивное эмоциональное отношение к уроку и предмету

Самооценка готовности к уроку

2 этап Актуализация опорных знаний- время 6 мин

Проводит опрос учащихся по пройденному материалу, определяет пары для работы, выявляет готовность к восприятию нового материала

-На уроках занимательной математики мы с вами выполняли творческую работу: изготавливали модели прямоугольного параллелепипеда и куба.

-Я предлагаю вам рассмотреть их и ответить друг другу на вопросы

-Прошу одну из пар громче других озвучить ответ на поставленный вопрос

  1. Из каких фигур состоит поверхность параллелепипеда? Куба?
  2. Сколько у фигур граней, ребер и вершин?
  3. Что можно сказать о противоположных гранях прямоугольного параллелепипеда?
  4. Какие измерения есть у прямоугольного параллелепипеда?
  5. Предположите. Что будет, если измерения параллелепипеда будут равны между собой?

-Предлагаю вам помочь мне проверить утверждения.

-Как?  помощью сигнальных карточек. «Да» -красная и «Нет» -синяя

-Внимание приступаем

О

Любой куб является прямоугольным параллелепипедом

+

К

Некоторые пирамиды имеют форму куба

-

У

Любой прямоугольный параллелепипед является  кубом

-

Б

Некоторые прямоугольные параллелепипеды имеют форму куба

+

Ъ

Прямоугольный параллелепипед является многогранником

+

Ё

Шар круглое тело

+

М

Измерения прямоугольного параллелепипеда – длины  трех ребер исходящих из одной вершины

+

-Мини-зарядка: Покажите головой грани самого большего параллелепипеда

- верхнюю

- нижнюю

- правую

- левую

-Обратите внимание, после нашей работы на экране открыты утверждения и соответствующие знаки «+» и «-».

Обучающиеся берут в руки модели и отвечают на вопросы

Одна из пар отвечает на вопрос немного громче других

Ребята поднимают сигнальные карточки

Обучающиеся показывают головой потолок, пол, стены классной комнаты

Познавательные

Систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, осознано строить речевое высказывание в устной речи

Коммуникативные

Формировать умение работать в паре, включаться в диалог и коллективное обсуждение

Регулятивные

Контролировать своё поведение с учётом установленных правил

Личностные

Развивать личную ответственность за своё здоровье

Взаимоконтроль

Выяснение готовности класса к изучению нового материала

Коррекция ответов учащихся

Работа в парах

3 этап Вызов-время 10 мин

Заинтересовывает учащихся, мотивирует для дальнейшей работы, создает ассоциации по изученному вопросу

-Теперь прошу одного из вас напротив правильных утверждений открыть буквы и составить слово

Итак, тема урока?

-Теперь соберем всё, что знаем в корзину идей( приём ТКМ)

-Работаем по плану:

  1. Вспоминаем и записываем то, что знаем по данной теме(1 мин)
  2. Обсуждаем в парах или в группах. (1-2 мин)

  1. Называем по одному факту и кратко записываем на доске

На маркерной доске нарисована красочная корзина «Объем»

Слайд 4 (включается таймер»

Рядом с корзиной появляются факты, мнения

Формулируют вопросы, на которые хотят получить информацию

Один из обучающихся выходит к экрану и по щелчку открывает буквы напротив правильных утверждений. Составляет слово «Объем»

Обучающиеся формулируют тему урока «Объем»

Обучающиеся записывают в тетрадь всё, что знают.

Ребята делятся  друг с другом известными знаниями

Ребята называют и по одному факту записывают на доске

Познавательные

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Коммуникативные

Слушать и понимать речь других, строить понятные для собеседника высказывания

Регулятивные

Планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, выдвигать предположения на основе имеющихся знаний

Личностные

Формировать интерес к изучению темы, содействовать развитию критического мышления

Самооценка, постановка учебной задачи

4 этап Осмысление- время 16 мин

Сохраняет активность учащихся, делает чтение или слушание осмысленным, учитывает запрос учащихся

-Теперь ребята прослушайте новую информацию: слушаем чтобы понять и постараться составить один толстый и один тонкий вопросы( прием ТКМ)

Включается интерактивный продукт (образовательные технологии)

  1. Звучит определение объему
  2. Выполните задание :введите количество коробков в каждой стопке
  3. Проверим (нажимаем функцию «Проверить»)
  4. Звучит формула нахождения объема
  5. Посчитайте объем предложенных фигур

  1. Проверим (нажимаем функцию «Проверить»)
  2. Выполняем задание: постройте блок с размерами, указанными слева. Перетаскивайте кубики из левой части экрана в правую часть
  3. Подсчитайте объем, используя формулу
  4. Проверим (нажимаем функцию «Проверить»)

Переключаем на «описание». На экране

Задача: ознакомиться с понятием и формулой объема

Краткий обзор:

  1. объем-количество пространства, которое занимает трехмерная фигура
  2. формула объема: длина *ширина* высота
  3. для объема фигуры необычной формы можно посчитать количество кубиков
  4. ответ всегда приводится в кубических единицах

-Теперь составим по одному толстому вопросу и тонкому вопросу.

-Обсудим ваши вопросы

Мини- зарядка: -Ребята поиграем. Прошу вас выйти изо парт. Представим, что мы звезды. Звездочкам свойственно объединяться в созвездие. О хлопку мы объединяемся по 3 человека. Касаемся друг друга(головами, плечами). Двигаемся. Спасибо!

-Теперь вернемся к работе: посмотрим в корзину идей и наведем в ней логический порядок

На партах находится таблица «Толстые и тонкие вопросы»

Из данных вопросов в дальнейшей работе составляется контрольный тест

Ребята слушают, участвуют и записывают вопросы в тетрадь

Обучающиеся по одному выходят и записывают количество коробков в каждой стопке

Выходят два человека к интерактивной доске и выполняют вычисления

Один из ребят выходит к доске и выполняет задание. Остальные вслух ведут счет кубиков

Один человек выходит к экрану и выполняет задание

Обучающиеся составляют вопросы

Ребята задают друг другу по очереди вопросы, другие на них отвечают

Обучающиеся выходят на свободное пространство кабинета. По хлопку объединяются по 3 человека, касаются друг друга и двигаются.

Ребята опираясь на новую информацию логически выстраивают свои мнения и факты в порядок. Некоторые просто убирают.

Познавательные

Находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций

Коммуникативные

Осуществлять взаимный контроль, сотрудничать в совместном решении проблемы

Регулятивные

Анализировать работу, осуществлять самоконтроль, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, сознательно организовывать свою познавательную деятельность

Личностные

Сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, развивать личную ответственность за своё здоровье

Взаимоконтроль

Ответы на вопросы

Самоконтроль Работа в парах

5 этап  Размышление – время 11 мин

Организует обсуждение пройденного, интерпретирует, организует творческую переработку информации. Сообщает объем и содержание выполнения домашней работы с фиксацией в дневниках

-Для дальнейшей работы мы образуем группы. Пользуемся интерактивным продуктом: средство выбора случайных слов

-Теперь берем в руки «кубик» (прием ТКМ) и подбрасываем. Определяем для каждой группы задания

Работа № 1

Дано: три сосуда №1, №2, № 3              

Сосуд №1 заполнен водой

Сравните сосуды

Решение:

первый сосуд  …..     второй сосуд

первый сосуд     ….  третий сосуд

второй сосуд   ….    третий сосуд

Работа  № 2

Дано: Объемная фигура

Определите объем фигуры

( на столе из кубиков составлена фигура)

Работа №3

Дано: несколько слоев (конструктор)

Составьте фигуру объем которой 820 куб единиц

Работа № 4

Дано: объемная фигура (составлена из кубиков)

-Разбейте её на слои и составьте две другие объемные фигуры

-Прошу пройти к рабочим столам и приступить к работе

-Теперь подведем итоги

-Внимание на экран. На экране записаны ключевые слова: ОБЪЕМ   КОЛИЧЕСТВО ПРОСТРАНСТВО ФОРМУЛА КУБИК КУБИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

-Составим из предложенных ключевых слов предложения (прием ТКМ)

-Сегодня на уроке нам было радостно, потому что мы были рядом, вместе узнали много интересного.

-Самооценка: Прошу вас взять геометрическую фигуру соответствующие вашей работе на уроке и вашим знаниям

Круг- на «5», квадрат «4», треугольник «3»

-Таким выбором вы выбрали себе домашнюю работу. Поднимите те у кого круги, а теперь квадраты и треугольники

-Я интересовалась в начале урока вашим настроение, и теперь прошу вас выбрать смайлик из предложенных:

-Я удивлен; Мне всё понятно; Пришлось задуматься; Сегодня не мой день;

Спасибо за урок!

Слайд 5

На кубике записаны задания

Слайд 6

Слайд 7

На слайде нарисованы фигуры

Слайд 8

На слайде изображения смайликов

Ребята наблюдают и запоминают свой состав групп

Ребята каждой группы подбрасывают кубик и определяют задания

Ребята проходят к рабочим столам и выполняют работы

Ребята зачитывают задания и один из группы сообщает итог выполнения начиная со слов «Я умею……»

Ребята составляют предложения  и проговаривают их

Ребята подходят к доске и выбирают фигуру( фигуры лежат возле доски на столе)

Ребята поднимают фигуры вверх

Обучающиеся выходят к экрану и перетаскивают смайлики (выбирая)

Познавательные

Систематизировать, сделать выводы

Коммуникативные

Оформить свои мысли в устной форме, ответить на вопросы учителя, слышать и понимать речь других, умение уточнять полученную информацию

Регулятивные

Соотносить цели урока с результатом работы и способами её достижения, осуществлять самоконтроль, совместно давать оценку деятельности на уроке, выделять и осознавать то, что усвоено и что нужно усвоить, понимать цели содержания и способ выполнения домашнего задания

Личностные

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, оценивать результат своей деятельности

Рефлексия деятельности

Самооценка
Оценка эмоционального состояния

Выступление от каждой группы

Практическая работа

Умение применить полученные знания при решении упражнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Длина окружности» (учебник «Математика 6» Н.Я.Виленкин и др.).

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.Унифицированной, устоявшейся формы такой карты пока не существует.В ходе введения ФГОС...

Технологическая карта урока математики. Самоанализ урока.

Урок математики в 5 классе по теме "Решение задач на проценты". Технологическая карта урока, конспект урока, самоанализ конспекта урока....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС.

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов де...

Технологическая карта урока математики в 5 классе «Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.» (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Решение текстовых задач базового типа с помощью умноже...

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...