Рабочая программа по ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАСС.
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос.Литовко
Амурского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № ___________ от «____»___________ 2015года Руководитель ШМО ________/_____________ роспись Ф.И.О | Согласовано Заместитель директора по УВР ______/____Татарницкая Н.А._ роспись Ф.И.О. | Утверждено Директор МБОУ СОШ пос. Литовко _______ Н.Н. Максимец |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- по геометрии
- 9 класс
- Составитель: Макарова Валентина Гавриловна
- учитель математики МБОУ СОШ пос. Литовко
- Принято на педагогическом совете. Протокол № 6 от 22.05.2015
- Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации,
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ пос. Литовко,
- Авторской программы «Программы по геометрии 7-9 классы» авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позднякова и И.И. Юдиной (составитель Т.А. Бурмистрова, Москва «Просвещение» 2014 г.)
и обеспечена линией учебников к учебному комплексу для 7-9 классов «Геометрия» / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др./ – М. Просвещение, 2014.
Соответственно учебному плану рабочая программа предусматривает базовый уровень обучения в объёме 66 часов (Учебный план школы на 2015-2016 учебный год предусматривает 33 учебные недели для 9 класса ), в неделю 2 часа. Контрольных работ – 4
Формы и методы организации учебного процесса:
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, ИКТ.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, контрольная работа, , тестирование, работа по карточке.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных.
Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
Цель изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
- Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных;
- Создание условий для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию
Задачи:
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
-ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике. Знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел. Основными содержательно-методическими линиями курса геометрии в основной школе являются:
- линия геометрических фигур и их свойств;
- линия измерения величин;
- векторно-координатная линия;
- функциональная линия;
- линия пространственных представлений.
Результаты изучения курса:
Учащиеся должны знать:
В результате изучения курса геометрии в 9 классе учащиеся должны знать:
- определение направленного отрезка и вектора;
- определение длины вектора, нулевого вектора;
- одинаково и противоположно направленные векторы, о равенстве направленных отрезков и векторов;
- теорему об откладывании вектора от точки;
- определение операций сложения и вычитания векторов;
- правила треугольника и параллелограмма сложения двух векторов;
- область применения правил треугольника, параллелограмма и многоугольника;
- различные способы построения разности векторов;
- свойства операции сложения векторов;
- определение умножения вектора на число;
- критерий коллинеарности векторов;
- свойства умножения вектора на число;
- теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам;
- определение координат вектора;
- правило нахождения координат вектора по координатам его концов;
- равенство векторов заданных своими координатами;
- теорему о действиях над векторами в координатах;
- зависимость между координатами коллинеарных векторов;
- формулу вычисления длины вектора;
- определение угла между двумя векторами;
- определение и свойства скалярного произведения векторов;
- скалярное произведения векторов в координатах;
- формулу косинуса угла между векторами;
- условие перпендикулярности векторов;
- способы задания прямой в прямоугольной системе координат;
- определение углового коэффициента прямой;
- геометрический смысл углового коэффициента прямой;
- условия параллельности и перпендикулярности прямых;
- уравнение прямой, заданной двумя точками, точкой и угловым коэффициентом;
- определение движения плоскости и его частные виды: параллельный перенос, осевая и центральная симметрия, поворот;
- свойства подобных фигур;
- формулировки свойств преобразования подобия;
- признаки подобия треугольников;
- зависимость между площадями подобных фигур;
- определение выпуклого многоугольника;
- теорему о сумме углов выпуклого n-угольника;
- теорему о мере вписанного угла;
- свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников;
- определение правильного многоугольника;
- свойства правильных многоугольников;
- теорему о существовании окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной около него;
- формулы, выражающие радиусы вписанной и описанной окружностей через стороны правильного многоугольника;
- формулу выражающую площадь правильного многоугольника через его периметр и радиус вписанной окружности;
- формулу, выражающую площадь правильного многоугольника через радиус описанной окружности;
- построение некоторых правильных многоугольников;
- теорему косинусов;
- теорему синусов;
- формулу выражающие косинусы углов треугольника через его стороны;
- зависимость между градусной и радианной мерой угла (дуги);
- выражение длины дуги через ее градусную и радианную меры;
- приближенное значение числа π с точностью до двух знаков после запятой;
- формулы длины окружности через радиус и диаметр;
- формулу длины дуги окружности;
- формулы площади круга и сектора;
Уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Вводное повторение (2 часа)
Глава 9,10. Векторы. Метод координат. (18 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (11 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (12 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Глава 13. Движения. (8 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Глав14. Начальные сведения из стереометрии (5час)
Цель: научить различать плоские и пространственные фигуры; изображать основные пространственные фигуры; строить изображения призм, пирамид, цилиндра, конуса, шара. Дать понятие объёма тела.
Об аксиомах геометрии. (1 час)
Беседа об аксиомах геометрии.
Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Повторение. Решение задач. (12часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса. Подготовка к ГИА.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
Вводное повторение | 0 | 2 |
Векторы.. | 8 | 8 |
Метод координат | 10 | 10 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 | 11 |
Длина окружности и площадь круга. | 12 | 12 |
Движения. | 8 | 8 |
Начальные сведения из стереометрии | 8 | 5 |
Об аксиомах планиметрии | 2 | 1 |
Повторение | 9 | 9 |
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
В содержании и требованиях к уровню подготовки обучающихся расхождений нет.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А.,2014
- Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2014.
- А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Алгебра. Геометрия 9. Самостоятельные и контрольные работы.
- Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2010.
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании ШМО Зам. директора директор МБОУ СОШ
Учителей математики, физики по УВР п. Литовко
Протокол № ___ от______ __________________ __________________
Руководитель ШМО _____
- Календарно-тематическое планирование
- по геометрии
- На 2015-2016 учебный год
- класс: 9
- учитель МБОУ СОШ пос. Литовко: Макарова Валентина Гавриловна
- Количество часов:
- - на учебный год: 66 ч.
- - в неделю: 2 часа
- Планирование составлено на основе рабочей программы по геометрии, принятой на педагогическом совете протокол №6 от 22.05.2015 года
Учебник: Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др./ – М.: Просвещение, 2014.
№ урока | Содержание учебного материала | Кол. часов | дата | Применение ИКТ | примечание |
1-2 | Вводное повторение | 2 | |||
Глава IX. Векторы. | 8 | ||||
3 | Понятие вектора. | 1 | |||
4 | Сложение векторов. | 1 | |||
5 | Сложение и вычитание векторов. | 1 | |||
6 | Сложение и вычитание векторов. | 1 | |||
7 | Умножение вектора на число. | 1 | |||
8 | Применение векторов к решению задач. | 1 | |||
9 | Применение векторов к решению задач. | 1 | |||
10 | Контрольная работа № 1 «Векторы» | ||||
Глава X. Метод координат. | 10 | ||||
11 | Координаты вектора | 1 | |||
12 | Координаты вектора | 1 | |||
13 | Простейшие задачи в координатах. | 1 | |||
14 | Простейшие задачи в координатах. | 1 | |||
15 | Уравнения окружности и прямой. | 1 | |||
16 | Уравнения окружности и прямой. | 1 | |||
17 | Уравнения окружности и прямой. | 1 | |||
18 | Решение задач. | 1 | |||
19 | Решение задач. | 1 | |||
20 | Контрольная работа № 2 «Метод координат». | 1 | |||
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 | ||||
21 | Синус, косинус, тангенс угла. | 1 | |||
22 | Синус, косинус, тангенс угла. | 1 | |||
23 | Синус, косинус, тангенс угла. | 1 | |||
24 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | |||
25 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | |||
26 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | |||
27 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | |||
28 | Скалярное произведение векторов. | 1 | |||
29 | Скалярное произведение векторов. | 1 | |||
30 | Решение задач. | 1 | |||
31 | Контрольная работа № 3. «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 | |||
Глава XII. Длина окружности и площадь круга. | 12 | ||||
32 | Правильные многоугольники. | 1 | |||
33 | Правильные многоугольники. | 1 | |||
34 | Правильные многоугольники. | 1 | |||
35 | Правильные многоугольники. | 1 | |||
36 | Длина окружности и площадь круга. | 1 | |||
37 | Длина окружности и площадь круга. | 1 | |||
38 | Длина окружности и площадь круга. | 1 | |||
39 | Длина окружности и площадь круга. | 1 | |||
40 | Длина окружности и площадь круга. | 1 | |||
41 | Решение задач. | 1 | |||
42 | Решение задач. | 1 | |||
43 | Контрольная работа № 4 «Длина окружности и площадь круга». | 1 | |||
Глава XIII. Движения. | 8 | ||||
44 | Понятие движения. | 1 | |||
45 | Понятие движения. | 1 | |||
46 | Параллельный перенос | 1 | |||
47 | Параллельный перенос. | 1 | |||
48 | Поворот | 1 | |||
49 | Поворот. | ||||
50 | Решение задач | 1 | |||
51 | Контрольная работа № 5 «Движение». | 1 | |||
Глава XΙV Начальные сведения из стереометрии | 5 | ||||
52 | Предмет стереометрии. Многогранник | 1 | |||
53 | Призмы | 1 | |||
Параллелепипед.Свойства прямоугольного параллелепипеда. | 1 | ||||
54 | Объёмы | 1 | |||
55 | Пирамида | 1 | |||
56 | Тела и поверхности вращения | 1 | |||
57 | Об аксиомах планиметрии. | 1 | |||
Повторение. Решение задач. | 9 | ||||
58 | Треугольник. | 1 | |||
59 | Треугольник. | 1 | |||
60 | Треугольник. | 1 | |||
61 | Окружность. | 1 | |||
62 | Окружность. | 1 | |||
63 | Четырёхугольники, многоугольники. | 1 | |||
64 | Четырёхугольники, многоугольники. | 1 | |||
65 | Векторы, метод координат, движения. | 1 | |||
66 | Итоговая контрольная работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-162255-1356274058.jpg)
рабочая программа по геометрии 9класс
Рабочая программа по геометрии разработана по учебнику Геометрия 9класс автора Атанасяна...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/09/picture-547697-1418144469.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9класс ,Л.С. Атанасян, 2 часа в неделю
Планирование составлено на основе обязательного минимума содержательной области образования»Математика»а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-1188319-1573737607.jpg)
Рабочая программа по геометрии, 9класс, Погорелов
программа составлена учитывая все требования ФГОС...