Исследовательская работа по геометрии "Геометрия Лобачевского"
проект по геометрии (8 класс)

Исследовательская работа по геометрии "Геометрия Лобачевского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_lobachevskogo_izmenennyy_vosstanovlen.docx281.43 КБ
Файл retsenziya.docx12.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Курумканский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

Исследовательская работа по геометрии

«Геометрия Лобачевского»

                                                                       Выполнил: ученик 8 «б» класса,  Ачитуев Эрдэм

Руководитель: Цыренова Валентина Викторовна,

учитель математики, первая категория

2020 г.

Содержание

Введение………………………………….………………………………………..………1

История создания геометрии Лобачевского….…….………………………..…….……2

Геометрия Лобачевского…………………………………………….…………………...5

Модели геометрии Лобачевского………..………..………………………….………… 7

Отличие геометрии Лобачевского от геометрии Евклида…………………….….......   9

Заключение……………....…………………………..………………....................……...10

Список литературы и ресурсов сети Интернет………...........................……………....11

Введение.

Любая теория современной науки считается единственно верной, пока не создана следующая. Это своеобразная аксиома развития науки.

Традиционная Евклидова геометрия переросла в неевклидову, геометрию Лобачевского. Именно этому разделу математики, его истории и особенностям и посвящена исследовательская работа. Геометрия Лобачевского была создана нашим соотечественником – Николаем Ивановичем Лобачевским. Ее открытие и революционная идея о том, что возможны разные и равноправные геометрии, произвели переворот не только в математике, но и в представлениях людей об окружающем мире. И тем не менее в повседневной жизни и даже на уроках геометрии в школе нам не приходится с ней сталкиваться, поэтому многие не представляют себе, что же на самом деле создал Лобачевский.

Нас заинтересовала эта проблема, и мы провели исследование по теме «Геометрия Лобачевского».

Данная работа показывает сходство и различие двух геометрий: Евклидовой геометрии и геометрии Лобачевского.

Цель исследования:

выявить отличие геометрии Лобачевского от геометрии Евклида.

Задачи:

 - изучить научную литературу, научные публикации по теме;

- сравнить теоремы геометрии Лобачевского с аналогичными теоремами  Евклида.

Ожидаемые результаты:

- использование данной работы учащимися, интересующимися математикой, для углубления познаний в геометрии.

История создания геометрии Лобачевского.

 «Начала» - величайший памятник  деятельности  Евклида,  в  котором  он собрал воедино всё то, что сделали его предшественники в  области  геометрии и «словесной алгебры». Но не только в этом его заслуга. Он также внёс  много своего,  нового,  оригинального.  Вплоть  до  XX  в.  геометрию   в   школах преподавали по  учебникам,  в  которые  были  включены  евклидовы  «Начала»,  переведённые и литературно обработанные.

Однако не всё написанное  Евклидом  удовлетворяло  живших  после  него математиков. Великолепной была его попытка  дать  аксиоматическое  изложение геометрии, т.е.  сформулировать  небольшое  количество  аксиом,  из  которых логически выводятся все теоремы геометрии. Список аксиом сразу же  подвергся критике, некоторые из них оказались совсем не нужными,  например,  что  «все прямые углы равны между собой». Так  называемый  пятый  постулат  Евклида  вызвал   особые   нарекания математиков. Именно эта аксиома, как показала историческое  развитие  науки, содержала в себе зародыш другой, неевклидовой геометрии.

Вот о чём говорится в пятом постулате: Если две прямые a и b  образуют при пересечении с третьей прямой внутренние односторонние углы,  сумма величин которых меньше двух прямых углов (т.е. меньше 180º ),  то  эти две прямые обязательно пересекаются. (рис. 1)

                           

                                                                    рис. 1

Проверить пятый постулат на практике очень сложно. Многие математики, жившие после Евклида пытались доказать, что эта аксиома лишняя, т.е. она может быть доказана как теорема на основании остальных аксиом.

Предпринимались попытки доказать от противного: допустим, что 5-й постулат неверен. Логического противоречия не получалось, но  приходили к утверждениям противоречащим нашей геометрической интуиции. И так в течение двух тысячелетий математики ни как не могли открыть истину, что не может ли быть так, если заменить 5-й постулат его отрицанием, то можно получить новую неевклидову геометрию.      

Первым, кто допустил возможность существования неевклидовой геометрии, в которой пятый постулат заменяется его отрицанием, был К.Ф. Гаусс. Но только после смерти ученого было обнаружено, что Гаусс владел идеями неевклидовой геометрии. Гаусс,  к мнению которого все прислушивались, не рискнул опубликовать свои результаты по неевклидовой геометрии, опасаясь быть не понятым.    

В XIX веке, независимо от Гаусса, к этому открытию, пришел наш соотечественник - профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский.

История создания геометрии Лобачевского одновременно является историей попыток доказать 5-ый постулат Евклида. Он доказал десятки теорем не обнаруживая логического противоречия. Тогда ему и пришла идея заменить пятый постулат его отрицанием.  Лобачевский назвал эту геометрию воображаемой. Это была неевклидова геометрия. 

7 февраля (по старому стилю) 1826 г. Н. И. Лобачевский представил физико-математическому факультету Казанского университета доклад по теории параллельных под названием «Рассуждения о принципах геометрии». В 1829 г. в «Ученых записках Казанского университета» он поместил статью «О началах геометрии». Это была первая опубликованная работа по новой геометрии. В последующие годы Лобачевский издал еще ряд сочинений по геометрии. В этих сочинениях он первым отчетливо сформулировал и обосновал утверждение о том, что V постулат Евклида нельзя вывести из остальных аксиом геометрии.

Геометрия Лобачевского.

Основным пунктом, откуда начинается разделение геометрии на евклидову и неевклидову  является, постулат о параллельных линиях.

В основе евклидовой геометрии лежит предположение, что через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести в плоскости, определяемой этой точкой и прямой, не более одной прямой, не пересекающей данную прямую.

        В противоположность постулату Евклида, Лобачевский принимает в основу построения теории параллельных линий следующую аксиому:

Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести в плоскости, определяемой этой точкой и прямой, более одной прямой, не пересекающей данную прямую.

Аксиома 1*: Пусть а — произвольная прямая, а A — точка, не лежащая на этой прямой. Тогда в плоскости, определяемой точкой А и прямой а, существует не менее двух прямых, проходящих через точку А и не пересекающих прямую а.

Из аксиомы 1* непосредственно следует, что если даны произвольная прямая а и точка А, не лежащая на ней, то существует бесконечное множество прямых, проходящих через точку А и не пересекающих прямую а.  

В самом деле, по аксиоме 1* существуют две прямые, которые обозначим через b и с, проходящие через точку А и не пересекающие прямую а. Прямые b и с  образуют две пары вертикальных углов, которые на рисунке  обозначены цифрами 1, 2 и 3, 4.  Прямая а не пересекает прямые b и с, поэтому все ее точки принадлежат внутренней области одного из четырех углов 1, 2, 3, 4, например внутренней области угла 1. Тогда, очевидно, любая прямая, проходящая через точку А и лежащая внутри вертикальных углов 3 и 4, не пересекает прямую а.

         Геометрия Лобачевского (или гиперболическая геометрия) основана на аксиомах групп I—IV абсолютной геометрии и на аксиоме Лобачевского.

         В геометрии Лобачевского, в воображаемой геометрии,  сохраняются все теоремы, которые в евклидовой геометрии можно доказать без пятого постулата. Например: вертикальные углы равны; углы при основании равнобедренного треугольника равны и другие. Но теоремы, при доказательстве которых применяется аксиома параллельности видоизменяются. Теорема о сумме углов треугольника в которой используется аксиома параллельности звучит так: сумма углов треугольника меньше 1800. Сумма углов выпуклого четырехугольника меньше 3600. В геометрии Лобачевского не существует неравных подобных треугольников и  есть четвертый признак равенства треугольников: если углы одного треугольника равны соответственно углам другого, то эти треугольники равны.

В геометрии Евклида для определения отрезка необходимо задать непременно некоторый другой отрезок (или систему отрезков) и указать то геометрическое построение, при помощи которого первый может быть получен из второго (чаще задается единица длины и число, выражающее длину определяемого отрезка). В геометрии Лобачевского дело обстоит проще: для определения отрезка не надо задавать другого отрезка, достаточно указать только геометрическое построение, при помощи которого может быть получен определяемый отрезок (например, как сторона равностороннего треугольника с углом, получаемым из прямого угла при помощи того или иного построения).

В геометрии Лобачевского параллельными прямыми называются прямые как неограниченно приближающиеся к друг другу. (рис. 3)

   

рис. 3

Модели геометрии Лобачевского.

Выделяют три различные модели геометрии Лобачевского:

1. Модель Пуанкаре, 1882 год.

В модели Пуанкаре на евклидовой плоскости E фиксируется горизонтальная прямая x. Она носит название «абсолюта». Точками плоскости Лобачевского считаются точки плоскости E, лежащие выше абсолюта x. Таким образом, в модели Пуанкаре плоскость Лобачевского – это полуплоскость L, лежащая выше абсолюта.  Прямыми плоскости L считаются полуокружности с центрами на абсолюте или лучи с вершинами на абсолюте и перпендикулярные ему. Фигура на плоскости Лобачевского – это фигура полуплоскости L. Принадлежность точки фигуре понимается так же, как и на евклидовой плоскости E. При этом отрезком плоскости L считается дуга окружности с центром на абсолюте или отрезок прямой, перпендикулярной абсолюту (рис. 4).

1500201

рис.4

2. Модель Клейна. 

В 1872 году, молодой немецкий математик Феликс Клейн, профессор Эрлангенского университета, в работе «О так называемой неевклидовой геометрии», опираясь на результаты английского математика Артура Кэли, построил модель геометрии Лобачевского. Им было дано полное геометрическое исследование свойств геометрии Лобачевского на этой модели, таким образом, была  доказана непротиворечивость геометрии Лобачевского. За плоскость принимается какой-либо круг, за точки - точки принадлежащие этому кругу, за прямые - хорды - конечно, с исключением концов, поскольку рассматривается только внутренность круга. За перемещения принимаются преобразования круга, переводящие его в себя и хорды - в хорды.

                                              GEN1рис. 5

Всякая теорема планиметрии Лобачевского является в этой модели теоремой геометрии Евклида и, обратно, всякая теорема геометрии Евклида, говорящая о фигурах внутри данного круга, является теоремой геометрии Лобачевского.

3. Отображение геометрии Лобачевского на псевдосфере (интерпретация Бельтрами)

Эудженио Бельтрами в 1868 году нашел модель для неевклидовой геометрии, показав в своей работе «Опыт интерпретации неевклидовой геометрии» (1868г.), что наряду с плоскостями, на которых осуществляется евклидова геометрия, и сферическими поверхностями, на которые действуют формулы сферической геометрии, существуют и такие реальные поверхности, названные им псевдосферами, на которых частично осуществляется планиметрия Лобачевского.

Известно, что сферу можно получить вращением полуокружности вокруг своего диаметра. Подобно тому, псевдосфера образуется вращением линии FCE, называемой трактрисой, вокруг ее оси АВ (рис.6). Итак, псевдосфера – это поверхность в обыкновенном реальном пространстве, на котором выполняются многие  аксиомы и теоремы неевклидовой планиметрии Лобачевского. Например, если начертить на псевдосфере треугольник, то легко усмотреть, что сумма его внутренних углов меньше 180º . (рис.7).

       GEN2

   

                                     

                            рис.7

Этими моделями была окончательно установлена непротиворечивость геометрии Лобачевского. Работой  ученых  было доказано, что геометрия Евклида не является единственно возможной. Именно эти утверждения и открытия оказали прогрессивное воздействие на всё дальнейшее развитие геометрии.

Отличие геометрии Лобачевского от геометрии Евклида.

Таблица-вывод.

Евклид

Лобачевский

Пространство

плоское

гиперболическое

Положение параллельных прямых

не пересекаются

пересекаются

Сумма углов треугольника

равна 1800

меньше 1800

Сумма углов выпуклого четырехугольника

равна 3600

меньше 3600

Признаки равенства треугольников

3

4

Подобные треугольники (неравные)

есть

нет

Заключение.

Геометрия Лобачевского - построенная в 1826 Н. И. Лобачевским геометрическая теория, основанная на тех же основных посылках, что и обычная евклидова геометрия, за исключением аксиомы о параллельных.  Евклидова аксиома гласит: в плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести одну, и только одну прямую, параллельную данной, т. е. ее не пересекающую. В геометрии Лобачевского эта аксиома заменена следующей: в плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести более одной прямой, не пересекающей данной. В геометрии Лобачевского многие теоремы отличны от аналогичных теорем евклидовой геометрии. Например, сумма углов треугольника меньше двух прямых; два подобных треугольника всегда равны между собой. 

Геометрия Лобачевского оказалась логически совершенно равноправной с евклидовой. Если нам необходимо провести измерения на плоскости (измерить, например, расстояние от точки до точки, в с/хоз – измерить поле), то мы воспользуемся геометрией Евклида. Она самая простая для понимания, поэтому преподается самая первая. К тому же, это самая древняя геометрия, основа основ, своеобразный базис. Когда мы делаем измерения и вычисления в пространстве, с чем тоже сталкиваемся нередко, мы опираемся на выводы Лобачевского и его геометрию.

 Открытие неевклидовой геометрии Лобачевским внесло коренные изменения в представления о природе пространства.  В  ХХ веке было обнаружено, что  геометрия Лобачевского не только имеет важное значение для абстрактной математики, как одна из возможных геометрий, но и непосредственно связана с приложениями математики к физике.     Оказалось, что взаимосвязь пространства и времени имеет непосредственное отношение к геометрии Лобачевского.

  Список литературы и ресурсов сети Интернет.

  1. Александров П. С. Что такое неевклидова геометрия. Москва, 2007.
  2. Глейзер Г.И. История математики в школе ( 7 – 8 кл.). Москва, «Просвещение», 1982 г.
  3. Лаптев Б.Л.. Н.И. Лобачевский  и его геометрия. Пособие для учащихся.  М. «Просвещение», 1970 г.
  4. Широков П.А. Краткий очерк основ геометрии Лобачевского./. – М.: Наука, 1983 г.
  5. Геометрия Лобачевского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Геометрия_Лобачевского 



Предварительный просмотр:

Рецензия

на исследовательскую работу  по геометрии ученика 8 «б»

МБОУ  «Курумканская СОШ №1» Ачитуева Эрдэма

по теме «Геометрия Лобачевского»

Исследовательская работа имеет структуру и состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.

Во введении Эрдэм объяснил актуальность работы, что неевклидова геометрия помогает взглянуть по-другому на окружающий нас мир, это интересный раздел современной геометрии, она дает материал для размышлений - в ней не всё просто, не всё ясно с первого взгляда, чтобы её понять, нужно обладать фантазией и пространственным воображением. В работе рассматриваются основные понятия геометрии Лобачевского, её модели. Цели четко и правильно сформулированы, определены задачи исследования. Характер работы - исследовательский. Проанализированы результаты исследований и кратко сформулированы основные выводы.

Работа написана грамотным научным языком. Оформление работы в целом соответствует предъявленным требованиям. В работе использован различный материал, проанализировано большое количество литературы, архивных данных Интернет-сайтов.

Работа имеет четкую структуру и состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.

Рецензент:                                                              Цыренова В.В. , учитель математики МБОУ «Курумканская СОШ №1» ,

первая квалификационная категория


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Исследовательская работа "Различие геометрии Евклида и геометрии Лобачевского"

Сравнение поступлатов и аксиом древнегреческого математика Евклида и современного ученого Лобачевского....

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...