урок в 7 классе
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Белоус Оксана Николаевна

 

Цель интегрированного урока:

  • Расширить представление учащихся об употреблении служебных частей речи на уроках геометрии.
  • Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов математики и русского языка.
  • Показать потенциальную возможность безграничного использования служебных частей речи в формулировке математических терминов, теорем.
  • Вовлечение школьников в работу частично-поискового и исследовательского характера.
  • Развитие памяти, умения анализировать, наблюдать, сопоставлять, логически мыслить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirov._urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по русскому языку и  геометрии

Тема урока: «Служебные части речи на уроках геометрии»

« Без слов и грамматики не учат математике».

Цель интегрированного урока:

  • Расширить представление учащихся об употреблении служебных частей речи на уроках геометрии.
  • Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов математики и русского языка.
  • Показать потенциальную возможность безграничного использования служебных частей речи в формулировке математических терминов, теорем.
  • Вовлечение школьников в работу частично-поискового и исследовательского характера.
  • Развитие памяти, умения анализировать, наблюдать, сопоставлять, логически мыслить.

Задачи:

 - необычная форма данного занятия помогает учителю пробудить в учениках интерес к изучению данных предметов. Интегрированный урок способствует переносу знаний, умений, навыков из русского языка в математику и из математики в русский язык;

- обобщить знания и умения по теме: «Служебные части речи»;

- обобщить знания и умения по теме: «Сумма углов треугольника»:

- развивать способности самостоятельно систематизировать имеющиеся знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителей.

Р. Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Вряд ли вы задумывались, изучая теоремы, над служебными частями речи. Хотя параллельно на уроках русского языка мы часто говорим об этих маленьких помощниках.

М. Давайте представим, что может объединить два предмета. Пусть попробуют ответить на этот вопрос наши учащиеся.

1 ученик: Нет ничего важнее той науки,

      Что люди математикой зовут.

       Что людям могут дать пустые звуки?

       Писать стихи… Но разве это труд?

2 ученик: Нет ничего ужасней чисел скучных,

     Каких-то формул, множества нулей.

     А слово нужное? Оно ведь лечит душу

     И в трудный час нас делает сильней.

3 ученик: Нет! Миром числа управляют,

     Они в порядок наш приводят ум.

     И истину лишь математики познают,

     Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

4 ученик: Есть листьев шум и мир под облаками,

      Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.

     Числом не скажешь всё, что выразишь словами –

     И боль, и страх, любовь и счастье.

А теперь давайте посмотрим презентацию, которую подготовила Усенко Александра

Презентация на тему: «Великие мыслители».

  1. Р. Вот мы с вами вплотную подошли к теме нашего урока. А сформулировать её нам поможет устная работа. На экране вы видите разбросанные  слова, а объединим  мы  их в смысловое  единство с помощью устного счета.

Г. Я буду читать задание, а вы решаете задачу в уме и поднимаете руку.

  1. Один острый угол прямоугольного треугольника равен 34°, чему равен второй острый угол?   56°
  2. Один из смежных углов равен 37°, чему равен другой смежный угол? 143°
  3. Длина прямоугольника 13 см, а ширина 31см, чему равен периметр прямоугольника?   88см
  4. Один из углов треугольника равен 72°, второй 18°, найти чему равен третий угол ?   90°
  5. Один из вертикальных углов равен 42°, чему равен другой?  42°
  6. Развёрнутый угол разбит лучом на две части, одна из которых в 19 раз больше другой. Найдите величину большего угла.  171°
  7. Угол при основании равнобедренного треугольника равен 13°, чему равен угол, лежащий напротив основания?  154°

Расположите получившиеся числа в порядке возрастания и прочитайте, получившуюся фразу.

Без слов и грамматики не учат математике.

                  Русский язык .

1.Запишите  пословицу,  ставшую темой нашего урока, на следующей строке.

2.Над  каждым  словом  в  этом предложении  укажите часть речи.

Беседа по вопросам:

- На какие две группы делятся части речи?

-Назовите служебные части речи и объясните, почему они так называются?

- Какую роль выполняют предлоги?

 Вспомните, по происхождению все предлоги делятся на две группы? Какие?

Непроизводные и производные.

Непроизводные   предлоги составляют небольшую группу , их легко спутать с приставками. Непроизводные предлоги - это слова, которые всегда относились к этой части речи. Непроизводные предлоги образованы от слов самостоятельных частей речи. Эта группа постоянно пополняется.

-Расскажите о союзе.

Г. Согласны ли Вы с  утверждением, что на уроке геометрии важным является умение не только выучить формулировку, но и грамотно ее записать. Проверим это Ваше умение.

Терминологический диктант: Обратите внимание на экран. Даны определения некоторого геометрического объекта, вы записываете в тетрадях в столбик только пропущенные слова или словосочетания.

 - Сумма углов треугольника равна 1800;

-   Внешним углом треугольника называется угол, смежный с каким-нибудь углом треугольника;

 -   Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним.

-   В любом треугольнике либо все углы острые, либо два угла острые, а третий тупой или прямой.

 -   Если один из углов треугольника прямой, то треугольник называется прямоугольный.

 -    Сторона треугольника, лежащая против прямого угла, называется гипотенузой, а две другие стороны - катетами.

М. А теперь давайте проверим правильность данных формулировок и грамотное их написание.

Р. Обратим внимание на знакомые нам орфограммы и пунктограммы…..

-  Объясните правописание слова «сумма»?

-  Найдите неопределенное местоимение, объясните его написание?

-  Укажите повторяющие союзы, определите группу и значение?

-   Найдите предложения, осложненные причастным оборотом, объясните знаки препинания?

  1. М. Давайте посмотрим на экран, перед нами прямоугольный параллелепипед.

Р. Слова какой части речи мы видим на экране?

Обратите внимание на правописание непроизводных предлогов, особенно тех, которые пишутся через дефис.

  1. М. На неделе математики учащимся 9 класса, в котором мы работаем с М.Г., было дано творческое задание: написать эссе на тему «Для чего нужна математика в жизни человека».

Р. Обратимся к данной работе учащегося 9 б класса Аипова Владимира.

                      «Для чего нужна математика в жизни человека?»

В течение многих веков математика является самым  важным предметом  в жизни человека. Она нужна  и будет необходима практически  во всех сферах жизнедеятельности человека. В наш век компьютеров и вычислительной техники знание математики жизненно необходимо каждому. Без этих навыков  нельзя построить здание, сконструировать какой- то механизм, сделать покупку в магазине, вести домашнее хозяйство.  Математика  важна химикам и физикам,  так как их сфера деятельности - это  точные  расчёты. Самые выдающиеся  архитекторы без математики не смогли бы построить  свои величественные сооружения. Благодаря  числам и формулам  человек  смог познать просторы Вселенной. Бурение скважин, добыча полезных ископаемых и газа невозможны без знаний,  которые даёт человеку математика. В любой семье,  в любой точке мира и каждому человеку в отдельности нужна эта наука. При  изготовлении  автомобилей, самолётов, поездов, кораблей нужны математические формулы. Метеорологам тоже нужна математика для предсказания погоды. В военной промышленности при конструировании танков, самолётов, ракет, ракетных установок и другого оружия так же нужны точные подсчеты. В  текстильной промышленности при пошиве одежды, в строительных работах, в приготовление пищи, в исследовании мирового океана - везде нужна математика. Я думаю,  что и в моей жизни математика сыграла и ещё сыграет важную роль. Она пригодится мне в изучении моей будущей  профессии,  профессии программиста.   Без математики была бы невозможна  жизнь человечества. Я думаю,  что  математика - самая главная наука в жизни каждого из нас.

-Какова его основная мысль?  

Назовите  производные   предлоги и объясните их правописание.

От каких частей речи образованы эти производные предлоги? Запишите их в тетради.

Найдите непроизводные предлоги

Вспомним группы союзов

Назовите сочинительные союзы

Назовите подчинительные союзы

Найдите в тексте еще одну служебную часть речи – частицу

Домашнее задание Р. Итак, домашнее задание у вас, ребята, будет тоже творческим.

Приведите пример теоремы из учебника геометрии, которая сформулирована в виде сложного предложения с подчинительным союзом если. Спишите предложение, выполните его синтаксический разбор. Найдите слова, которые являются терминами.

 Р. Говоря о связи русского языка и математики нельзя не вспомнить те слова, которые вышли из употребления, но встречаются в разговорном жанре фольклора и в математических задачах. Предоставим слово учащимся.

  10. М. Подводим итоги урока. Давайте вернёмся к нашему спору. Изменилось ли что-нибудь в ваших суждениях?

Согласны ли Вы с  народной мудростью «Без слов и грамматики не учат математике»?

11. Вывод по уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...