Метапредметные образовательные результаты в области информатики и ИКТ
статья по информатике и икт на тему
При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» наш президент отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
badlueva_sofya_sergeevna.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бадлуева Софья Сергеевна
Муниципальное образовательное учреждение Усть-Ордынская общеобразовательная средняя школа №1 имени В.Б.Борсоева
Метапредметные образовательные результаты в области информатики и ИКТ
При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» наш президент отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны».
21-й век – это век рефлексивных форм знания. Это – время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. И здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись.
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину», ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
К познавательным учебным действиям (надпредментым умениям), которыми необходимо овладеть в первую очередь считаю целесообразным отнести умения, относящиеся к компьютерной грамотности, т.к. средства ИКТ – основа учебных материалов нового поколения:
- использовать в работе различные технические устройства – от телефона до ПК и компьютерных сетей;
- уметь извлекать информацию из различных источников – от периодической печати до электронных коммуникаций;
- использовать в своей работе компьютерные информационные технологии (обработка текстовой, числовой, графической информации, обработка звука, видео, навыки работы с электронными документами и т.д.);
- уметь представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать.
На своих уроках для формирования надпредметных умений использую такие приемы как:
Прием «Что? Где? Как?»
При составлении алгоритмов деятельности учащиеся отвечают на три вопроса:
Первый вопрос «Что?» определяет результат деятельности.
Второй вопрос «Где?» определяет место поиска команд.
Третий вопрос «Как?» раскрывает последовательность действий для достижения цели.
Пример вычисления произведения 366 и 36 в программе Калькулятор.
1 способ.
«Что?» - вычислить
«Где?» - на панели программы
«Как?» - алгоритм: щелкая мышью на соответствующие цифры набрать 366, нажать *, щелкая мышью набрать 36 и нажать знак равенства.
2 способ.
«Что?» - вычислить
«Где?» - на клавиатуре
«Как?» - алгоритм: набрать на клавиатуре 3666, нажать *, набрать 36 и нажать клавишу Enter.
Приём «Что я могу добавить?»
Нередко в знакомых программах учащиеся могут предложить свой способ достижения необходимого результата, который добавляется к известным.
Приём «Краткость – сестра таланта»
При возможной классификации объектов рассматриваются различные способы записи структуры («сплошной текст», список, таблица, схема и т.д.)
Приём «Зачем мне это надо?»
Когда новая тема рассмотрена, идёт поиск возможного применения знаний в других предметных областях.
Анализируя уровень сформированности учебных действий учащихся за последние годы работы, видно качественные изменения формирования этих действий. Оценкой сформированности надпредметных умений считаю такие показатели как: результаты единого государственного экзамена: за последние 3 года работы средний балл итогов сдачи ЕГЭ по информатике вырос с 56 баллов до 80.
Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, то оценке сформированности надпредметных умений также отношу результаты конкурсов-проектов, в которых учащиеся принимают активное участие. Так, только за 2011 год, мои ученики выполнили исследовательские и проектные работы «Компьютер и здоровье», «Монитор – зеркало мира», «Виртуальное путешествие по поселку Усть-Ордынский», и другие, за которые ученики получили высокую оценку жюри на научно-практической конференции ИрГУПСа, ученица 11 «Б» Татаринова Екатерина вышла в призеры и была отмечена грамотой.
Таким образом, информатика дает ключ к пониманию многочисленных процессов окружающего мира. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.
Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественно-научного мировоззрения, основанного на триаде: материя — энергия — информация.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной компете...
Проектная деятельность на уроке немецкого языка как средство формирования метапредметных образовательных результатов
Владение иностранным языком всегда было актуальным для выпускника средней школы. Сегодня же выпускнику недостаточно просто владеть иностранным языком или другими предметными знаниям...
Метапредметные образовательные результаты и индикаторы
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Основным объек...
Достижение метапредметных образовательных результатов на уроках биологии и химии.
Ввведение в практику образования ФГОС расширило понимание требований, предъявляемых к образовательным результатам учащихся при освоении школьных предметов, в том числ...
Методические материалы "ТЕКСТОВЫЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
В работе описан один из возможных вариантов проведения диагностики предметных и метапредметных результатов по физике - текстовые практико-ориентированные задачи и система вопросов/заданий к ним; в раб...
Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.
Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности....
Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы)
Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с уч...