Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Штенский Анатолий Владимирович

Рабочая программа содержит:

* пояснительную записку;

* общую характеристику учебного курса;

* место учебного предмета в школьном курсе;

* содержание обучения;

* требования к знаниям и умениям учащихся;

* учебно-тематическое планирование;

* календарно-тематическое планирование;

* организация образовательного прцесса;

* учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

* критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куйбышевский район, с. Куйбышево

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа имени А. А. Гречко

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                               Директор школы

Приказ от______ .08.2015 №_____ОД

                                                                                          Подпись ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По       геометрии                                                                                                    Уровень общего образования (класс)                                           основное  общее     образование      8 класс                                 (Количество часов 68                                                                                  Учитель     Штенская Татьяна Евгеньевна                                                                                       Программа разработана на основе                                                    авторской  программы Бурмистровой Т.А.       «Геометрия 7-9 классы». М.: Просвещение, 2009.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  2. Федеральный базисный учебный план  (БУП - 2004)
  3. Примерная программа основного общего образования по математике 2006г.  
  4. Учебный план  Новиковского филиала МБОУ Куйбышевской СОШ на 2015 - 2016 учебный год (обсуждён и рекомендован к утверждению педагогическим советом, протокол    от 30. 08. 2015 № 1; рассмотрен Советом школы, протокол  от                        30. 08. 2015 № 1).                                                          

    Рабочая программа составлена на основании:

1.   Программы  по геометрии  Бурмистровой  Т.А.                                                                               2. Учебно-методического комплекта «Геометрия 8 класс» Л.С. Атанасяна

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Рабочая программа обеспечивает решение следующих задач обучения:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
  • целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Общая характеристика учебного курса

   Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизиро- ванные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях.

Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала.                                                                                          

Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач, систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.                                     Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе.                                                                          Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.                                         

В результате изучения курса геометрии учащиеся должны:                                                                  - понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;                                                                                                                                                          - научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;                                                                                                                                                                - получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;                                                                                                                                       - распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды, четырехугольники и их частные виды, многоугольники, окружность, круг);                                                                                                                                            - изображать указанные геометрические фигуры;                                                                                      - выполнять чертежи по условию задачи;                                                                                                   - владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;                                     - решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач;                                                                                                                                                              -  решать задачи на доказательство;                                                                                                         - владеть алгоритмами решения основных задач на построение.

Место  учебного  курса,  предмета  в  учебном  плане  школы

        Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа по геометрии в 8 классе рассчитана на 68 уроков  (2 ч в неделю).

Учебный план 8 класса на 2015-2016 учебный год

в рамках реализации БУП – 2004 для основного общего образования

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Федеральный компонент

Компонент образовательного учреждения

(5-дневная неделя)

итого

Русский язык

3

3

Литература

2

2

Английский язык

3

3

Алгебра

3

1

4

Геометрия

2

2

Информатика и ИКТ

1

1

2

История

2

2

Обществознание

1

1

География

2

2

Физика

2

2

Химия

2

2

Биология

2

2

Искусство

1

1

Технология

1

1

Физическая культура

3

3

ОБЖ

1

1

Итого:

31

2

33

Содержание обучения

Тема 1. «Четырехугольники» (14 часов)


Основные изучаемые вопросы:

  • Выпуклые многоугольники.
  • Сумма углов выпуклого многоугольника.
  • Параллелограмм, его свойства и признаки.
  • Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.
  • Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
  • Теорема Фалеса.


Тема 2. «Площади фигур» (14 часов)

Основные изучаемые вопросы:

  • Понятие о площади плоских фигур.
  • Равносоставленные и равновеликие фигуры.
  • Площадь прямоугольника.
  • Площадь параллелограмма.
  • Площадь треугольника.
  • Площадь трапеции.
  • Теорема Пифагора


Тема 3. «Подобные треугольники» (20 часов)

 Основные изучаемые вопросы:

  • треугольников; коэффициент подобия.
  • Признаки подобия треугольников.
  • Связь между площадями подобных фигур.
  • Синус, косинус, Подобие тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника.
  • Решение прямоугольных треугольников.
  • Основное тригонометрическое тождество.

Тема 4. «Окружность» (17 часов)

 Основные изучаемые вопросы:

  • Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.
  • Взаимное расположение прямой и окружности.
  • Касательная и секущая к окружности.
  • Равенство касательных, проведенных из одной точки.
  • Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан.
  • Окружность, вписанная в треугольник.
  • Окружность, описанная около треугольника.


Тема 5. «Повторение» (2 часа)

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Геометрические фигуры и их свойства.

Измерение геометрических величин

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  • понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

---получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;

— распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки; углы; треугольники и их частные виды; четырехугольники и их частные виды; многоугольники; окружность; круг);

изображать указанные геометрические фигуры;

выполнять чертежи по условию задачи;

— владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

— решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач;

— решать задачи на доказательство;

— владеть алгоритмами решения основных задач на построение.


Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Содержание

Основная цель

1

Четырехугольники.

14

Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Дать учащимся систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки или прямой.

2

Площади фигур.

14

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора.

3

Подобные треугольники.

19

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Сформировать понятие подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников, сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников.

4

Окружность.

17

Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Дать учащимся систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанной и описанной окружностях.

5

Повторение

4

Треугольники. Параллельные прямые. Четырехугольники. Площади четырехугольников. Подобные треугольники. Окружность. Векторы.

Обобщить и систематизировать  знания по курсу. Сконцентрировать внимание учащихся на узловых вопросах программы. Индивидуальная работа с учащимися, проявляющими особый интерес к математике.

Содержание программы

Глава

Название темы

Количество часов

Количество контрольных работ

I

Четырехугольники

14

1

II

Площади фигур

14

1

III

Подобные треугольники

19

2

IV

Окружность

17

1

V

Итоговое повторение

4

1

ИТОГО:

68

6

Контрольные работы

  1. Контрольная работа № 1                         «Четырехугольники».

  1. Контрольная работа № 2                                   «Площади».

  1. Контрольная  работа №  3                                     «Признаки подобия  треугольников».

  1. Контрольная работа № 4                                    «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».  

5.  Контрольная  работа № 5      

«Окружность».  

6. Итоговая контрольная работа                                             с элементами тестирования.

                   

Практические работы.

  1. Практическая работа № 1 

«Определение расстояния до недоступной точки».

  1. Практическая работа №  2

 «Определение высоты предмета».


Календарно-тематическое планирование (8 класс )

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки                 обучающихся

Вид                 контроля

Домашнее   задание

Дата проведения урока

план

факт

I

Четырехугольники.

14

1-2

Многоугольники.

2

КУ

УОНМ

многоугольник, элементы многоугольника, выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника

-уметь строить выпуклый многоугольник;                         - знать формулу суммы углов выпуклого многоугольника

ФО [1], стр.114 ?1-5

ИРД

п.39, 40, 41 №364, 365(б,г), 369

3-8

Параллелограмм. Свойства параллелограмма.

2

КУ

УОНМ

четырехугольник, параллелограмм, свойства параллелограмма

-уметь доказывать свойства параллелограмма;                   -уметь решать задачи

ФО [1],

стр.114 ?6-8

ИРД

п.42, №372(в), 376(а)

Признаки параллелограмма.

2

КУ

УПЗУ

параллелограмм, свойства параллелограмма, признаки параллелограмма

-уметь доказывать признаки параллелограмма;                    - уметь решать задачи

ФО [1], стр.114 ?9 ИРД                        ПР [2],С-2.1

п.43, №375, 379, 383, 382

Трапеция.

2

КУ

УЗИМ

трапеция, элементы трапеции, равнобед ренная и прямо угольная трапеция

-знать, что называют трапецией;                              - уметь решать задачи на доказательство

ФО [1], стр.114?10-11 ИРД                         СР [2], С-3

п.44, №392(б), 390, 389(а)

9-12

Прямоугольник.

1

КУ

прямоугольник, свойства прямоугольника, признак прямоугольника

-уметь доказывать теоремы и свойства прямоугольника;                     -уметь решать задачи на их применение;

ФО [1], стр.114?12,13

ИРД

п.45, №401(а), 400

Ромб и квадрат.

2

КУ

УОНМ

ромб, квадрат, свойство ромба и квадрата

-уметь доказывать свойства ромба и квадрата;                         -уметь решать задачи

ФО [1], стр.114?14,15

ИРД

СР [2], С-4

п.46, №405, 406, 408(а)

Осевая и центральная симметрии.

1

КУ

осевая и центральная симметрии, ось симметрии, центр симметрии

-уметь строить симметричные точки;   -уметь распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией

ФО [1], стр.114?16-20

ИРД

п.47, №419, 423, 422

13

Решение задач.

1

УПЗУ

параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат, осевая и центральная симметрии

-уметь решать задачи, опираясь на изученные свойства

ФО

ИРД

[3], КР-1,

В-4

14

Контрольная работа №1

« Четырехугольники »

1

-уметь применять все изученные свойства, признаки и теоремы в комплексе;                               -уметь доказательно решать задачи

[3], КР-1

II

Площадь

14

15-16

Площадь многоуольника.

2

КУ

УОНМ

единицы измерения площадей, площадь прямоугольника, основные свойства площадей

-уметь вывести формулу площади прямоугольника;                  -уметь решать задачи на применение  формулы

ФО [1], стр. 133 ?1-3ИРД

МД[4] Д-2.1

п.48, 49, 50, №447-453

17-22

Площадь параллелограмма.

2

КУ

УПЗУ

параллелограмм, основание и высота параллелограмма, площадь параллелограмма

-знать формулу площади параллелограмма;                   -уметь выводить формулу площади параллелограмма

ФО [1], стр.133 ? 4

ИРД

МД[4] Д-2.1

п.51, №459(а,б), 464(а), 461, 465

Площадь треугольника.

2

КУ УПЗУ

треугольник, основание и высота, площадь треугольника, соотношение площадей

-знать формулу площади треугольника;                         - уметь находить площадь прямоуголь- ного треугольника;                         - уметь находить площадь треугольника в случае, если равны их высоты или угол

ФО [1], стр.133 ? 5,6

ИРД

ИРК

п.52, №468(а,б), 471, 474, 476

Площадь трапеции.

2

КУ УЗИМ

трапеция, высота трапеции, площадь трапеции

- знать и уметь доказывать формулу вычисления площади трапеции;                                    - уметь решать задачи на применение формулы

ФО [1], стр.133 ? 7

ИРД

СР[2], С-6

п.53, №480, 518

23-25

Теорема Пифагора.

3

КУ

УОНМ

УПЗУ

прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, теорема, обратная теореме Пифагора

- уметь доказывать теорему Пифагора;               - уметь решать задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике

ФО [1], стр.133 ? 8-10

ИРД

СР[2], С-7

п.54, 55, №484, 486, 488, 491, 495, 492

26-27

Решение задач.

2

КУ УПЗУ

площадь параллелограмма, треугольника, трапеции, теорема Пифагора

- уметь находить площадь параллелограмма, треугольника, трапеции по формулам;                                             -уметь применять теорему Пифагора при решении задач

ФО

ИРД

ИРК

№479, 515, 502, 517, 514

28

Контрольная работа  №2.  «Площадь»

1

-уметь применять полученные знания в комплексе

[3], КР-2

III

Подобные треугольники

19

29-30

Определение подобных треугольников.

2

КУ

УОНМ

пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники, коэффициент подобия, отношение площадей

-уметь определять подобные треугольники;                           -уметь доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников

ФО [1], стр.160 ? 1-4

ИРД

МД[4] Д-2.2

п.56-58, №536, 541, 545

31-32

Первый признак подобия треугольников.

2

КУ

УОНМ

подобие треугольников, первый признак подобия

-уметь доказывать первый признак подобия треугольников;                           - уметь применять признак при решении задач

ФО [1], стр.160 ? 5

ИРД

п.59, №551, 552, 553

33-34

Второй признак подобия треугольников.

2

КУ

УОСЗ

подобие треугольников, второй признак подобия

-уметь доказывать второй признак подобия треугольников;                          - уметь применять признак при решении задач

ФО [1], стр.160 ? 6

ИРД

п.60, №559,560

35

Третий признак подобия треугольников.

1

КУ

подобие треугольников, третий признак подобия

-уметь доказывать третий признак подобия треугольников;                          - уметь применять признак при решении задач

ФО [1], стр.160 ? 7

ИРД

СР[2], С-9

п.61, №563,

36

Контрольная работа №3. «Подобные треугольники»

1

-уметь применять первый, второй, третий признаки в комплексе при решении задач

[3], КР-3

37-39

Средняя линия треугольника.

3

КУ УЗИМ

УОНМ

теорема о средней  линии треугольника

- уметь определять среднюю линию треугольника;                              - уметь доказывать теорему о средней линии треугольника;          - уметь решать задачи, используя теорему о средней линии треугольника

ФО [1], стр.160 ? 8,9

ИРД

ИРК

п.62, №566, 571, 570

40-41

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

2

КУ

УОСЗ

среднее пропорциональное, утверждения о среднем пропорциональном

-уметь использовать утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач

ФО [1], стр.160? 10,11

ИРД

ИРК

п.63, №572, 574, 575, 577

42-43

Практические приложения подобия треугольников.

2

КУ УПЗУ

метод подобия, построение треугольника по данным двум углам и биссектрисе при вершине третьего угла

-уметь решать задачи на построение методом подобия;                        -применять подобия к доказательству теорем и решению задач

ФО [1], стр.160?12-14

ИРД

СР[2], С-10

п.64, 65, №585, 623

44

45-46

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

1

КУ

синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество

-уметь определять синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника;

-знать основное тригонометрическое тождество

ФО [1], стр.160?15-17

ИРД

п.66, №591(в,г), 592(а,б), 593(а,б)

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600.

2

КУ

УПЗУ

таблица значений

-знать таблицу значений синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600

ФО [1], стр.160? 18 ИРД                         СР[2], С-11

п.67, №599, 601, 602

47

Контрольная работа №4.

«Подобные треугольники»

1

-уметь применять подобия к доказательству теорем и решению задач;                      - уметь решать задачи, используя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

[3], КР-4

IV

Окружность.

17

48-50

Взаимное расположение прямой и окружности.

1

УОНМ

окружность, радиус и диаметр окружности, секущая, расстояние от точки до прямой,

-знать все взаимные расположения прямой и окружности;                            - уметь находить расстояние от точки до прямой

ФО [1], стр.187 ?1,2

ИРД

п.68, №631(а,б), 633

Касательная к окружности.

2

КУ УПЗУ

касательная к окружности, точка касания

-уметь доказывать свойство и признак касательной;                      - уметь определять касательную к окружности;                               - уметь проводить через данную точку окружности касательную к этой окружности;                                    -уметь решать задачи

ФО [1], стр.187 ?3-7

ИРД

СР[2], С-12

п.69,№637, 640, 638, 643, 644

51-54

Центральный угол.

2

КУ УПЗУ

дуга, полуокружность, градусная мера дуги окружности, центральный угол

-уметь определять градусную меру центрального угла;

ФО [1], стр.187 ?8-10

ИРД

п.70, №649(в,г), 652, 650

Вписанный угол.

2

КУ УОСЗ

вписанный угол, теорема о вписанном угле

-уметь определять вписанный угол;                        - доказывать теорему о вписанном угле и следствия к ней;                       - знать в каком отношении пересекаются хорды окружности

ФО [1], стр.187?11-14

ИРД

СР[2], С-13

п.71, №655, 656, 663, 666, 667

55-57

Четыре замечательные точки треугольника.

3

КУ

УПКЗУ

УЗИМ

свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра, теорема о пересечении высот треугольника, замечательные точки треугольника

- уметь доказывать указанные теоремы;                  - уметь решать задачи на применение этих теорем

ФО [1], стр.187?15-20

ИРД

СР[2], С-14

п.72, 73, №676, 678, 679, 681, 688, 720

58-61

Вписанная окружность.

2

КУ УОСЗ

вписанная окружность, описанный многоугольник, теорема о вписанной окружности

-уметь вписывать окружность в многоугольник;                       -уметь доказывать теорему о вписанной окружности и свойства;

ФО [1], стр.187?21-23

ИРД

ИРК

п.74, №690, 691, 693

Описанная окружность.

2

КУ УПЗУ

описанная окружность, вписанный многоугольник, теорема об описанной окружности, теорема о сумме противоположных углов вписанного многоугольника

-уметь описывать окружность около многоугольника;                     -уметь доказывать теорему об описанной окружности и замечания;                                     -знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника

ФО [1], стр.187?22-26

ИРД

СР[2], С-15

п.75, №696, 702, 705, 708

62-63

Решение задач.

2

КУ

УПЗУ

касательная к окружности, центральный угол, вписанный угол, замечательные точки треугольника, вписанная  и описанная окружность

-уметь определять градусную меру центрального и вписанного угла;                       -уметь решать задачи с использованием замечательных точек треугольника;                                  -знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника

ФО [1]

ИРД

[3], КР-5,

В-4

64

Контрольная работа №5.

«Окружность»

1

-уметь применять полученные знания в комплексе

[3], КР-5

V

Итоговое  повторение курса  геометрии

8 класса

4

65-67

Решение задач.

3

КУ УПЗУ УПКЗУ

четырехугольники, площадь многоугольника, подобные треугольники, окружность

- уметь находить площадь многоугольника по формулам;                                            - знать свойства вписанной и описанной окружности

ФО

ИРД

подготовка к контрольной работе

68

Итоговая административная контрольная работа.

1

-уметь применять все полученные знания за курс геометрии 8 класса

Т

VI

Измерения  на местности

2

69-70

Практическая работа

2

УПЗУ

I    четверть —                                                          III  четверть —  

II   четверть —                                                          IV  четверть —    

Год  -  68 ч


Принятые обозначения в рабочей программе

№ п/п

Тип урока

Сокращение

1

Урок ознакомления с новым материалом

УОНМ

2

Урок закрепления изученного материала

УЗИМ

3

Урок применения знаний и умений

УПЗУ

4

Урок обобщения и систематизации знаний

УОСЗ

5

Урок проверки и коррекции знаний и умений

УПКЗУ

6

Урок комбинированный

УК

Вид контроля

1

Самостоятельная работа

Сам. раб.

2

Проверочная работа №

П-№

3

Обучающая работа №

О-№

4

Математический диктант

МД

5

Фронтальный опрос

ФО

6

Практическая работа

ПР

7

Лабораторная работа

Лаб. раб.

8

Контрольная работа

КР

Литература

1

Дидактический материал

ДМ

2

Рабочая тетрадь

РТ

Организация образовательного процесса       

            Урок, являясь одной из основных форм организации обучения математике, несет в себе определенную дидактическую нагрузку, имеет свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения. Потому современный урок рассматривается не как статичная, но как вариативная и постоянно развивающаяся форма организации занятий. Главное направление этого развития - стремление добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся.  

              В своей работе я использую разнообразные типы уроков по основной дидактической цели и этапам учебного процесса:

                                                                                                                                                                     • Урок формирования и совершенствования знаний, где после постановки целей, идет введение новых знаний, а далее:                                                                                                                    - воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях, формирование опыта репродуктивной деятельности;                                                                                                    - перирование знаниями в новых или измененных ситуациях с целью формирования опыта продуктивной деятельности;                                                                                                                         - контроль усвоения;                                                                                                                                      - определение и разъяснение домашнего задания.                                                                                

Урок-лекция, на котором можно изложить учебный материал по теме «укрупненными» порциями, высвободив за счет этого время для повторения на уроках вопросов теории, решения задач, выработки необходимых умений и программных навыков. Его структура:    - создание проблемной ситуации при постановке темы и цели лекции;                                                - ее решение при реализации намеченного плана;                                                                                    - выделение опорных знаний и умений и их воспроизведение учащимися по образцам, конспектам, блок-схемам;                                                                                                                             - применение полученных знаний;                                                                                                               - обобщение и систематизация изученного;                                                                                                  - формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.                                                

Урок применения знаний и умений, где после проверки домашнего задания учащимися применяются ранее полученные знания:                                                                                                      - самостоятельное выполнение заданий под контролем учителя;                                                           - обобщение и систематизация результатов выполненных упражнений;                                              - подведение итогов и постановка домашнего задания.                                                                  

 Урок обобщения и систематизации знаний, где после постановки цели, идет использование и коррекция опорных знаний:                                                                                                 - повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;                                                                    - работа над нестандартными заданиями на основе широкой систематизации знании;                       - определение домашнего задания.                                                                                                    

Комбинированный урок, где после ознакомления с темой урока и постановки его целей, идет проверка домашнего задания:                                                                                                               - проверка знаний и умений по пройденному материалу;                                                                         - изложение нового материала;                                                                                                                    - первичное закрепление изученного;                                                                                                           - подведение итогов и постановка домашнего задания.                                                                  • Урок проверки и коррекции знаний и умений, где после инструктажа учащихся по организации работы на уроке, проводится:                                                                                              - проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;                                                         - проверка умений учащихся самостоятельно променять знания в стандартных условиях, а затем - в измененных, нестандартных ситуациях, т.е. уровня сформированного опыта репродуктивной и продуктивной деятельности.                                                                                  

Урок контроля знаний, как письменный (контрольная работа), так и устный (различные формы проведения).                                                                                                                                В организацию учебного процесса я включаю и нестандартные формы проведения уроков, так как тесная взаимосвязь образовательных, воспитательных, развивающихся целей любого урока требует и соответствующей учебной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой и коллективной) с учетом формы общения между учителем и обучаемыми:

 урок с дидактической игрой;

 урок-сказка;

урок-соревнование;

урок-конференция и другие.

В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект :                                                                                                

Федеральный Закон РФ «Об образовании».                                                                              Примерные программы по математике, 2004.                                                               Обязательный минимум содержания образовательной начальной, основной и средней (полной) школы. Приказ МОРФ № 1236 от 19.05.1998.                                                          .                                                                                                Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7 кл. М: «Просвещение»,  2014 г.                                                               Рекомендации по проведению выпускных экзаменов в 9 классе общеобразовательных учреждений. Информационно-методическое письмо МО РФ                                                                         Мельникова Н. и др. Зив В.Г. Дидактические материалы по геометрии 7-9 кл. М., Просвещение 2009г .                                                                                                                        Рабинович Е.М. Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 кл. м., 1998. Чудовский А.Н. Проверьте свои знания по геометрии. М., 1987.                                                Учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» «Математика».                     Изучение геометрии в 7-9 классах :Методические рекомендации для учителя                             

Для учащихся                                                                                                                         

АтанасянЛ.С. и др. Геометрия. 7-9 кл. М., 2014г..                                                               Мельникова Н. и др. Геометрия Дидактические материалы. 7-9 кл. М., 1998.                          Рабинович Е.М. Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 кл. м., 1998. Чудовский А.Н. Проверьте свои знания по геометрии. М., 1987.                                      Веселовский С.Б. и др.. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990.                                                                                                                                                 Петраков И,С, Математические кружки в 8-10 кл. М., 1987.                                                     Миракова Т.Н. Развивающие задачи на уроках математики в 5-8 классах // Квантор. Львов,1991.№ 3                                                                                                                                Шарыгин И.Ф. и др. Наглядная геометрия. М., 1992.                                                                    Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. М., 1995.                           Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М., 1987.                                                                        Нагибин Ф.Ф. и др. Математическая шкатулка. М., 1988.                                                   Кузнецова Ю.В. Мастерим из бумаги. Оригами. СПб. 1997.                                                Аверьянов Д.И. и др. Сборник задач по геометрии. 9-11 кл. М., 1996.                                           Рабочая тетрадь по геометрии (8 кл.) на печатной основе,  2014                                                                                                                                            

Информационно-методическая и Интернет-поддержка:                                                                                

1. Математика: ежемесячный научно-методический журнал издательства                      «Первое сентября».                                                                                                                                      2. Журнал «Математика в школе».                                                                                                          3. Приложение «Математика», сайт www. pгоv.ru (рубрика «Математика»).                                      4. Интернет-школа Просвещение. гu.                                                                                           5. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты.          

Печатные пособия                                                                                                                                   

1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения                     2. Карточки с заданиями по математике.                                                                                         3. Портреты выдающихся деятелей математики.                                                                            

Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование                                                    

1. Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.                       2. Комплекты планиметрических и стереометрических тел.                                        

Технические средства обучения:                                                                                                          

1. Компьютер.                                                                                                                                              2. Мультимедийный проектор.                                                                                                         3. Экран

Интернет-сайты для математиков

  • www.1september.ru
  • www.math.ru
  • www.allmath.ru
  • www.uztest.ru
  • http://schools.techno.ru/tech/index.html
  • http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html
  • http://methmath.chat.ru/index.html
  • http://www.mathnet.spb.ru/
  • http://vip.km.ru/vschool/demo/education.asp?subj=292
http://schools.techno.ru/tech/index.html

Критерии  и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

  1. Оценка  письменных контрольных работ   обучающихся по математике

Работа оценивается отметкой «5», если:                                                                            работа выполнена полностью;                                                                                                в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;       в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:                                                                    работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);                                                                                                                             допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:                                                                                                    допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:                                                                                           допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

           Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:                                                              полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;                                                                                                                             изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;                  правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;            показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;          продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;       отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;                             возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:                                                                  в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;                                                                                                           допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;                                                                          допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:                                                             неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);                                                                                              имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;                                                                                                                  ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;                                                                                                                                при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:                                                                       не раскрыто основное содержание учебного материала;                                   обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;                                                                                                                                 допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Итоговая контрольная работа по геометрии в 8 классе                                                                (по учебнику Л.С. Атанасяна)

1 вариант

А 1. Расстояния от вершин параллелограмма до точки пересечения его диагоналей равны 5 см и 8 см. Чему равны длины этих диагоналей?

  1. 5 см и 8 см,
  2. 10 см и 16 см,
  3. не знаю.

А 2. В параллелограмме ABCD сумма двух острых углов равна 150°. Найдите величину тупого угла.

  1. l05°,
  2. 125°,
  3. не знаю.

А 3. Периметр параллелограмма равен 130 см, длина большей стороны равна 35 см. Найдите длину меньшей стороны параллелограмма.

  1. 30 см,
  2. 65 см,
  3. не знаю.

А4. В параллелограмме ABCD отрезок AM— биссектриса угла А. Как называется треугольник АВМ?

  1. равносторонний,
  2. равнобедренный,
  3. не знаю.

А5. Пользуясь правилом многоугольника, упростите выражение

АВ+(МА+МВ)

  1. 0
  2. АВ
  3. не знаю.

А6. Один из катетов прямоугольного треугольника равен 6 см, а гипотенуза его равна 10 см. Найдите площадь этого треугольника.

а) 30 см2,                 б) 24 см2,                 в) не знаю.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

B7. В трапеции ABCD диагонали АС и BD пересекаются в точке О так, что АО= 24 см, ОС= 21 см, ОВ= 14 см. Найдите OD.

Разработка варианта контрольно-диагностического исследования по геометрии в 8 классе.

B8. На рисунке хорды окружности пересекаются в точке К так, что АК= 36 см, КВ= 9 см и KД=12см. Найдите СК.

Разработка варианта контрольно-диагностического исследования по геометрии в 8 классе.

C9. В параллелограмме ABCD биссектриса острого угла A делит противоположную сторону ВС на отрезки ВК = 9см и КС= 7 см. Найдите периметр параллелограмма ABCD.

2 вариант

А1. Расстояния от вершин ромба до точки пересечения его диагоналей равны 5 см и 12 см. Чему равны длины диагоналей этого ромба?

  1. 10 см и 24 см,
  2. 5 см и 12 см,
  3. не знаю.

А2. В равнобедренной трапеции сумма острых углов при основании равна 140°. Чему равен тупой угол трапеции при другом основании?

  1. 100°,
  2. 110°,
  3. не знаю.

А3. Периметр параллелограмма равен 260 см, длина меньшей стороны равна 60 см. Найдите длину большей стороны этого параллелограмма.

  1. 70 см,
  2. 65 см,
  3. не знаю.

А4. В параллелограмме ABCD ВК — биссектриса угла В. Как называется треугольник КАВ?

  1. равнобедренный,
  2. равносторонний,
  3. не знаю.

А5. Пользуясь правилом многоугольника, упростите выражение:

(АВ-АК)+ВК

  1. не знаю;
  2. ВК;
  3. 0.

А6. Диагональ и сторона прямоугольника равны 13 см и 5 см. Найдите площадь этого прямоугольника.

  1. 60 см2,
  2. 30 см2,
  3. не знаю.

----------------------------------------------------------------------------

B7. В трапеции ABCD диагонали АС и BD пересекаются в точке М так, что АМ= 20 см, МС= 4 см, AD= 30 см. Найдите длину отрезка ВС.

Разработка варианта контрольно-диагностического исследования по геометрии в 8 классе.

B8. На рисунке хорды окружности пересекаются в точке Р так, что АР= 20 см, РВ= 3 см, DP= 15 см. Найдите длину отрезка PC.

Разработка варианта контрольно-диагностического исследования по геометрии в 8 классе.

-----------------------------------------------------------------------

С9. В параллелограмме ABCD биссектриса тупого угла В делит противоположную сторону AD на отрезки АК= 8 см и KD= 4 см. Найдите периметр параллелограмма ABCD.

Ключи к тестам.

1 вариант

2 вариант

А1

б

а

А2

а

б

А3

а

а

А4

б

а

А5

а

в

А6

б

а

В7

16 см

6 см

В8

27 см

4 см

Оценивание работ учащихся:

Уровень «А» 1-6 задания по 2 баллу

Уровень «В» 7-8 задания по 3 балла

Уровень «С» 9 задание – 5 баллов

Отметка»5» ставится за 17-15 баллов

Отметка «4» ставится за 14-12 баллов

Отметка «3» ставится за 11-8 баллов

Отметка «2» ставится, если в работе меньше 8 баллов

СОГЛАСОВАНО                                                                                    СОГЛАСОВАНО

   Протокол заседания                                                                 Заместитель директора по УВР      

   методического совета

МБОУ Куйбышевской СОШ                                                                                                                              имени А. А. Гречко                                                                           ___________________ФИО

     от   .08.2015  №1                                                                                (подпись)

_________     ______________                                                                        .08.2015

(подпись руководителя МС, ФИО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....