Рабочие материалы для 5 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) по теме

Колясникова Наталья Николаевна

Все что необходимо для преподавания курса информатики в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ktp_5_klass.doc.zip12.82 КБ
Package icon super_fizkltminutka.swf_.zip1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Хангаласское районное управление образования»

МОУ «V-Мальжегарская средняя общеобразовательная школа»

МР «Хангаласский улус»

Утверждаю

Зам.директора по УВР

_____________Владимирова М.И.

«___»___________2009 г.

Календарно тематическое планирование

по Информатике и ИКТ в 5 классе

Составил: Мордовской Д.А.

Учитель информатики и ИКТ

с.Кытыл-Дюра

Пояснительная записка.

Настоящее календарно-тематическое планирование курса «Информатика» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень)  опубликованной  в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2005). 

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика» для 5 класса  предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Предмет "Информатика" для 5 классов призван сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график);  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

Программа рассчитана на 34-35 ч в год( 1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  1. Контрольных работ - 4
  2. Практических работ – 14
  3. Урок игра - 1

Программно-методический комплекс:

  1. Информатика 5 кл. Босова Л.Л.-М.Бином,2003
  2. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы)  5,6 кл.
  3. Рабочая тетрадь по информатике
  4. Плакаты.

Календарно-тематический план по предмету «Информатика»

в  5 классах на 2009-2010 учебный год

                                      Учебное пособие Л.Л. Босова и др. «Информатика » 5 класс

№ урока

Тема урока

Кол.

часов

 

  Тип урока

 

Цель урока


знания


умения

№ § по

учебнику (дом. задание)

Дата

проведения

план

факт

1

Информация – компьютер – информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Презентация: « Зрительные иллюзии», «Техника безопасности».

1

Урок ознакомления с новой темой

Познакомить учащихся с учебником;

Дать представление о предмете изучения.

Правила техники безопасности в кабинете информатики

Понятия: информатика, информация, данные

§ 1.1, 1.2

РТ №1, 2 (стр3)

3.09

2

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Презентация : «Компьютер на службе у человека».

1

Урок ознакомления с новой темой

Познакомить учащихся с устройством компьютера;

Сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работ с компьютером.

Понятия: процессор, оперативная память

Факты: устройство компьютера, устройства ввода и вывода информации и их назначение

Правила ТБ при работе на компьютерах

Назначение основных клавиш клавиатуры

§ 2.1, 2.2

РТ №1 (стр54)

10.09

3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура .Группы клавиш.

Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой.

1

Комбинированный урок

Закрепить знания учащихся об устройстве компьютера;

Познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в компьютер;

Изучить клавиатуру – важнейшее устройство ввода информации в компьютер.

Назначение основных клавиш клавиатуры

Вводить и редактировать текст в программе Блокнот

§ 2.3 (1, 2 )

РТ №6 (стр57), №10 (стр61), №11 (стр62)

17.09

4

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре).

1

комбинированный

Дать представление о принципе расположения букв на клавиатуре;

Познакомить учащихся с правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации.

Назначение основных клавиш клавиатуры

Вводить и редактировать текст в программе Блокнот

§ 2.3 ( 3 )

РТ №9 (стр60), №12 (стр63)

24.09

5

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

1

Комбинированный

Дать общее представление о программном обеспечении компьютера;

Ввести на интуитивном уровне понятие файла.

Понятия: программа, файл, Рабочий стол компьютера

Факты: структура Рабочего стола, назначение основных элементов Рабочего стола

§ 2.4

РТ №5 (стр57)

1.10

6

Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши.

Практическая работа №2. Осваиваем мышь.

Логическая игра «Пары»

1

Комбинированный урок

Ввести на интуитивном уровне первые понятия графического интерфейса – Рабочий стол, значок, ярлык.

Назначение управляющих кнопок меню

Открывать файлы и папки и выходить из них. Перетаскивать объекты с помощью мыши

Изменять размер окна. Сворачивать и восстанавливать окна

§ 2.5, 2.6

РТ №13 (стр64), №15 (стр65)

8.10

7

Главное меню. Запуск программ.

Практическая работа № 3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.

1

Комбинированный урок

Дать учащимся представление о компьютерных меню;

Познакомить их с возможностью запуска программ через главное меню.

Ввести понятие меню.

Запускать программу Блокнот, изменять размер окна

Сворачивать и восстанавливать окна

§ 2.7

РТ №16, №17 (стр65), №22,б(стр67)

15.10

8

Контрольная работа №1.

Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерным меню.

Интерактивные тесты: test1 - 1.xml, test1 – 2.xml; файлы для печати: тест1_1.doc, тест1_2.doc

1

Комбинированный урок

Проверить знания учащихся по устройству компьютера и основам  пользовательского интерфейса;

Расширить представления учащихся о меню и управлении компьютером с помощью меню.

Запускать программу WordPad

Выполнять отдельные команды с помощью меню

Вызывать контекстное меню объекта

Пользоваться справочной системой программы WordPad

§ 2.8

-

22.10

9

Действия с информацией. Хранение информации.

Презентация «Хранение информации».

Логическая игра «Пары»

1

Урок изучения нового материала

Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах);

Раскрыть суть информационного процесса хранения информации.

Факты: действия с информацией (информационные процессы)

Приводить примеры действий с информацией

§ 1.2, 1.3

РТ №4 (стр5)

29.10

10

Носители информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Презентация «Носители информации»

1

Комбинированный урок

Дать учащимся представление о древних и современных носителях информации;

Показать разнообразие носителей информации.

Понятия: носитель информации

Факты: виды памяти

§ 1.4

РТ №3 (стр4)

12.11

11

Передача информации .

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

Презентация «Средства передачи информации»

1

Комбинированный урок

Дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации;

Ознакомить Учащихся со схемой передачи информации.

Факты: способы передачи информации

§ 1.5

РТ №6 (стр12), №7 (стр 13-14)

19.11

12

Кодирование информации.

Презентация «В мире кодов».

1

Урок изучения нового материала

Познакомить учащихся многообразие окружающих человека кодов;

Отметить роль кодирования информации.

Факты: способы кодирования информации

Понятия: код, кодирование

Декодировать информацию

§ 1.6

РТ № 14-19 (стр17-23)

26.11

13

Формы представления информации.

Метод координат.

Игра «Морской бой»

1

Урок - игра

Систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

Объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;

Познакомить учащихся с методом координат.

Понятие диаграмма

Факты: способы наглядного представления информации

Строить диаграммы

§ 1.7, 1.8

РТ № 31-32 (стр30), №34 (стр32-37)

3.12

14

Текст как форма представления информации.

Презентация «Текст: история и современность» (часть 1)

1

Урок изучения нового материала.

Углубить представление учащихся о формах представления информации;

Акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации.

Понятие диаграмма

Факты: способы наглядного представления информации

Строить диаграммы

§ 1.9

РТ №10-12 (стр16), №35 (стр38)

10.12

15

Табличная форма представления информации.

1

Урок изучения нового материала.

Акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;

Дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.

Преобразовывать информацию по заданному правилу

§ 1.10

РТ № 37, 38 (стр39)

17.12

16

Наглядные формы представления информации.

Контрольная работа №2

Интерактивные тесты: test2-1.xml, test2-2.xml; файлы для печати: тест2_1.doc, тест2_2.doc

1

Комбинированный урок

Подчеркнуть роль наглядных форм представления информации;

Осуществить проверку учащихся по всей теме.

Понятие диаграмма

Факты: способы наглядного представления информации

Строить диаграммы

§ 1.11

РТ №42 (стр41)

24.12

17

Обработка информации.

Практическая работа №5.

Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор

1

Комбинированный урок

Дать учащимся представление о процессе обработки информации, о двух типах обработки информации;

Расширить представление о компьютере как инструменте обработки числовой информации.

Запуск калькулятора Windows

Понятия: процессор, оперативная память, меню,

Назначение основных клавиш клавиатуры, назначение устройств компьютера

Назначение управляющих кнопок окна

Запускать программу Калькулятор

Производить вычисления с помощью Калькулятора Windows

§ 1.12

РТ №37 (стр73)

14.01

18

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №6. Вводим текст.

Презентация «Текст: история и современность» (часть 2)

Файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf

1

Комбинированный урок

Дать учащимся представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах;

Ввести понятие документ.

Понятие текстовый редактор

Интерфейс и запуск программы WordPad

Запускать программу WordPad, вводить текст, сохранять в памяти компьютера

§ 2.9 (1)

РТ №38, 39 (стр74), №33 (стр31)

21.01

19

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №7. Редактируем текст

Файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf

1

Комбинированный урок.

Расширить представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации;

Дать представление о возможностях редактирования текста как наиболее важном изменении в технологии подготовки текстовых документов.

Понятие текстовый редактор

Интерфейс и запуск программы WordPad

Запускать программу WordPad, вводить текст, сохранять в памяти компьютера

§ 2.9 (2)

РТ №40-43 (стр75-77), №45 9стр79)

28.01

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста

Файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf

1

Комбинированный урок.

Дать представление о фрагменте текстового документа;

Расширить представления и сформировать навыки учащихся по редактированию текста.

Понятие текстовый редактор

Интерфейс и запуск программы WordPad

Редактировать тексты: вставлять и удалять буквы, разрезать и склеивать строчки

§ 2.9 (2)

РТ №46-48 (стр79-81)

4.02

21

Редактирование текста. Поиск информации.

Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.

Файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf

1

Комбинированный урок.

Расширить представления учащихся по редактированию документов;

Акцентировать внимание на поиск информации как разновидности обработки информации.

Выделять фрагмент текста, копировать выделенный фрагмент в буфер, вставлять фрагмент из буфера в нужное место теста, заменять один фрагмент текста на другой.

Распечатывать текстовые файлы

§ 2.9 (2),

1.13 (2)

№7 стр52, РТ №44 (стр78)

11.02

22

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

1

Урок изучения нового материала.

Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей ее содержания;

Дать самое общее представление о систематизации информации.

§ 1.13 (1)

РТ №43 (стр45), №44-47 (стр 46-48)

18.02

23

Форматирование – изменение формы представления документов.

Практическая работа №9. Форматируем текст.

Файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf.

1

Комбинированный урок.

Дать представление об этапе формирования при подготовке документов на компьютере;

Расширить представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации.

Понятие форматирование текста

Форматировать текст: изменять размер шрифта, тип шрифта, начертание шрифта, изменять цвет шрифта, применять различные варианты выравнивания абзацев текста

§ 2.9

РТ №49 (стр82), №50 (стр83)

25.02

24

Кодирование как изменение формы представления информации.

Компьютерная графика.

Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора.

Файлы: Подкова.bmp, Многоугольники.bmp

1

Комбинированный урок.

Обобщить представления учащихся об этапах создания текстовых документов;

Расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы ее представления за счет графики;

Акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.

Факты: способы кодирования информации

Понятия: код, кодирование

Декодировать информацию

§ 2.10 (1),

 1.13

РТ №51-52 (стр 84)

4.03

25

Инструменты графического редактора.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать.

Файлы: Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp; образцы выполнения заданий – файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp  

1

Комбинированный урок.

Систематизировать представления учащихся об обработке информации, состоящей в изменении формы ее представления без изменения содержания;

Закрепить навыки работы в графическом редакторе Paint.

Факты: способы кодирования информации

Понятия: код, кодирование

Декодировать информацию

§ 2.10 (2)

РТ №55-56 (стр 86-87)

11.03

26

Обработка графической информации.

Практическая работа №11.Начинаем рисовать.

Контрольная работа №3.

Интерактивные тесты test3-1.xml,  test3-2.xml; файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc;образец выполнения задания – файлы Змей.bmp, Букашка.bmp

1

Комбинированный урок.

Дать учащимся представление об устройствах ввода графической информации;

Расширить представления учащихся о возможностях графического редактора;

Проверить качество усвоения изученного материала.

Понятия: сканер, графический планшет

Создавать надписи с помощью инструмента Надпись, одновременно работать с двумя приложениями

Вставлять созданный редактор в WordPad

§ 2.10 (2)

-

18.03

27

Обработка текстовой и графическое информации.

Практическая работа  №12. Создаем комбинированные документы.

Образец выполнения задания – файл Билет.bmp

1

Комбинированный урок.

Повторить материал, касающийся создания информационных объектов средствами текстового процессора и графического редактора;

Познакомить учащихся с приемами создания комбинированных документов;

Дать представление об одновременной работе в двух приложениях.

Создавать надписи с помощью инструмента Надпись, одновременно работать с двумя приложениями

Вставлять созданный редактор в WordPad

§ 2.9, 2.10

РТ №53 (стр85)

8.04

28

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа№5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор

1

Комбинированный урок.

Углубить представления о задачах обработки информации;

Познакомить учащихся с преобразованием информации по заданным правилам как одним из способов обработки информации, ведущих к получению нового содержания, новой информации.

Запуск калькулятора Windows

Понятия: процессор, оперативная память, меню,

Назначение основных клавиш клавиатуры, назначение устройств компьютера

Назначение управляющих кнопок окна

Запускать программу Калькулятор

Производить вычисления с помощью Калькулятора Windows

§ 1.14 (1)

РТ № 49 (стр49)

15.04

29

Преобразование информации путем рассуждений.

Практическая работа  №13. Работаем с графическими фрагментами.

Презентация «Задача о напитках».

Файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp

1

Комбинированный урок.

Расширить представления о задачах обработки информации;

Дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработке информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.

Понятие графический редактор

Запуск и интерфейс Paint

Запускать ГР Paint, создавать графические изображения, сохранять их в памяти компьютера



Прорабатывать мелкие детали рисунка с помощью инструмента Масштаб

§ 1.14 (2), 2.10

РТ № 39-40 (стр 40), №57 (стр87)

22.04

30

Разработка плана действий  его запись.

Логическая игра «Переливашки»

1

Урок изучения нового материала.

Дать учащимся представление о разработке плана действий как одном из возможных результатов решения информационной задачи;

Показать некоторые формы записи плана действий.

§ 1.14 (3)

РТ №53 (стр52)

29.04

31

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Переправа»

1

Урок изучения нового материала.

Закрепить представления учащихся о задачах обработки информации;

Расширить представления о способах записи плана действий.

§ 2.11

№10 стр62(учеб), РТ №52 (стр51), №54 (стр53)

6.05

32

Контрольная работа №4.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему (начало)

Интерактивные тесты: test4-1.xml, test4-2.xml; файлы для печати тест4_1.doc, туст4_2.doc; образец выполнения задания – файл Морское дно.ppt

1

Урок проверки знаний.

Обобщить материал, касающийся получения новой информации;

Проверить уровень усвоения основных теоретических положений, изученных в течение учебного года;

Дать представление о простейших способах создания движущихся изображений.

Выделять часть рисунка, перемещать, копировать, удалять фрагмент рисунка, преобразовывать фрагмент рисунка

§ 2.11

-

13.05

33

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему (завершение)

Образцы выполнения заданий – файлы Св_тема1.ppt, Св_тема2.ppt, Св_тема3.ppt, Лебеди.ppt

1

Комбинированный урок.

Закрепить навыки обработки крафической информации;

Дать представление о программном средстве для создания движущихся изображений.

Создавать презентацию на свободную тему

§ 2.11

-

20.05

34 -36

Резерв учебного времени.

Повторение.

3

Урок обобщения и закрепления полученных знаний.

Обобщить и закрепить знания полученные на уроках.

Создавать презентацию на свободную тему

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...

Рабочие материалы к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева «История крепостного мальчика»: тема «История глазами ребенка»

В данных материалах представлена краткая разработка к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева "История крепостного мальчика".  Разработка сопровождается презентацией. На примере данно...

Рабочие материалы по русскому языку и литературе 5, 7-9 классы на 2014-2015 учебный год.

Рабочие программы по русскому языку 5класс по программе Рыбченковой, остальные по программе Ладыженской. рабочие программы по литературе по программе Коровиной....

Гоголь Н.В. Комедия "Ревизор". Презентации и рабочие материалы к урокам литературы в 8 классе.

1. Урок- викторина на лучшего читателя   комедии  Н.В. Гоголя  "Ревизор". Рабочие материалы, иллюстрации, вопросы и ответы в форме презентации. 2. Чиновники города N. Презентация ...

Рабочие материалы по ОБЖ 7-11 классы

Рабочие материалы по ОБЖ 7-11 классы...

Рабочие материалы к экономическому практикуму 1 год обучения на основе материалов учебно-методического пособия Т.Н.Стариченко

Переработанные рабочие материалы к экономическому практикуму 1 год обучения на основе материалов учебно-методического пособия Т.Н.Стариченко...