Методические разработки уроков
план-конспект урока по географии (5, 6, 7 класс)

Цели урока:

• выявить влияние испанской и португальской коло­низации на жизнь коренного населения Южной Америки;

  • сформировать представление о крупнейших странах и об особенностях населения Латинской Америки;
  • определить, какими природными ресурсами богата Латинская Америка и как они влияют на уровень благо­состояния её населения;
  • выявить роль Латинской Америки в мире.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и осново­полагающих теоретических знаний о Латинской Америке: истории освоения, этническом составе населения, крупней­ших странах, занятиях населения, природных ресурсах.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом и картами; 2) организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверст­никами; 3) развивать мотивы и интересы своей познава­тельной деятельности.

Личностные: формирование познавательного интере­са к изучению истории открытия и освоения Латинской Америки, её крупнейших государств и народов, населяю­щих этот регион.

Основное содержание: латиноамериканцы, креолы, метисы, мулаты, самбо, крупнейшие государства, природ­ные ресурсы и их использование.

Деятельность обучающихся: сравнивать карты

плотности населения и природных зон; изучать по карте размещение полезных ископаемых; приводить примеры воздействия человека на природу материка; наносить на контурную карту полезные ископаемые региона.

Ценностный компонент урока: многоликость Ла­тинской Америки; богатейшая культура стран Латинской Америки.

Оборудование: карта «Народы и плотность населения мира», политическая карта мира, карта «Природные зоны Южной Америки», фотографии, слайды и видеофрагмен­ты народов, населяющих Латинскую Америку.

Тип урока: комбинированный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 36. Латинская Америка в мире

Цели урока:

 выявить влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения Южной Америки;

  • сформировать представление о крупнейших странах и об особенностях населения Латинской Америки;
  • определить, какими природными ресурсами богата Латинская Америка и как они влияют на уровень благосостояния её населения;
  • выявить роль Латинской Америки в мире.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о Латинской Америке: истории освоения, этническом составе населения, крупнейших странах, занятиях населения, природных ресурсах.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом и картами; 2) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 3) развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению истории открытия и освоения Латинской Америки, её крупнейших государств и народов, населяющих этот регион.

Основное содержание: латиноамериканцы, креолы, метисы, мулаты, самбо, крупнейшие государства, природные ресурсы и их использование.

Деятельность обучающихся: сравнивать карты

плотности населения и природных зон; изучать по карте размещение полезных ископаемых; приводить примеры воздействия человека на природу материка; наносить на контурную карту полезные ископаемые региона.

Ценностный компонент урока: многоликость Латинской Америки; богатейшая культура стран Латинской Америки.

Оборудование: карта «Народы и плотность населения мира», политическая карта мира, карта «Природные зоны Южной Америки», фотографии, слайды и видеофрагменты народов, населяющих Латинскую Америку.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Проверка знаний
  1. Докажите, что Южную Америку не случайно называют самым мокрым материком.
  2. Какое влияние оказывает рельеф на климат Южной Америки?
  3. В чём сходство и различия климата Южной Америки и Африки?
  4. По физической карте Южной Америки установите районы, наиболее благоприятные для жизни людей. Свой ответ аргументируйте.
  5. Назовите природные рекорды Южной Америки.
  1. Изучение нового материала

2,3,4,5 слайд. Сначала учитель рассказывает школьникам, как Южная Америка стала Латинской. Раскрывая историю открытия и освоения материка, он обращает их внимание на то, что испанская и португальская колонизация оставила Южной Америке свой образ жизни, языки, религию, особенности ведения хозяйства.

6 слайд Далее обучающиеся по политической карте мира определяют, какие крупные страны входят в состав Латинской Америки, и выполняют задание 30 на с. 55 тренажёра 7 слайд.

8,9 слайд При рассмотрении вопроса «Кто такие латиноамериканцы?»

10,11,12 слайд учитель констатирует, что этнический состав населения Латинской Америки чрезвычайно пёстр. Коренное население региона — многочисленные индейские народы. В результате колонизации наряду с креолами (чистокровные потомки испанцев) здесь появились метисы (потомки от браков белых и индейцев). Для работы на плантациях тропических культур сюда ввозили рабов — темнокожих африканцев. Смешанные афро-европейские браки привели к образованию этнической группы мулатов. Нередко невольники от непосильного труда сбегали в лесные дебри к индейцам. Их смешение дало начало этнической группе самбо. Наибольшая доля индейского населения — в Боливии (более 60 %) и Гватемале (более 50 %).

13,14,15,16 слайд Изучение вопроса о влиянии природных ресурсов на облик Латинской Америки осуществляется в виде беседы и работы с текстом. с. 144 учебника.

17 слайд Выполняя задание с тренажёра, школьники закрепляют эту тему.

18,19 слайд стоп кадр. Дополнительная информация по теме

20,21 тренажер

22 слайд Домашнее задание

  1. Закрепление материала

Обучающиеся выполняют задания 7—8 на с. 145 учебника и задания 14 на с. 50; 22 на с. 53 тренажёра.

Домашнее задание: §36 читать. Вопросы в конце параграфа (устно).

Задание по выбору: подготовить доклад о древних цивилизациях: майя, инков, ацтеков.



Предварительный просмотр:

Урок 34. Южная Америка: образ материка (1)

Цели урока:

  • раскрыть особенности географического положения Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки;
  • выявить особенности строения земной коры и рельефа Южной Америки на основе сравнения строения земной коры и рельефа Южной Америки и Африки;
  • продолжить формирование умения сравнивать компоненты природы между собой.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и знаний об особенностях природы Южной Америки.

Метапредметные: формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) работать с текстом и картами; 3) создавать обобщения; 4) организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 5) работать в группе; 6) составлять таблицы и схемы.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков.

Основное содержание: географическое положение и изолированность Южной Америки, строение земной коры и рельеф Южной Америки, Анды — мощная горная система вдоль западного края материка, природные рекорды.

Деятельность обучающихся: сравнивать географическое положение, строение земной коры и рельеф ЮжнойАмерики и Африки; сравнивать профили рельефа Южной Америки и Африки; сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе строения земной коры Южной Америки; находить на карте и наносить на контурную карту географические объекты Южной Америки.

Ценностный компонент урока: Южная Америка — материк рекордов.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Южной Америки, карта «Строение земной коры», контурные карты, слайды по теме урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Изучение нового материала

Прежде чем приступить к детальному изучению Южной Америки, нужно выяснить, с чем именно она ассоциируется у обучающихся.Все названные учениками слова следует оформить в виде кластера, чтобы после изучения материка можно было определить, что нового школьники узнали о нём.

Схема 18

C:\Users\INZHEN~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image28.jpeg

Южную Америку называют материком рекордов. Для того чтобы выяснить, так ли это, нужно обратиться к физической карте Южной Америки стр.249 по которым можно установить, что в Южной Америке находится ряд мировых рекордсменов:

  1. самая полноводная, самая длинная и крупнейшая по площади бассейна река — Амазонка (с Укаяли свыше 7000 км);
  2. самая протяжённая горная система — Анды (9000 км);
  3. самый высокий водопад — Анхель в Венесуэле (высота падения около 1 км);
  4. самое засушливое место — пустыня Атакама в Чили (среднегодовое количество осадков менее 0,1 мм);
  5. самое высокогорное судоходное озеро — Титикака на границе Перу и Боливии (на высоте 3812 м);
  6. самое большое по запасам пресной воды горное озеро — Титикака;
  7. самая большая по площади низменность — Амазонская (свыше 5 млн км2);
  8. самый высокий вулкан — Охос-дель-Саладо (6900 м);
  9. самая высокогорная столица — Ла-Пас, Боливия (3631 м);
  10. самая большая лагуна — Дос-Патос в Бразилии (9850 км2).

Такое вступление даёт первичное представление о материке и вызывает у обучающихся неподдельный интерес, способствует развитию познавательного мотива.

Учитель просит обучающихся вспомнить, на что похожа Африка по форме (на грушу). А на что похожа Южная Америка? Своими очертаниями материк напоминает гроздь винограда. Обратившись к рисунку 62 (с. 86 учебника), школьники устанавливают, какое место по своим размерам занимает Южная Америка среди других материков.

Учитель называет крайние точки. (ученики помогают)

Учитель называет какими водами омывается материк.(ученики помогают)

Учитель называет черты сходства  с Африкой.(ученики помогают пользуясь картой мира на стр.242-243)

Далее учитель делит класс на три группы. Каждая группа, используя текст параграфа и физическую карту мира, сравнивает географическое положение Южной Америки и Африки. Результаты заносят в таблицу.

Таблица 15

Факторы,

определяющие

географическое

положение

материка

Южная

Америка

Африка

Черты сходства и различий

Отношение к экватору

Большая часть материка расположена в Южном полушарии

Экватор пересекает материк почти посередине

Оба материка пересекает экватор

Отношение к нулевому меридиану

Находится в Западном полушарии

Большая часть материка находится в Восточном полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк в его западной части

Отношение к другим материкам

На севере граничит с Северной Америкой

На севере граничит с Евразией

Отношение к океанам

На западе омывается Тихим океаном, на востоке — Атлантическим

На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке — Индийским

Оба материка омываются двумя океанами, один из которых Атлантический

        Затем обучающиеся, используя физические карты Южной Америки, Африки и мира, карту «Строение земной коры», текст рубрики «Читаем карту» (с. 137—138 учебника), сравнивают строение земной коры и рельеф Южной Америки и Африки. Итогом этой работы станет составленная школьниками таблица.

Таблица 16

Сравнение строения земной коры и рельефа Южной Америки и Африки

План характеристики

Южная Америка

Африка

Тектоническая структура, находящаяся в основании материка

1.Древняя платформа с крупными щитами.

2. Древние складчатости

Древняя платформа с крупными щитами

Общий характер поверхности

Запад горный, Восток равнинный

Преимущественно  возвышенные равнины, восточная часть плоскогорья

Наибольшая, наименьшая и преобладающие высоты

Г.Аконкагуа – 6960м.

П-ов Вальдес - -40м.

Килиманджаро 5895м

Оз. Ассаль - -157м

Положение форм рельефа на изучаемой территории

Древняя платформа

Плита

Амазонская, Оринокская, Ла-Платская низменности

Щит

Гвианское, Бразильское плоскогорье

Молодая платформа

Патогония (плато)

Складчатость: Анды

Африкано-Аравийская платформа

Плита

Сахара, Сомали, впадина Конго

Щит

Ахагар, Эфиопское нагорья, Восточно-Африканское плоскогорье

Складчатость:

Атласские, Капские, Драконовы горы

Полезные ископаемые

Руды, нефть газ, марганец, олово свинец, цинк, уран…

Уголь, нефть, газ, алмазы, золото, руды, фосфориты

В завершение урока обучающиеся наносят на контурную карту географические объекты, указанные в тексте и называют координаты.

Домашнее задание: 1) изучить § 34; 2) Закончить таблицу«Сравнение строения земной коры и рельефа Южной Америки и Африки».



Предварительный просмотр:

Урок 45. Погода и климат

Цели урока:

  • сформировать понятия «погода» и «климат»;
  • сформировать представление о воздушных массах;
  • выявить зависимость климата от географической широты, воздушных масс, высоты над уровнем моря, положения по отношению к горным сооружениям;
  • выявить влияние погодных условий на здоровье людей;
  • формировать умение давать описания погоды и климата.

Оборудование: дневник наблюдений за погодой, слайды, учебник, физическая карта полушарий.

Когнитивный компонент урока: погода; воздушные массы; климат.

Деятельностный компонент урока: анализировать карту «Изменение климатических показателей с запада на восток»; использовать собственные наблюдения о погоде и климате; составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами; устанавливать причинноследственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются; формировать умения (компетенции) использования информационных технологий.

Эмоционально-ценностный компонент урока:        

раскрыть значение прогнозирования погоды и климата для природы и хозяйственной деятельности человека.

Работа с учебником: работа с определениями понятий, картой в учебнике (рис. 102).

Тип урока: комбинированный.

3 слайд Проверка домашнего задания

1.Продолжите определение: облака — это ... .

2.Какое влияние оказывает облачность на температуру воздуха?

3. Назовите основные виды облаков и их очередность расположения относительно поверхности земли?

4.Почему на Земле выпадает неодинаковое количество осадков?

5. Где выпадает особенно много атмосферных осадков?

Изучение нового материала

4 слайд Наверное, нет таких людей, которых бы не интересовала погода. Слишком во многом люди зависят от неё. Прочитайте фрагмент параграфа «Что мы знаем о погоде?» в § 45. Составьте план по этому фрагменту текста. После того как учащиеся прочитали текст и озаглавили каждый пункт плана, учитель вместе с ними выясняет, что такое погода. Почему погоду называют «капризное дитя природы»? Назовите характеристики погоды.

5 слайд Систематизируя ответы учащихся, учитель чертит на доске схему:

C:\Users\INZHEN~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image45.jpeg

Учитель предлагает установить взаимосвязь между факторами, отмеченными в схеме.

6 слайд Учащиеся знакомятся с синоптической картой (рис. 101), вспоминают, где они уже видели синоптические карты. Учитель спрашивает, кто из них слушает прогноз погоды. Какую погоду обещали синоптики сегодня?

7 СЛАЙД Характеристика погоды включает среднюю суточную температуру, атмосферное давление, состояние облачности, осадки, направление и силу ветра.

На основании данных календаря погоды учащиеся характеризуют погоду сегодняшнего дня, проводят анализ погоды за неделю и месяц.

8 слайд Следующий вопрос, который рассматривается на уроке: что такое воздушные массы и какие они бывают?

Учащиеся дают определение понятия «воздушные массы». Именно постоянное перемещение воздушных масс вызывает изменение погоды.

9,10,11 слайд Характеристику различных типов воздушных масс учитель даёт с помощью схемы, сопровождая объяснение конкретными примерами. Объяснение необходимо сопровождать показом называемых территорий на карте России и карте полушарий.

C:\Users\INZHEN~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image46.jpeg

12,13 слайд Далее учитель переходит к объяснению, что такое климат и от каких главных факторов он зависит.

14 слайд Характеризуя каждый фактор, учитель обращает внимание учащихся на рис. 102 «Изменения климатических показателей с запада на восток». Учитель объясняет, что и как можно узнать по этой карте. Учащиеся анализируют показатели средних температур и годового количества осадков в пунктах, указанных на карте, определяют географические координаты этих пунктов и с помощью учителя делают выводы.

15 слайд домашнее задание § 45 Погода и климат. Читать. Знать определения в рамках. Вопросы  5,6,7,8 письменно.



Предварительный просмотр:

Урок 44. Влага в атмосфере (2)

Цели урока:

  • сформировать понятие «облака» и раскрыть процесс их образования;
  • сформировать понятие «осадки»;
  • научиться проводить наблюдение за облаками. Оборудование: слайды облаков разных видов, календарь погоды.

Когнитивный компонент урока: облака; атмосферные осадки.

Деятельностный компонент урока: определять виды облаков, наблюдать за облаками, давать их описание.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать значение облачности, осадков для жизни и хозяйственной деятельности людей; раскрывать влияние природных явлений на творчество людей.

Работа с учебником: работа с текстом учебника, с рис. 99, 100.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

  1. Объясните, что происходит с водой в атмосфере.
  2. Выберите правильные утверждения:
  1. Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара может в нём содержаться.
  2. Степень насыщенности водяным паром показывает абсолютная влажность воздуха.
  3. Прибор для измерения влажности называется гигрометром.
  4. Самое большое количество осадков выпадает в Черрапунджи.
  5. Определение влажности воздуха имеет значение не только для определения погоды, но и для проведения технических мероприятий, при хранении музейных экспонатов (книг, картин), лечении многих болезней, орошении полей.
  6. Количество осадков на земной поверхности называется облачностью.

Изучение нового материала

Начать изучение темы урока учитель может с небольшого лирического отступления. Например:

— Посмотрите в окно на небо, вы видите облака. Многие из вас любят смотреть на них. Облака нередко принимают причудливую форму. Вот, например, какие ассоциации вызвали облака у русского поэта Н. С. Гумилёва:

Ветер гонит кучу дыма,

Словно грузного коня.

А какие мысли возникают у вас, когда вы смотрите на облака? Затем учащиеся читают в учебнике §44, 5 слайд что такое облака и как они образуются.

6 слайд Облака имеют разную форму и свойства. Наиболее распространены перистые, кучевые и слоистые облака.

7 слайд Кроме этих трёх основных форм облаков, различают комбинированные формы: перисто-слоистые, перисто-кучевые, слоисто-дождевые и т. д. Учащиеся вместе с учителем анализируют рис. 99 учебника и делают вывод, что главная причина образования облаков — охлаждение воздуха, насыщенного водяным паром. Облака — источники осадков на Земле.

8слайд Затем учащиеся выясняют, что такое облачность. Она выполняет роль одеяла Земли, ослабляя нагревание её поверхности днём и препятствуя понижению температуры ночью. Облачность определяют на глаз, в баллах. Если облачность 0 баллов — небо безоблачно, если 5 баллов — облаками закрыто полнеба, если 10 баллов — небо полностью закрыто облаками.

Больше всего облачных дней в полярных областях и на экваторе, а меньше всего — над пустынями.

Знакомство с видами облаков наглядно.

Слоистые облака похожи на слоеный пирог.

Они самые низкие, затягивают небо на высоте 1-2 км

Виды слоистых облаков:

Слоисто-кучевые – сильный обложной дождь

Слоистые – хорошая погода

Высоко-слоистые –небольшой дождь, зимой снегопад

Кучевые. Образуются в результате подъема теплого воздуха

Образуются на высоте 2-6 км

Появляются лишь в теплое время года

 Похожи на вату

Виды кучевых облаков:

  • Кучевые – хорошая погода, без осадков
  • Кучево- дождевые – ливни с грозами, град, сильный ветер
  • Слоисто-кучевые –мелкий моросящий дождь
  • Высоко-кучевые – скорое изменение погоды-похолодание, через несколько часов начнется гроза и ливень

Перистые. Самые высокие  

Образуются на высоте 6-10 км

Состоят из мельчайших частичек льда и не дают осадков

Во время восхода и заката окрашиваются в разные цвета

Виды перистых облаков:

Перистые  – без осадков, в течении суток начнется обложной дождь

Перисто-кучевые – через несколько часов начнется гроза и ливень

Перисто-слоистые – без осадков, на следующий день начнется обложной дождь

В учебнике учащиеся читают, что такое атмосферные осадки, в каких единицах они измеряются. Они уже имеют представление о разных видах осадков, и задача учителя состоит в их систематизации по признакам: выпадающие из облаков, выделяющиеся из воздуха, насыщенного паром. Учитель предлагает сгруппировать осадки и записать в тетрадь собственную классификацию видов осадков в зависимости от того, в каком виде — твёрдом или жидком — они выпадают.

Затем учащиеся по карте определяют те места в России, в мире, где выпадает наибольшее количество осадков и где их выпадает очень мало, анализируют рис. 100.

В заключение урока учитель подводит итоги и делает обобщение, что количество выпадающих осадков зависит от географического положения местности и от её положения относительно морей и океанов. Затем учащиеся выясняют, какое количество осадков выпадает в их местности.

Домашнее задание

  1. Изучить § 44.
  2. Провести в течении недели наблюдение за облаками и облачностью. Сделать выводы (устно).
  3. Сделать три фотографии облаков, определить их виды.



Предварительный просмотр:

Урок 43. Влага в атмосфере (1)

Цели урока:

  • сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха;
  • сформировать понятие зависимости между температурой воздуха и его влажностью;
  • сформировать умение рассчитывать относительную влажность.

Оборудование: гигрометр, календарь погоды.

Когнитивный компонент урока: абсолютная влажность; относительная влажность.

Деятельностный компонент урока: с помощью гигрометра определять влажность воздуха; делать выводы о значении влажности воздуха для жизни на Земле; рассчитывать относительную влажность на основе имеющихся данных.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение влажности для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Работа с учебником: работа с текстом и рис. 98 учебника; работа с рубрикой «Шаг за шагом».

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

  1. Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер:

762—745;        745—720;        769—732.

Где будет ветер сильнее?

  1. Объясните причину образования дневного и ночного бриза.
  2. От чего зависит сила ветра?
  3. Какое направление ветра преобладает согласно данной розе ветров?
  4. Что общего между бризами и муссонами и в чём их различие?
  5. Почему, поднимаясь высоко в горы, альпинисты берут с собой запасы кислорода?

Изучение нового материала

В начале урока учащиеся вспоминают, каков состав воздуха, в каком состоянии может находиться вода в воздухе. Далее учитель приводит пример из жизни. В нашей местности часто идут дожди. Объясните, почему лужи после дождя высыхают. Когда лужи высыхают быстрее — когда тепло или когда холодно? Видели ли вы водяной пар? Используя и уточняя ответы учащихся, учитель подводит их к выводу: водяной пар — это пар невидимка, вода в лужах испаряется и превращается в водяной пар.

Большая часть водяного пара (86%) поступает в атмосферу с поверхности морей и океанов, а 14% — в результате испарения с поверхности суши. Водяной пар прозрачен. Доказательством того, что в воздухе содержится водяной пар, является выпадение росы на траве ярким солнечным утром. Она образовалась ещё ночью на охлаждённой поверхности растений. Ледяные узоры зимой на окнах также являются примером замёрзших капелек воздуха. Учащиеся дополняют рассказ о доказательствах наличия водяного пара в воздухе примерами из собственных наблюдений.

Рассматривая рис. 98, учащиеся делают вывод, что количество водяного пара в воздухе зависит от его температуры.

Далее учащиеся по тексту учебника знакомятся с понятиями «абсолютная влажность» и «относительная влажность». Учитель говорит, что абсолютная влажность измеряется в граммах в 1 м3 воздуха.

Передавая прогноз погоды, диктор говорит, что влажность воздуха сегодня, например, составляет 88% . Что это значит? Учащиеся читают текст § 43 на с. 142 и подводятся к определению понятия «относительная влажность».

Узнают, что она измеряется в % . Учащиеся устанавливают, что относительная влажность от 30 до 60% — нормальная, более 60% — высокая, менее 30% — низкая. О чём свидетельствует влажность 88% ? Учащиеся делают вывод, что такая влажность характерна для дождливой погоды.

Далее, последовательно, учащиеся учатся рассчитывать абсолютную и относительную влажность.

Рефлексия. Дети говорят, что им было интересно, понятно и что показалось трудным.

Домашнее задание

  1. Изучить § 43.
  2. Ответить на вопросы 1—4 (письменно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...