Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 6 класса, пропедевтический уровень (УМК Н.В.Макаровой)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (6 класс) по теме

Коваленко Елена Германовна

Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы и программы Н.В.Макаровой на 2011-2012 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass_11-12_nachalnyy.doc488.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17

г. Белая Калитва Ростовской области»

"Согласовано"

Руководитель МО

_____________Григорьева Н.М..

Протокол № ______

от «____» _________ 2011 г.

"Согласовано"

Заместитель директора по УР  МОУ  

СОШ № 17

г. Белая Калитва Ростовской области

______________  Елисеева С.В.              

«___» ___________ 2011__г.

"УТВЕРЖДАЮ"

Директор    МОУ  СОШ № 17

г. Белая Калитва Ростовской области

   _______________      Шкондина О.И.

Приказ  № __________от

 «____» _________ 2011 __ г.

Рабочая программа по начальному курсу (пропедевтическому уровню)

Предмет: «Информатика и ИКТ»

в 6 классе

учитель: Коваленко Елена Германовна (I категория, стаж работы по предмету – 14 лет)

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Количество часов всего:  35 ч.;   в неделю –  1 ч.

Количество часов по четвертям:   1 четверть - 9 ч.,   2 четверть - 7 ч.,   3 четверть - 10 ч.,   4 четверть - 9 ч.

Письменные контрольные работы .- 3

Практические работы с применением ПК  – 10

Зачётные практические работы – 1

Письменные самостоятельные работы - 6

Количество контрольных работ:

1-я четверь:  контрольных работ –1 , практических работ –1, сам.раб.- 4

2-я четверь:  контрольных работ –1 , практических работ – 4, сам.раб.-0

3-я четверь:  контрольных работ –1 , практических работ – 3, сам.раб-1

4-я четверь:  контрольных работ –0 , практических работ – 2, сам.раб.-1, зачётная работа - 1

Планирование составлено на основе:

  1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ, 2004 г
  2. Федеральный перечень учебников 2010-2011. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 декабря 2009 г. № 822 г.,  Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»
  3. Методические рекомендации по использованию примерного учебного плана Ростовской области в общеобразовательных учреждениях. Информатика и ИКТ. /ИПК и ПРО
  4. Примерная рабочая программа основного общего образования по  информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.  2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 448 с.
  5. Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная  концепция).  – СПб.: Питер, 2008.

Учебно-методический комплект для учителя:  

  1. Информатика и ИКТ. Начальный уровень /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

Учебно-методический комплект для учащихся:

  1. Информатика и ИКТ. Начальный уровень /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008

Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office, Современные системы и среды для обучения основам алгоритмизации и программирования  и т.д.

Обозначения:

ГР – графический редактор, ПО - программное обеспечение, ОС – операционная система, ПК – персональный компьютер, ТР – текстовый редактор

Тематическое планирование составлено учителем:               Коваленко Е.Г.

Основные содержательные направления обучения на базовом уровне:

В дисциплине «информатика и ИКТ» для базового уровня предполагается выделить три фундаментальных направления обучения: Информационная картина мира (раздел Теоретическая информатика), Программное обеспечение информационной технологии (ИТ), Техническое обеспечение ИТ (раздел Информационные технологии). Эти системообразующие направления всего периода обучения, и развиваются они на основе концентрического подхода. Система понятий, вводимая на нижнем уровне получает развитие на последующих ступенях при изучении других объектов и моделей.

До 2011-2012 уч.г. пропедевтический курс ИИКТ в основной школе был реализован в 7 классе (занимал 35 часов), в текущем уч.г. в 6-7 кл. (70 часов, 1 час/нед.). Учащиеся 6 класса изучали предмет «Информатика» во 2-4 классе (Учебник-тетрадь по информатике для * класса / Тур С.Н., Бокучава Т.П.. – СПб.: БХВ-Петербург). На этом уровне учащиеся были познакомлены с такими темами курса Информатики, как: «Минимальный состав ПК», «Техника безопасности при работе с ПК», «Кодирование информации», «Моделирование» - 3 класс, «Множества», «Элементы логики» - 2 класс, «Алгоритмы и исполнители. Построение блок-схем различных структур (типов) алгоритма: линейный, разветвляющийся, циклический» - 4 класс. Это был учтено в рабочей программе для 6 класса 2011-2012 уч.г., полученные раннее знания были активизированы у учащихся, дополнены материалом на более высоком уровне и творческими заданиями. Так как понятие информации (единицы измерения, информационные процессы) являются одними из основных в курсе ИИКТ, учителем Коваленко Е.Г. в рабочую программу внесен раздел «Информация в жизни человека и ПК».

Цели обучения информатике и ИКТ:

  1. Формирование представления об основных понятиях информатики;
  2. Развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;
  3. Освоение начальных знаний по составу, назначению персонального компьютера;
  4. Освоение начальной технологии в системной среде Windows;
  5. Освоение технологии работы в графическом редакторе Paint:
  6. Освоение технологии работы с текстом в среде текстового редактора (процессора);
  7. Пропедевтика понятий и технологии моделирования в среде графического редактора и среде Алгоритмического языка.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
  2. овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

Методические основы преподавания пропедевтического курса в 6 классе:

Аудиторное время (работа в классе) организовано следующим образом: 50% отводится на изучение теоретического материала (20 минут) и 50% - на практическую работу на компьютере (не более 20 минут). Данная организация урочного времени учащихся соответствует санитарно-гигиеническим требованиям учебной деятельности с использованием компьютеров. При наполняемости группы по количеству учащихся превосходящей количество ПК, организуется разбиение на группы во время работы за ПК (исходя из условия: 1 ПК-1 учащийся).

Учебный материал представлен в виде четырёх разделов:

  1. Информация в жизни человека и ПК. Цель: освоение понятия информации, её видов, информационных процессов в жизни человека и в компьютере. Понятие об измерение (вес) информации.
  2. Учимся работать на компьютере. Цель: освоение состава и технологии работы на компьютере в системной среде и прикладном ПО: текстовый редактор Блокнот, графический редактор Paint, Калькулятор.
  3. Компьютерная графика. Цель: формирование основ системного мышления, развитие творческого потенциала. Часть этого раздела посвящена конструированию как одному из направлений моделирования.
  4. Среда программирования. Цель: развитие алгоритмического и логического мышления, творческого потенциала. Здесь учащиеся осваивают азы программирования и моделирования, выполняют сюжетные задания.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса (начальный уровень):

знать/понимать

  1. виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  2. единицы измерения количества информации, понимать принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  3. основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  4. технический и программный принцип работы компьютера;

уметь

  1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  2. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты,  пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  3. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
  4. создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст,  создавая абзацы, списки;

-        переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов;

  1. пользоваться персональным компьютером и его основным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,  программ (в том числе в форме блок-схем);
  2. проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  3. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  4. организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ: НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

РАЗДЕЛ 1: Информация в жизни человека (4 часа)

ТЕМА 1.1 Информация в жизни человека и ПК (4 часа)

Цель: освоение понятия информации, её видов, информационных процессов в жизни человека. Понятие об измерение (вес) информации.

Основные понятия: Информация, свойства информации, информационные процессы, виды информации (в жизни человека), наука информатика, единицы измерения информации. 

  1. Понятие информации в жизни человека. Свойства информации. Действия с информацией (получение, передача, хранение, обработка) в жизни человека.
  2. Измерение информации: основные единицы, их соотношение, определение информационного веса в тексте.
  3. Информатика, как наука.

Учащиеся должны знать:

  1. что такое информации и её свойства;
  2. информационные процессы, как действия с информацией;
  3. каналы получения информации, способы передачи информации, хранение и обработка информации у человека;
  4. единицы измерения информации и приёмы перехода от одних единиц к другим;
  5. приёмы определения информационного веса текстового сообщения.
  6. что изучает наука Информатика и школьный предмет Информатика и ИКТ.

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять этапы работы с информацией в жизни человека;
  2. определять вид информации по каналу её получения.
  3. Переводить одни единицы измерения информации в другие;
  4. измерять информационный объём текстового сообщения.

Контроль ЗУН по ТЕМЕ1.1/Разделу 1:

Письменная самостоятельная работа №1 «Основные требования техники безопасности и правил поведения учащегося при работе за ПК»- 10 мин. (урок 2)

Письменная самостоятельная работа №2 «Измерение информационного объёма в сообщении» - 10 мин. (урок 3)

Письменная контрольная работа №1 «Информация в жизни человека» - 1 ч. (урок 4)

РАЗДЕЛ 2: Учимся работать на компьютере (12 ч.)

Цель: освоение состава и технологии работы на компьютере в системной среде и прикладном ПО: текстовый редактор Блокнот, графический редактор Paint, Калькулятор.

ТЕМА 2.1. Освоение системной среды Windows

Основные понятия: Компьютер, системная среда, операционная система, интерфейс, окно, рабочий стол, файл, папка, программа.

  1. Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.
  2. Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочих столов. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.
  3. Освоение приёмов работы с мышью.
  4. Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с мышью.
  5. Понятие файла, папки, как о способе хранения информации на ПК. Представление о системе вложенности папок. Освоение приёмов выполнения действий с папками и файлами.
  6. Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершение работы программ.
  7. Представление об Окне как об объекте графического интерфейса. Технология работы с Окном.

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.

Учащиеся должны знать:

  1. Назначение основных устройств ПК;
  2. Правила работы за ПК;
  3. Назначение Рабочего стола;
  4. Понятие графического интерфейса;
  5. Назначение компьютерного меню и Главного меню;
  6. Роль окна при работе в системной среде Windows;
  7. Назначение служебных клавиш на клавиатуре;
  8. Понятие файла и папки, основные действия с ними.

Учащиеся должны уметь:

  1. Работать с мышью;
  2. Выбирать пункты меню;
  3. Запускать программу и завершать работу с ней;
  4. Изменять размеры и расположение окна;
  5. Создавать папку и выполнять действия с ней, выполнять действия с файлом: переименовывать, удалять, восстанавливать, перемещать, копировать.

Контроль ЗУН по ТЕМЕ 2.1

Письменная самостоятельная работа №3 «Объекты ОС Windows»- 10 мин. (урок 8)

Письменная самостоятельная работа №4 «Файловая система» - 10 мин. /тест (урок 9)

Практическая работа №1 «Настройка Рабочего стола» - 0,5 (урок 3)(урок 7)

Практическая работа № 2 «Создание структуры папок» - 1 (урок 10)

ТЕМА 2.2 Простейшая технология работы с текстом – 3ч.

Основные понятия: Текстовый редактор, символ, текст, слово, строка, абзац, страница, фрагмент текста, текстовый файл, редактирование, форматирование, буфер обмена.

  1. Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора (ТР).
  2. Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.
  3. Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.

Учащиеся должны знать:

  1. Основные правила набора текста;
  2. Назначение Основного меню;
  3. Основные операции редактирования и форматирования;
  4. Назначение буфера обмена.

Учащиеся должны уметь:

  1. Запускать ТР Блокнот из Главного меню, через создание текстового файла в Контекстном меню.
  2. Вводить, редактировать и форматировать текст;
  3. Сохранять текстовый файл, редактировать текстовый файл, сохранять данные текстового файла под новым именем.
  4. Копировать, перемещать, удалять фрагмент текста.

Контроль ЗУН по ТЕМЕ 2.2:

 Практическая работа № 3 «Создание, форматирование  и редактирование текстового документа» - 0,5 ч. (урок 13)

ТЕМА 2.3 Вычисление на компьютере с помощью Калькулятора – 1ч.

Основные понятия:

  1. Исторические примеры различных приспособлений для вычисления арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.

Учащиеся должны знать:

  1. Назначение программы Калькулятор;
  2. Технологию работы с программой Калькулятор.

Учащиеся должны уметь:

  1. Приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчётов;
  2. Выполнять расчёты с помощью программы Калькулятор.

Контроль ЗУН по ТЕМЕ 2.3:

Практическая работа №4 «Определение значения выражения с помощью вычислений в среде ПО Калькуляторе» - 0,5 (урок 14)

ТЕМА 2.4 Представление о составном документе

Основные понятия: многооконный режим работы, составной документ.

Учащиеся должны уметь:

  1. Располагать окна на Рабочем столе и поочерёдно работать в них;
  2. Создавать составной документ.

Контроль ЗУН по ТЕМЕ 2.4:

Практическая работа №5 «Создание составного документа с помощью многооконного режима работы» - 1 ч. (урок 16)

Письменная контрольная работа №2 (тест) «Основы работы в среде ОС Windows и ТР Блокнот» - 1 ч. (урок 15)

РАЗДЕЛ 3: Компьютерная графика (10 ч)

Цель: формирование основ системного мышления, развитие творческого потенциала. Часть этого раздела посвящена конструированию как одному из направлений моделирования.

ТЕМА 3.1 Освоение среды графического редактора Paint – 2 часа

Основные понятия: компьютерная графика, изображение, графический файл, графический редактор (ГР), пиксель, растр.

  1. Понятие компьютерной графики. Основные возможности графического редактор Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

Учащиеся должны знать:

  1. Назначение и возможности ГР;
  2. Назначение объектов интерфейса ГР;
  3. Состав изображения в растровом ГР;
  4. Что такое модель.

Учащиеся должны уметь:

  1. Запускать ТР через Главное меню и через команду создания точечного рисунка Контекстного меню.
  2. Настраивать Панель инструментов;
  3. Создавать, сохранять простейшие рисунки с помощью инструментов.

Контроль ЗУН по ТЕМЕ 3.1:

Практическая работа №6 «Создание простого рисунка» - 1 ч. (урок 18)

ТЕМА 3.2 Редактирование рисунков -

  1. Редактирование рисунка: использование команды Отменить, использование инструмента Ластик.
  2. Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения фрагмента рисунка и его перемещение. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Редактирование графического файла. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.

Учащиеся должны знать:

  1. Понятие фрагмента рисунка;
  2. Понятие графического файла.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять и перемещать фрагмент рисунка;
  2. Создавать графическую модель объект из типовых фрагментов;
  3. Сохранять рисунок в файле и открывать файл для редактирования и просмотра.

Контроль ЗУН по ТЕМЕ 3.2:

Практическая работа №7 «Редактирование рисунка» - 1 ч. (урок 20)

ТЕМА 3.3 Точные построения графических объектов – 1ч.

  1. Использование клавиши Shift для построения прямых, квадратов, кубов, кругов. Построение геометрических фигур.
  2. Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие программы. Создание и редактирование пиктограмм по пикселям.

Учащиеся должны знать:

  1. Точные способы построения геометрических фигур;
  2. Понятие пикселя;
  3. Понятие пиктограммы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift;
  2. Редактировать графический объект по пикселям;
  3. Рисовать пиктограммы.

ТЕМА 2.4. Представление об алгоритме – 1ч.

Основные понятия: алгоритм, исполнитель, система команд алгоритма (СКИ), линейный, разветвляющийся и циклический, вспомогательный  алгоритмы.

  1. Понятие алгоритма, его исполнителя , СКИ. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.
  2. Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Представление о разветвляющемся, циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического, разветвляющегося и линейного алгоритмов.
  3. Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента.

Учащиеся должны знать:

  1. Понятие алгоритма, исполнителя, СКИ;
  2. Понятие линейного алгоритма;
  3. Понятие разветвляющегося алгоритма;
  4. Понятие циклического алгоритма;

Учащиеся должны уметь:

  1. Разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графические объекты;
  2. Использовать при создании  объекта разветвляющийся, циклический алгоритмы.

Контроль ЗУН по ТЕМЕ 3.4:

Письменная самостоятельная работа № 5 «Разработка алгоритма для конкретного исполнителя» - 0,5 ч. (урок 23)

ТЕМА 3.5 Конструирование из мозаики - 1 ч.

  1. Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирование. Меню готовых форм – плоских и объёмных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
  2. Использование вспомогательных посторенний как работа с вспомогательном алгоритмом.

Учащиеся должны знать:

  1. Понятие вспомогательного алгоритма;
  2. Что такое конструирование;
  3. Технологию конструирования из меню готовых форм как пример использования вспомогательного алгоритма.

Учащиеся должны уметь:

  1. Создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);
  2. Разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм;
  3. Конструировать разнообразные графические объекты.

ТЕМА 3.6 Моделирование в среде ГР – 2 ч.

Основные понятия: объект, модель, процесс моделирования.

  1. Представление о моделях окружающего мира. Понятие моделирование. Примеры построения моделей в графическом редакторе.

Учащиеся должны знать:

  1. Что такое объект и его модель;
  2. В чём заключается суть моделирования.

Учащиеся должны уметь:

  1. Приводить примеры моделей из окружающей среды;
  2. Строить модели в графическом редакторе.

Контроль ЗУН по ТЕМЕ 3.6:

Практическая работа №8 «Создание модели объекта окружающего мира в среде ГР Paint» - 1 ч. (урок 25)

Письменная контрольная работа № 3 (тест) «Технология работы в ГР Paint» - 1ч./ по Разделу 3. (урок 26)

Раздел 4. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления

(7 ч.)

Среда программирования. Цель: развитие алгоритмического и логического мышления, творческого потенциала. Здесь учащиеся осваивают азы программирования и моделирования, выполняют сюжетные задания.

[В современной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ГОС, минимальными требованиями к знаниям и умениям учащихся по информатике и ИКТ в том или ином объёме изучаются элементы алгоритмизации и программирования. Задания и задачи по алгоритмизации и программированию составляют также существенную часть ЕГЭ по информатике и ИКТ. Существуют разнообразные системы,  среды, языки программирования, которые могут быть использоваться в рамках этой содержательной линии в школьном курсе ИИКТ.

Следует отметить, что при использовании того или иного учебного исполнителя учитель должен придерживаться определённой методики обучения. Также для качественного и контролируемого формирования у школьников базовых алгоритмических понятий и представлений должны быть разработаны и обоснованы системы типовых учебных задач.

Анализ сопровождения учебных «исполнителей» представлен ниже.

Методическое обеспечение исполнителей

Учебный исполнитель

Наличие методики обучения

Наличие системы типовых учебных задач

Дифференцированность задач по уровням сложности

ALGO

+

+

-

КуМиры

+

+

-

ЛогоМиры

+

+

-

Модули исполнителей Робот и Чертёжник (Pascal.Net)

-

+

+

Система «Исполнители»

+

+

+

Исполнитель Стрелочка

+

+

+

На основе анализа сопровождения «исполнителей» в 2011-2012 уч.году при изучении этой содержательной линии была выбрана система «Исполнители» (http://kpolyakov.narod.ru/scool/robots/robots.htm)

Система «Исполнители» — это учебная среда для начального обучения по теме «Алгоритмы и исполнители» в школьном курсе информатики. Исполнители (Робот, Чертежник и Черепаха) выполняют программу, которая вводится в текстовом ре дакторе (рис. 11).

Существуют также широкие возможности для создания независимых программ, не использующих исполнителей. Реализованы основные графические функции Windows.

Возможности системы:

  1. система может быть использована для решения задач по темам «Исполнитель и его команды», «Процедуры», «Функции», «Циклы», «Условные операто ры», «Переменные», «Арифметические выражения», «Логические операции и логические переменные», «Глобальные переменные», «Операторы ввода и вывода», «Символьные строки», «Массивы», «Матрицы» и др.;
  2. язык программирования в среде системы полностью русифицирован, програм мы набираются и редактируются с помощью встроенного редактора с подсвет кой синтаксиса;
  3. поддерживаются базовые конструкции языка Си;
  4. сообщения об ошибках при трансляции и выполнении выводятся на русском языке;
  5. существует встроенный отладчик с возможностью выполнения программ в пошаговом режиме с трассировкой процедур и функций. Значения пере менных можно контролировать во время выполнения программы в пошаго вом режиме;
  6. действия исполнителей отображаются на экране, используется анимация;
  7. для исполнителя Робот выполняется проверка правильности решения задачи после окончания работы программы.

Рис.1 Среда программирования системы «Исполнители»

Системные требования: программа работает под управлением 32-разрядных опе рационных систем линейки Windows — Windows 95, Windows 98, Windows NT, Windows 2000, Windows ХР и совместимых с ними; занимает около 1 Мбайт на жестком диске. После распаковки архива программа сразу же находится в работе способном состоянии и не требует никаких дополнительных настроек [6].][«Информатика и образование., №1-2011]

ТЕМА 4.1.  ЗНАКОМСТВО СО СРЕДОЙ «ИСПОЛНИТЕЛИ» и ТЕХНОЛОГИЕЙ РАБОТЫ В НЕЙ – 3 ч.

Основные понятия: Команда, язык программирования, формальный язык. Интерфейс программы «Исполнители» и его основные объекты. Исполнители системы «Исполнители»: Робот и Чертёжник, Черепаха. Рабочее поле, основные команды исполнителя Черепаха, типы ошибок в СКИ Робот.

Учащиеся должны знать:

  1. что такое формальные языки, как способ представления алгоритмов;
  2. что такое программирование и этапы решения задачи на ПК;
  3. понятие программы и её структуры;
  4. понятие команды в программе и правила записи команд в программе;
  1. назначение среды «Исполнители»;
  2. основные объекты графического интерфейса среды «Исполнители»;
  3. понятие команды и  входных параметров;
  4. назначение и основные команды исполнителя Черепаха;
  5. типы основных ошибок в СКИ;
  6. структуру программы для исполнителя Черепаха;

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры представления алгоритмов на формальном языке;
  2. представлять алгоритмы на формальном языке (в блок-схеме, графически, с помощью пиктограмм);
  3. разрабатывать план решения задач;
  4. разбивать план решения задачи на команды для конкретного исполнителя;
  1. запускать ПО «Исполнители»;
  2. выбирать нужного исполнителя;
  3. управлять движением Черепахи;
  4. использовать шаблоны для ввода команд Черепахи;
  5. запускать программу на исполнение;
  6. выполнять отладку программы;
  7. сохранять программу на диске;
  8. находить ошибки в тексте программе;
  9. рисовать Ры;;;простейшие фигуры, реализуя линейные алгоритмы.

Контроль ЗУН по ТЕМЕ  4.1:

Письменная самостоятельная работа №6 «Разработка алгоритма» - 10 мин. (урок 28)

Практическая работа №9 «Разработка и программирование в среде исполнителя Черепаха простейшего линейного алгоритма рисования» - 0,5 ч. (урок 29)

ТЕМА 4.2 РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СТРУКТУР В РАБОТЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ ЧЕРЕПАХА.

Основные понятия: цикл, вложенный цикл, тело цикла.

Учащиеся должны знать:

  1. команды исполнителя Черепаха простого цикла;
  2. структуру исполнителя Черепаха вложенного цикла;

Учащиеся должны уметь:

  1. составлять программу с повторяющимися действиями;
  2. организовывать вложенный цикл.

Контроль ЗУН по ТЕМЕ 4.2:

Практическая работа №10 «Разработка и программирование в среде исполнителя Черепаха простейшего циклического алгоритма» - 1ч. (урок 32)

   Зачётная практическая работа № 1 «Создание программы для исполнителя Черепаха в среде «Исполнители»» - 1 ч. (урок 33)

Резерв – 2 часа

Тематическое планирование учебного материала 6-й класс

(пропедевтический уровень) – 1 ч/нед., 35 ч./год

Номер урока

Название темы

Количество часов

Сроки изучения

Все-го

Тео-рия

Прак-тика

1 полугодие

16

Раздел 1. Введение в информатику. Информация в жизни человека – 4 ч.

4

1.1 Человек и компьютер.

4

3

0

1-4

ТБ. Информатика как наука. Информация в жизни человека: свойства, виды.

1

1

0

Действия с информацией. Единицы измерения информации.

2

2

0

4

Контрольная работа №1  по разделу 1.

1

1

---

Раздел 2. Обучение работе на компьютере(12)

12

5.5

5.5

5-16

2.1 Компьютер и Освоение системной среды Windows

6

3

3

2.2 Простейшая технология работы с текстом

3

1,5

1,5

2.3 Вычисления на ПК с помощью калькулятора

1

0,5

0,5

15

Контрольная работа №2  по разделу 2

1

---

---

16

2.4 Многооконный способ работы

1

0,5

0,5

2 полугодие

19

Раздел 3. Компьютерная графика как средство творческого потенциала (10)

10

4

5

17-26

3.1 Освоение среды графического редактора Paint

2

1

1

3.2 Редактирование рисунков

2

1

1

3.3 Точные построения графических объектов

1

0,5

0,5

3.4 Представление об алгоритме

1

0,5

0,5

3.5 Конструирование из мозаики

1

0,5

0,5

3.6 Моделирование в среде графического редактора

2

0,5

1,5

26

Контрольная работа №3  по разделу 3

1

1

---

Раздел 4.  Программирование  как средство развития алгоритмического и логического мышления (7)

7

2.5

3.5

27-33

4.1 Знакомство с системой «Исполнители».

3

1

2

4.2 Реализация базовых структур для исполнителя Черепаха.

3

1,5

1,5

33

Зачётная практическая  работа №1 по разделу 4.

1

---

1

34-35

Резерв

2

Общее количество часов:

Контр .раб.- 3                                        Практ. работы – 10

Зачёт.практ.работы – 1                    Самостоят.работы -6

35

15

18

Календарно-тематическое планирование курса ИИКТ (пропедевтический) в 6 класса/1 час/нед., 2 полугодия, 35 ч/год

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учеников

Вид

контроля

Элементы дополнительного содержания

Д/З

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Раздел 1. Введение в информатику. Информация в жизни человека – 4 часа

Техника безопасности в кабинете.

Информация и информационные процессы.  (1\4)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Информация. Роль информации в жизни людей. Свойства и виды информации в жизни человека. Действия с информацией.

Знать:

-правила работы за компьютером;

-виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации.

- иметь представление о роли  информации и информационных объектов в жизни людей (быту, технике и т.д.)

Наука информатика.

конспект урок 1

2

Действия с информацией. Единицы измерения информации. (2\4)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Фиксирование аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего.

Единицы измерения информации. Определение объёма информации в сообщении.

Знать:

- виды информационных процессов;

- примеры источников и приемников информации;

-единицы измерения количества информации;

Уметь:

- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс;

характеризовать информационные сообщения по свойствам;

-Выделять информационные объекты;

-переводить объём информации из одних единиц в другие;

-определять объём информации в тесктовом сообщении.

-Письменная сам.раб №1 «Техника безопасности и правила поведения в компьтерном классе».

Фронтальный опрос.

конспект 2, примеры, определить информационный объём в тексте своей фамилии и имени

3

Единицы измерения количества информации (3\4)

1

Урок  проверки и коррекции знаний и умений.

Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Понятие количества информации. Единицы измерения количества информации.

Знать:

- виды информационных процессов;

- примеры источников и приемников информации;

-единицы измерения количества информации;

Уметь:

-характеризовать информационные сообщения по свойствам;

-Определять вид воспринимаемой информации;

-Выделять информационные объекты;

-переводить объём информации из одних единиц в другие.

письменная сам.раб №2 «Работа с единицами измерения объёма информации» (самопроверка)

подготовиться к контрольной работе, конспект урок 1-3

4

Контрольная работа №1 «Информация в жизни человека» (4\4)

1

Контроль ЗУН

Письменная Контрольная работа

Нет

5

Раздел 2.Учимся  работатьь  на компьютере – 12

ТЕМА 2.1. Компьютер и основение системной среды Windows (6)

Человек и компьютер. Состав ПК (1\6)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Понятие компьютера.. Состав базового комплекта ПК. Назначение основных устройств по работе с информацией. Устройства памяти. Периферийные устройства.

Знать:

-Области применения ПК в жизни человека;

- Состав и функции устройств ПК и их взаимосвязь;

Уметь:

-визуально определять внешнее устройство ПК;

-работать с мышью;

-Включать, перезагружать и выключать ПК

фронтальный опрос

История ВТ. Типы компьютеров.

конспект 5, мини сочинение «Компьютер  - друг в моей семье»

6

Операционная система Windows: основные объекты интерфейса. (2\6)

1

Комбинированный урок

Понятие программы; Операционной системы и её функции. ОС Windows: объекты  графического интерфейса и действия с ними.

Знать:

-Понятие программа, ОС, графический интерфейс, объекты управления ОС.

Уметь:

-находить и называть основные объекты Рабочего стола Windows.

-Открывать папки;

-Выбирать пункт меню (Главного и контекстного);

-перемещать значки, панель задач;

-Настраивать внешний вид Рабочего стола (Обои)

работа по карточкам

Интерфейс ОС Linux

конспект 6, ответить на вопрос : «Какие объекты есть на моём рабочем столе и на компьютерном?»

7

Окно- основной объект Windows.

(3\6)

1

Комбинированный урок

Окно, элементы окна, виды окон, действия с окнами.

Знать:

-Назначение и виды окон;

-элементы окна;

-действия с окном.

Уметь:

- Открывать, закрывать, распахивать, сворачивать, перемещать окно,;

-работать с объектами окна (кнопками, переключателями, списками и т.д);

-настраивать заставку Рабочего стола.

-фронтальный опрос,

 -практическая работа №1«Настройка Рабочего стола»

конспект 7

8

Клавиатура

(4\6)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Клавиши, состав клавиатуры, назначение основных клавиш клавиатуры.

Знать:

-группы клавиш клавиатуры и их назначение;

Уметь:

-правильно располагать руки на клавиатуре;

-набирать текст с использованием 10 пальцев;

-редактировать набранный текст.

письменная сам.работа №3 «Объекты ОС Windows»

конспект 8

9

Файловая система.

(5\6)

1

Комбинированный  урок

Файлы и файловая система.

Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Уметь:

- создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях

Письменная самостоятельная работа №4 «Файловая система» - 10 мин. /тест

конспект 9

10

Практическая работа №2  «Создание структуры папок» (6\6)

1

Урок  проверки и коррекции знаний и умений.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Уметь:

-оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс;

-пользоваться меню и окнами.

компьютерная практическая работа

11

ТЕМА 2.2. Простейшая технология работы с текстом. -3

Текстовый редактор Блокнот: интерфейс, назначение и возможности, области применения. (1\3)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов). Знакомство с приёмами квалифицированного письма.

Знать:

-основные объекта текста (символ, слово, строка, фрагмент);

-назначение  и функции используемых информационных и коммуникационных технологий

Уметь запускать текстовый редактор Блокнот;

- набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры;

- выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы);

-сохранять файл на диске.

Текстовые редакторы и процессоры

конспект 11

12

Приемы редактирования. (2\3)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Знать:

-технологию создания и редактирования простейших текстовых документов.

Фронтальный опрос

конспект 12

13

  Практическая работа № 3 «Создание, форматирование  и редактирование текстового документа» (3\3)

1

Урок применения знаний и умений.

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Уметь:

-структурировать текст, используя технологию создания и редактирования простейших текстовых документов.

Компьютерный практикум

записать математическое выражение (5 операций), ответ

14

ТЕМА 2.3. Вычисления на ПК  с помощью Калькулятора -1 ч.

Вычисления с помощью Калькулятора. (1\1)

1

Комбинированный урок

Числовая информация;

Назначение клавиш Калькулятора.

Знать и уметь:

-выполнение простейших вычислений с помощью Калькулятор;

Практическая работа №4 «Определение значения выражения с помощью вычислений в среде ПО Калькуляторе»

конспект 6-14, подготовиться к контрольной работе

15

Письменная контрольная работа №2 (тест) «Основы работы в среде ОС Windows и ТР Блокнот»

1

Урок контроля ЗУН учащихся

Знать:

-Понятия: компьютер, состав ПК, ОС, интерфейс, файл, папка.

-состав ПК (базовый комплект) и их назначения:

-Основные объекты Windows и приёмы работы с ними;

-клавиши клавиатуры;

-основные приёмы работы с текстом;

-назначение и приёмы работы в программе Калькулятор.

письменная контрольная работа с элементами теста.

16

ТЕМА 2.4  Многооконный способ работы – 1 ч.

Многооконный способ работы (1\1)

1

Комбинированный  урок

Многооконный способ работы;

Знать и уметь:

-организация работы с несколькими окнами (программами);

Практическая работа №5 «Создание составного документа с помощью многооконного режима работы»


17

Раздел. 3.  Компьютерная графика как средство творческого потенциала (10)

ТЕМА 3.1  Освоение среды графического редактора Paint -2 ч

Графический редактор Paint:. (1\2)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Компьютерная графика, запуск  программы, интерфейс, инструменты рисования, палитра и их настройка, рабочий лист, сохранение файла на диск.

Знать:

- назначение г.р. Paint и его возможности;

-алгоритм запуска приложения;

-основные объекты интерфейса приложения и приёмы их настройки;

 Уметь:

-  запускать г.р.;

-настраивать панель инструментов, выбирать нужный инструмент, настраивать палитру.

-создавать простейшее изображение и сохранять его на диск.

Виды компьютерной графики.

Конспект 17, рисунок Объекта окружающего мира

18

Практическая работа  №6 «Создание простого рисунка» (2\2)

1

Урок применения знаний и умений.

Создание простейшего рисунка  в среде г.р.Paint

Уметь:

-использовать возможности г.р. для создания изображения;

-сохранять изображение в файл на диск.

Практическая работа на ПК

ТЕМА 3.2. Редактирование рисунков (2)

19

Редактирование компьютерного рисунка (1\2)

1

Комбинированный  урок

Внесение изменений в рисунок, действия с фрагментом рисунка.

Знать:

-понятие редактирования как действия и фрагмента рисунка;

-алгоритмы редактирования рисунка и фрагмента рисунка;

Уметь:

- выполнять действия по редакции рисунка (удаление, копирование, вставка, перемещение)

фронтальный опрос

Конспект 19

20

Практическая работа №7 «Редактирование компьютерного рисунка» (2\2)

1

Урок применения знаний и умений.

Внесение изменения в графический файл Paint согласно требованиям и шаблону.

Знать и уметь:

-использовать инструменты и команды редактирования рисунка (ластик, Отменить);

-работать с фрагментом рисунка.

компьютерный практикум

21

.

3.3. Точные построения графических объектов – 1ч. (1\1)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Пиксель, растр, вспомогательные построения, пиктограмма

Знать:

-пиксель, растр, растровая графика, приёмы точных построений с помощью вспомогательных построений.

Уметь:

-создавать точные изображения с помощью клавиши Shift и вспомогательных линий.

фронтальный опрос

Конспект 21

22

3.4.  Представление об алгоритме – 1 ч. (1\1)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Алгоритм, шаг, команда,  свойства алгоритма, виды алгоримов.

Знать:

-понятие алгоритма, команды, свойства алгоритма, способа представления;

Уметь:

-выполнять нанесение надписи в рисунок.

фронтальный опрос

Конспект 22, решить задачу «Переправа», составить собственный алгоритм

23

3.5 Конструирование из мозаики – 1 ч (1\1)

1

Комбинированный  урок

Повторяющиеся действия в алгоритмах. Вспомогательные алгоритмы в построениях изображений на примере мозики;

.

Знать:

-приёмы создания из  мозаики из повторяющихся элементов;

Уметь:

-выполнять рисунок, состоящий из повторяющихся элементов.

Письменная самостоятельная работа № 5 «Разработка алгоритма для конкретного исполнителя»  

Конспект 23

24

3.6. Моделирование в среде графического редактора.- 2ч.  (1\2)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Понятие модели и моделирования; примеры моделей

Знать:

-модели и моделирование, объект моделирования;

Уметь:

-создавать в г.р. планы;

Выборочный опрос

Конспект 24, привести примеры объекта-модели

25

3.6.  Моделирование в среде г.р. Создание учебной модели. Практическая работа №8 «Создание модели объекта окружающего мира в среде ГР Paint»  (2\2)

1

Урок применения полученных ЗУН

 

Знать:

-основные приёмы работы с изображением в г.р.;

-понятия модели и моделирования, объекта моделирования;

Уметь:

-создавать учебные модели в среде г.р., используя возможности г.р. Paint и полученные ЗУН.

Практикум компьютерный

Конспект 17-24, подготовиться к контрольной работе

26

Контрольная работа по разделу 3

Письменная контрольная работа № 3 (тест) «Технология работы в ГР Paint» - 1ч./ по Разделу 3.

1

Контроль ЗУН

 

Знать:

-области применения компьютерной графики;

-Назначение и возможности г.р. Paint;

-основные приёмы работы по созданию моделей в среде г.р.

-интерфейс г. р., ;

-способы работы в графических редакторах.

Письменная контрольная работа с элементами теста.

27

28

Раздел 4.  Программирование  как средство развития алгоритмического и логического мышления (7 ч.)

Т. 4.1 Знакомство с системой «Исполнители» - 3 ч. (1\3)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Понятие алгоритма и исполнителя, СКИ, программа. Формы представления алгоритмов.

Назначение, возможности, интерфейс среды «Исполнители».  Выбор исполнителя Черепаха. СКИ и.Черепаха. структура программы в системе «исполнители» для и.Черепаха.

Знать:

-алгоритм, исполнитель, СКИ;

-запуск системы «исполнители»;

-основные объекты интерфейса системы «исполнители»;

-структура программы;

Уметь:

-разрабатывать простейшие линейные алгоритмы для и.Черепаха;

-запускать ПО;

-выбирать исполнителя;

-вставлять команды из шаблона;

-сохранять файл.

Конспект 27, алгоритм написания любой буквы

Разработка программы для и.Черепаха. (2\3)

1

Комбинированный урок

Уметь:

-Разрабатывать алгоритм создания изображения для и.Черепаха. Работа с цветом пера.

-запускать программу на исполнение;

-Редактировать текст программы.

Письменная самостоятельная работа №6 «Разработка алгоритма» - 10 мин.

Конспект 28, составить алгоритм рисования домика

29

Практическая работа №9 «Разработка и программирование в среде исполнителя Черепаха простейшего линейного алгоритма рисования»

 (3\3)

1

Урок применения полученных ЗУН

Уметь:

-Разрабатывать алгоритм создания изображения для и.Черепаха. Работа с цветом пера.

-запускать программу на исполнение;

-Редактировать текст программы.

компьютерный практикум.

30

Тема 4.2 Реализация базовых структур в среде и.Черепаха

Т.4.2. Повторяющиеся действия. Простой цикл.  – 2 ч. (1\3)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Команды простого цикла в среде алгортмического языка для исполнителя Черепаха;

Знать:

-цикл;

-команды цикла для и.Черепаха.

Уметь:

-разрабатывать, вводить и сохранять циклические программы для и.Черепаха.

Фронтальный опрос

Конспект 30, составить алгоритм

31

Т.4.2 Повторяющиеся действия . Вложенный цикл. (2\3)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Команды вложенного цикла в среде алгортмического языка для исполнителя Черепаха;

Знать:

-вложенный цикл;

-команды вложенного цикла для и.Черепаха.

Уметь:

-разрабатывать, вводить и сохранять циклические программы для и.Черепаха.

фронтальный опрос

Конспект 31, составить алгоритм

32

Практическая работа №10 «Разработка и программирование в среде исполнителя Черепаха простейшего циклического алгоритма»

1

Урок  применения полученных  знаний и умений.

Знать:

-Понятие алгоритм, исполнитель, свойства исполнителя, СКИ Черепаха.

Уметь:

-разрабатывать алгоритм для конкретного исполнителя;

-программировать действия исполнителя в конкретной среде;

-тестировать и отлаживать программу.

практическая работа за ПК

Составить собственную программу для м.Черепаха, записать алгоритм в тетради

33

Зачётная практическая работа № 1 «Создание программы для исполнителя Черепаха в среде «Исполнители»» - 1 ч.

1

Урок контроля ЗУН уч-ся

Алгоритм, исполнители в среде  исполнителя Черепаха системы  «Исполнители»

Знать:

-Понятие алгоритм, исполнитель, свойства исполнителя, СКИ Черепаха.

Уметь:

-разрабатывать алгоритм для конкретного исполнителя;

-программировать действия исполнителя в конкретной среде;

-тестировать и отлаживать программу.

компьютерный практикум

34-35

Резерв  - 2 ч.

Исполнитель Робот

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 7 класса (УМК Н.В.Макаровой)

Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по информатике и ИКТ и программы Н.В.Макаровой. Курс расчитан на 2 часа в неделю. 2011-2012 гг....

Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 8 класса базовый уровень (УМК Н.В.Макаровой)

Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по предмету ИИКТ и программы Н.В.Макаровой. Курс расчитан на 2 часа в неделю. 2011-2012 гг....

Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 9 класса базовый уровень (УМК Н.В.Макаровой)

Рабочая программа по предмету ИИКТ составлена на основе примерной рабочей программы и программы Н.В.Макаровой. Курс расчитан на 2 часа в неделю. 2011-2012 гг....

Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 10 класса базовый уровень (УМК Н.В.Макаровой)

Рабочая программа по предмету ИИКТ составлена на основе примерной рабочей программы и программы Н.В.Макаровой. Курс расчитан на 2 часа в неделю. 2011-2012 гг....

Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 11 класса базовый уровень (УМК Н.В.Макаровой)

Рабочая программа по предмету ИИКТ составлена на основе примерной рабочей программы и программы Н.В.Макаровой. Курс расчитан на 2 час в неделю 2011-2012 гг....

Рабочая программа по предмету «Математика» 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по математике. Планирование разработано в соответствии с Примерной программой ...

Рабочая программа по предмету математика 11 класс( профильный уровень автор учебника Мордкович А.Г.)

Рабочая  программа по математике  разработана в соответствии с требованиями   федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Данная рабоча...