Рабочая программа по ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАСС.
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Макарова Валентина Гавриловна
Рабочая программа по ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_geometriya_9_klass.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос.Литовко

Амурского муниципального района Хабаровского края

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № ___________           от «____»___________ 2015года

Руководитель ШМО ________/_____________

    роспись             Ф.И.О

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______/____Татарницкая Н.А._

роспись                           Ф.И.О.

Утверждено

Директор МБОУ СОШ пос. Литовко

_______ Н.Н. Максимец

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  1.      по геометрии
  2. 9 класс
  3. Составитель: Макарова Валентина Гавриловна
  4.                                 учитель математики МБОУ СОШ пос. Литовко
  5.                       Принято на педагогическом совете. Протокол № 6 от 22.05.2015
  6.                            
  7.                      Срок реализации программы: 2015-2016 учебный  год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации,
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ пос. Литовко,
  • Авторской программы «Программы по геометрии 7-9 классы» авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позднякова и И.И. Юдиной (составитель Т.А. Бурмистрова,  Москва «Просвещение»  2014 г.)

  и обеспечена линией учебников  к учебному комплексу для 7-9 классов  «Геометрия» /  Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др./ – М. Просвещение, 2014.

Соответственно учебному плану рабочая программа предусматривает базовый уровень обучения в объёме 66 часов (Учебный план школы на 2015-2016 учебный год предусматривает 33 учебные недели для 9 класса ), в неделю 2 часа. Контрольных работ – 4 

Формы и методы организации учебного процесса:

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, ИКТ.

 Формы контроля:

Самостоятельная работа, контрольная работа, , тестирование, работа по карточке.

Формы промежуточной и итоговой аттестации:  Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных.

 Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

         

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

Цель изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
  • Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных;

  • Создание условий для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию

            Задачи:

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

-ввести теорему Пифагора  и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;

Общая характеристика учебного предмета

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. В курсе геометрии 9 класса  обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.  Знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.  Развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел. Основными содержательно-методическими линиями курса геометрии в основной школе являются:

  1. линия геометрических фигур и их свойств;
  2. линия измерения величин;
  3. векторно-координатная линия;
  4. функциональная линия;
  5. линия пространственных представлений.

Результаты изучения курса:

Учащиеся должны знать:

В результате изучения курса геометрии в 9 классе учащиеся должны знать:

  • определение направленного отрезка и вектора;
  • определение длины вектора, нулевого вектора;
  • одинаково и противоположно направленные векторы, о равенстве направленных отрезков и векторов;
  • теорему об откладывании вектора от точки;
  • определение операций сложения и вычитания векторов;
  • правила треугольника и параллелограмма сложения двух векторов;
  • область применения правил треугольника, параллелограмма и многоугольника;
  • различные способы построения разности векторов;
  • свойства операции сложения векторов;
  • определение умножения вектора на число;
  • критерий коллинеарности векторов;
  • свойства умножения вектора на число;
  • теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам;
  • определение координат вектора;
  • правило нахождения координат вектора по координатам его концов;
  • равенство векторов заданных своими координатами;
  • теорему о действиях над векторами в координатах;
  • зависимость между координатами коллинеарных векторов;
  • формулу вычисления длины вектора;
  • определение угла между двумя векторами;
  • определение и свойства скалярного произведения векторов;
  • скалярное произведения векторов в координатах;
  • формулу косинуса угла между векторами;
  • условие перпендикулярности векторов;
  • способы задания прямой в прямоугольной системе координат;
  • определение углового коэффициента прямой;
  • геометрический смысл углового коэффициента прямой;
  • условия параллельности и перпендикулярности прямых;
  • уравнение прямой, заданной двумя точками, точкой и угловым коэффициентом;
  • определение движения плоскости и его частные виды: параллельный перенос, осевая и центральная симметрия, поворот;
  • свойства подобных фигур;
  • формулировки свойств преобразования подобия;
  • признаки подобия треугольников;
  • зависимость между площадями подобных фигур;
  • определение выпуклого многоугольника;
  • теорему о сумме углов выпуклого n-угольника;
  • теорему о мере вписанного угла;
  • свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников;
  • определение правильного многоугольника;
  • свойства правильных многоугольников;
  • теорему о существовании окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной около него;
  • формулы, выражающие радиусы вписанной и описанной окружностей через стороны правильного многоугольника;
  • формулу выражающую площадь правильного многоугольника через его периметр и радиус вписанной окружности;
  • формулу, выражающую площадь правильного многоугольника через радиус описанной окружности;
  • построение некоторых правильных многоугольников;
  • теорему косинусов;
  • теорему синусов;
  • формулу выражающие косинусы углов треугольника через его стороны;
  • зависимость между градусной и радианной мерой угла (дуги);
  • выражение длины дуги через ее градусную и радианную меры;
  •  приближенное значение числа π с точностью до двух знаков после запятой;
  • формулы длины окружности через радиус и диаметр;
  • формулу длины дуги окружности;
  • формулы площади круга и сектора;

Уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Вводное повторение (2 часа)

Глава 9,10.  Векторы. Метод координат. (18 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Глава 11.   Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (11 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (12 часов)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

        В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.

        Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Глава 13. Движения. (8 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Глав14.  Начальные сведения из стереометрии (5час)

Цель: научить различать плоские и пространственные фигуры; изображать основные пространственные фигуры; строить изображения призм, пирамид, цилиндра, конуса, шара.  Дать понятие объёма тела.

Об аксиомах геометрии. (1 час)

Беседа об аксиомах геометрии.

Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

        Повторение. Решение задач. (12часов)

        Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса. Подготовка к ГИА.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной: 

        В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Вводное повторение

0

2

   Векторы..

8

8

Метод координат

10

10

 Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

11

Длина окружности и площадь круга.

12

12

 Движения.

8

8

Начальные сведения из стереометрии

8

5

Об аксиомах планиметрии

2

1

Повторение

9

9

Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.

В содержании и требованиях к уровню подготовки обучающихся расхождений нет.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

 

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А.,2014
  2. Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений  / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2014.
  3. А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Алгебра. Геометрия 9. Самостоятельные и контрольные работы.
  4. Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя  / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2010.

Рассмотрено                                        Согласовано                                 Утверждено

На заседании ШМО                           Зам. директора                  директор МБОУ СОШ

Учителей математики, физики                по УВР                                      п. Литовко

Протокол № ___ от______           __________________                  __________________

Руководитель ШМО _____

  1. Календарно-тематическое планирование
  2.      по геометрии
  3. На 2015-2016 учебный год
  4. класс: 9
  5. учитель МБОУ СОШ пос. Литовко: Макарова Валентина Гавриловна
  6. Количество часов:
  7. - на учебный год:   66 ч.
  8. - в неделю: 2 часа
  9.                            
  10.                          

  1. Планирование составлено на основе рабочей программы по геометрии, принятой на педагогическом совете протокол №6 от 22.05.2015 года

 Учебник: Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.                    / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др./ – М.: Просвещение, 2014.

урока

Содержание  учебного материала

Кол.

часов

дата

Применение

ИКТ

примечание

1-2

Вводное повторение

2

Глава IX. Векторы.

8

3

Понятие вектора.

1

4

Сложение векторов.

1

5

Сложение и вычитание векторов.

1

6

Сложение и вычитание векторов.

1

7

Умножение вектора на число.

1

8

Применение векторов к решению задач.

1

9

Применение векторов к решению задач.

1

10

Контрольная работа № 1 «Векторы»

Глава X. Метод координат.

10

11

Координаты вектора

1

12

Координаты вектора

1

13

Простейшие задачи в координатах.

1

14

Простейшие задачи в координатах.

1

15

Уравнения окружности и прямой.

1

16

Уравнения окружности и прямой.

1

17

Уравнения окружности и прямой.

1

18

Решение задач.

1

19

Решение задач.

1

20

Контрольная работа № 2 «Метод координат».

1

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

21

Синус, косинус, тангенс угла.

1

22

Синус, косинус, тангенс угла.

1

23

Синус, косинус, тангенс угла.

1

24

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

25

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

26

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

27

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

28

Скалярное произведение векторов.

1

29

Скалярное произведение векторов.

1

30

Решение задач.

1

31

Контрольная работа № 3. «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

Глава XII. Длина окружности и площадь круга.

12

32

Правильные многоугольники.

1

33

Правильные многоугольники.

1

34

Правильные многоугольники.

1

35

Правильные многоугольники.

1

36

Длина окружности и площадь круга.

1

37

Длина окружности и площадь круга.

1

38

Длина окружности и площадь круга.

1

39

Длина окружности и площадь круга.

1

40

Длина окружности и площадь круга.

1

41

Решение задач.

1

42

Решение задач.

1

43

Контрольная работа № 4 «Длина окружности и площадь круга».

1

Глава XIII. Движения.

8

44

Понятие движения.

1

45

Понятие движения.

1

46

Параллельный перенос

1

47

Параллельный перенос.

1

48

Поворот

1

49

Поворот.

50

Решение задач

1

51

Контрольная работа № 5 «Движение».

1

Глава XΙV Начальные сведения из стереометрии

5

52

Предмет стереометрии. Многогранник

1

53

Призмы

1

Параллелепипед.Свойства прямоугольного параллелепипеда.

1

54

Объёмы

1

55

Пирамида

1

56

Тела и поверхности вращения

1

57

Об аксиомах планиметрии.

1

Повторение. Решение задач.

9

58

Треугольник.

1

59

Треугольник.

1

60

Треугольник.

1

61

Окружность.

1

62

Окружность.

1

63

Четырёхугольники, многоугольники.

1

64

Четырёхугольники, многоугольники.

1

65

Векторы, метод координат, движения.

1

66

Итоговая контрольная работа

1

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по геометрии 9класс

Рабочая программа по геометрии разработана по учебнику Геометрия 9класс автора Атанасяна...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9класс ,Л.С. Атанасян, 2 часа в неделю

Планирование составлено на основе обязательного минимума содержательной области образования»Математика»а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по геометрии, 9класс, Погорелов

программа составлена учитывая все требования ФГОС...

рабочая программа по геометрии 9класс

рабочая программма по геометриии 9 класс...