Урок геометрии на тему "Теорема о трёх перпендикулярах", 10 класс
план-конспект урока по геометрии (10 класс)

Афанасьева Дарья Сергеевна

КОнспект и презентация к уроку геометрии на тему "Теорема о трёх перпендикулярах", 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teorema_o_3_perpendikulyarah.docx307.56 КБ
Файл teorema_o_3_perpendikulyarah.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока на тему:
«Теорема о трёх перпендикулярах»

Выполнила: Афанасьева Д.С.

Календарно – тематическое планирование

  • Предмет: Геометрия
  • Класс: 10
  • Учебник: Геометрия 10-11 Атанасян Л.С.
  • «Теорема о трёх перпендикулярах» находится во 2 главе, параграфе 2 «Перпендикуляр и наклонные».

Цели урока

  • изучить теорему о трех перпендикулярах;
  • формировать навык применения теоремы о 3-х перпендикулярах в  решении задач;
  • продолжить развитие пространственного представления, логического мышления, умения самостоятельно  организовывать свою деятельность;
  • воспитывать аккуратность и творческий подход к выполняемой работе.

Этапы урока

  • Организационный момент (2 мин.)
  • Актуализация опорных знаний (7 мин.)
  • Изучение нового материала (15 мин.)
  • Первичное закрепление полученных знаний (17 мин.)
  • Подведение итогов урока (3 мин.)
  • Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин.)

 Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

Наш урок хочется начать со слов математика и педагога Джорджа Пойа

 «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,

а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»

Сегодня мы с вами пополним наши знания по геометрии и порешаем интересные задачи.

  1. Актуализация опорных знаний (7 мин.)

Сейчас предлагаю посмотреть на рисунок (из учебника) и вспомнить то, что мы уже знаем. АН – перпендикулярна альфа.

Как называется отрезок АН? (Перпендикуляр) Назовите основание данного перпендикуляра. АМ? (Наклонной). Назовите её основание. НМ? (Проекцией наклонной)

Далее я предлагаю провести математический диктант, рассчитанный на 2 варианта.

1 Вариант

2 Вариант

1

Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если…(она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости)

Прямая перпендикулярна к плоскости, если она…(перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости)

2

Если плоскость перпендикулярна одной из 2-х параллельных прямых, то она…(перпендикулярна и второй прямой)

Если одна из 2-х параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то…(и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости)

3

Две прямые называются перпендикулярными, если…(угол между ними равен 90˚)

Расстоянием от точки до некоторой плоскости называется…(длина перпендикуляра, проведенного из этой точки к данной плоскости)

4

Сделать чертеж: плоскость  и точка М .Постройте из точки М:

а) перпендикуляр МС к плоскости ,

б) наклонные МА и МВ к плоскости.

МА = МВ.

в) сравните длины проекций этих наклонных, сделайте вывод.

МА > МВ

в) сравните длины проекций этих наклонных, сделайте вывод.

  1. Изучение нового материала (15 мин.)

Итак, сегодня тема нашего урока «Теорема о трёх перпендикулярах»

Введение теоремы (на слайде) с рисунком:

ТЕОРЕМА О ТРЁХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ

Прямая, проведённая в плоскости через основание наклонной, перпендикулярно к её проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.

Ученики выполняют чертежи и записи в тетрадях. Учитель вместе с учениками доказывает теорему.

Вопрос: А если прямая а перпендикулярна наклонной, будет ли она перпендикулярна её проекции? Далее вводится обратная теорема (Док-во самостоятельно дома)

  1. Первичное закрепление полученных знаний (17 мин.)

Решение типовых задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах.

Задача 1 (148 из учебника). Прямая АК перпендикулярна к плоскости правильного треугольника АВС, точка М – середина стороны ВС. Докажите, что МК  ВС.

Задача 2. (147 из учебника). Из точки М проведен перпендикуляр МВ к плоскости прямоугольника АВСD. Докажите, что треугольники АМD и МСD – прямоугольные.

Решение задачи 141,145 из учебника

  1. Подведение итогов урока (3 мин.)

Продолжите предложения

  •  Прямая, проведённая в плоскости через основание наклонной, перпендикулярно к её проекции на эту плоскость…
  •  Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней…

Ребята, наш урок подходит к концу.

- Тема нашего урока?

- Скажите, что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

    6. Домашнее задание (1 мин.)

     §2.20 в учебнике на стр. 42 – выучить, № 142, 152, 153 (доказать обратную теорему)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Афанасьева д.с . Урок на тему: «Теорема о трёх перпендикулярах»

Слайд 2

Календарно – тематическое планирование Предмет: Геометрия Класс: 10 Учебник: Геометрия 10-11 Атанасян Л.С. «Теорема о трёх перпендикулярах» находится во 2 главе, параграфе 2 «Перпендикуляр и наклонные».

Слайд 3

Цели урока изучить теорему о трех перпендикулярах; формировать навык применения теоремы о 3-х перпендикулярах в решении задач; продолжить развитие пространственного представления, логического мышления, умения самостоятельно организовывать свою деятельность; воспитывать аккуратность и творческий подход к выполняемой работе.

Слайд 4

Этапы урока Организационный момент (2 мин.) Актуализация опорных знаний (7 мин.) Изучение нового материала (15 мин.) Первичное закрепление полученных знаний (17 мин.) Подведение итогов урока (3 мин.) Домашнее задание (1 мин.)

Слайд 5

Ход урока 45 мин.

Слайд 6

Организационный момент «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их !» ( Д. По′йа )

Слайд 7

Актуализация опорных знаний Посмотрите на рисунок. AH – перпендикулярна α . Как называется отрезок АН? АМ? НМ? AH – перпендикуляр АМ – наклонная НМ – проекция наклонной

Слайд 8

Актуализация опорных знаний 1 Вариант 2 Вариант 1 Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если… Прямая перпендикулярна к плоскости, если она… 2 Если плоскость перпендикулярна одной из 2-х параллельных прямых, то она… Если одна из 2-х параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то… 3 Две прямые называются перпендикулярными, если… Расстоянием от точки до некоторой плоскости называется… 4 Сделать чертеж: плоскость и точка М .Постройте из точки М: а) перпендикуляр МС к плоскости , б) наклонные МА и МВ к плоскости . МА = МВ. в) сравните длины проекций этих наклонных, сделайте вывод. МА > МВ в) сравните длины проекций этих наклонных, сделайте вывод. 1 Вариант 2 Вариант 1 Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если… Прямая перпендикулярна к плоскости, если она… 2 Если плоскость перпендикулярна одной из 2-х параллельных прямых, то она… Если одна из 2-х параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то… 3 Две прямые называются перпендикулярными, если… Расстоянием от точки до некоторой плоскости называется… 4 МА = МВ. в) сравните длины проекций этих наклонных, сделайте вывод. МА > МВ в) сравните длины проекций этих наклонных, сделайте вывод.

Слайд 9

Изучение нового материала ТЕОРЕМА О ТРЁХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ Прямая, проведённая в плоскости через основание наклонной, перпендикулярно к её проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.

Слайд 10

Изучение нового материала Дано: АН ┴ α АМ – наклонная НМ – проекция а с α М а, а ┴ НМ ______________ Док - ть: а ┴ А М

Слайд 11

Доказательство Рассмотрим пл -ть (АНМ) а ┴ АН (Т.к. АН ┴ α , а с α ) а ┴ НМ (по усл .) АН ᑎ НМ а ┴ (АНМ) (Из п.2,3,4) а ┴ любой прямой плоскости (АНМ) АМ с (АНМ) а ┴ АМ ч .т.д .

Слайд 12

А если прямая перпендикулярна наклонной, будет ли она перпендикулярна её проекции? ВОПрос

Слайд 13

Обратная теорема Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней, перпендикулярна и к ее проекции. Дано: АН ┴ α АМ – наклонная НМ – проекция а с α М а, а ┴ АМ ______________ Док - ть: а ┴ НМ

Слайд 14

Первичное закрепление полученных знаний Задача 1 Прямая АК перпендикулярна к плоскости правильного треугольника АВС , точка М – середина стороны ВС . Докажите, что МК ⊥ ВС. Дано: АК ⊥ (АВС) АВ=ВС=СА ВМ=МС ____________ Док-ть: МК ⊥ ВС

Слайд 15

Первичное закрепление полученных знаний Док-во: Рассм . ∆ АВС: АВ = ВС=СА АМ - медиана. (биссектриса, высота) = > АМ ⊥ ВС АМ - это проекция наклонной КМ на плоскость АВС . ВС ⊥ АМ ВС ⊥ МК (по теореме о 3-х перпендикулярах) Дано: АК ⊥ (АВС) АВ=ВС=СА ВМ=МС ____________ Док-ть: МК ⊥ ВС

Слайд 16

Первичное закрепление полученных знаний Задача 2 Из точки М проведен перпендикуляр МВ к плоскости прямоугольника АВСD. Докажите, что треугольники АМD и МСD – прямоугольные. Дано: АВС D – прямоугольник МВ ⊥ (АВС D ) ________________________ Док-ть: ∆ A М D и ∆МС D - прямоугольные

Слайд 17

Первичное закрепление полученных знаний Док-во: 1) МВ ⊥ (АВС D ), МА – наклонная, ВА - ее проекция. Проекция ВА ⊥ АD из плоскости АВС . Значит , и наклонная МА ⊥ А D (по теореме о 3-х перпендикулярах). ∆ АМD - прямоугольный, так как угол МАD - прямой. 2) МС – наклонная, ВС - проекция наклонной МС на плоскость АВС . Проекция ВС ⊥ СD = > наклонная МС ⊥ СD (по теореме о 3-х перпендикулярах ). Угол МСD прямой = > ∆ МС D - прямоугольный Дано: АВС D – прямоугольник МВ ⊥ (АВС D ) ________________________ Док-ть: ∆ A М D и ∆МС D - прямоугольные

Слайд 18

Первичное закрепление полученных знаний Решаем задачи № 141, 145 из учебника

Слайд 19

Решение

Слайд 20

Подведение итогов урока Продолжите предложения Прямая, проведённая в плоскости через основание наклонной, перпендикулярно к её проекции на эту плоскость… Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней…

Слайд 21

Домашнее задание §2.20 в учебнике на стр. 42 – выучить № 142, 152, 153 (доказать обратную теорему)

Слайд 22

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии "Конусы в нашей жизни", 11 класс

С тем, что многие учащиеся оказываются неспособны решить знакомую задачу, если ее формулировка не соответствует стереотипу, сталкивался, думаю, каждый преподаватель. Что делать для исправления с...

Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида. 5 класс."Линии в круге".

Открытый урок на регинальном семинаре. Презентация к уроку опубликована на моем мини-сайте. Материал можно использовать как для объяснения понятий: радиус, диаметр, хорда, так и для обобщающего урока....

Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида.7 класс. "Симметрия"

Разработку можно использовать при объяснении нового материала и при повторении темы. варьируя задания....

Урок геометрии по теме "Осевая симметрия" 8 класс

Урок геометрии по теме "Осевая симметрия" содержит урок и презентацию. Главная цель урока обеспечить умственное развитие учащихся посредством последовательного решения посильных теоретических и практи...

Конспект урока геометрии на тему "Пирамида" в 10 классе

Данный урок составлен с использованием групповой технолоии и технологии проектного обучения....

Презентация к уроку геометрии "Вектора в координатной плоскости". 9 класс.

Презентация знакомит с вычислением векторов,  и их положением в  координатной плоскости....