Главные вкладки

    Арифметические операции в позиционных системах счисления.
    план-конспект урока информатики и икт (8 класс) по теме

    Ажимканова Аягуль Куандыковна

    На данном уроке использован электронный образовательный ресурс fcior.edu.ru

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_informatike.doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
    Арифметические операции в позиционных системах счисления.

    (Тема урока)

    ФИО (полностью)

    Ажимканова Аягуль Куандыковна

    Место работы

    Кош-Агачская основная общеобразовательная школа

    Должность

    учитель

    Предмет

    информатика

    Класс

    8

    Тема и номер урока в теме

    24

    Базовый учебник

    Н.Д.Угринович, Информатика и ИКТ

    1. Цель  урока:
    1. Выработать умение производить арифметические операции в позиционных системах счисления. Научить учащихся применять свои знания к практическим ситуациям;
    2. развивать логическое мышление, сообразительно, внимание;
    3. воспитывать интерес, дисциплинированность и желание изучать информатику;

    1. Задачи:
    1.   Приобретение знаний 
    1.   Формирование умений и навыков
    2.   Применение знаний.
    3.   Контроль

    1. Тип урока : изучения нового материала .
    2. Формы работы учащихся: фронтальная работа под руководством учителя, практическая,  самостоятельная индивидуальная работа
    3. Необходимое техническое оборудование: 
    1. Кабинет ИКТ  (11 рабочих мест);
    2. Проектор;
    3. Локальная сеть с выходом в Интернет;
    1. Структура и ход  урока

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    1

    2

    3

    5

    6

    7

    1

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    Психологический

    настрой учащихся

    на урок

    Актуализация знаний. Разбор заданий по теме, осмысление и применение  ранее изученного.

    Объяснение нового материала

    Закрепление темы урока

    Контроль и самопроверка знаний

    Домашнее задание

    Подведение

    итогов

    1

    2

    3

    Приветствие учащихся учителем:

    Здравствуйте, ребята! Давайте проверим присутствующих на уроке. Называю фамилии и отмечаю в журнале отсутствующих.

    Называю тему урока: «Арифметические операции в позиционных системах счисления»

    Домашним заданием было повторить весь материал по теме «Информация и информационные процессы». Как вы справились с этим, мы с вами узнаем сегодня на нашем уроке.

    Чтобы проверить домашнее задание, я предлагаю вам тест (в файлах по количеству учащихся, листы контроля). Приложение1

    Устную разминку мы проведём следующим образом. Вам нужно ответить на вопросы тезисов по теме «Информация и информационные процессы» (на экране)

    Приложение 2

    Чтобы проверить, как вы справились с домашней работой, предлагаю выполнить следующие задания у доски.

    1. Перевести из 2-й в 10-ю СС число 1101,11
    2. Перевести из 2-й в 16-ю СС: 1010101
    3. Перевести из 10-й в 8-ю СС число 129

     Двоичная система счисления является стандартом при конструировании компьютеров, т.к. наиболее просто технически создать электронные схемы, работающие в двух устойчивых состояниях (0 и 1); просто выполняются арифметические действия; для выполнения логических операций можно применить алгебру логики.

    Двоичная СС используется для организации машинных операций по преобразованию информации, десятичная – для ввода и вывода информации, восьмеричная и шестнадцатеричная – для составления программ на языке машинных кодов для более короткой и удобной записи двоичных кодов.

    Арифметические операции во всех позиционных СС выполняются по одним и тем же правилам. Важно помнить алфавит СС: 2-я – 0, 1; 8-я – 0 – 7; 16-я – 0 – 9, A – F.

    При переполнении разряда, когда величина числа становится равной или большей основания, производится перенос в старший разряд при сложении и заём из старшего разряда при вычитании. Величина переноса в следующий разряд при сложении и заём из старшего разряда при вычитании определяется величиной основания системы счисления: в 2-й СС – основанием 2, в 8-й – 8, в 16-й – 16.     

    При выполнении операции вычитания всегда из большего по абсолютной величине числа вычитается меньшее и ставится соответствующий знак.

    При выполнении операции умножения множимое последовательно умножается на очередную цифру множителя.   

    Выявление качества и уровня овладения знаниями

    Запись домашнего задания параграф 3.1.2 и задания 3.6, на странице 82учебника.

    Предлагается ответить на вопросы теста

    Занимают

    рабочие места, демонстрируют готовность к уроку

    Учащиеся знакомятся с темой урока

    Обучающиеся выполняют тест

    Отвечают с места на вопросы

    1. 13,75

    1.   55

    1. 201

    Записывают тему урока в тетрадь.

    Записывают домашнее задание

    Отвечают на вопросы

    1

    3

    15

    15

    1

    5

    Приложение к плану-конспекту урока

    «Арифметические операции в позиционных системах счисления»

    Таблица 2.

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1.

    2.

    3.

    Арифметические операции в позиционных системах счисления

    Арифметические операции в позиционных системах счисления

    Арифметические операции в позиционных системах счисления

    Информационный модуль

    практический модуль

    контрольный модуль

    Видеофрагмент, иллюстрация, описательный текст, содержащий теоретический материал

    упражнение,  тест

    тест

    http://fcior.edu.ru/card/7899/arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyh-sistemah-schisleniya.html

    http://fcior.edu.ru/card/3994/arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyh-sistemah-schisleniya.html

    http://fcior.edu.ru/card/6273/arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyh-sistemah-schisleniya.html

    Приложение1

    1. Тест по теме: «Информация и информационные процессы».

     

    1.      Какое устройство не предназначено для обработки информации?

    А) Барометр;                                         в) калькулятор;

    б) арифмометр;                               г) компьютер.

    2.      За минимальную единицу измерения количества информации принят:

    а) 1 бод;                                      в) 1 байт;

    б) 1 пиксель;                                   г) 1 бит.

    3.      Какое количество информации содержит один разряд шестнадцатеричного числа?

    А) 4 бит;                                     в) 1 байт;

    б) 1 бит;                                     г) 16 бит.

    4.      Как записывается десятичное число 1110  в двоичное системе счисления?

    А) 1111;                                     в) 1011;

    б) 1101;                                    г) 1001.

    5.      При переносе запятой на два знака вправо число 101,0112:

    а) уменьшилось в 4 раза;                в) увеличилось в 2 раза.

    Б) увеличилось в 4 раза;                 г) уменьшилось в 2 раза.

     

    Ответы.

    1

    2

    3

    4

    5

    а

    г

    а

    в

    б

    Приложение2

    Согласны ли вы с утверждением

    Да

    Нет

    1

    Процессы, связанные с получением, хранением, передачей и обработкой информации – это информационные процессы.

    +

     

    2

    За единицу количества информации принято такое количество информации, которое уменьшает неопределённость в 3 раза. Такая единица названа бит.

     

    +

    3

    Обработка информации – один из видов информационной деятельности человека.

    +

     

    4

    Компьютер – это универсальный инструмент для работы с информацией.

    +

     

    5

    Информационная ёмкость молекулы ДНК ниже информационной емкости цифровых носителей информации.

     

    +

    6

    Число 1567 записано с ошибкой.

     

    +

    7

    Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011

     

    +

    8

    Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.

     

    +

    9

    Число 3005,234 записано с ошибкой.

    +

     

    10

    Число 398 записано в восьмеричной системе счисления.

     

    +

     Приложение3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Арифметические операции в позиционных системах счисления

    Такой урок позволяет полностью раскрыть связи между позиционными системами счисления....

    Арифметические операции в позиционных системах счисления

    Конспект урока  по теме :"Арифметические операции в позиционных системах счисления"...

    Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

    Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....

    Открытый урок на тему "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

    Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления...

    Презентация по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления" для 9, 10 кл.

    Презентация содержит основные определения по теме "Системы счисления", процесс перевода чисел из любой системы счисления в десятичную и наоборот, перевод из двоичной системы счисления в восьмеричную и...

    Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"

    В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....