Рабочая программа 8 класс геометрия.
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме

Рабочаяпрограмма 8 класс геометрия содержит: пояснительную записку, поурочное планирование, учебно- тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometri_8_kl.isakova.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

             

Пояснительная записка

                 В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося .

            Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
  • примерной программы по математике основного общего образования;
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 70 часов в учебный год. Из них контрольных работ 5 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Четырехугольники» 1 час, «Площадь» 1 час, «Подобие треугольников» 2 часа, «Окружность» 1 час.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

        Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса геометрии 8-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

                                                         


Учебно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Контроль

Вводное повторение

1

1.

ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ

14

1

2.

ПЛОЩАДЬ

14

1

3.

ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

19

2

4.

ОКРУЖНОСТЬ

17

1

ПОВТОРЕНИЕ

5

70

5

           


Поурочное планирование

 

 № п/п

Название тем             Содержание уроков

Кол-во часов на раздел

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Тип и

форма

контроля

дата

Повторение

1

1

Повторение

Повторение, обобщение знаний

Уметь выполнять задачи из разделов курса VII класса: признаки  равенства треугольников; соотношения между сторонами и углами треугольника; признаки и свойства параллельных прямых.

Знать понятия: теорема, свойство, признак.

Решение задач по готовым чертежам. Групповой контроль.

2.09

Четырехугольники

14

2

Многоугольник

Изучение нового материала

Уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы; знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника и решать задачи.

Уметь находить углы многоугольников, их периметры.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний ( лекция с элементами дискуссии).

5.09

3

Многоугольник

Комбинированный

Урок обобщения и систематизации знаний . Индивидуальный письменный контроль.

7.09

4

Параллелограмм

Комбинированный

Знать определение  параллелограмма

Комбинированный урок.М/д

12.09

5

Признаки параллелограмма

Изучение нового материала

Знать формулировки свойств и признаков  параллелограмма,  уметь их

доказывать и применять при решении  задач.

Комбинированный С/р,С/к

14.09

6

Решение задач «Параллелограмм»

Закрепление и совершенствование знаний

Уметь решать задачи по теме «Параллелограмм»

Практикум. С/р ИК.

19.09

7

Трапеция

Изучение нового материала

Знать определение  трапеции,  равнобедренной трапеции,  виды трапеций,

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

21.09

8

Трапеция .Решение задач

Закрепление и совершенствование знаний

уметь решать задачи на доказательство

Урок закрепления знаний. Практ.С/р.

26.09

9

Задачи на построение

Комбинированный

Уметь выполнять деление отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки; используя свойства параллелограмма и равнобедренной трапеции.   Уметь выполнять задачи на построение четырехугольников.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся П/р

28.09

10

Прямоугольник

Изучение нового материала

Знать определения частных видов параллелограмма: прямоугольника, ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков.

Уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач.

Знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки.

Уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией.

Урок практических С/р,

3.10

11

Ромб и квадрат

Комбинированный

Самост. изучение теории.C/р

5.10

12

Ромб и квадрат. Решение задач

Комбинированный

Тематический контроль.

10.10

13

Осевая и центральная симметрии

Комбинированный

Урок обобщения и систематизации знаний.

12.10

14

Решение задач

Закрепление и совершенствование знаний

Закрепить в процессе решения задач, полученные ЗУН, подготовиться к контрольной работе.

Практикум по решению задач . Групповой, устный  и письменный контроль.

17.10

15

Контрольная работа № 1 Четырёхугольники

Контроль знаний

Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач

Урок контроля , оценки и коррекции знаний учащихся . Фронтальный контроль

19.10

Площадь

14

16

Площадь  многоугольника

Изучение нового материала

Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника. Уметь вывести формулу для вычисления площади прямоугольника и использовать ее при решении задач

Урок с частично -поисковой деятельностью

24.10

17

Площадь прямоугольника

Комбинированный

 С/р обучающего характера с проверкой на уроке .ИК.

26.10

18

Площадь параллелограмма

Комбинированный

Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, и уметь применять все изученные формулы при решении задач.

Изучение нового материала

9.11

19

Площадь треугольника

Комбинированный

С/р обучающего характера с проверкой на уроке .ИК.

14.11

20

Площадь треугольника

Комбинированный

Урок обобщения и систематизации знаний . Практикум по решению задач

16.11

21

Площадь трапеции

Комбинированный

С/р обучающего характера с проверкой на уроке .ИК.

21.11

22

Решение задач «Площади фигур»

Закрепление и совершенствование знаний

Уметь применять все изученные формулы при решении задач, в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал

Урок обобщения и систематизации знаний

23.11

23

Зачет №1. «Площади фигур»

Обобщение и систематизация знаний

Урок-зачет . Фронтальный опрос .

28.11

24

Теорема Пифагора

Изучение нового материала

Знать теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки. Уметь доказывать теоремы и применять их при решении задач (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике).

Изучение нового материала (Повторение задачи по готовым чертежам)

30.11

25

Теорема, обратная теореме Пифагора

Комбинированный

Изучение нового материала .Тест. ИК.

5.12

26

Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы

Закрепление и совершенствование знаний

Уметь применять теоремы при решении задач(находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике).

Решение задач по готовым чертежам С/р

7.12

27

Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы

Применение и совершенствование знаний

Урок обобщения и систематизации знаний . Практикум по решению задач . Групповой контроль.

12.12

28

Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы

Применение и совершенствование знаний

Урок-зачет . Фронтальный опрос . Подготовиться к к/р.

14.12

29

Контрольная работа № 2 «Площадь»

Контроль знаний

Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач

Урок контроля , оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

19.12

Признаки подобия треугольников

9

30

Пропорциональные отрезки

Изучение нового материала

Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника (задача 535). Уметь определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .Беседа ГК

21.12

31

Определение подобных треугольников

32

Первый признак подобия треугольников

Комбинированный

Изучение нового материала С/р обучающего характера. Взаимный контроль

26.12

33

Решение задач на применение первого признака подобия

Комбинированный

Знать первый признак подобия; Уметь его доказывать и применять при решении задач

Беседа Изучение нового материала

11.01

34

Второй и третий признаки подобия треугольников

Комбинированный

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .Беседа.

16.01

35

Второй и третий признаки подобия треугольников

Комбинированный

Знать признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков. Уметь доказывать признаки подобия и применять их при решении задач

Изучение нового материала. С/р обучающего характера. Взаимный контроль.

18.01

36

Решение задач на применение признаков подобия треугольников. Тестирование по теме «Признаки подобия треугольников»

Закрепление и совершенствование знаний

Урок обобщения .

23.01

37

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

Применение и совершенствование знаний

Урок систематизации.

25.01

38

Контрольная работа № 3 «Признаки подобия треугольников»

Контроль знаний

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач, знать отношения периметров и площадей

Урок контроля , оценки  и коррекции знаний .Фронтальный контроль.

30.01

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

5

39

Средняя линия треугольника

Изучение нового материала

Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач , а также уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение

Первичное закрепление новых знаний .

1.02

40

Средняя линия треугольника и свойство медиан треугольника

Комбинированный

Изучение нового материала . Тест .ИК

6.02

41

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

Комбинированный

Изучение нового материала . Обучающая С/р . ИК

8.02

42

Практическое приложение подобных треугольников

Применение знаний

Урок обобщения и систематизации знаний . Практикум

13.02

43

Задачи на построение методом подобия

Применение и совершенствование знаний

Практическая работа .

15.02

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

5

44

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

Изучение нового материала

Знать определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°, метрические соотношения. Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, решать задачи типа 591 – 602.

Изучение нового материала . Беседа. Самоконтроль

20.02

45

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°

Комбинированный

Урок взаимного контроля . Индивидуальный контроль.

22.02

46

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

Комбинированный

Урок систематизации знаний .

27.02

47

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

Комбинированный

Урок закрепления знаний . Практикум

29.02

48

Контрольная работа № 4 «Подобие треугольников»

Контроль знаний

Уметь применять все изученные формулы, значения синуса, косинуса, тангенса, метрические соотношения при решении задач

Знать признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков, теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике.  Уметь применять все изученные теоремы при решении задач, знать отношения периметров и площадей

Урок контроля , оценки и коррекции знаний . ФК

5.03

Окружность

17

49

Взаимное расположение прямой и окружности

Изучение нового материала

Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной. Уметь их доказывать и применять при решении задач;  выполнять задачи на построение окружностей и касательных, определять отрезки хорд окружностей.

Урок-лаборатория . Исследование взаимного расположения прямой и окружности. С/р практического характера

7.03

50

Касательная к окружности

Комбинированный

Знать, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач

Изучение нового материала и первичное закрепление

12.03

51

Касательная к окружности

Комбинированный

Комбинированный урок . Тест, обучающая С/р

14.03

52

Градусная мера дуги окружности

Комбинированный

Усвоение изученного материала в процессе решения задач

19.03

53

Теорема о вписанном угле

Комбинированный

Комбинированный урок, лекция , практикум.

21.03

54

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

Комбинированный

Комбинированный урок ,  проверочная С/р

2.04

55

Решение задач «Центральные и вписанные углы»

Закрепление и совершенствование знаний

Урок практических применение ЗУН учащихся

4.04

56

Свойства биссектрисы угла

Изучение нового материала

Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника. Уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач. Уметь выполнять построение замечательных точек треугольника.

Изучение нового материала .

,

9.04

57

Серединный  перпендикуляр к отрезку

Комбинированный

Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая, описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач

Подготовительная работа по готовым чертежам . ИК.

11.04

58

Решение задач

59

Вписанная окружность. Свойство описанного четырёхугольника.

Комбинированный

Усвоение изученного материала в процессе решения задач.

16.04

60

Описанная окружность. Свойство вписанного четырёхугольника.

Комбинированный

Знать утверждения задач 724, 729 и уметь их применять при решении задач

Практикум по решению задач . С/р обучающего характера

18.04

61

Вписанная и описанная окружность

62

Решение задач «Окружность». Тестирование.

Закрепление и совершенствование знаний

Усвоение изученного материала в процессе решения задач .

23.04

63

Решение задач

64

Решение задач

65

Контрольная работа №  5 «Окружность»

Контроль знаний

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач

Урок контроля , оценки и коррекции знаний . Фронтальный письменный контроль.

25.04

Повторение

5

66

Повторение. Решении задач

Повторение, обобщение      и систематизация  знаний

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 8 класса).

Закрепление знаний , умений и навыков по всем темам

Урок обобщения  систематизации знаний

30.04

67

Повторение. Решении задач

Повторение, обобщение и систематизация  знаний

14.05

68

Повторение. Решении задач

Применение знаний

16.05

69

Повторение. Решении задач

Применение знаний

21.05

70

Заключительный урок

Повторение, обобщение и систематизация  знаний

23.05


Список литературы:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  2. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
  3. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
  4. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение,  2007.
  5. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008.
  6. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2009.
  7. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.
  8. Поурочные планы.Геометрия 8 класс.Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. (Волгоград: «Учитель», 2010)
  9. Геометрия. Дидактический материал. 8 класс. Зив Б.Г. (М.: Просвещение, 2010)

Дополнительная литература:

  1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
  2. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2009.
  3. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009.

Технические средства обучения

Компьютер, медиапроектор

Интернет-ресурс

1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики

Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru
"Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  

7. www.shomtaya.ucoz.ru/  Персональный сайт - Шомахова Таисия Исмаиловна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 9 КЛАССА (по учебнику Погорелова А.В. Геометрия 7-11 класс)

Рабочая программа по геометрии для 9 классаУчитель - Давтян Римма Артемовна...