Системы счисления
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Дегтярева Елена Михайловна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemy_schisleniya.doc58 КБ
Office presentation icon sistemy_schisleniya.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок информатики  по теме:  «Системы счисления». Повторение.

29.10.2012

Цель: закрепление знаний о представлении числовой информации в компьютере.

Задачи:

Образовательная: умение переводить число из одной системы счисления в другую.

Развивающая: развитие мышления учащихся при помощи логических задач.

Воспитательная: воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашней работы.
  3. Решение задач.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход работы.

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Вы готовы к урок? У вас на столе тетрадь, ручка, учебник, дневник.

Проверка домашней работы.

Ребята на прошлом уроке я вам раздавала карточки с задачами, вы должны были их решить дома. Сейчас вы проверите правильность выполнения этих задач и сами себя оцените, всё внимание на экран (слайд с решением задач).

№ 1.  На солнышке греются воробьи. На нижней ветке было  1102, на верхней, на два меньше. Сколько всего было воробьев?

1102=22*1+21*1+20*0=4+2+0=6 (воробьев на нижней ветке)

6-2=4 (на верхней ветке)

№ 2.В комнате веселились 1425 мухи. Иван Иванович открыл форточку и, размахивая полотенцем, выгнал из комнаты 225 мухи. Но прежде, чем он успел закрыть форточку, 213 мухи вернулись обратно. Сколько мух теперь веселится в комнате?

142– 22+ 21= (1*5+ 4*5+ 2*50) – (2*5+ 2*50) + (2*3+ 1*30) = (25 + 20 + 2) – (10 + 2) + (6 + 1) = 47 – 12 + 7 = 42          Ответ: 42 мухи.

II. Актуализация знаний.

Ребята, кто мне поможет разобраться? Я столкнулась с непонятным стихотворением. Сейчас я вам зачту отрывок этого стихотворения, вы его  послушайте внимательно и мы попробуем вместе разобраться, возможно, это или нет:

Она в 101 класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила.

Все это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног

Она шагала по дороге.

Как вы думаете, возможно это? (дети должны догадаться, что числа записаны в двоичной системе счисления, их нужно перевести в десятичную систему счисления). Кто мне скажет, какая у нас сегодня тема урока? Молодцы ребята.

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал. Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий.

III. Работа по теме урока.

 Для начала мы должны ответить  на вопросы. Итак, сейчас блиц-опрос.

  1. Информация в ЭВМ кодируется … (в двоичной системе счисления).
  2.  Двоичная система счисления имеет основание (2).
  3.  Система счисления – это… (совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов).
  4.  Системы счисления делятся на …  (Непозиционная – система счисления  в которой количественный  эквивалент  каждой цифры не зависит от ее  положения (позиции) в  ряду  других цифр, изображающих число. Позиционная - системы, в которых значение каждой цифры  в изображении числа зависит от ее положения (позиции)  в ряду других цифр, изображающих число).
  5.  Для записи чисел в системе счисления с основанием 8 используют цифры … (от 0 до 7).
  6.  Для записи чисел в системе счисления с основанием 16 используют цифры … (от 0 до 9 и буквы А, В, С, D, E, F).
  7.  Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа:

               А) 12 (р = 3)
              Б) 28 (р = 9)

8. Назовите наибольшее двузначное число для следующих систем счисления:

А) двоичной (11)
В) восьмеричной (77)

Ребята, давай те сейчас вспомним, как же мы переводим числа из двоичной системы счисления в десятичную (учитель спрашивает одного ученика и демонстрирует слайд с развернутой формулой). Сейчас мы с вами попробуем решить задачи.

1. Определите четное число или нечетное:

а) 101б) 1102 в)10012 г) 1002

Сформулируйте критерий четности в двоичной системе.

Ответ: четное число в двоичной системе счисления оканчивается на 0, а нечетное – на 1.

а) 1012 = 510 ; б) 110= 610 ; в) 10012 = 910 ; г) 1002 = 410

2. Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок.

Возможно ли это? Обоснуйте ответ.

Ответ: Да, если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления:

11= 1× 20 + 1× 2 1= 310;

1102 = 0× 20 + 1× 2+ 1× 22 = 2 + 4 = 610

3. Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро?

Подсказка: 1100100 (100)

4. Сколько глаз у пиявки?

Подсказка: 1010 (10)

5.  У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший брат учится в 1001 классе. Может ли такое быть?

Решение.

Двоичная система счисления.

100= 1*2+ 0*2+ 0*2= 4

1000= 1*2+ 0*2+ 0*2+ 0*2= 8

1111= 1*2+ 1*2+ 1*2+ 1*2= 15

1001= 1*2+ 0*2+ 0*2+ 1*2= 9

Ответ: 4 брата, младшему 8 лет, старшему 15. Старший брат учится в 9 классе

Ребята, давайте сейчас вернемся к нашему стихотворению, разберемся в какой же все-таки она класс ходила, сколько учебников носила. У вас на столах листок с отрывком этого стихотворения. Давайте переведем эти двоичные числа в десятичную систему счисления.

IV. Самостоятельная работа.

Молодцы, мы с вами разобрались с этими сложными задачами, и теперь я уверенна, что вы справитесь с самостоятельной работой. Взяли листочки, подписали их и преступили к выполнению этой работы. У вас 7 минут.

Вариант № 1

  1. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную:
    24
    10= 110002
  2. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную:

1010112=4310

Вариант № 2

  1. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную:
    27
    10=110112
  2. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную:
    110010
    2=5010

Сейчас вы должны поменяться своими листочками и проверить работы друг друга, выставляя оценки. Внимание на экран (слайд с ответами).

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

VI.  Домашнее задание. Раздаточный материал (кроссворд)

Домашняя работа

Задание:

Перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную.

По горизонтали:                                                По вертикали:

1.     33                                                        1.   42

4.     49                                                        2.   32

5.     11                                                        3.   62

6.     51                                                        4.   7

9.     63                                                        7.   31

11.   13                                                        8.   57

10.    15

Самостоятельная работа

Вариант № 1

  1. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную:
    24
    10
  2. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную:

101011

Самостоятельная работа

Вариант № 2

  1. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную:
    27
    10
  2. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную:
    110010

Раздаточный материал:

Она в 101 класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила.

Все это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге .

Она в 101 класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила.

Все это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге .

Она в 101 класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила.

Все это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге .

Она в 101 класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила.

Все это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домашняя работа № 1 . На солнышке греются воробьи. На нижней ветке было 110 2 , на верхней на два меньше. Сколько всего было воробьев? Решение: 110 2 =2 2 *1+2 1 *1+2 0 *0=4+2+0=6 (воробьев на нижней ветке) 6-2=4 (на верхней ветке) № 2. В комнате веселились 142 5 мухи. Иван Иванович открыл форточку и размахивая полотенцем, выгнал из комнаты 22 5 мухи. Но прежде, чем он успел закрыть форточку, 21 3 мухи вернулись обратно. Сколько мух теперь веселится в комнате? 142 5 – 22 5 + 21 3 = (1*5 2 + 4*5 1 + 2*5 0 ) – (2*5 1 + 2*5 0 ) + (2*3 1 + 1*3 0 ) = (25 + 20 + 2) – (10 + 2) + (6 + 1) = 47 – 12 + 7 = 42 Ответ: 42 мухи.

Слайд 2

Она в 101 класс ходила, В портфеле по 100 книг носила. Все это правда, а не бред. Когда пыля десятком ног Она шагала по дороге.

Слайд 4

Блиц-опрос Информация в ЭВМ кодируется … Двоичная система счисления имеет основание Система счисления – это… Системы счисления делятся на … Для записи чисел в системе счисления с основанием 8 используют цифры Для записи чисел в системе счисления с основанием 16 используют цифры Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа: А) 12 Б) 28 8. Назовите наибольшее двузначное число для следующих систем счисления А) двоичной В) восьмеричной

Слайд 5

Определите четное число или нечетное: а) 101 2 б) 110 2 в)1001 2 г) 100 2 Сформулируйте критерий четности в двоичной системе. Ответ: четное число в двоичной системе счисления оканчивается на 0, а нечетное – на 1. а) 101 2 = 5 10 ; б) 110 2 = 6 10 ; в) 1001 2 = 9 10 ; г) 100 2 = 4 10

Слайд 6

Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок. Возможно ли это? Обоснуйте ответ . Ответ: Да, если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления: 1 1 2 = 1  2 0 + 1  2 1 =3 10 ; 1 1 0 2 = 0  2 0 + 1  2 1 + 1  2 2 = = 2 + 4 = 6 10

Слайд 7

Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро? Подсказка: 1100100 100

Слайд 8

Сколько глаз у пиявки? Подсказка: 1010 10

Слайд 9

У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший брат учится в 1001 классе. Может ли такое быть? У У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший брат учится в 1001 классе. Может ли такое быть? 100 2 = 1*2 2 + 0*2 1 + 0*2 0 = 4 1000 2 = 1*2 3 + 0*2 2 + 0*2 1 + 0*2 0 = 8 1111 2 = 1*2 3 + 1*2 2 + 1*2 1 + 1*2 0 = 15 1001 2 = 1*2 3 + 0*2 2 + 0*2 1 + 1*2 0 = 9

Слайд 10

Самостоятельная работа 1 вариант 1. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную: 24 10 = 11000 2 2. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную: 101011 2 =43 10 Самостоятельная работа 2 вариант 1. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную: 27 10 =11011 2 2. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную: 110010 2 =50 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления

Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...