Программа «Информационные технологии» предназначена для учащихся 2 классов для организации внеурочной деятельности при реализации БУП ОУ РФ ФГОС второго поколения
рабочая программа по информатике и икт по теме

Копылова Ольга Викторовна

Программа рассчитана на 34 часа во 2 классах, включена в общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Программа ориентирована на формирование элементов пооперационного стиля мышления учащихся, практическую работу с обучающей и развивающей информацией, позволяет стимулировать познавательные интересы, способствует развитию логического и ассоциативного мышления, а также пространственного воображения и зрительной памяти учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_2012_vneurochka.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция учебного предмета «Информатика»  определяет три уровня обучения информатике. Первый уровень предполагает формирование информационной культуры  в рамках дополнительного образования.

Программа «Информационные технологии» предназначена для учащихся 2 классов для организации внеурочной деятельности при реализации БУП ОУ РФ ФГОС второго поколения и на основе примерной программы в сборнике примерных программ серии стандарты ФГОС.

Программа рассчитана на 34 часа во 2 классах, включена в общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Программа ориентирована на формирование элементов пооперационного стиля мышления учащихся, практическую работу с обучающей и развивающей информацией, позволяет стимулировать познавательные интересы, способствует развитию логического и ассоциативного мышления, а также пространственного воображения и зрительной памяти учащихся.

Осваивая компьютер в младших классах, учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами  на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения.

Главная цель: данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основные задачи программы:

  • развитие умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для начальных классов;
  • формирование умений составлять алгоритмы при решении игровых ситуативно-образных задач;
  • формирование устойчивого познавательного интереса к обучению;
  • формирование умений и навыков работы с мышью и клавиатурой при работе за компьютером.

Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, занятия-сказки, путешествия, конкурсы, викторины и т.п. Основные методы – это  познавательные игры: ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждают учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение  мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности учащихся на уроке.

Игровые методы обучения, способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе, стимулируют интерес к изучаемым предметам.


Обучающие компьютерные программы.

2 класс.

1. Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс].  – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.

Литература

Для учителя

  1. Агафонова, И. Учимся думать. Сборник занимательных логических задач, тестов и упражнений. – Санкт-Петербург: МиМ-экспресс, 1996.
  2. Поурочные разработки занятий  курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”
  3. Журнал «Практические советы учителю».
  4. Журнал «Региональная школа управления»

Для ученика

1. Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”. Рабочая тетрадь для 2 класса: Ч.1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 20011 г..

Оборудование

  1. Проектор
  2. Интерактивная доска.
  3. Компьютер с операционной системой Windows 7 или XP.
  4. Программы и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ

(34 часа, 1 час в неделю)

1. Повторение изученного материала (3 часа)

Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.  Компьютер и его основные устройства. Системный блок. Клавиатура. Работа на клавиатуре.

2. Текстовый редактор WordPad (7 часов)

Знакомство с текстовым редактором WordPad. Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту. Создание и сохранение текстового документа.

3. Графический редактор Paint (4 часа)

Работа в графическом редакторе Paint. Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры. Создание рисунка. Копирование рисунка.

4. Логика (20 часов)

Информация, виды информации, способы представления информации. Зеркальное отражение. Симметрия. Массивы, работа с массивами. Множества. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств. Алгоритм. Ветвление алгоритма, способы представления алгоритма. Порядок действий, запись алгоритма. Исполнитель. Система команд.

№ п/п

Тема

Характеристика содержательной линии

Планируемые результаты

1

Повторение изученного материала (3 часа)

Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.

Предметные:

- знать правила поведения в компьютерном классе

2

Компьютер и его основные устройства. Системный блок.

Предметные:

- знать что такое компьютер и виды компьютеров;

- уметь различать компьютеры

3

Клавиатура. Работа на клавиатуре.

Предметные:

−        работать с клавишами на клавиатуре.

4

Текстовый редактор WordPad (7 часов)

Знакомство с текстовым редактором WordPad.

Предметные:

−        правильно перемещать мышь по коврику;

−        управлять указателем мыши;

- знать элементы текстового редактора;

- уметь набирать простой текст;

- знать основные элементы текстового документа:

- выделять и копировать текст или часть текста;

Личностные: поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.

Метапредметные:

- уметь применять полученные знания в других школьных предметах;

- составлять простой документ.

Предметные:

- уметь определять понятия вверх, вниз, влево, вправо.

Личностные:

- выполнять простые действия с текстовым документом;

- набирать текст в соответствии с требованиями;

5

Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту.

6

Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту.

7

Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту.

8

Создание и сохранение текстового документа.

9

Создание и сохранение текстового документа.

10

Создание и сохранение текстового документа.

11

Графический редактор Paint (4 часа)

Работа в графическом редакторе Paint..

Предметные:

– умение планировать последовательность действий для достижения какой - либо цели, а также решения широкого класса задач, описание последовательности действий.

Личностные: поиск закономерностей,  развитие творческого воображения.

Метапредметные:  обучение решению простейших типовых задач из различных областей.

12

Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры.

13

Создание рисунка. Копирование рисунка.

14

Создание рисунка. Копирование рисунка.

15

Логика (20 часов)

Информация, виды информации, способы представления информации.

Предметные: - развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике; иметь первоначальные представление о способах получения информации.

Личностные: поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения.

Метапредметные:  - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

16

Информация, виды информации, способы представления информации.

17

Информация, виды информации, способы представления информации.

18

Информация, виды информации, способы представления информации.

19

Информация, виды информации, способы представления информации.

20

 Зеркальное отражение

Предметные: акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

Личностные: поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения.

Метапредметные: - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

21

Симметрия

22

Симметрия

23

Массивы, работа с массивами

24

Массивы, работа с массивами

25

Множества

Предметные: акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

Личностные: поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения.

Метапредметные: - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

26

Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств

27

Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств

28

Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств

29

Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств

30

Алгоритм

Предметные: умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

Личностные: поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения.

Метапредметные: - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

31

Ветвление алгоритма, способы представления алгоритма

32

Порядок действий, запись алгоритма

33

Исполнитель

34

Система команд


Календарное планирование

№ п/п

Раздел

сроки

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Повторение изученного материала (3 часа)

3.09

1. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.  Компьютер и его основные устройства.

1

Анимация «Основные устройства (системный

блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение»

10.09

2. Системный блок. Клавиатура

1

Анимация «Основные устройства (системный

блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение»

17.09

3. Работа на клавиатуре

1

Тренажер «Тренировка набора символов».

2

Текстовый редактор WordPad (7 часов)

24.09

4. Знакомство с текстовым редактором WordPad

1

Анимация «Приемы работы с текстом».

1.10

5. Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац

1

Анимация «Приемы работы с текстом».

8.10

6. Основные элементы текстового документа: перемещение по тексту

1

Тренажер «Тренировка набора символов». Работа в WordPad

15.10

7. Создание и сохранение текстового документа

1

Тренажер «Тренировка набора символов». Работа в WordPad

22.10

8. Создание и сохранение текстового документа

1

Тренажер «Тренировка набора символов». Работа в WordPad

12.11

9. Создание и сохранение текстового документа

1

Тренажер «Тренировка набора символов». Работа в WordPad

19.11

10. Создание и сохранение текстового документа

1

Тренажер «Тренировка набора символов». Работа в WordPad

3

Графический редактор Paint (4 часа)

26.11

11. Работа в графическом редакторе Paint

1

Игра «Раскраска с помощью контекстного меню».

3.12

12. Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры

1

Игра «Раскраска с помощью контекстного меню».

10.12

13. Создание рисунка

1

Работа в редакторе

17.12

14. Копирование рисунка

1

Работа в редакторе

4

Логика (20 часов)

24.12

15. Информация, виды информации

1

Упражнение «Выделение предметов по общим признакам».

14.01

16. Информация, виды информации

1

Упражнение «Выделение предметов по общим признакам».

21.01

17. способы представления информации

1

сосчитай предметы,  найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета

28.01

18. способы представления информации

1

сосчитай предметы,  найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета

4.02

19. способы представления информации

1

сосчитай предметы,  найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета

11.02

20. Зеркальное отражение

1

сосчитай предметы,  найди различия

18.02

21. Симметрия

1

сосчитай предметы,  найди различия

25.02

22. Симметрия

1

сосчитай предметы,  найди различия, дорисуй картинку

4.03

23. Массивы, работа с массивами

1

хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры

11.03

24. Массивы, работа с массивами

1

хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры

18.03

25. Множества

1

хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры

1.04

26. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств

1

хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры

8.04

27. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств

1

хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры

15.04

28. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств

1

обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву.

22.04

29. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств

1

обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву

29.04

30. Алгоритм

1

обведи рисунок по точкам, напиши алгоритм

6.05

31. Ветвление алгоритма, способы представления алгоритма

1

обведи рисунок по точкам, напиши алгоритм

13.05

32. Порядок действий, запись алгоритма

1

обведи рисунок по точкам, напиши алгоритм

20.05

33. Исполнитель

1

разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте

27.05

34. Система команд

1

разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте

Итого

34


Планируемые результаты

Предметные: развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какойлибо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

Учащиеся должны иметь первоначальные представление:

  • О правилах безопасности в кабинете информатики,
  • Об областях применения компьютеров,
  • О способах получения информации.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч;
  • включать и выключать компьютер;
  • правильно перемещать мышь по коврику;
  • управлять указателем мыши;
  • работать с клавишами управления курсора на клавиатуре;
  • загружать обучающую программу;
  • осуществлять выход из программы.

Метапредметные: расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент делается на умении приложения даже самых скромных знаний;

Личностные: создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).


Упражнения для глаз

 На счет 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1-6 раскрыть глаза.

 Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.

 Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх–влево–вниз–вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.

 Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счет 1-4 – вверх, на счет 1-6 – прямо; затем так же вниз–прямо, вправо–прямо, влево–прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счет 1-6.

 Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же не глядя, на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.

 «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.

 Перемещать взгляд по траектории, изображенным на больших плакатах: по восьмерке, по часовой стрелке и против.

Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность тренировки глаз должна равняться 2 минутам. Зрительная гимнастика поможет восстановить состояние органов зрения и предупредить их утомление.

Общеукрепляющие упражнения

1. Исходное положение (и.п.): ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 – встать на носки, руки вверх–наружу, потянуться вверх за руками, на счет 3-4 – руки дугами в стороны вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Тем быстрый.

2. И.п. – ноги врозь, руки вперед: на счет 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину; на счет 2 – о.с.; на счет 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

3. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – согнуть правую ноги и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу: на счет 2 – приставить ногу, руки вверх наружу; на счет 3-4 – то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

4. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад; на счет 2 – локти вперед; на счет 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

5. И.п. – ноги врозь, кисти в кулаках. На счет 1 – мах левой рукой назад, правой вверх–назад; на счет 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

6. Сесть на стул. На счет 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, правой вверх–назад; на счет 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

7. Встать прямо или сесть на стул, руки на поясе. На счет 1-2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо; на счет 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

8. Сесть на стул, руки на пояс. На счет 1 – повернуть голову направо; на счет 2 – голову прямо. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

9. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – поднять плечи как можно выше с напряжением; на счет 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

10. И.п. – ноги вместе, руки согнуты перед грудью. На счет 1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками; на счет 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

11. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – руки свободным махом в стороны, слегка прогнуться; на счет 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки, скрестив их перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

12. И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх; на счет 3-4 – о.с.; на счет 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения

24 октября 2012 года в МБОУ СОШ с. Георгиевка района имени Лазо Хабаровского края прошёл районный семинар учителей химии, биологии и математики, на котором я выступала с мастер-классом по теме "Технол...