Практические задачи как мотивация изучения геометрического материала.
статья по геометрии (7, 8, 9 класс) на тему

Штиб Елена Николаевна

Мотив- побуждение к деятельности, осознанная потребность к деятельности.

Мотивация- это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности. Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Практические задачи как мотивация изучения геометрического материала.

                                               Штиб Елена Николаевна

                            МБОУ Усть - Грязнухинская  сш. Камышинского муниципального района       Волгоградской области.

Мотив- побуждение к деятельности, осознанная потребность к деятельности.

Мотивация- это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности. Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции.

Главной проблемой мотивации изучения математического материала состоит в том, что мои ученики имеют очень слабую мотивацию к учению вообще, либо не имеют её (ходим в школу, по тому, что так принято и по тому, что так хотят родители).И на первом месте выступают отрицательные мотивы- стремление избежать всевозможных неприятностей( не удовлетворенность родителей, иногда не желание огорчить учителя, чаще -каким либо образом сдать итоговою аттестацию в 9 классе).

Главная задача учителя в такой ситуации построить процесс обучения деятельности таким образом, что бы появились положительные мотивы обучения: стать успешным учеником у которого многое получается, и он может занять достойное место в будущем.

Сначала постепенно формируется познавательный интерес, потом происходит включение в исследовательскую деятельность.

Для побуждения к деятельности продуктивной, особенно на уроках геометрии использую ряд практически- начертательных работ, в которых главным слово является слово « построить», второстепенным «вычислить», а заключительным –« доказать».

Геометрия – означает –землемерие, в переводе с древнегреческого. И землемерие  осуществляется с помощью измерительных и чертежных инструментов. С первых уроках прочерчиваем любой геометрический факт, каждое определение, иллюстрируем аксиомы, постоянно задавая вопрос учащимся, а где это может пригодиться и что вы увидели в своем чертеже. Чтобы что - то увидеть, необходимо хорошо начертить. Хорошо начертил - появляется удовлетворение от своей работы  и стремление сделать лучше.

В 8 классе практические работы проводятся с элементами исследования и  доказательства

На пример :  Изучаем тему « Площадь параллелограмма». Выполняется фронтальная практическая работа.

1 задание.  Начертить по клеточкам в тетради параллелограмм  с нижним основанием 2 клеточки, а верхнее поднято на 2 клеточки вверх, и сдвинуто в право на 2 клеточки. Ставиться вопрос: как посчитать площадь этого параллелограмма?

Ученику видно, что для данного случая возможен способ счета площади по клеточкам, получается 2 целых клетки и 4 половинки.

Ученики отвечают , что площадь равна 4 единицам.

2 задание: построить параллелограмм со сторонами 4и 6 см. Ставиться вопрос, можно ли посчитать площадь данного параллелограмма таким же образом?

 Ученикам видно, что  клеточками площадь посчитать не возможно, так как они не целые и не половинки.

 Ученикам задается вопрос: Какую же цель мы поставим для себя на уроке?

Ответ : Найти способ вычисления площади параллелограмма.

Записывается тема урока, которая вытекает из задачи.

Вопрос к учащимся: Какой элемент параллелограмма можно попытаться использовать  для вычисления площади.

Перебираем варианты и останавливаемся на высоте.

3 задание: Чертим высоту в первом параллелограмме, определяем её размеры, соотносим полученное число с  размерами параллелограмма. Выдвигаем гипотезу

4 задание . Где найти подтверждение нашей гипотезе? – в учебнике. Рассматривается доказательство теоремы. Вслух читаем теорему, разбираем чертеж, делаем выводы

5 задание: Построить произвольный параллелограмм, провести в нем высоты, провести необходимые измерения и вычислить площадь параллелограмма различными способами.

Задается вопрос: сколько способов вы нашли? Какие результаты получили?  Какой можете сделать вывод. Запишите его в тетради.

Задается вопрос , для чего мы все делали  и каков результат нашей деятельности?

Задается домашнее задание:

Практическая работа: 1 задание : Начертите параллелограмм с углом в 38 градусов, сделайте необходимые до строения, и вычислите площадь параллелограмма.

                                       2 задание: начертите два параллелограмма так, что у них одинаковые высоты, но разные основания, проведите необходимые измерения и вычислите площади данных параллелограммов.

                                        3. Прочитайте несколько раз доказательство теоремы о площади параллелограмма, выделите главное в доказательстве.

Проанализируйте себя: Справились ли вы с работой, трудно вам было на уроке, усвоили вы способы нахождение площади параллелограмма, от каких величин она зависит.

Оцените свою работу в тетради, все кто участвовал в обсуждении получает еще одну оценку ,зависящую от количества ответов и от количества правильных ответов

В ходе работы ученик постоянно занят, он чертит, измеряет, вычисляет и доказывает, изучает доказательство.

Цель достигается если у  учеников создалась ситуация успешно выполненной работы. Они учатся выполнять действия по алгоритму: построить, вычислить, доказать.

   Появляется желание выполнять похожую работу, развивать свой успех

Используемая литература.

1.Телешева Людмила Анатольевна « Мотивация учебной деятельности в процессе обучения математики».

2.Языкова Марина Юрьевна, « Повышение уровня школьной мотивации на уроках математики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОсОбенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах

Материал можно использовать при оформлении  математического уголка  в начальных классах и при изучении раздела "Методика изучения геометрического материала"  по учебной дисциплине "Мето...

Обобщение опыта по теме "Изучение геометрического материала в школе VIII вида"

В работе описываются методы и приемы применяемые учителем в ходе работы над данной темой. В опыте используются упражнения для учащихся 5-9 классов коррекционной школы....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6- КЛАССАХ

Богатым арсеналом эффективных средств для всестороннего развития мышления учащихся располагает курс школьной геометрии. Особая роль при развитии учащихся средствами геометрии при этом отводится изучен...

Использование алгоритмов при изучении геометрического материала по математике.

В материале представлены алгоритмы для обучающихся....

Применение тактильных приемов при изучении геометрического материала в 5 классе

Проект-презентация слушателя курсов учителей математики, в том числе преподающих информатику учителя математики и информатики Общеобразовательной школы I-III ступеней №28Симферопольского гор...

Задания для самостоятельной работы учащихся по самостоятельному изучению геометрического материала в 5-6 классах.

Задания адресованы учащимся 5-6 классов при изучении геометрического материала. При переходе на ФГОС эти задания очень актуальны, так как самостоятельная  работа и деятельностный подход  это...