Интегрированный урок (информатика+литература)
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Порошина Евгения Викторовна

Интегрированный урок по информатике и литературе "Пословицы и поговорки" предназначен для учащихся 6 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrir_urok_po_inform_i_liter.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по информатике и литературе

Порошина Е.В., учитель информатики

Беликова И.А., учитель русского языка и литературы

Тема: «Пословицы и поговорки»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний учащихся

Дидактическая модель обучения: репродуктивная

Педагогические средства, формы: сообщения учащихся, частично-поисковая форма, проблемная

Вид деятельности учащихся: индивидуальный, фронтальный, коллективный

Информационно-методическое обеспечение: компьютеры; интерактивная доска; «Информатика 5-6 класс» под ред. Н.В. Макаровой; В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова «Современные открытые уроки информатики»; «Литература 6 класс «Урок за уроком» Б.И. Турьянской; В.П. Полухина, С.Б. Шадрина «Поурочные планы»; «Энциклопедия для детей»; словари.

Межпредметные связи: информатика, литература, русский язык

Цели урока: Отработка технологии форматирования, редактирования текста средствами текстового процессора MS Word. Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Пословицы и поговорки». Развитие речи. Коррекция зрительного восприятия.

Ход урока

1.Организационный момент, психологический настрой (Класс повторяет за учителем) 
(1 слайд)

Я - это я. Во всем мире нет абсолютно такого как я.

Мне принадлежит все, что есть во мне: сознание, мысли, образы и чувства.

Я все смею, все могу и ничего не боюсь.

Если все трудности обрушатся на меня сразу, неожиданно, им все равно не сокрушить моей могучей воли.

Я все смею, все могу и ничего не боюсь. (На выбор учителя)

2. Интрига урока. Прежде, чем вы узнаете тему сегодняшнего урока, выполните следующее задание.

Задание 1 (2 слайд)

Открываем папку Пословицы – Восстановить предложения.doc.

Восстановите предложения, вставляя пропущенные прилагательные:

1. За (какой?) головой, как за каменной стеной. – читает ученик

Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

2. (Какое?) слово, что весенний день.

Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

3.(Какая?) книга - лучший друг.

Слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная.

4.(Какую?) дружбу и топором не разрубишь.

Слова: прочную, крепкую, хорошую.

Показать работу учителю.

Цель задания - помочь детям понять художественную речь, смысл которой воплощён в пословицах и поговорках.

Тема нашего сегодняшнего урока…(3 слайд).

3. Цели и задачи урока. (4 слайд)

Сообщения «Что такое пословицы».

4.Актуализация знаний. (5 слайд)

  1. Как называются программы для обработки текстовой информации?
  2. Какое устройство необходимо для работы с этой программой?
  3. Что такое редактирование документа?
  4. Какое устройство необходимо для распечатки созданного документа?
  5. Как открыть текстовый процессор?
  6. Отличие текстового процессора от текстового редактора.

5. Проверка домашнего задания. Работа за компьютером. Создайте документ MS Word в папке Пословицы на Рабочем столе. Запишите в нем высказывания писателей, ученых, видных общественных деятелей о пословицах и поговорках. Сохраните документ с именем Цитаты.doc (6 слайд)

  1. Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото! (А. С. Пушкин)
  2. Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. ( В. И. Даль)
  3. Народные пословицы и поговорки... служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу. ( Н. А. Добролюбов)
  4. Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а чувства много. ( Л. Н. Толстой)
  5. В простоте слова - самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги. ( А. М. Горький)

Учащиеся читают.

6. Формирование умений и навыков. Работа за компьютером.

Задание 2 (7 слайд)

Открываем папку Пословицы – Закрасить пословицы.doc.

1. Закрасить в одинаковые цвета начало и конец каждой пословицы. (8 слайд)

1. Будет зима…(всякий молод.)

2. Готовь сани летом... (будет и лето.)

3. В зимний холод... (а телегу зимой.)

Проверяю, что получилось. (9 слайд)

2. Отредактируйте, чтобы получились пословицы. (9 слайд, щелчок мыши)

Сравните то, что получилось у вас, с тем, что записано на доске.

Сообщение ученика. Пословицы отзываются на все случаи жизни, поэтому их так много. Когда ученые стали собирать и записывать пословицы, выяснилось, что их более тридцати тысяч!

Пословицы отражают различные чувства, характеризуют разных людей, хвалят и порицают, сочувствуют, а главное – учат, но не грубо, а мягко, ненавязчиво. В старину говорили: “Чему Ваня не научился, того Иван не выучит”. Понятно, что пословицы относятся к любому мальчику и любой девочке: упустишь золотое время, не узнаешь чего-нибудь — потом уж не наверстаешь.

А вот и следующее задание.

Задание 3 (слайд 10)

Откройте файл Синонимы.doc и одним словом попробуйте объяснить смысл некоторых пословиц. (Что такое синонимы?)

1. Долог день до вечера, коли делать нечего.         безделье

2. Собирай по ягодке — наберешь кузовок.        трудолюбие, терпение

3. Тише едешь — дальше будешь.        Осторожность

Проверка (сильным учеником)

Зарядка для глаз

Сообщение ученика (слайды 11, 12 презентации).

А теперь такое задание. Я прочитаю историю, а вы догадайтесь, на какую пословицу она придумана.

Бежал заяц от собак и ушел в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел еще лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, полез в чащу в овраге — и наскочил на волка. Волк схватил его. “Видно, правда, — подумал заяц, — что хотел лучше спрятаться и вовсе пропал. Было мне хорошо, хотел, чтобы было еще лучше. А ведь верно говорят, что ...”

Закончите историю подходящей пословицей. Запишите в файл «Синонимы» с нового абзаца эту пословицу. (От добра добра не ищут.). Закройте файл Синонимы.doc

Задание 4 (слайд 13)

1. Откройте файл Пословицы в ряд.doc (папка Пословицы) и ознакомьтесь с его содержимым:

Шило в мешке не утаишь. Не все коту масленица.

Кончил дело, гуляй смело. Готовь сани летом, а телегу -

Зимой.

Пар костей не

ломит.

Без труда не

выловишь и рыбку из пруда.

Не все

золото, что блестит. Слово - серебро, молчанье - золото.

Раньше встанешь - раньше работу кончишь. Цыплят по осени

считают.

Делу - время, потехе - час. Сначала подумай,

потом начинай. Семь раз примерь,

один раз отрежь. Работа страшна не рукам,

а глазам.

Дело

мастера

боится. От добра

добра

не ищут.

2. Отредактируйте содержимое файла так, чтобы каждая пословица занимала всего одну строку.

Сообщение ученика (слайд 14). Теперь мы поговорим о поговорках. Они очень похожи на пословицы, но кое-чем и отличаются. Во-первых, в пословице всегда выражается целая, законченная мысль, а в поговорке – только часть её. Во-вторых, пословица – всегда целостное предложение, а поговорка – только фрагмент его. Поговорку, как правило, легко заменить одним единственным словом. Поговорки тоже украшают нашу речь, делают её богатой, образной, интересной.

Задание 5 (слайд 15)

Открыть файл Объясни смысл.doc. В нем записаны несколько поговорок. Объясните их смысл (в скобках).

Работать спустя рукава. (Работать лениво, нехотя)

Клевать носом. (Дремать, засыпать)

Тянуть за уши. (Насильно заставлять что-то сделать)

Воды в рот набрать. (Упорно молчать)

Кусать локти. (Жалеть о несделанном, несбывшемся)

Зарубить на носу. (Хорошо запомнить)

6. Итог урока (слайд 16)

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Чему научились на уроке?
  3. Какие приемы форматирования, редактирования текста вы использовали?
  4. Помогают ли нам знания и умения, полученные на уроках информатики, в изучении других предметов?
  5. Нужны ли нам пословицы и поговорки?

7. Домашнее задание (слайд 17)

Творческая работа: Письменно ответьте на вопрос

Как вы понимаете пословицу “Чему Ваня не научился, тому Иван не научится”?

Если останется время (про запас), то дополнительное задание (слайд 18, дополнительный)

Задание.

Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:

1. Друг неиспытанный, что...

2. Дурную славу нажить, как...

3.За старой головой, как...

4.Красавица без ума, что...

5.Красна девка в хороводе, что...

6.Ласковое слово, что...

Сравнения для вставки: что кошелёк без денег; как за каменной горой; что орех не сколотый; как пить попросить; что маков цвет в огороде; что весенний день.

8. Выставление оценок за работу на уроке.

В течение урока проводится зарядка для глаз (для снятия зрительного напряжения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....

Фрагмент интегрированного урока «Мотивирующий импульс технологии интегрированного обучения на уроках английского языка и физической культуры»

Фрагмент бинарного внеурочного мероприятия, был подготовленн для регионального семина учителей инностранного языка...