Рабочая программа по геометрии 7 класс.
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Рабочая программа для работы по учебнику под редакцией Л.С. Атанасяна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_7_klass_geometriya._l.s._atanasyan.docx76.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса геометрии для 7 класса  разработана на основе:

1.  Перечня нормативных документов.

1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 № 145-ФЗ. от 06.04.2015 № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/;

2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576. от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38) // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/;

3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/;

4)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/;

2. Перечня методических материалов:

1)Примерная основная образовательная программа основного общего образования // http://fgosreestr.ru/

2)Примерная программа по математике. 5-9 класс. – М.: Просвещение, 2014. –112 с.

  1. Письмо министерства образования и науки Калужской области от 20.05.2016 № 09-021/1454-16 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных организациях Калужской области» (в разделе «Методические рекомендации» http://kgiro.kalugaedu.ru);
  2. Письмо министерства образования и науки Калужской области от 18.01.2016 № 07-021/133-16 «О рекомендациях по организации самоподготовки обучающихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
  3. Обязательного минимума содержания основного  общего  образования по  математике, авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы  Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2014) ;
  4. Рабочих программ по учебнику Геометрия 7-9 А.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка, И.И. Юдиной (авт.-сост. Н.А. Ким, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2016).

Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ-компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.

Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
  • освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования  выбора решений;
  • приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
  • развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
  • научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

Задачи обучения:

  • ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
  • научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
  • ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
  • изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
  • изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении  задач  и доказательстве теорем;
  • научить решать геометрические  задачи  на доказательства и вычисления;
  • подготовить к дальнейшему изучению  геометрии  в последующих классах.

Общая характеристика курса геометрии 7 класса

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (блоков): «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей».

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся   получают   возможность:

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • научиться применять формально-оперативные алгебраические умения к решению геометрических задач;
  • развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами и их свойствами;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 7 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Контрольные работы

Начальные геометрические сведения

12

1

Треугольники

18

1

Параллельные прямые

 12

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

2

Повторение. Решение задач

6

1

Итого:

68

6

Содержание учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.

Основная форма организации учебного процесса – классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения: традиционная классно-урочная; игровые технологии; элементы проблемного обучения; технологии уровневой дифференциации; ИКТ- технологии.

Содержание курса геометрии 7 класса включает следующие тематические блоки:

1. Введение

Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Определения, аксиомы, теоремы, следствия, доказательства. Контрпример.

2.Начальные геометрические сведения .

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.

Понятие равенства геометрических фигур.

Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.

Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

        В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.

        Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.

        Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

        Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Учащиеся должны знать:

  • понятие равенства фигур;
  •  понятие отрезка и равенства отрезков;
  • понятие длины отрезка и её свойства;
  •  понятие угла, равенства углов, величины угла и её свойства;
  • понятие смежные и вертикальные углы и их свойства;
  •  понятие перпендикулярных прямых.

Учащиеся должны уметь:

  • формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;
  •  формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;
  •  формулировать определения перпендикуляра к прямой;
  •  решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
  • опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
  •  сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Перечень контрольных мероприятий

  • контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»  

3.        Треугольники.

Треугольник. Признаки равенства треугольников.

Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Равнобедренный треугольник и его свойства.

Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

Учащиеся должны знать:

  • признаки равенства треугольников;
  • понятие перпендикуляра к прямой;
  •  понятие медианы, биссектрисы и высоты треугольника;
  •  понятие равнобедренного треугольника и его свойства;
  •  основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;
  • формулировать определение равных треугольников;
  • формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;
  • объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника;
  •  формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,
  • моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
  • решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
  • опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
  • интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;
  • решать основные  задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.

Перечень контрольных мероприятий:

  •  контрольная работа №2 «Треугольники»

        

4. Параллельные прямые .

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Учащиеся должны знать:

  • признаки параллельности прямых;
  •  аксиому параллельности прямых;
  •  свойства параллельных прямых.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;
  •   формулировать аксиому параллельных прямых;
  • формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых;
  • моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
  • решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
  • опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
  • интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.

Перечень контрольных мероприятий:

  •  контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

5. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.

Неравенство треугольника.

Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Учащиеся должны знать:

  • понятие сумма углов треугольника;
  • соотношение между сторонами и углами треугольника;
  • некоторые свойства прямоугольных треугольников;
  • признаки равенства прямоугольных треугольников.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный;
  • формулировать и доказывать теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника;
  • решать задачи используя теорему о сумме углов треугольника;
  • использовать свойства прямоугольного треугольника;
  • формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;
  • решать задачи на построение треугольника по трем его элементам  с помощью циркуля и линейки (деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Перечень контрольных мероприятий:

  •  контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
  •  контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

6. Повторение .

Планируемые результаты изучения курса геометрии

В результате изучения курса геометрии 7 класса учащиеся  должны:

  • знать/понимать:
  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и не
    равенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач
    землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
  • уметь:
  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов); находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя   известные   теоремы, обнаруживая   возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Формы и средства контроля.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы; самостоятельные и контрольные работы, промежуточные тематические и итоговый тесты, математический диктант, устный опрос, зачёт.

Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.

Для проведения контрольных работ используется программа общеобразовательных учреждений Геометрия. 7-9 классы / авт.-сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2014.

Для организации самостоятельных  и  тестовых работ:

 1. Геометрия:   дидактические   материалы  для   7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2015.

2.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса./ Ершова А. П., Голобородько В.В., Ершова А. С.— М.: Илекса, 2015

3.Контрольные работы по геометрии, 7 класс: к учебнику  Л. С. Атанасяна

 « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.:  Изд. «Экзамен», 2015.

Система  оценивания.

Критерии оценивания  знаний, умений и навыков обучающихся по геометрии.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, которые  в программе не считаются основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения: неаккуратная запись, небрежное выполнение чертежа.

Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты  и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно, выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере;
  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

  2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3. Оценка устных ответов обучающихся (по карточкам)

  • отметка«5» - правильные ответы на все вопросы;
  • отметка«4» - на основной вопрос ответ верный, но на дополнительные не ответил или допустил ошибку;
  • отметка«3» - затруднился, дал не полный ответ, отвечал на дополнительные вопросы;
  • отметка«2» - не знает ответ и на дополнительные вопросы отвечает с трудом.

4. Оценка письменных тестовых работ обучающихся по математике.

  • отметка«5» - 90-100%
  • отметка«4»- 75-80%
  • отметка«3» - 60-70%
  • отметка«2» - 50% и менее.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения   с учетом текущих отметок.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

УМК:

  • Геометрия,7-9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013
  • Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов.- М.: Просвещение,2016
  • Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2016
  • Звавич Л.И. Тесты по геометрии. 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия. 7-9 классы» / Л.И. Звавич, Е.В. Потоскуев. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
  • Контрольно-измерительные материалы. Геометрия. 7 класс / Сост. Н.Ф. Гаврилова. – М.: ВАКО, 2014
  • Контрольные работы по геометрии, 7 класс: к учебнику  Л. С. Атанасяна « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2015.
  • Зив Б.Г. Задачи к урокам геометрии. 7-11 . – С.-Петербург, 1998. -  НПО «Мир и семья-95»
  • Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс.- М.: ВАКО, 2013 – (В помощь школьному учителю)
  • Геометрия в таблицах. 7-11 кл. : справочное пособие / авт.-сост. Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский. – М.: Дрофа, 2005.

Дополнительная литература

  • Орехова А.И. Задачи на готовых чертежах. Геометрия : в 3 ч. Ч. 1 / А.И. Орехова. – Мозырь : Белый ветер, 2013. – (Дидактический материал).
  • Математика. Весь школьный курс в таблицах / сост. Т.С. Степанова – Минск: Букмастер: Кузьма, 2015.
  • Балаян Э.Н. Геометрия: сборник задач по планиметрии для подготовки к ГИА, ЕГЭ и олимпиадам: 7-11 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
  • Балаян Э.Н. Геометрия : задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов н/Д:Феникс, 2014.
  • Геометрия. 7 -9 классы: рабочие программы по учебникам Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Д. Кадомцева, Е.Г. Позняка, И.И. Юдиной / авт.-сост. Н.А. Ким, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2015.

        

Печатные пособия

  • Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения: таблицы по геометрии для 7 класса
  • Карточки с заданиями по геометрии

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Доска магнитная
  • Комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30о, 60о), угольник (45о, 45о), циркуль
  • Комплекты демонстрационных планиметрических фигур

Технические средства обучения

  • Компьютер
  • Принтер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран

Интернет-сайты для математиков

  • www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
  • www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
  •  www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • www.1september.ru – газета «Математика», издательство «Первое сентября»
  • www.math.ru - сайт для школьников, студентов, учителей и для всех, кто интересуется математикой
  • www.allmath.ru – математический портал
  • www.uztest.ru – сайт, на котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике.
  • http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
  • http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
  • http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
  • http://www.internet-scool.ru- сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ, ГИА.
  • http://www.legion.ru– сайт издательства «Легион»
  • http://www.intellectcentre.ru– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк  тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
  • http://www.fipi.ru- портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

по геометрии в 7 классе.

№ уро-ка

Тема

Контроль знаний

Региональный

( краеведческий)

компонент

Дата

проведения

1.Начальные геометрические сведения (12часов)

Основные виды деятельности: объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежным и  какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; Решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.

1.

Предмет геометрия

Геометрические  фигуры в архитектуре зданий г. Калуги  

2

Прямая и отрезок.

ТК

3

Луч и угол.

ФО, ИРТ

4

Сравнение отрезков и углов.

МД, ИРК,  РОХ

5

Измерение отрезков

ТО,ИРД,  СпЗСР

6

Измерение отрезков. Решение задач.

ИПТО, СР

7

Измерение углов

 ФО, СРЗ

8

Смежные и вертикальные углы

СПЗ, СРЗ

9

Перпендикулярные прямые.

ПР, ТТ

10

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

ПТ, СРЗ

11

Решение задач

12

Контрольная работа №1

по теме «Начальные геометрические сведения»

КР №1

2.Треугольники  (18 часов)

Основные виды деятельности: объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр

треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка)и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.

13

Треугольник. Равнобедренные и равносторонние треугольники

ИРТ, СРЗ

Сообщение « Тарусская вышивка» (использование геометрических фигур)

14

Первый признак равенства треугольников

ТО,ИРК,  СРЗ

15

Первый признак равенства треугольников. Решение задач.

МД, СРТХ

16

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

СПЗ, ИРД

17

Свойства и признаки равнобедренного треугольника

ТО, СПЗ,

 СРЗ

18

Равнобедренный треугольник. Решение задач.

ТТ, СРЗ, ИРТЗ

19

Второй признак равенства треугольников

ИРТ,  СРЗ

20

Второй признак равенства треугольников. Решение задач

ФО, ТТ, ПР

21

Третий признак равенства треугольников

ИРТ, СРЗ

22

Третий признак равенства треугольников. Решение задач

ТО, ПР

23

Окружность

 СРТХ

24

Примеры задач на построение

ТО, ИРД

25

Решение задач на построение

ТО,СРЗ

26

Признаки равенства треугольников. Решение задач.

СРЗ, СРОХ

27

Решение задач

Т, ПР

28

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

ФО,УТ,СРЗ

29

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»

КР №2

30

Решение задач. Анализ заданий контрольной работы.

3. Параллельность прямых -  (13  часов)

Основные виды деятельности: формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.

31

Признаки параллельности двух прямых

ИРТ

32

Признаки параллельности двух прямых

ТО, СРЗ

33

Практические способы построения параллельных прямых

СРТХ, ИРЗ

34

Признаки параллельности двух прямых. Решение задач

ПР, ИПТО

35

Аксиома параллельных прямых

ТО

36

Свойства параллельных прямых

ИРД

37

Свойства параллельных прямых

ТО, ИРТ

38

Параллельные прямые.

ИПТО, СРЗ

39

Решение задач

МД,ПР

40

Решение задач

Т,СРЗ

41

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Текущий

42

Контрольная работа №3по теме «Параллельные прямые»

КР №3

43

Решение задач. Анализ заданий контрольной работы

Текущий

4. Соотношение между сторонами и углами треугольника (20 часов)

Основные виды деятельности: формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения  расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.

44

Сумма углов треугольника.

Тек., СРЗ

Использование геометрических соотношений в треугольнике при строительстве храмов Калужской области

45

Сумма углов треугольника. Решение задач.

ТО, УТ, СРЗ

46

Соотношения между сторонами и углами треугольника

СР, СпЗСР

47

Соотношения между сторонами и углами треугольника

ТО, текущий

48

Неравенство треугольника.

ТО, тек.

49

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Текущий, СРЗ

50

Контрольная работа №4по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»

КР №4

51

Анализ контрольной работы.

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

Текущий

52

Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников

ТО, СРЗ, ИРЗ

53

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Текущий

Построение  макетов и чертежей  исторических зданий Кал г.Калуга

54

Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников

ДМ

СР №21

55

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

Текущий

56

Построение треугольника по трем элементам

Текущий, ФО, СПЗ

57

Построение треугольника по трем элементам

Текущий, ТО, СПЗ

58

Построение треугольника по трем элементам. Решение задач

ФО, ДМ

СР №24

59

Решение задач на построение

СРПХ

60

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

ИРК, СРЗ

61

Контрольная работа №5по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

КР №5

62

Решение задач. Анализ заданий контрольной работы

Текущий

Повторение -6 часов

63

Повторение. Начальные геометрические сведения

Игра, СРЗ

64

Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник

ТТ, текущий

65

Повторение. Параллельные прямые

ТТ, тек.

66

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника

Текущий, УМД

67

Итоговый контрольный тест

ИКТ

68

Решение задач. Анализ ошибок, допущенных в итоговом тесте

Текущий

ИТОГО

68

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Форма работы:

РГ – работа в группах

Источник работы:

ДМ – дидактические материалы

.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ТО – теоретический опрос.

ИПТО – индивидуальный письменный теоретический опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР— самостоятельная работа.

СРОХ – самостоятельная работа обучающего характера.

СпЗСР – самопроверка задач самостоятельной работы

СРЗ – самостоятельное решение задач

СПЗ – самостоятельное практическое задание.

ИРЗ – индивидуальное решение задач.

ИРТ – индивидуальная работа в рабочих тетрадях.

СРТХ – самостоятельная работа творческого характера.

ПР— проверочная работа.

МД — математический диктант.

Т – тестовая работа.

УТ- устный тест

ТТ- теоретический тест.

ПТ – проверочный тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....