Методическая разработка урока с ИКТ по теме: Представление о базе данных.
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему
Методическая разработка урока с ИКТ по теме: Представление о базе данных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока с ИКТ
Предмет: Информатика.
Учитель: Гадельшина Венера Габдульбаровна.
Тема: Представление о базе данных.
Цели:
- Дать представление о назначении информационных систем и баз данных
- Объяснить
- Зачем необходимо создавать БД
- Как разместить данные в таблице
- Что такое БД
- Познакомить с различными видами, типами данных, моделями БД
- Рассмотреть этапов разработки БД
- Формировать ЗУН разработки БД
- Расширить информационную картину мира
- Воспитывать ответственное отношение к предмету информатики.
Оборудование: Кабинет информатики. Медиа-приложения: Приложения Microsoft Office: Excel, Power Point, ресурсы «Единой коллекции ЦОР», «Единого окна доступа к ЦОР», средства Интернет.
Тип урока: Лекция.
Ход урока.
- Актуализация знаний.
Изучение БД следует начать с обоснования актуальности данного приложения компьютерной техники. Задачу можно сформулировать следующим образом: имеется большой объем данных, о какой - то реальной системе объектов или событий. Например, о книгах в библиотеке, о работниках предприятия, о расписание уроков в школе, о больных в поликлинике. Необходимо организовать хранение этой информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, искать нужные сведения, делать любые выборки осуществлять сортировку в любом порядке.
В наше время решению описанных проблем помогают компьютеры. Компьютерные информационные системы позволяют хранить большие объемы данных, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными (группировать, сортировать).
Наша цель – овладеть таким инструментарием работы в базе данных, которой позволит вам впоследствии создавать сложные мультимедийные продукты, предполагающие наличие большой базы данных и различные варианты выбора из неё.
- Мотивация обучения.
Что такое БД?
БД – организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения и постоянного применения.
БД классифицируется по разным признакам. По характеру хранимой информации делится на фактографические и документальные.
Даем определение Информационные системы, БД, СУБД.
Рассматриваем приложение «База данных и информационные системы»
Для наглядного объяснения проецировать на экран схемы, презентации и другие ресурсы «Единой коллекции ЦОР», «Единого окна доступа к ЦОР».
Ресурс: "База данных и информационные системы" (N 119421)
Вид ЦОР: Презентация
Поставщик ЦОР: ООО «БИНОМ. Лаборатория знания»
Аннотация: Демонстрация и лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
По способам организации данных делят три разных модели:
- Реляционная (от латинского relation - отношение) указывает, прежде всего, на то, что такая модель хранения данных построена на взаимоотношении составляющих её частей;
Рассматриваем приложение «Примеры табличные модели»
- Иерархическая модель БД представляет собой совокупность элементов, расположенных в порядке их подчинения от общего к частному и образующего перевернутое дерево (граф);
Рассматриваем приложение «Иерархическая модель»
- В сетевой модели принята свободная связь между элементами разных уровней.
Теоретически доказано, что любая система данных может быть отражена с помощью таблиц. Простейшая реляционная БД содержит одну таблицу, более сложная может состоять из множества взаимосвязанных таблиц.
Проектирование БД – сложная задача. Лишь на взгляд неискушенного человека она может показаться простой. Для небольших учебных БД ошибки при проектировании не столь существенны. Но если создается большая база, в которой будут сохраняться многие тысячи записей, то ошибки при проектировании могут стоить очень дорого. Основные последствия неправильного проектирования – избыточность информации, её противоречивость, потеря целостности, т.е. взаимосвязи между данными. В результате БД может оказаться неработоспособной и потребовать дорогостоящей переделки.
Обратимся к простому примеру. Рассмотрим группу, каких- либо объектов, которые характеризуются одинаковыми параметрами (признаками). Все мы в ой или иной мере любим музыку, и у каждого есть свои любимые песни и исполнители. Давайте попробуем организовать информационную систему, с помощью которой можно будет осуществлять хранение, поиск и отбор ваших любимых песен.
Представим сведения о песнях в виде таблицы, создадим информационную модель объекта. Экземпляр объекта со свойствами образуют запись.
Даем определение на поле и запись.
Рассматриваем приложение «Реляционная модель»
Ресурс: "Реляционные базы данных" (N 119388)
Вид ЦОР: Презентация
Поставщик ЦОР: ООО «БИНОМ. Лаборатория знания»
Аннотация: Демонстрация и лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
Заполнить таблицу «Сведения о песнях».
В этом примере мы говорили о том, что данные в одном поле должны быть одного типа. А какие типы полей бывают, рассмотрим на слайде.
Рассматриваем приложение «Типы полей в реляционных Б4»
Ресурс: "Реляционные базы данных" (N 119435)
Вид ЦОР: Презентация
Поставщик ЦОР: ООО «БИНОМ. Лаборатория знания»
Аннотация: Демонстрация и лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
Рассматриваем приложение «Первичный ключ»
Этапы разработки БД.
Прежде чем приступить к работе с БД, первую очередь необходимо выбрать модель представления данных.Она должна отвечать следующим требованиям:
- Наглядность представления информации
- Простота ввода информации
- Удобство поиска и отбора информации
- Возможность использования информации
- Возможность использования информации, введенную в другую базу;
- Возможность быстрой перенастройки базы данных.
Рассматриваем приложение «Порядок создания и заполнения БД»
Ресурс: " Порядок создания и заполнения БД " (N 119385)
Вид ЦОР: Презентация
Поставщик ЦОР: ООО «БИНОМ. Лаборатория знания»
Аннотация: Демонстрация и лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
- Практическая часть.
В среде Microsoft Office Access создать реляционные модели, схем данных, первичные ключи.
Рассматриваем приложение «Ввод и просмотр данных в режиме таблицы в СУБД»
Ресурс: " Ввод и просмотр данных в режиме таблицы в СУБД " (N 119319)
Вид ЦОР: Презентация
Поставщик ЦОР: ООО «БИНОМ. Лаборатория знания»
Аннотация: Интерактивный справочник ИКТ для самостоятельной работы учащихся.
Проектное задание на разработку информационной системы по теме: «Расписание уроков в школе», «Стационарное отделение больницы», «Предприятие торговли».
Как пример рассмотрим Этапы разработки БД
По теме: «Расписание уроков в школе».
- Сформулируем цели создания информационной системы. Информационная система должна предоставлять пользователю возможность получать ответы на все виды запросов в рамках школьного расписания занятий. Например:
- Какое количество, и какие уроки проходят в данном классе в данный день недели;
- В каких кабинетах проводят уроки;
- Какой учитель ведет данный урок в данном классе;
- Сколько человек учится в данном классе и кто их классный руководитель;
- Какова вместимость каждого кабинета.
- Анализ объекта
- На этом этапе рассмотрим, из каких объектов может состоять наша БД, каковы свойства этих объектов.
- Определить типы данных каждой отдельной единицы записи.
- Синтез модели
- Определение модели БД. Это может быть реляционная модель, иерархическая или сочетания обеих моделей.
- Построить инфологическую модель.
- Способ представления информации, программный инструментарий.
- Синтез компьютерной модели объекта и технология его создания.
- Работа с созданной БД.
Начнем работу с формулировки простейшей задачи для первого этапа. Это – первая ступень создания проекта о школьном расписании. Вот так будут выглядеть отношения, составляющие данную базу:
НЕДЕЛЯ (День, день недели)
РАСПИСАНИЕ (День, класс, урок, кабинет, предмет)
КЛАССЫ (Класс, число учеников, классный руководитель)
УРОКИ (Урок, начало урока, конец урока)
КАБИНЕТЫ (Кабинет, этаж, Число мест)
Граф схемы БД:
Инфологическая модель предметной области.
Смысл связи «один ко многим» надо объяснять так: одна запись в таблице КЛАССЫ имеет множество связанных с ней записей в таблице РАСПИСАНИЕ и т.д. Поле КЛАСС является полным ключом отношения КЛАССЫ. Это же поле входит в составной ключ отношения РАСПИСАНИЕ. Так реализуется связь типа «один ко многим». В отношении КАБИНЕТЫ поле КАБИНЕТ – полный ключ, а в отношении РАСПИСАНИЕ неключевое. Это тоже связь типа «один ко многим».
Атрибуты — это свойства входящих в систему объектов. Очевидно, что не все свойства включаются в модель. Учитываются лишь те свойства, которые необходимы с точки зрения целей использования системы.
Темы, для индивидуального проекта, ученики выбирают сами.
Тема должна быть интересна ученику, разработка темы должна быть связана с определённой исследовательской деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/21/picture-264656-1371762365.jpg)
Методическая разработка урока по изобразительному искусству. Тема: Урок 2000...
Отсчёт европейского летосчисления идёт от Рождества Христова. Урок обращается к этой дате, истории стилей за два тысячелетия до наших дней , проблеме выбора своего стиля и своей позиции...
Авторская методическая разработка урока теоретического обучения на тему: «200-летие Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы». В номинации: "Лучший конспект урока".
Авторская методическая разработка урока теоретического обучения по ФГОС....
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-289719-1491248385.jpg)
Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение
Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/05/picture-944226-1504604299.jpg)
Методическая разработка урока по предмету Литература. Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».
При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/15/picture-1058097-1537034466.jpg)
Методическая разработка урока по геометрии по теме Решении задач по теме "Прямоугольник, ромб и квадрат" 8 класс
Основой для построения урока взята технология деятельностного подхода со следующими этапами урока: самоопределение к деятельности, организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задач...