Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов (по учебнику Семакина И.Г.)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Семёнова Ирина Олеговна

Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы И.Г. Семакина (Сборник «Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. ФГОС» под ред. И.Г. Семакина, Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний

8 класс - 1 час в неделю (всего 35 часов)

9 класс - 2 часа в неделю (всего 70 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc155.5 КБ
Microsoft Office document icon 9_klass.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

с углубленным изучением отдельных предметов

Принято педагогическим советом

Протокол  № 1

от  ___ августа 2014 г.

Утверждаю

Директор  МБОУ СОШ № 10

______________  Позняк Т.В.

Приказ №

от ___ августа 2014 г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

для обучающихся 8а, б, в классов

Учитель: Семенова И.О.

2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка.

Предметный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, государственной итоговой аттестации (ГИА), а также возрастных и психологических особенностей обучающихся на ступени основного общего образования.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи, в соответствии с ФГОС:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ, 29.12.2012);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010  № 1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального  перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  •  Учебный план  МБОУ СОШ№10 на 2014 – 2015 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы И.Г. Семакина (Сборник «Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. ФГОС» под ред. И.Г. Семакина, Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний.,  2012 г.). 

Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. Для   8 класса – 35 учебных часов из расчёта 1 учебный час в неделю, 7 контрольных работ.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные, проектно-исследовательские, проблемного обучения и разноуровневого обучения.

Механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся: самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты,  практикумы.

Виды и формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест,  зачёт, работа по карточке, зачетная работа.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года:

  • формирование представлений о видах информационных процессов;
  • знание программного принципа работы компьютера;
  • применение назначения и функций используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • умение создавать информационные объекты;
  • использовать персональный компьютер и его периферийное оборудование; следование требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для создания простейших моделей объектов и организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов. 

Основной учебник:   Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


Содержание  рабочей программы

1. Передача информации в компьютерных сетях (8 ч., из них 1 ч. контрольная работа)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,  телеконференции, файловые архивы пр.  Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами;  Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя  отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • что такое Интернет;  какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина»  — WWW.

Обучающиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
  • работать с одной из программ-архиваторов.

2. Информационное моделирование(4 ч., из них 1 ч. контрольная работа)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.  Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Обучающиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

3. Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч., из них 2 ч. контрольные работы)

Понятие базы данных (БД), информационной системы.  Основные понятия БД: запись, поле,  типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Основы алгебры логики: основные операции, общее и частное решение, упрощение по законам логики.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки;  формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения;  формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким  ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое база данных, СУБД,  информационная система;
  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);  типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются.

Обучающиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД;
  • редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу;
  • добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

4. Табличные вычисления на компьютере (10 ч., из них 2 ч. контрольные работы)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции.  Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
  • графические возможности табличного процессора.

Обучающиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных  расчетов.

 


 Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Передача информации в компьютерных сетях

8

2

6

2

Информационное моделирование

4

1

3

3

Хранение и обработка информации в базах данных

10

2

8

4

Табличные вычисления на компьютере

10

2

8

5

Повторение

2

0

2

6

Резерв

1

0

1

Итого:

35

7

28


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий обучающиеся должны знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

Уметь:

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

– структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

– создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

– создавать записи в базе данных;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Литература и средства обучения

Литература

  1.  Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  2. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  3. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/)
  5. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г.

Аппаратные средства

Компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети, устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), интерактивная доска.

Программные средства

Операционная система, файловый менеджер, антивирусная программа, программа-архиватор, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение (включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы), система оптического распознавания текста, мультимедиа проигрыватель, браузер.


Календарно-тематическое планирование (35 ч.)

Дата проведения

Тема урока

Виды, формы контроля

по плану

по факту

I четверть

Передача информации в компьютерных сетях. (8 ч.)

1

01.09-06.09

Введение. ПТБ, ППБ. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей.

2

08.09-13.09

Скорость передачи данных.

ПР

3

15.09-20.09

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Работа с электронной почтой.

ПР

4

22.09-27.09

Интернет  Служба World Wide Web. Адресация сети Интернет

5

29.09-04.10

Службы WWW. Поиск информации в Интернете.

ПР

6

06.10-11.10

Контрольная работа 1

КР1

7

13.10-18.10

Создание простейшей веб-страниц.

ПР

8

20.10-25.10

Создание простейшей веб-страниц.

ПР

Информационное моделирование (4 ч.)

9

27.10-01.11

Понятие модели. Назначение и свойства моделей

II четверть

10

10.11-15.11

 Графические информационные модели. Табличные модели

ПР

11

17.11-22.11

Информационное моделирование на компьютере

ПР

12

24.11-29.11

Контрольная работа 2

КР2

Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч.)

13

01.12-06.12

Понятие базы данных. Системы управления базами данных

14

08.12-13.12

Создание и заполнение баз данных.

ПР

15

15.12-20.12

Контрольная работа 3

КР3

16

22.12-27.12

Анализ контрольной работы

ПР

III четверть

17

12.01-17.01

Основы логики: логические величины и формулы

18

19.01-24.01

Основные законы логики

ПР

19

26.01-31.01

Условия выбора и простые логические выражения

ПР

20

02.02-07.02

Условия выбора и сложные логические выражения

ПР

21

09.02-14.02

Контрольная работа 4

КР4

22

16.02-21.02

Анализ контрольной работы

ПР

Табличные вычисления на компьютере (10 ч.)

23

23.02-28.02

Системы счисления.  Перевод в десятичную систему счисления.

ПР

24

02.03-07.03

Системы счисления.  Перевод в десятичную систему счисления.

ПР

25

09.03-14.03

Контрольная работа 5

КР5

26

16.03-21.03

Анализ контрольной работы. Двоичная арифметика

ПР

IV четверть

27

30.03-04.04

Представление чисел в памяти компьютера

28

06.04-11.04

Обработка числовой информации. Табличный редактор. Создание Книг. Построение таблиц. Построение диаграмм 

ПР

29

13.04-18.04

Абсолютные и относительные ссылки. Условные функции

ПР

30

20.04-25.04

Построение графиков и диаграмм. Графическое решение уравнений и систем уравнений.

ПР

31

27.05-02.05

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели

ПР

32

04.05-09.05

Контрольная работа 6

КР6

33

11.05-16.05

Итоговое повторение

ПР

34

18.05-23.05

Итоговое повторение

ПР

35

25.05-30.05

Резерв

ПР



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

с углубленным изучением отдельных предметов

Принято педагогическим советом

Протокол  № 1

от  ___ августа 2014 г.

Утверждаю

Директор  МБОУ СОШ № 10

______________  Позняк Т.В.

Приказ №

от ___ августа 2014 г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

для обучающихся 9а, б, в классов

Учитель: Семенова И.О.

2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка.

Предметный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, государственной итоговой аттестации (ГИА), а также возрастных и психологических особенностей обучающихся на ступени основного общего образования.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ, 29.12.2012);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010  № 1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального  перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  •  Учебный план  МБОУ СОШ№10 на 2014 – 2015 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы И.Г. Семакина (Сборник «Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. ФГОС» под ред. И.Г. Семакина, Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний.,  2012 г.) 

Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 177 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. Для   9 класса – 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю, 8 контрольных работ.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные, проектно-исследовательские, проблемного обучения и разноуровневого обучения.

Механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся: самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты,  практикумы.

Виды и формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест,  зачёт, работа по карточке, зачетная работа.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года.  В результате освоения курса информатики в 8-9 классах обучающиеся получат представление:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
  • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о  технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной  среде программирования;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;  переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

Основной учебник:   Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


Содержание  рабочей программы

1. Управление и алгоритмы  (18 ч., из них 2 ч. контрольные работы)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Исполнители алгоритмов (Робот, ПлюсМинус) и их система команд.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов;  составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • что такое  алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят  основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Обучающиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять  линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

2. Введение в программирование (28 ч., из них 3 ч. контрольные работы)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования  высокого уровня (ЯПВУ), их классификация.  Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Обучающиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования;
  • что такое трансляция;
  • назначение систем программирования;
  • правила оформления программы на Паскале;
  • правила представления данных и операторов на Паскале;
  • последовательность выполнения программы в системе программирования..

Обучающиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на Паскале;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.

3. Системы счисления (6 ч., из них 1 контрольная работа)

Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Арифметика в позиционных системах счисления. Системы счисления, используемые в компьютере.

Обучающиеся должны знать:

  • приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;
  • знать правила выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления.

Обучающиеся должны уметь:

  • уметь записывать числа в двоичной и восьмеричной системах счисления;
  • уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.

4. Основы алгебры логики (8 ч., из них 1 контрольная работа)

Основы логики. Основные понятия формальной логики. Алгебра высказываний. Базовые логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические схемы основных устройств компьютера.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются.

Обучающиеся должны уметь:

  • уметь применять основные  логические операции  (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция);
  • уметь строить таблицы истинности логических выражений;
  • уметь строить логические схемы из основных логических элементов по  формулам логических выражений.

5. Информационные технологии и общество ( 4 ч.)

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Обучающиеся должны знать:

  •  основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  •  в чем состоит проблема безопасности информации;
  •  какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

 Обучающиеся должены уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.


Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Управление и алгоритмы  

18

4

14

2

Введение в программирование

28

5

23

3

Системы счисления

6

2

4

4

Основы алгебры логики

6

2

4

5

Информационные технологии и общество

4

4

0

6

Повторение

8

0

8

Итого:

70

17

53


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий обучающиеся должны знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

Уметь:

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

– структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

– создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

– создавать записи в базе данных;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем); проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;  создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Литература и средства обучения

Литература

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  3. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/)

Аппаратные средства

Компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети, устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), интерактивная доска.

Программные средства

Операционная система, файловый менеджер, антивирусная программа, программа-архиватор, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение (включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы), система оптического распознавания текста, мультимедиа проигрыватель, браузер.


Календарно-тематическое планирование (70 ч.)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Виды, формы контроля

по плану

по факту

I четверть

Управление и алгоритмы (18 ч.)

1

01.09-06.09

ПТБ, ППБ. Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной  связью

2

01.09-06.09

Понятие алгоритма и его свойства

3

08.09-13.09

Графический учебный исполнитель

ПР

4

08.09-13.09

Построение линейных алгоритмов.

ПР

5

15.09-20.09

Вспомогательные алгоритмы.

ПР

6

15.09-20.09

Метод последовательной детализации и сборочный метод.

ПР

7

22.09-27.09

Циклический алгоритм. Циклы со счетчиком

ПР

8

22.09-27.09

Циклический алгоритм. Циклы со счетчиком

ПР

9

29.09-04.10

Решение задач

ПР

10

29.09-04.10

Контрольная работа 1

КР1

11

06.10-11.10

Анализ контрольной работы. Использование циклов с предусловием(блок-схема).

12

06.10-11.10

Использование циклов с постусловием(блок-схема).

ПР

13

13.10-18.10

Решение задач

ПР

14

13.10-18.10

Ветвления.

ПР

15

20.10-25.10

Использование двухшаговой детализации

16

20.10-25.10

Решение задач

ПР

17

27.10-01.11

Контрольная работа 2

КР2

18

27.10-01.11

Анализ контрольной работы. Решение задач

ПР

II четверть

Введение в программирование (28 ч.)

19

10.11-15.11

Понятие о программировании.

Алгоритмы работы с величинами(константы, переменные,  основные типы,  присваивание, ввод и вывод данных).

20

10.11-15.11

Запись математических выражений.

ПР

21

17.11-22.11

Запись числовых выражений.

ПР

22

17.11-22.11

Запись буквенных выражений.

ПР

23

24.11-29.11

Алгоритмический язык Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы

24

24.11-29.11

Программирование на Паскале линейных алгоритмов

ПР

25

01.12-06.12

Оператор ветвления.  

ПР

26

01.12-06.12

Логические операции на Паскале

27

08.12-13.12

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций

ПР

28

08.12-13.12

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций

ПР

29

15.12-20.12

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций

ПР

30

15.12-20.12

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций

ПР

31

22.12-27.12

Контрольная работа 3

КР3

32

22.12-27.12

Анализ контрольной работы. Решение задач

ПР,СР

III четверть

33

12.01-17.01

Циклы на языке Паскаль

34

12.01-17.01

Циклы на языке Паскаль

ПР

35

19.01-24.01

 Циклы «До» и «Пока».

36

19.01-24.01

Организация циклов «До» и «Пока».

ПР

37

26.01-31.01

Сочетание циклов и ветвлений.

ПР

38

26.01-31.01

Алгоритм Евклида

ПР

39

02.02-07.02

Использование алгоритма Евклида при решении задач

ПР

40

02.02-07.02

Контрольная работа 4

КР4

41

09.02-14.02

Анализ контрольной работы. Одномерные массивы в Паскале

ПР

42

09.02-14.02

Разработка программ обработки  одномерных массивов

ПР

43

16.02-21.02

Понятие случайного числа. Поиск чисел в массиве

ПР

44

16.02-21.02

Сортировка массива

ПР

45

23.02-28.02

Контрольная работа 5

КР5

46

23.02-28.02

Анализ контрольной работы

ПР

Системы счисления (6 ч.)

47

02.03-07.03

Системы счисления. Перевод чисел в 10 систему счисления.

ПР,СР

48

02.03-07.03

Перевод чисел из 10 системы счисления.

ПР,СР

49

09.03-14.03

Родственные системы счисления. Перевод чисел в родственных системах счисления по основанию 2.

ПР,СР

50

09.03-14.03

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

ПР,СР

51

16.03-21.03

Контрольная работа 6

КР6

52

16.03-21.03

Анализ контрольной работы. Решение задач.

IV четверть

Основы алгебры логики (6 ч.)

53

30.03-04.04

Основы алгебры логики. Высказывания. Логические операции.

54

30.03-04.04

Алгебра логики. Частное и общее решения

ПР,СР

55

06.04-11.04

Основные законы алгебры логики

ПР

56

06.04-11.04

Использование законов логики при упрощении логических высказываний

ПР

57

13.04-18.04

Логические основы устройства компьютера.

ПР

58

13.04-18.04

Контрольная работа 7

КР7

Информационные технологии и общество (4 ч.)

59

20.04-25.04

Анализ контрольной работы. Предыстория информатики.

60

20.04-25.04

История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ

61

27.05-02.05

Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество

Т

62

27.05-02.05

Социальная информатика: информационная безопасность

Т

63

04.05-09.05

Итоговое повторение

ПР

64

04.05-09.05

Итоговое повторение

ПР

65

11.05-16.05

Итоговое повторение

ПР

66

11.05-16.05

Итоговое повторение

ПР

67

18.05-23.05

Итоговое повторение

ПР

68

18.05-23.05

Итоговое повторение

ПР

69

25.05-30.05

Итоговое повторение

ПР

70

25.05-30.05

Итоговая контрольная работа

КР8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Семакина

Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 классов в течении 68 часов из расчета 2 часа в неделю Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы о...

Рабочая программа по информатике для 10 класса по учебнику Семакина, Хеннера

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 10 классов в течении 36 часов из расчета 1 час в неделю. Изучение курса обеспечивается учебником «Информатика...

Рабочая программа по информатике для 11 класса по учебнику Семакина, Хеннера

Изучение курса обеспечивается учебником «Информатика  и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов авторы И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер. Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и...

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Семакина.

Настоящая программа по информатике для 9 класса составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  2004года...

Рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику Семакина.

Настоящая программа по информатике для 8 класса составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  2004...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс к учебнику Семакина

Рабочая программа по информатике 10-11 класс. Прогамма расчитана на 1 час в 10-ом классе и 2 часа в 11 классе...

Рабочая программа по информатике 10-11 классы к учебнику И.Г.Семакина

Рабочая программа для углублённого изучения информатики в 10-11 классах, соответствует ФГОС, ориентирована на УМК И.Г.Семакина....