Тематическое планирование по курсу "Технология" для 4 классов. Раздел "Практика работы на компьютере"
календарно-тематическое планирование по информатике и икт на тему

Кормановская Евгения Станиславовна

До перехода на новый базисный учебный план в начальной школе информатика велась силами классных руководителей. А в 4-м детки поступали к нам, информатикам. И вела я этот курс как технологии, подраздел "Практика работы на компьютере". Количество учебных часов было увеличено до 34-х, т.е. 1 час в неделю. Курс составлен с прицелом на 5-й класс. Очень удобно в рамках предмета ИНТ 5-го класса опираться на компетентности, освоенные ребятами в рамках данного курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИИ

(Раздел "Практика работы на компьютере")

ДЛЯ 4 x  КЛАССОВ

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Составитель:                  учитель информатики

МОУ «Лицей №32» г. Вологды

Кормановская Е.С.  


Пояснительная записка

 

Согласно БУП учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в 4 классе в качестве обязательного учебного модуля «Практика работы на компьютере (использования  информационных технологий)» в рамках предмета «Технология».

Программа модуля   «Практика работы на компьютере»  создана на основе:

 примерной  программы  начального  общего образования по технологии;  

  программы по информатике и  ИКТ для начальной школы (автор А.В.Горячев).

При её создании учитывались требования федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.

    Вид модуля «Практика работы на компьютере» в 4 классе: предметный с установлением межпредметных связей с другими образовательными областями. Программа  модуля  рассчитана  на 34  часа.  Реализуется в течение года  (1 урок в неделю).

  Изучение раздела «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:

овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

развитие мелкой моторики рук;

развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;

практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;

воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:

начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

ознакомление со способами организации и поиска информации;

создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;

создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Содержание  курса сочетает в себе три важнейших аспекта  общеобразовательной значимости:

Мировоззренческий аспект (формирование представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации, об информационных процессах в природе).

Алгоритмический аспект (развитие мышления школьников).

"Пользовательский" аспект (формирование компьютерной грамотности, понимание принципов работы компьютера и опыт использования информационных технологий).

При реализации программы важно соблюдать оптимальное сочетание традиционных методов обучения младших школьников  с новыми информационными технологиями. Предполагается использовать следующие технологии обучения:

Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»).

Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа  их деятельности).

Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Организация учебного процесса осуществляется с учётом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив (цель, замысел), ориентировка, планирование, реализация замысла, контроль.

Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).

Курс носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические  умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений и навыков.

Теоретические понятия информатики изучаются в традиционной для начальной школы форме – объяснение учителя с вовлечением школьников в диалог. Используются формы исследовательского, проблемного обучения с групповым обсуждением учебных и практических задач. Изучению теоретических понятий отводится 15-20 минут урока.

Оставшееся время используется для практических заданий, которые выполняются учеником самостоятельно под контролем учителя. Из этого времени работе на ПК отводится не более 15 минут.

Методы, приемы и средства обучения:

практические работы по приобретению простейших навыков пользования ПК и десятипальцевого клавиатурного письма,

демонстрации учителем работы на ПК,

моделирование (создание графических схем и таблиц, отражающих существенные и несущественные свойства объектов),

рассказ учителя, эвристическая беседа для усвоения основных понятий информатики,

игры по воспитанию навыков сотрудничества, общения,

упражнения по развитию мыслительных процессов и логических представлений учащихся.

Программный материал изучается на базовом уровне с расширением (дифференциацией) практических заданий для детей  с уже  сформированными первоначальными навыками пользования компьютером   и имеющими навыки  клавиатурного письма.

Поурочный план занятий

№ урока

Тема  урока

Практические работы

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Первое знакомство с компьютером. Правила включения и выключения. Локальная сеть класса.

Запуск программ на компьютере. Навыки работы с мышкой.

Клавиатура. Группы клавиш. Навыки работы на клавиатуре.

Общее представление о правилах клавиатурного письма. Работа на клавиатурном тренажере.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.

Программное обеспечение компьютера. Файловая система.

Файловая система компьютера. Создание папок и файлов.

Основные операции с файлами и папками (копирование, перенос, удаление, переименование).

Виды информационных объектов: текст, звук, графика, видео и т.д.

Компьютерная графика. Графические редакторы.

Основные операции при рисовании.

Работа в графическом редакторе. Создание растрового изображения.

Работа в графическом редакторе. Обработка и редактирование изображения.

Знакомство с программами для создания и обработки текстов.

Правила и основные приёмы редактирования текста. Сохранение.

Шрифтовое оформление текста средствами текстового редактора.

Оформление абзацев средствами текстового редактора.

Работа с готовыми графическими объектами в текстовом редакторе.

Рисование средствами текстового редактора.

Создание документа с различными элементами.

Программное управление работой компьютера.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители.

Система команд исполнителя. Первое знакомство с исполнителем на компьютере.

Создание линейных программ для исполнителя.

Создание циклических программ для исполнителя.

Вспомогательные алгоритмы. Программы с подпрограммами.

Разветвляющиеся алгоритмы. Команда ветвления.

Разработка комбинированной программы для исполнителя.

Электронные презентации. Работа с готовыми презентациями.

Создание и оформление презентации. Вставка объектов в презентацию.

Анимация в презентации. Подготовка к публикации.

Резерв.

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование 7-8 класс,1 класс, 5-6 класс (вариативная часть плание , аэробика

планирование для 5-6 класса написано с учетом того , что проведение 3 часа физической культуры может быть в форме уроков плавания и аэробики....

Календарно-тематическое планирование для 2 класса УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса, Титул 2012

Материал содержит календарно-тематическое планирование для 2 класса новой версии учебника М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса...

Календарно - тематическое планирование 5-6 класс и план мастер - класса по Городецкой росписи

Календарно м- тематическое планирование 5,6,7 класс, технология, девочки....

Календарно-тематическое планирование для 9 классов. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс".

Календарно-тематический план для 9 классов по программе О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс" на 2012 - 2013 уч. г.г....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др.  Геометрия 7-9 класс....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....