Доклад "Когнитивная педагогическая технология", районное методическое объединение учителей информатики
презентация к уроку по информатике и икт на тему

Тажитдинова Наиля Маратовна

Когнитивистика (когнитивная наука) (лат. cognitio — познание) — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта. ( источник- Википедия )

 

"Когнитивный" указывает на отношение к знаниям ("cognoscere" в переводе с латыни - "знать, узнавать"), а говоря определеннее, к способам получения знаний человеком и способам их сохранения в его сознании. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аскарова Наиля Маратовна учитель информатики

Слайд 2

Когнитивистика (когнитивная наука) (лат. cognitio — познание) — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта. ( источник- Википедия ) "Когнитивный" указывает на отношение к знаниям ( "cognoscere " в переводе с латыни - "знать, узнавать"), а говоря определеннее, к способам получения знаний человеком и способам их сохранения в его сознании.

Слайд 4

В сфере познавательной деятельности когнитивные технологии базируются на положениях когнитивной психологии. В современных исследованиях интеллекта вместо понятий «внимание», «память», «мышление», которые характеризуют познавательную деятельность человека, используется термин «когнитивный». Этот термин означает «познавательный». М.Е. Бершадский с этим не соглашается. Поэтому дословный перевод слова «когнитивный» как «познавательный» будет неточным. Ведь когнитивная психология изучает процессы восприятия, переработки, хранения и применения информации человеком при взаимодействии с внешним миром.

Слайд 5

Основная цель когнитивной психологии – интеллектуальное развитие обучаемых в процессе усвоения систематического научного содержания.

Слайд 6

Когнитивная психология породила новое направление в педагогике – когнитивные технологии обучения. Под когнитивными педагогическими технологиями мы понимаем учебный процесс интеллектуального развития обучаемых, имеющий модульную структуру.

Слайд 7

Одно из центральных понятий когнитивной технологии – понятие когнитивные схемы.

Слайд 8

Рис.1 Структура когнитивной технологии Модуль1 Модуль2 Модуль n … Блок входного мониторинга Теоретический блок Процессуальный блок

Слайд 10

Литература 1. Табаченко Т.С. Проблемы когнитивного обучения в педагогическом образовании / СПО. – №2, 2007, с. 2-4 2. Бершадский М.Е. Когнитивная образовательная технология: построение когнитивной модели учащегося и ее использование для проектирования учебного процесса / Школьные технологии. - № 5, 2005, с.73 - 83 3. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникационных технологий / Педагогические технологии. - № 1, 2006, с.29 – 50. 4. Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Триволла. - 1996. 5. Найссер У. Познание и реальность. Смысль и принципы когнитивной психологии. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртензи. - 1998 6. Бершадский М.Е. Когнитивные смыслы образования / Школьные технологии. - № 5, 2005, с.13 – 17

Слайд 11

http://eduteacherzv.ucoz.ru/publ/innovacionnye_tekhnologii_obuchenija/kognitivnaja_pedagogicheskaja_tekhnologija/3-1-0-107 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 http://www.cognitivist.ru/er/novice/058.xml Интернет- источники



Предварительный просмотр:

Слайд 1

КОГНИТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Слайд 2

 Когнитивистика (когнитивная наука) (лат. cognitio — познание) — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познаниякогнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.

"Когнитивный" указывает на отношение к знаниям ("cognoscere" в переводе с латыни - "знать, узнавать"), а говоря определеннее, к способам получения знаний человеком и способам их сохранения в его сознании. Таким образом, когнитивные методы - это методы воздействия на то, как люди получают и хранят знания. Если мы имеем возможность влиять на эти процессы, мы практически получаем самый прямой и простой путь влиять на поведение людей, ведь люди делают те или иные вещи в зависимости от того, что они знают и что они узнают о текущей ситуации.

Слайд 3

        Современный этап в развитии цивилизации характеризуется резким увеличением объема информации и стремлением ускорить процесс её обмена. Поэтому основой развития общества является стремление к быстрому обмену информацией и создание простых и надежных для пользователей средств, которые позволят решить эту задачу. 

        В педагогической деятельности же большое накопление информации привело к непрерывному обучению. Обучаемым для успешного обучения необходим высокий уровень интеллектуального развития восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня логических операций и т.д. При недостаточном развитии указанных качеств они способны это компенсировать за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, степени притязаний, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Однако интерес к обучению и успеваемость все равно снижается. Чтобы этого не произошло, приобретенные ими знания должны быть осмысленны и ценностно-ориентированы. Один из путей решения данной проблемы – это совершенствование педагогической технологии. Современное образование предлагает множество различных видов таких технологий. На наш взгляд одной из самых эффективных педагогических технологий для активного обучения является – когнитивная технология. 

Слайд 4

         В сфере познавательной деятельности когнитивные технологии базируются на положениях когнитивной психологии, занимающиеся человеческим разумом, мышлением и теми ментальными процессами и состояниями, которые с этим связаны. 
В современных исследованиях интеллекта вместо понятий «внимание», «память», «мышление», которые характеризуют познавательную деятельность человека, используется термин «когнитивный». Этот термин означает «познавательный». Михаил Евгеньевич Бершадский с этим не соглашается. Он утверждает, что термин «когнитивный» описывает познавательную деятельность с точки зрения процессов информационного обмена человека с окружающей средой. Поэтому дословный перевод слова «когнитивный» как «познавательный» будет неточным. Ведь когнитивная психология изучает процессы восприятия, переработки, хранения и применения информации человеком при взаимодействии с внешним миром. 

Слайд 5

Основная цель когнитивной психологии – интеллектуальное развитие обучаемых в процессе усвоения систематического научного содержания.

        Р. Солсо писал, что «когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов – от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессы развития; она охватывает всевозможные сферы поведения». 

Слайд 6

         Когнитивная психология породила новое направление в педагогике – когнитивные технологии обучения. Под когнитивными педагогическими технологиями мы понимаем учебный процесс интеллектуального развития обучаемых, имеющий модульную структуру. 

Слайд 7

        Одно из центральных понятий когнитивной технологии – понятие когнитивные схемы. Человек воспринимает информацию с помощью доступных ему когнитивных схем, если же эти средства отсутствуют, то информация либо воспринимается, либо частично искажается. Восприятие человека – это активный процесс сбора информации, осуществляемый с помощью специальных когнитивных схем, которые «формируются в процессе обучения в течение всей жизни, поэтому «опыт, знания, навыки воспринимающего оказывают критическое влияние на полноту восприятия реальных предметов и событий». Развитие нового учебного материала всегда сопровождается применением некоторых приемов, методов познания или логических операций, которые представляют собой способ преобразования информации. Для встраивания новой информации в уже имеющуюся у обучаемого систему знаний необходимо, чтобы в его сознании существовали когнитивные схемы, способствующие каждой применяемой процедуре. Если эти схемы отсутствуют, то способ получения новой информации обучаемым понят быть не может. Искаженная, неполная или ошибочная когнитивная схема, имеющаяся в сознании обучаемого, приводит к искаженному, частичному или ошибочному восприятию информации из окружающей среды, что затрудняет или делает невозможным адаптивное поведение. Поэтому обучение следует рассматривать как процесс формирования когнитивных схем, релевантных тем видом информации, которые необходимо научиться воспринимать и перерабатывать для адекватного реагирования на требования окружающих. 

Слайд 8

         Когнитивная технология имеет модульную структуру. Каждый модуль – это система уроков, объединенных общей дидактической целью. Фактором формирования модуля, является процедурная информация в основе частного или общего метода научного познания. Каждый модуль делится на три блока уроков, на каждом из которых решается определенная дидактическая задача: блок входного мониторинга; теоретический блок; процессуальный блок. 

C:\Users\Админ\Downloads\image001.png

Рис.1 Структура когнитивной технологии

        Блок входного мониторинга. В этом блоке уроки предназначены для получения информации об уровне когнитивной готовности обучаемых к восприятию и пониманию новой учебной информации и выполнению различных познавательных действий и операций. Когнитивная готовность определяет успешность всей дальнейшей деятельности обучаемых по усвоению нового учебного материала. Для изучения актуального уровня когнитивного развития используется специальная система мониторинга, которая диагностирует базовые когнитивные характеристики интеллекта, имеющие нейрофизиологическую природу; общеучебные умения; межпредметные знания и умения; предметные знания и умения. 

        Теоретический блок. В этом блоке изучается декларативная информация. Основной задачей для учителя является формирование семантических сетей изучаемых понятий, связываемых с уже известными обучаемому понятиями с помощью общих логических и специфических предметных видов связи. 
Процессуальный блок. В этом блоке изучается процедурная информация. Она содержит правила и алгоритмы выполнения различных видов предметной деятельности, способы преобразования объектов, применяемые в изучаемой предметной области для получения заданных результатов. Усвоение этой информации необходимо для овладения общими и частными методами, обеспечивающими адекватное восприятие, познание и преобразование окружающего мира для адаптации к условиям существования, принятым в данной культуре. Результатом учебного процесса является формирование в сознании каждого обучаемого когнитивной схемы. 

        После окончания изучения декларативной и процедурной информации, входящей в группу модулей, объединенных общим предметом изучения, следует триада уроков: обобщающее повторение, тематический итоговый контроль и коррекция. Таким образом, неправильное восприятие или искажение учебной информации, при использовании данной технологии, возможна ее коррекция. 
Когнитивные технологии способствуют развитию широкого кругозора обучаемых. Обучаемые самостоятельно стремятся к поиску истины, критически воспринимают противоречивые идеи. Они способны к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределённости, приобретению новых знаний; обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию; стремиться к творческой самореализации. 

Слайд 9

        Знания и возможности, полученные при таком подходе, способствуют развитию высокого уровня интеллекта, формированию творческого потенциала, накоплению практического опыта, формированию необходимого в новых образовательных условиях методического мышления. 


Когнитивная деятельность

      Когнитивной деятельностью считают деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности ученика. К когнитивным способностям (от лат. cogito — мыслю) относятся: логические и эмоционально-образные способности, смысловое и разнонаучное видение, способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др. Главным принципом развития познавательных способностей является первичность познания учеником реальности, а не изучение готовых “знаний” о ней. Самостоятельное изучение учениками одного и того же реального образовательного объекта приводит к получению индивидуальных образовательных продуктов — знаний об этом объекте, а также способов их получения.
      Приведем пример алгоритмического предписания для учеников по исследованию ими образовательного объекта — феномена. Под феноменом здесь понимается необычное явление в природе, культуре, математике, словесности, живописи — в любой образовательной области.
      1. Обозначьте обнаруженный вами феномен понятием, рисунком или символом.
      2. Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении феномена.
      3. Выразите необычность феномена, ту его суть, которая отличает его от других похожих явлений.
      4. Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.
      5. Составьте план своего дальнейшего исследования феномена.
      6. Предложите свою версию, гипотезу, объясняющую феномен.
      7. Сделайте выводы из своего исследования. Проведите рефлексию своей деятельности и выполните ее самооценку.
      Степень успешности когнитивной деятельности учащихся зависит от сформулированного задания. Приведем примеры заданий, предполагающих познавательную продуктивность учеников:
      - предложите версию происхождения алфавита, появления письменности;
      - объясните причины применения десятеричной системы счисления при измерении расстояний, а двенадцатеричной — при измерении времени;
      - объясните графическую форму букв, цифр, нот, их взаимосвязь и последовательность;
      - докажите или опровергните существование богов, духов, домовых;
      - исследуйте слово “город”, установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи;
      - проведите опыт по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды;
      - мысленно “проживите” все этапы развития растения и опишите
      свои чувства;
      - найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных
      культур;
      - выясните, что общего в цвете и музыке, в числах и геометрических
      фигурах;
      - отыщите общие принципы строения различных государств;
      - сформулируйте закон отталкивания в природе;
      - выведите закономерности собственной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы районного методического объединения учителей технологии муниципального образования Туапсинский район на 2011-2012 уч.год

Представлен подробный план работы районного методического объединения учителей технологии на 1 год...

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей информатики "Создание визитки на электронной площадке "КузВики"

17 июня 2009 года на факультете ИКТвО КРИПКиПРО отметили первый год деятельности КузВики.•      КузВики - это открытая Интернет-площадка для поддержки творчества педагогов, уч...

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"...

Выступление на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"

Выступление на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"...

Справка о трансляции педагогического опыта в Районном методическом объединении учителей математики

quot;Совершенствование педагогического мастерства педагога через самообразовательную деятельность"Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки у...

План работы районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов муниципальных образовательных учреждений Белоярского района на 2021-2022 учебный год

Цель: Повышение профессиональной компетентности и активности участников РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов....