Метапредметные образовательные результаты в области информатики и ИКТ
статья по информатике и икт на тему

Бадлуева Софья Сергеевна

При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» наш президент  отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon badlueva_sofya_sergeevna.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бадлуева Софья Сергеевна

Муниципальное образовательное учреждение Усть-Ордынская общеобразовательная средняя школа №1 имени В.Б.Борсоева

Метапредметные образовательные результаты в области информатики и ИКТ 

При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» наш президент  отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны».

21-й век – это век рефлексивных форм знания.  Это – время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности  его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний.  Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.  И здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись.

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину»,  ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

К познавательным учебным действиям (надпредментым умениям), которыми необходимо овладеть в первую очередь считаю целесообразным отнести умения, относящиеся к компьютерной грамотности, т.к. средства ИКТ –  основа учебных материалов нового поколения:

  1. использовать в работе различные технические устройства – от телефона до ПК и компьютерных сетей;
  2. уметь извлекать информацию из различных источников – от периодической печати до электронных коммуникаций;
  3. использовать в своей работе компьютерные информационные технологии (обработка текстовой, числовой, графической информации, обработка звука, видео, навыки работы с электронными документами и т.д.);
  4. уметь представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать.

На своих уроках для формирования надпредметных умений использую такие приемы как:

Прием «Что? Где? Как?»

При составлении алгоритмов деятельности учащиеся отвечают на три вопроса:

Первый вопрос «Что?» определяет результат деятельности.

Второй вопрос «Где?» определяет место поиска команд.

Третий вопрос «Как?» раскрывает последовательность действий для достижения цели.

Пример вычисления произведения 366 и 36 в программе Калькулятор.

1 способ.

«Что?» - вычислить

«Где?» - на панели программы

«Как?» - алгоритм: щелкая мышью на соответствующие цифры набрать 366, нажать *, щелкая мышью набрать 36 и нажать знак равенства.

2 способ.

«Что?» - вычислить

«Где?» - на клавиатуре

«Как?» - алгоритм: набрать на клавиатуре 3666, нажать *, набрать 36 и нажать клавишу Enter.

Приём «Что я могу добавить?»

Нередко в знакомых программах учащиеся могут предложить свой способ достижения необходимого результата, который добавляется к известным.

Приём «Краткость – сестра таланта»

При возможной классификации объектов рассматриваются различные способы записи структуры («сплошной текст», список, таблица, схема и т.д.)

Приём «Зачем мне это надо?»

Когда новая тема рассмотрена, идёт поиск возможного применения знаний в других предметных областях.

Анализируя уровень сформированности  учебных действий учащихся за последние годы работы, видно качественные изменения формирования этих действий. Оценкой сформированности надпредметных умений считаю такие показатели как: результаты единого государственного экзамена: за последние 3 года работы средний балл итогов сдачи ЕГЭ по информатике вырос с 56 баллов до 80.

Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, то оценке сформированности надпредметных умений также отношу результаты конкурсов-проектов, в которых учащиеся принимают активное участие. Так, только за 2011 год, мои ученики выполнили исследовательские и проектные работы «Компьютер и здоровье», «Монитор – зеркало мира», «Виртуальное путешествие по поселку Усть-Ордынский», и другие, за которые ученики  получили высокую оценку жюри на научно-практической конференции ИрГУПСа, ученица 11 «Б» Татаринова Екатерина вышла в призеры и была отмечена грамотой.

Таким образом, информатика дает ключ к пониманию многочисленных процессов окружающего мира. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике  формируются  многие  виды деятельности,  которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественно-научного мировоззрения, основанного на триаде: материя — энергия — информация.

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.