Технологическая карта урока геометрии по теме "Симметрия"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Лебедева Ольга Юрьевна


Урок в 8 классе по учебнику А.В. Погорелова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок геометрии в 8 Б классе

Учитель: Лебедева О.Ю.

Тема урока: Симметрия. Виды симметрии.

Учебник: Погорелов А.В.  «Геометрия  7 – 9»

Дата проведения: 22.04.2010

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Симметрия. Виды

                     симметрии»

Цели изучения темы:

  • освоить знания о понятии движения на плоскости: симметриях, параллельном переносе, повороте;
  • сформировать навыки построения  точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте;
  • развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения геометрических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.

Цель урока: закрепить и обобщить знания по теме «Симметрия»

Обучающие цели:

  • повторить центральную и осевую симметрии;
  • закрепить знания по видам симметрии.

Развивающие цели:

  • развивать аналитическое мышление;
  • развивать память;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать интерес к изучению геометрии;
  • развивать умение входить в   группы и функционировать в них;

Воспитательные цели:

  • формировать умение быть сдержанным, тактичным, уметь выслушать точку зрения других, быть ответственным в коллективном решении;
  • формировать уверенность в себе;

Применяемые технологии:

  • компьютерные;
  • развивающие;
  • проблемного обучения.

Применяемые формы работы:

  • групповые;
  • работа с компьютерными моделями;
  • работа с учебной книгой.

ПЛАН УРОКА

1

Организационный момент

1

мин

2

Создание проблемной ситуации

1

мин

3

Активизация деятельности учащихся

1

мин

4

Повторение центральной симметрии, принципа построения

4

мин

5

Постановка задач перед группами

1

мин

6

Групповая работа в тетрадях

4

мин

7

Анализ полученных результатов в группах.

Подведение итогов

1

мин

8

Повторение осевой симметрии, принципа построения

3

мин

9

Повторение определений фигур, симметричных относительно точки и оси

2

мин

10

Постановка задачи по работе с фигурами

1

мин

11

Выполнение практической работы по определению симметричных фигур

4

мин

12

Анализ выполненной работы

1

мин

13

Решение задачи № 17

9

мин

14

Закрепление знаний по видам симметрии

2

мин

15

Детская презентация

3  

мин

16

Домашнее задание

1

мин

17

 Подведение итогов и постановка задач для последующих уроков 

1

мин

Итого

40

мин

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Создание проблемной ситуации

Работа учителя

Работа учащихся

Демонстрация высказывания о симметрии (слайд 1)

Анализируют ситуацию. Выдвигают гипотезы математического понятия

3.  Активизация деятельности учащихся

Учитель формулирует определение симметрии по Г. Вейлю (слайд 3);

 

сообщает цель урока

 (слайд 4);

Записывают в тетрадь дату и тему урока;

предлагает вспомнить известные виды симметрии.

называют известные виды симметрии.

4. Повторение центральной симметрии, принципа построения

  1. Учитель предлагает учащимся вспомнить построение точки, симметричной данной относительно центра, и назвать используемые инструменты при построении 

       (слайд 5).

Предлагают ответы на поставленные вопросы.

Один ученик выполняет на доске построение точки, симметричной данной относительно центра, остальные – смотрят.

  1. Учитель предлагает установить симметричность точек с помощью слайда 5

Предлагают варианты ответов с обоснованием.

  1. Учитель просит учащихся напомнить построение фигуры, симметричной данной относительно

       центра О с помощью слайда 6.

Выполняют задание учителя.

5. Постановка задач перед группами

Распределение заданий между группами (сформированы заранее)

6. Групповая работа в тетрадях

7. Анализ полученных результатов в группах. Подведение итогов

Учитель отвечает на возникающие вопросы, работая с каждой группой

Выполняют в тетради поставленное перед группой задание.

Этап подведения итогов и уточнения результатов проводится с использованием слайда 7.

Учитель задает уточняющие вопросы. Обращает внимание на ошибки и неточности, организуя поиск правильного построения. Проверяет построения в тетрадях.

Выступающие в группах делают вывод о принципе построения симметричных фигур в зависимости от центра симметрии.

8. Повторение осевой симметрии, принципа построения

1. Учитель предлагает учащимся вспомнить принцип построения точки, симметричной данной относительно прямой, и назвать используемые инструменты при построении (слайд 8).

Предлагают ответы на поставленные вопросы.

Один ученик выполняет на доске построение точки, симметричной данной относительно прямой, остальные – смотрят.

2. Учитель предлагает установить симметричность точек с помощью слайда 8.

Предлагают варианты ответов с обоснованием.

9. Повторение определений фигур, симметричных относительно точки и прямой

1. Учитель предлагает учащимся самостоятельно вспомнить определения симметричных фигур.

Формулируют определения симметричных фигур.

  1. Учитель предлагает доказать  

симметричность фигур,

изображенных на слайде 9.

Проводят доказательства.

10. Постановка задачи по работе с фигурами

С помощью слайда 10 учитель формулирует задание по определению симметричных фигур.

11. Выполнение практической работы по определению симметричных фигур

Учитель отвечает на возникающие вопросы, работая с каждой группой

Выполняют задание на заранее приготовленных учителем    карточках,   проверяют верность внесения фигур в таблицу.

12. Анализ выполненной работы

Этап анализа выполненной работы и уточнения результатов проводится с использованием слайда 11.

  Учитель задает уточняющие вопросы. Обращает внимание на ошибки и неточности, организуя поиск правильного ответа.

Участвуют в дискуссии.

13. Решение задачи № 17

Учитель сообщает № задачи. Используется слайд 12. 

Выполняют чертеж в тетради и записывают условие. Проверяют правильность выполнения.

 Учитель задает уточняющие вопросы. Обращает внимание на ошибки и неточности, организуя поиск правильного решения.

 Самостоятельно решают задачу, затем один ученик записывает решение на доске. Проверяют правильность выполнения.

14. Закрепление знаний

Формулирует вопрос: «Где вы встречались с симметрией в жизни?»

Перечисляют различные проявления симметрии.

15. Детская презентация

Помогает организовать презентацию

Участвуют в просмотре презентации

16. Домашнее задание

Предлагает в качестве домашнего задания создание презентации   на любую из предложенных  тем: «Симметрия в природе», «Симметрия в живописи», «Симметрия в архитектуре», «Симметрия в технике» и т.д.

Записывают д/з

17.  Подведение итогов и постановка задач для последующих уроков

Анализ урока геометрии

Учитель: Лебедева О.Ю.

Класс: 8 Б

Дата проведения 22.04.2010

Тема: «Симметрия. Виды симметрии»

Цель: проанализировать уровень методической подготовки учителя в связи с выходом на аттестацию.

           Готовность учителя к уроку проявилась в четко составленном  подробном плане, подготовленности доски, медиатехники и дидактических материалов. Помещение классной комнаты  было проветрено. Учащиеся приготовили на партах все необходимое. Организационное начало содержало установку на внимание и активность. Учитель поставил цели, мотивировал на  совместную работу.

Урок начинается со звонком, что говорит об ответственности и дисциплинированности ребят.

– Оценка правильности определения целей занятия.

            Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока поставлены и реализованы в соответствии с выбранной  темой и разделом образовательной программы.

 Цели урока обоснованы особенностью учебного материала, местом данного урока в системе уроков по теме. Самостоятельная  деятельность и межличностное общение являются ведущими для старшеклассников. Поставленные цели были достигнуты в результате чётко спланированной работы.

Содержание урока соответствует программе «Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы» составитель Т.А. Бурмистрова и уровню знаний учащихся.

Целям урока соответствовала и его структура. Продуманность выбора формы урока, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока, целесообразность распределения времени позволили организовать работу  на высоком уровне.

–Рациональность структурного построения занятия и целесообразность распределения по его элементам.

Структура урока включает: подготовительный этап (создание проблемной ситуации), основной (повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Симметрия»), подведение итогов и объявления результатов. Состав и последовательность элементов урока психологически оправданы, логически правильно выстроены, обеспечивают необходимые условия для продуктивности учебного труда учащихся на уроке.  

– Оптимальность отбора содержания учебного материала, выделение главного и второстепенного.

Учебный материал представлен предметными знаниями по теме «Симметрия. Виды симметрии», включая умения строить фигуры симметричные данным относительно оси и центра симметрии, определять фигуры обладающие центром и осью симметрии. В процессе урока возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

 – Эффективность реализации образовательных и развивающих целей.

Достижение целей урока просматривается четко. Они направлены на формирование общеинтелектуальных умений, усвоение и закрепление геометрических понятий, решение практических и познавательных задач. Основной мотив урока – продолжить формирование понятия симметрия. Процесс урока способствует углублению знаний и развитию умений использовать полученные знания на практике.

          – Оценка эффективности выбора методов и приемов обучения, способов формирования и развития познавательного интереса и учебной мотивации.

На уроке были активно использованы различные методы: репродуктивный, проблемно-поисковый, практический, наглядный.  Выбор методов позволял функционально согласовать взаимодействие учителя с учащимися, достаточно полно использовать возможности индивидуального и группового взаимодействия. Уроку присуща системность. подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения.  На уроке была использована мультимедийная презентация, что повышает интерес учащихся к учебной деятельности, способствует совершенствованию имеющихся знаний.

 – _        Содержание учебной деятельности учащихся на занятии

( формирование у них общеучебных  умений, эффективность использования средств обучения, формирование способности к рефлексии, овладение методикой самоконтроля и т.д.).

На уроке использовались коллективная и групповая формы работы, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. Учащиеся на уроке выступали в качестве соавторов и проявили следующие качества: активность, ответственность, самодисциплину, умение участвовать в диалоге, умение отстаивать свою позицию, стремление к взаимопониманию. Явно был выражен интерес к предмету. На разных этапах наблюдалась высокая работоспособность учащихся, выработка рациональных приёмов учебного труда: в группах ребята самостоятельно распределяли задания, обобщали полученные результаты. При фронтальной работе один из учеников работает у доски, а остальные на местах следят за ответом своего товарища, при необходимости внося исправления, дополняя ответ. Итоги урока подводились учителем совместно с учащимися. Во время рефлексии ребята отмечали, чему они научились, а в конце урока сообща с учителем выставили оценки за работу в группах. Организованная таким образом работа предполагает обучение приемам самостоятельной и совместной работы, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки знаний и умений.

 – Организация педагогического общения на учебном занятии.

Организация педагогического общения осуществлялась эффективно, позволяла актуализировать имеющийся познавательный опыт учащихся. Учитель конструктивно использует фронтальный способ взаимодействия с классом, а также организует индивидуальную работу. Во время работы учащихся в группах учитель выполнял роль консультанта и наблюдателя. Культура общения между учениками и учителем основана на соблюдении норм этики и такта. Учителем в коллективе создан положительный морально-психологический климат.

             – Педагогический стиль.

На разных этапах урока стиль отношений с учащимися гуманистический и деловой, что обеспечивает доброжелательный психологический климат. Это позволяет учащимся в полной мере реализовать свои учебные и творческие возможности.

Проведенный урок геометрии, в целом, отвечает требованием к современному уроку, соотносится с возрастными особенностями и интеллектуальным уровнем учащихся.

Главный методист ТИМО Ленинского района_____________/С.В. Долматова/

Заместитель директора по УМР                        _____________/С.Ф. Кузнецова/

06.05.2010


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я в листочке, я в кристалле, Я в живописи, архитектуре, Я в геометрии, я в человеке. Одним я нравлюсь, другие Находят меня скучной. Но все признают, что Я – элемент красоты.

Слайд 2

Симметрия. Виды симметрии

Слайд 3

«Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство» Герман Вейль

Слайд 4

1 . Повторить осевую и центральную симметрии; 2 . З акрепить знания по видам симметрии. Цель урока: закрепить и обобщить знания по теме «Симметрия»

Слайд 5

Центральная симметрия Точки Х 1 и Х 2 называются симметричными относительно точки О, если О – середина отрезка Х 1 Х 2 Х 1 Х 2 О О Р Q M M 1 N N 1 Х 1 О = ОХ 2 Точка О – центр симметрии

Слайд 6

Центральная симметрия фигур

Слайд 7

Центральная симметрия А В С А 1 С 1 А В С О С 1 А 1 В 1 О А С В А 1 В 1 С 1

Слайд 8

Осевая симметрия Точки Х и Х 1 называются симметричными относительно прямой g , если эта прямая проходит через середину отрезка ХХ 1 и перпендикулярна к нему. g Х Х 1 g – ось симметрии Р М М 1 b N N 1 Точка Р симметрична самой себе относительно прямой b

Слайд 9

Фигуры, обладающие центральной и осевой симметрией О В А L N D С Фигура F называется центрально-симметричной относительно точки О , если преобразование симметрии относительно точки О переводит фигуру F в себя. Точка О называется центром симметрии. Фигура F называется симметричной относительно прямой g , если преобразование симметрии относительно прямой g переводит фигуру F в себя. Прямая g называется осью симметрии фигуры. К М E P g T Q

Слайд 10

Определить фигуры: обладающие центральной симметрией и указать их центр ; обладающие осевой симметрией и указать ось симметрии; имеющие обе симметрии.

Слайд 11

Фигуры, обладающие центральной симметрией Фигуры, обладающие осевой симметрией Фигуры, имеющие обе симметрии

Слайд 12

Задача № 17. Докажите, что прямая, содержащая медиану равнобедренного треугольника, проведенную к основанию, является осью симметрии треугольника. Дано: АВС – равнобедренный, АС – основание, В D – медиана, В D k , k – прямая Доказать: k – ось симметрии А В С D k

Слайд 13

Практическая работа Ж У Н Г О Ш Б П Т

Слайд 14

Зеркальная симметрия «Что может быть больше похоже на мою руку или мое ухо, чем их собственное отражение в зеркале? И все же руку, которую я вижу в зеркале «нельзя поставить на место настоящей руки…» Иммануил Кант

Слайд 15

На зеркальной поверхности Сидит мотылек. От познания истины Бесконечно далек. Потому что, наверное, И не ведает он, Что в поверхности зеркала Сам отражен. Леонид Мартынов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока (Геометрия)

Технологическая карта интегрированного урока (математика и физика)...

Технологическая карта урока геометрии в 7 классе. Тема урока: Внешний угол.

Технологическая карта урока геометрии в 7 классе.Тема урока:...

Технологические карта урока геометрии по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Геометрия. 7 класс

Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Урок проведен в форме игры "Математические бои"....

Технологические карта урока геометрии по теме "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач". Геометрия. 8 класс

Урок проведен в 8 классе после изучения тем "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных фигур". Данный урок проведен в форме игры "Умники и умницы". Игра состо...

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля открытых уроков на тему "Площади фигур"

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля  открытых уроков на тему "Площади фигур"...