Главные вкладки

    ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 538 (2008-2013 г.)
    материал по информатике и икт по теме

     

    В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  

    средняя общеобразовательная школа №538

    с углубленным изучением информационных технологий

    Кировского района Санкт-Петербурга

    ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ

    ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 538

    (2008-2013 г.)

                                                  Автор: Заместитель директора по УВР,  

                                                       Шалыпина Янна Сергеевна

    Санкт-Петербург

    ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ

            

    1. Краткая аннотация проекта                                                                                                                          

    1.1. Актуальность проекта                                                                                                                        

    1.2. Проблема, цели и задачи                                                                                                                  

    1.3. Ожидаемые результаты                                                                                                                      

    2.Описание проекта                                                                                                                                

    2.1. Этапы, основные направления, риски, критерии проекта.  оценки эффективности                                                                                          

    1. Краткая аннотация проекта

    1.1.    Актуальность проекта

    В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации.

    В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

    Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой XXI века в силу следующих основных причин:

    - стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей;

    - функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему -проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;

    - дальнейшее  стремительное  развитие    информационно-коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой.

     Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.

    Повсеместное распространение компьютерной техники характеризует современный этап развития информационных технологий, которые оказали большое влияние на образовательную среду. Изменялось и расширялось текущее состояние образовательной среды, происходила смена принципов, концепций. Идей, целей.

    Анализируя высокотехнологичность таких азиатских стран, как Южная Корея, Япония и другие, можно сделать вывод о том, что успехи этих стран достигнуты посредством нескольких фактов. Один из которых, на наш взгляд, является очень важным - это массовое внедрение в учебный процесс компьютерной техники, информационных компьютерных технологий.

    Одной из причин кризиса школьного образования считаются устаревшие

    формы, технологии обучения. Традиционные методики, технологии стали утрачивать свою эффективность. Данная ситуация заставляет нас переходить на    использование    современные    педагогические   технологии.    

    Под современными педагогическими технологиями понимают те, которые построены на новых подходах к обучению, воспитанию и развитию учащихся, новых философских. Педагогических, психологических, управленческих концепциях. В современной классификации технологий педагогического и управленческого назначения выделяют информационные компьютерные технологии. Их использование можно рассматривать как дополнительную возможность выхода на новый качественный уровень обучения учащихся и управления этим учреждением.

    Отсутствие простых и единообразных систем оценки качества образования объясняется сложностями определения соответствующих критериев. Показателей, отсутствием механизма автоматизированного получения и сравнения результатов. Эта задача упрощается при использовании относительно простых компьютерных технологий. В организованном и технологическом плане это предполагает создание компьютерных образовательных сетей.

    Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. Хранение. Обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей предоставляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности, и в целом, повышения ее эффективности

    Российское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка реформирования общего образования через обновление его структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служат глубокая концептуальная, нормативная и методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов учебных, методистов, специалистов системы управления образованием, учителей, а также учащихся и их родителей.

    С начала осуществления президентской программы по информатизации с школ прошло уже два года. Руководители образовательных учреждений должны решить проблему внедрения информационных технологий в управление своими учреждениями на том уровне, какой позволяет им это сделать наличие технических средств, программного обеспечения, кадровых возможностей, желания видеть свое управление на уровне, напоминающем современный менеджмент. С поступлением в школы новой техники наступила и пора изменить подходы к ее применению во всех аспектах учебного процесса и управления им и образовательным учреждением в целом.

    Отличительной особенностью развития образовательных систем является обязательность наличия, наряду с другими, управленческих целей. При построении модели комплексной информатизации это приобретает особое значение. Построение практически любой модели управления образовательной системой имеет конечной целью вывод ее на качество более высокого уровня.

    Школа перейдет в новое качественное состояние, если будут выполнены следующие условия:

    - Наличие целостной системы (модели) управления процессом информатизацией.

    - Наличие системы разработки, экспертизы, поставки и внедрения программной продукции.

    - Автоматизирование управленческого и учебно-воспитательного процессов.

    - Наличие локальной образовательной сети.

    - Наличие модулей информационной сети.

    - Наличие базы по инструктивно-методическому обеспечению системы по вопросам информатизации.

    - Прозрачность, наглядность и доступность информации об учебно-воспитательном процессе для всех участников образовательного процесса.

    1.2.    Проблема, цели и задачи

    Проблема: управление процессом информатизации.

    Цель проекта: создание системы (модели) управления процессом информатизации посредством локальной информационной сети, подчиненной единым требованиям .

    Задачи проекта:

    1.     Создание целостной системы (модели) управления процессом

    информатизацией.

    Автоматизация управленческого и учебно-воспитательного процессов на основе компьютеризации.

    Создание локальной образовательной сети.

    Создание модулей информационной сети, структурирование информационных материалов по каждому модулю, закрепление за каждым модулем ответственного лица; распределение функций управления посредством компьютерной техники среди администрации

    Создание базы по инструктивно-методическому обеспечению системы по вопросам информатизации.

    Прозрачность, наглядность и доступность информации об учебно-воспитательном процессе для всех участников образовательного процесса.

    Максимальное упрощение и упорядочение ведения школьной документации и документооборота.

    1.3. Ожидаемые результаты

    Создание прямых и обратных информационных управленческих связей

    Унифицированность параметров компьютерной техники.

    Комплексное использование компьютерной техники.

    Достаточный состав информационных модулей для решения внутришкольных задач образования и управленческой деятельности.

    Доступность в использовании школьной информационной сети для всех субъектов образовательной системы школы.

    2. Описание проекта

    2.1.    Этапы,    основные    направления,    риски,    критерии    оценки эффективности проекта.

    Предмет исследования: управленческая деятельность. Объект исследования: информационная среда школы.

    Этапы реализации проекта

    Этапы

    Сроки        

    Исполнители

    1. Аналитико-информационный. Цель: сбор и анализ информации о моделях      управления      процессом информатизации

    2008 - 2009гг

    Администрация ОУ

    2. Организационный

    Цель: разработка модели управления процессом    информатизации    и    ее апробация.        

    2009-2011гг.

    Администрация ОУ

    3. Аналитико - результативный. Цель:   подведение            итогов деятельности     школы  по  проблеме управления                           процессом информатизации.        

    2011-2012гг.

    Администрация ОУ

            

    Условия возникновения и становления опыта

    - осуществление президентской программы по информатизации школ, оснащение школы компьютерным инструментарием;

    - эрудиция, высокий научно-методический и профессиональный уровень руководителя школы;

    - изучение нормативных документов руководящих органов образования (ГУО, УО, НМЦ);

    - изучение психолого-педагогической, управленческой литературы по вопросам использования информационных технологий в образовательных учреждениях;

    -  наличие в школе информационно-аналититического центра оснащенного на уровне современных требований;

    -  коллектив единомышленников, работающих творчески, помогающих

    друг другу в этой работе.

    Основные направления опыта

    - разработка модели системы информатизации управления в школе;

    - создание в школе информационно-аналитического центра;

    - создание команды единомышленников;

    - диагностика параметров учебного процесса;

    - коллегиальный анализ объективной информации;

    - возможность принятия объективных решений;

    - создание необходимых баз данных по учреждению;

    - внедрение ИТ в учебный процесс;

    - дистанционное образование учителей и учащихся с использованием Интернета;

    - использование электронной почты.

    Новизна опыта продиктована следующими факторами:

    -   использование системного подхода в управлении информатизацией образовательного учреждения;

    -   изменением подходов к организации планирования в ОУ, мониторинга, учебной деятельности;

    - директор - руководитель ОУ возглавляет работу по информатизации управления и информатизации учебного процесса в целом;

    - ученик - главная фигура в ОУ;

    - активна роль учения в учебном процессе;

    - деятельность учителя ориентирована на индивидуальные особенности ученика;

    - контроль, тестирование предполагают помощь учителям, родителям и самому ученику в выявлении его способностей в различных областях, как реальной основы для повышения качества обучения и обучаемости.

    Риски и пути их преодоления:

    Риски

    Пути преодоления

    Нарушение   целостности   локальной сети.

    Запланировать в смете расходов приобретение необходимого оборудования.

    Разрыв Интернет - соединения.

    Постоянная связь инженера -системщика с провайдером Интернет - связи.

    Использование   нелицензионного программного обеспечения.

    Смена нелицензионного ПО на лицензионное по правительственной программе «Первая Помощь».

    Сопротивление  педагогических кадров в применении ИКТ.        

    Обновление должностных инструкций.

    Отсутствие   выхода  на  отдел образования   и   школы     (разные модули).        

    Обобщение опыта школы и ознакомление с ним школ района. Убеждение в создании единой модели в рамках района.

            

    Критерии оценки эффективности модели.

    1. Целевое назначение (конкретность, структурирование   целей и задач, их согласованность с действиями и результатом.

    Системность (целостность, взаимосвязь и взаимоподчиненность целей, компонентов, результата).

    Концептуальность (опора на научную управленческую концепцию, управленческое обоснование достижения образовательных целей).

    Управляемость (возможность на основе диагностики определять цели, анализировать, планировать и организовывать, контролировать управленческий процесс, выбор средств достижения результата; наличие взаимосвязи всех составляющих модели).

    Компьютерное сопровождение (автоматизация процесса в комплексе или использование элементов компьютерной технологии в случаях, когда другие управленческие средства не дают должного эффекта).

    Воспроизводимость (возможность применения, повторения в других системах образования, использования другими субъектами управления).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны

    Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....

    Коллекции изделий для конкурсов дефиле "Кутюрье -21 век" (Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 2008-2013 гг.)

    Под моим руководством учащиеся средних и старших классов изготавливают коллекции изделий из нетрадиционных и тканых материалов, которые становятся призерами конкурсов различных уровней...

    Итоги эксперимента (2008-2013 гг.) «Развитие интеллектуальных возможностей обучающихся средствами учебных текстов, учебных пособий по математике для обучающихся 5-9 классов серии МПИ» (Математика)

    Тема эксперимента: «Интеллектуальное воспитание учащихся на уроках математики средствами учебных текстов серии МПИ (Математика. Психология. Интеллект.)».Цель МПИ-проекта: средствами содержания математ...

    «SWOT-анализ информационной среды ГБОУ гимназии №426 Санкт-Петербурга»

    Что такое SWOT-анализ? Когда и зачем он применяется?Аббревиатура SWOT означает:Strengths – сильные стороныWeakness – слабые стороныOpportunities – возможностиThreats – угрозыSWOT-анализ – это анализ с...

    Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"

    Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...

    Аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности в 2008-2013 годах Хертек Айсу Сарыг-ооловны, учителя родного языка и литературы

    Результативность работы Хертек А. С.Стабильные результаты учащихся  показывает, что учитель умело сочетает на всех проведенных уроках иллюстративно-объяснительные, наглядные, проблемно-поисковые ...