Метапредметные образовательные результаты в области информатики и ИКТ
статья по информатике и икт на тему
При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» наш президент отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
badlueva_sofya_sergeevna.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бадлуева Софья Сергеевна
Муниципальное образовательное учреждение Усть-Ордынская общеобразовательная средняя школа №1 имени В.Б.Борсоева
Метапредметные образовательные результаты в области информатики и ИКТ
При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» наш президент отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны».
21-й век – это век рефлексивных форм знания. Это – время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. И здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись.
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину», ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
К познавательным учебным действиям (надпредментым умениям), которыми необходимо овладеть в первую очередь считаю целесообразным отнести умения, относящиеся к компьютерной грамотности, т.к. средства ИКТ – основа учебных материалов нового поколения:
- использовать в работе различные технические устройства – от телефона до ПК и компьютерных сетей;
- уметь извлекать информацию из различных источников – от периодической печати до электронных коммуникаций;
- использовать в своей работе компьютерные информационные технологии (обработка текстовой, числовой, графической информации, обработка звука, видео, навыки работы с электронными документами и т.д.);
- уметь представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать.
На своих уроках для формирования надпредметных умений использую такие приемы как:
Прием «Что? Где? Как?»
При составлении алгоритмов деятельности учащиеся отвечают на три вопроса:
Первый вопрос «Что?» определяет результат деятельности.
Второй вопрос «Где?» определяет место поиска команд.
Третий вопрос «Как?» раскрывает последовательность действий для достижения цели.
Пример вычисления произведения 366 и 36 в программе Калькулятор.
1 способ.
«Что?» - вычислить
«Где?» - на панели программы
«Как?» - алгоритм: щелкая мышью на соответствующие цифры набрать 366, нажать *, щелкая мышью набрать 36 и нажать знак равенства.
2 способ.
«Что?» - вычислить
«Где?» - на клавиатуре
«Как?» - алгоритм: набрать на клавиатуре 3666, нажать *, набрать 36 и нажать клавишу Enter.
Приём «Что я могу добавить?»
Нередко в знакомых программах учащиеся могут предложить свой способ достижения необходимого результата, который добавляется к известным.
Приём «Краткость – сестра таланта»
При возможной классификации объектов рассматриваются различные способы записи структуры («сплошной текст», список, таблица, схема и т.д.)
Приём «Зачем мне это надо?»
Когда новая тема рассмотрена, идёт поиск возможного применения знаний в других предметных областях.
Анализируя уровень сформированности учебных действий учащихся за последние годы работы, видно качественные изменения формирования этих действий. Оценкой сформированности надпредметных умений считаю такие показатели как: результаты единого государственного экзамена: за последние 3 года работы средний балл итогов сдачи ЕГЭ по информатике вырос с 56 баллов до 80.
Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, то оценке сформированности надпредметных умений также отношу результаты конкурсов-проектов, в которых учащиеся принимают активное участие. Так, только за 2011 год, мои ученики выполнили исследовательские и проектные работы «Компьютер и здоровье», «Монитор – зеркало мира», «Виртуальное путешествие по поселку Усть-Ордынский», и другие, за которые ученики получили высокую оценку жюри на научно-практической конференции ИрГУПСа, ученица 11 «Б» Татаринова Екатерина вышла в призеры и была отмечена грамотой.
Таким образом, информатика дает ключ к пониманию многочисленных процессов окружающего мира. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.
Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественно-научного мировоззрения, основанного на триаде: материя — энергия — информация.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.