Виды одаренности и их развитие во внеурочной деятельности по информатике (из опыта работы)
статья по информатике и икт по теме

Носкова Лариса Викторовна

Тема детской одаренности является приоритетной среди самых актуальных направлений современного образования.

Каждому педагогу, работающему с талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный банк данных на одарённого ученика, включая сведения о его здоровье, который послужит руководством к последующим действиям, для разработки педагогических технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВИДЫ  ОДАРЕННОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ

(из опыта работы)

Носкова Лариса Викторовна

учитель информатики МБОУ СОШ №2,

г.Алейска Алтайского края

Аннотация

Тема детской одаренности является приоритетной среди самых актуальных направлений современного образования.

Каждому педагогу, работающему с талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный банк данных на одарённого ученика, включая сведения о его здоровье, который послужит руководством к последующим действиям, для разработки педагогических технологий.

Современные трактовки одаренности позволяют выделить следующие ее виды:

1. Интеллектуальная одаренность (предметно-академическая, научно-исследовательская, научно-техническая, проектно-инновационная);

2. Коммуникативная одаренность (организационно-лидерская, ораторская);

3. Художественно-творческая одаренность (литературно-поэтическая, хореографическая, сценическая, музыкальная, изобразительная);

 «Учитель, подготовь себе ученика,

у которого сам сможешь учиться».

/Сократ/

Тема детской одаренности является приоритетной среди самых актуальных направлений современного образования. Информатика является, именно таким предметом, который как никакой другой предоставляет ребёнку раскрыть свои способности, реализовать себя творчески и интеллектуально.

Что же такое одаренность? Какой ребенок считается одаренным? Каждый ли ребенок одарен? Существует много определений и трактовок одаренности. Одаренность — это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей. В современной трактовке одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики. Качества психики даются раз и навсегда, их не изменить, а можно лишь корректировать. Только творческий и увлеченный учитель может воспитать компетентную личность, способную воплотить в жизнь свои мечты и стремления. Ведь одаренные дети — это золотой фонд общества.

В работе с одарёнными детьми имеются риски, основное правило в работе учителя — «Не навреди». Поэтому, каждому педагогу, работающему с талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный банк данных на одарённого ученика, включая сведения о его здоровье, который послужит руководством к последующим действиям, для разработки педагогических технологий.

Современные трактовки одаренности позволяют выделить следующие ее виды:

1. Интеллектуальная одаренность (предметно-академическая, научно-исследовательская, научно-техническая, проектно-инновационная);

2. Коммуникативная одаренность (организационно-лидерская, ораторская);

3. Художественно-творческая одаренность (литературно-поэтическая, хореографическая, сценическая, музыкальная, изобразительная);

Такая классификация различных видов одаренности позволяет предположить, что каждый ребенок одарен в какой либо области. И развитие одаренности зависит от условий, созданных для ребенка и в семье, и в школе. Очень многое зависит от внимательности, чуткости, грамотности педагога. Моя цель работы с одаренными детьми — это личностное развитие и успешность каждого ученика. Для этого необходимо определить, где именно «прячется» одаренность каждого ребенка.

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:·принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать».

Свою работу с детьми веду по направлениям: интеллектуальная одаренность — веду исследовательскую деятельность, учащиеся принимают участие в научно-практической конференции «Старт  в будущее»,  конкурсе реферативных работ «Шаг в будущее», участвуем в предметных олимпиадах городского и краевого уровня,  конкурсе «КИТ». Также в системе проводятся индивидуально-групповые занятия по предмету,  интегрированные уроки: физика и информатика, информатика и экономика. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

 Ежегодно проводим предметную неделю математики, физики и информатики в школе, к участию в которой вовлекаем почти всех учеников. Это и выпуск газет, кроссвордов, при создании которых более углубленно изучается программа профессиональной верстки Page Maker, графический редактор PhotoShop. На страницах газеты освещается жизнь школы, обсуждаются школьные проблемы, рассматриваются различные мнения и взгляды. Организация деятельности школьной видеостудии также привлекает внимание одаренных детей. При создании фильмов ребята изучают этапы создания фильма, сочиняют стихи, работают над дикцией, ну и то, что радует больше всего учителя — расширяют свои познания в области информационных технологий: знакомятся с программами Movie Maker, более сложной — Pinnacle Studio, ну и пробуют профессиональные программы Adobe Premier.

По второму направлению — коммуникативная одаренность — проводим в классах игровые уроки: деловые игры, соревнование, КВН, урок-расследование, Брей ринг, урок-викторина, чтобы все желающие смогли попробовать свои силы. Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских работ, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.

Так же развиваем ораторские способности — на уроках информатики читаем доклады, защищаем рефераты и научные работы. По третьему направлению — художественно-творческая одаренность — учащиеся принимают участие в ежегодном городском конкурсе рисунков, плакатов  с использованием программы Macromedia Flash, где любой пользователь может работать в качестве художника, аниматора, веб-мастера и программиста одновременно. Еще одним плюсом этой программы является то, что для работы во Flash не обязательно иметь какой-либо опыт в профессиональном программировании.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Предполагаемые результаты:

  • увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;
  • создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости;
  • использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
  • количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, НПК);
  • качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;
  • создание индивидуальных образовательных программ;
  • обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.

В заключении хочется сказать, что наше время — время перемен. И становится очень актуальным то, что, выйдя из стен школы в большой мир, молодые современные люди должны быть адаптированы к этому миру, а мы, педагоги, должны им в этом помочь. Человек может прожить всю свою жизнь и даже не подозревать о тех возможностях, которые заложены в него природой. Он может не раскрыться в семье, а может не раскрыться в школе. Моя задача как педагога помочь ребятам найти и понять себя. Ведь одаренность — это и исключение, и правило,  и каждый человек одарен.

Хочется пожелать всем учителям творчества в работе, такого творчества о котором написал Торренс: «Творчество — это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку и петь  в собственном ключе».

Список литературы

  1. http://www.pedagog.by/metod.html
  2. http://www.google.com.by/
  3.  http://www.openclass.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".

В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам.  НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...

Формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В презентации показаны различные формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности...

«Английский – в мире сказок» Драматизация сказки как средство развития УУД во внеурочной деятельности младших школьников. (из опыты работы Ткачевой Л.А.)

В статье даны особенности подготовки драматизации сказок в начальной школе во внеурочной деятельности....

Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Представленный опыт позволяет увидеть успехи, проблемы и пути их решения....

Обобщение опыта работы по теме "Индивидуальный подход в процессе внеурочнй деятельности по информатике"

В сообщении раскрыты особенности применения индивидуального подхода при реализации курса внеурочной деятельности по предмету "Информатика"...

Работа с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В работе рассматриваются теоретические аспекты одаренности,а так же вопросы личного опыта по работе с одаренными...

Проект «Интеллектуальная деятельность как увлечение» (из опыта работы с одаренными детьми )

Презентация «Интеллектуальная деятельность как увлечение» (из опыта работы с одаренными детьми )...