Разработка открытого урока по информатике 9 класс"Visual Basic"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Урок был проведен в рамках заседания районного методобъединения учителей информатики. Проведен в форме деловой игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение материала по теме «Алгоритмизация и программирование»

Форма урока: Деловая игра.        

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: карточки, вопросы, задания, презентация, компьютеры.

Цель урока:

Образовательная:  систематизировать знания и умения алгоритмов различных видов для написания программ на языке программирования Visual Basic.

Развивающая: создать условия для развития логического и алгоритмического мышления, информационной культуры, умения работать в группе.

Воспитательная: создать условия для воспитания внимательности, трудолюбия.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие.

- В течение нескольких уроков мы рассматривали использование различных видов  алгоритмических структур в языке программирования Visual Basic. Сегодня мы систематизируем знания по теме в необычной форме – в форме деловой игры.

 - В преддверии игры предлагаю обратиться к словам - девизу фирмы IBM:   «Машина должна работать, человек - думать».

Как Вы их понимаете? Как можно соотнести с нашей темой?

- Представьте себе, что вы  отдельные фирмы, которые занимаются разработкой программ. Каждая фирма может стать успешной или банкротом. Это зависит от слаженной и успешной работы работников фирмы. У каждой фирмы есть свои программисты, финансист, менеджер и президент.

Президент – контролирует работу всей фирмы. Программисты – отвечают за отладку программы на компьютере. Финансист – подсчитывает капитал в Excel. Менеджер – отвечает за рекламу продукта.

Ребята делятся на 2 группы. Распределяют роли. У каждой группы на столе правила игры.

Учитель объясняет правила деловой игры (приложение №2)

- Для того чтобы начать нашу игру, учащимся надо заработать начальный капитал.

Начальный каптал в фирме, по традиции – заслуга президента. Поэтому отвечать на вопросы с помощью пультов будут президенты фирм. Но все остальные сотрудники могут помогать.

Каждой фирме задается по 10 вопросов. За каждый правильный ответ фирма получает 10 условных единиц.

 Финансисты считают количество  условных единиц и заносят из в ведомость (на экране пример) в Excel.

- учащиеся от каждой группы отвечают на вопросы (Приложение 3).

- финансисты заносят данные в Excel (Приложение 1)

- Переходим к игре. Первое задание: найти ошибки в программе.  На экране готовая программа. В ней допущены ошибки. (Приложение 3) задача – найти как можно больше ошибок в данной программе. За каждую найденную ошибку финансисты начисляют 10 условных единиц. Время выполнения задания ограничено. После сигнала – сверяем результаты.

Учащиеся задают вопросы по необходимости.

Учащиеся работают в группе. Финансисты заносят данные в ведомость.

- Следующее задание - составить программу.

Программу мы будем составлять не простую. Эта программа поможет нам определять товар по штрих-коду.

Штрих код состоит из серии параллельных, расположенных рядом штрихов и промежутков между ними. Предопределенная ширина используется для кодирования данных в символы. Чтобы считать информацию содержащуюся в штрих коде, сканирующее устройство, например, сканер "палочка", двигается через штрих код от одного края к другому. Во время движения устройства через штрих код, ширина штрихов и пробелов анализируется декодером и первоначально закодированные данные восстанавливаются в формате воспринимаемом программным обеспечением.

        Наиболее заметно применение технологии штрихкодирования в розничной торговле, где они используется с 1970. Штрих код сейчас стал фактически единственной автоматической технологией индентификации для любой задачи, в любой отрасли промышленности.

Так вот, одна известная торговая компания заказала нам программу, которая по коду товара выводит наименование товара и его цену (или чек). Какую именно алгоритмическую структуру вы будете использовать при составлении программы – решать вам. Но не забывайте, что программа должна учитывать все возможные варианты. Каждой команде я дам набор продукции и соответствующие этим продуктам коды.

(Приложение 4).

Ваша задача в достаточно короткое время разработать, создать и представить нам программу, помогающую определять по коду наименование товара. За правильно составленную программу ваша компания получит 100 условных единиц. И на этом этапе к нашему проекту подключаются менеджеры, которые должны будут объяснить почему именно вашу программу должен приобрести заказчик. Ваша задача объяснить выбор именно этой алгоритмической структуры, интерфейса и принципа работы программы.

Презентация (штрих-коды)

Группы работают над созданием программы.

- Теперь рассмотрим созданные программные продукты.

Представители от групп представляют созданные программы.

- Наша игра подошла к завершению. Подсчитываем условные деньги.

Предлагаю ответить на следующие вопросы, чтобы каждый сам оценил свою работу на уроке. Используем для этого метод пяти пальцев.

На столах у каждого вопросы и кратко напишите ответ на них.

 М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

   Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

   С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

   У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

   Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня?

Подводим итог

Выборочно прошу ребят зачитать ответы.

Приложение 1

Журнал учета денежных средств на лицевом счете банка (для финансиста фирмы, выполнить в программе Excel)

Приход

Расход

Остаток

Итог:

Приложение №2

Правила деловой игры:

  1. Оформить  программный продукт, записать программу и отладить её в программе Visual Basic, снабдить инструкцией для рекламы.

Задача фирмы: Разработать программу рациональным способом и объяснить суть программы.

  1. Компьютер используется для отладки написанных программ. По истечению времени (срока заказа) учитель (заказчик) объявляет смотр-конкурс программных продуктов.
  2.  Фирма, является «продавцом» своей продукции и предлагает свою программу, т.е. объясняет у доски решение,  «программист» фирмы набирает ее на компьютере, выводит результат, демонстрирует программу (можно воспользоваться флэш-носителем для демонстрации программы на доске).
  3. Фирмы тщательно проверяют программу, задают вопросы, просят разъяснить некоторые места программы.
  4.  Фирма, которая не сделала программу, обязана купить готовый программный продукт у другой фирмы, договорившись о цене
  5. Условные деньги накапливаются в условном банке. (Начальный капитал складывается из заработанных единиц в блиц-турнире).

Приложение №3.

Презентация

Приложение №4.

Штрих коды 5 товаров следующие:

        6209883927 DVD-диск, цена: 300;

        4600344000 Общая тетрадь, цена: 30;

        9241985300 Учебник по информатике, цена: 250;

        8717163340 Монитор, цена: 7500;

Штрих коды 5 товаров следующие:

        6209883927 DVD-диск, цена: 300;

        4600344000 Общая тетрадь, цена: 30;

        9241985300 Учебник по информатике, цена: 250;

        8717163340 Монитор, цена: 7500;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Машина должна работать, человек - думать». Девиз фирмы IBM

Слайд 2

Деловая игра «Разработка и продажа программного продукта в среде Visual Basic »

Слайд 3

Правила игры Оформить программный продукт, записать программу и отладить её в программе Visual Basic , снабдить инструкцией для рекламы. Задача фирмы : Разработать программу рациональным способом и объяснить суть программы.

Слайд 4

Сотрудники фирмы: президент программисты финансист менеджеры

Слайд 5

Финансовая ведомость Приход Расход Остаток Итог:

Слайд 6

Программа с ошибками Private Sub Command1_ Text4.Text = Text2.Text 2 - - 4 Text1.Text * Text3.Text If Text4.Text < 0 Then Print решений нет Els Text5.Text = -Text2.Text + Sqr Text4.Text Text6.Text = -Text2.Text - Sqr(Text4.Text) End Click() ^2 * e ( ) Sub “ “

Слайд 7

Штрих коды Штрих код состоит из серии параллельных, расположенных рядом штрихов и промежутков между ними. Предопределенная ширина используется для кодирования данных в символы.

Слайд 8

Чтобы считать информацию содержащуюся в штрих коде, сканирующее устройство, например, сканер "палочка", двигается через штрих код от одного края к другому. Во время движения устройства через штрих код, ширина штрихов и пробелов анализируется декодером и первоначально закодированные данные восстанавливаются в формате воспринимаемом программным обеспечением.

Слайд 9

Задание Штрих коды 4 товаров следующие: 6209883927 DVD -диск, цена: 300; 4600344000 Общая тетрадь, цена: 30; 9241985300 Книга, цена: 250; 8717163340 Монитор, цена: 7500;

Слайд 10

Итоги М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Visual Basic

Слайд 2

С какого слова должна начинаться программа на Visual Basic ? Начало Private Sub Program CRT

Слайд 3

Переменная, используемая для ввода текста: String Integer Byte Loop

Слайд 4

Переменная, используемая для ввода целых неотрицательных чисел от 0 до 255 String Integer Byte Loop

Слайд 5

Оператор для назначения переменной: For Else Do Dim

Слайд 6

Какое свойство нужно изменить для кнопки, чтоб изменить надпись на ней? Text Name Caption BackColor

Слайд 7

Что такое линейный алгоритм? Алгоритм, в котором все строки одинаковой длины Алгоритм, который выводит правильный ответ Алгоритм, в котором нет ошибок Алгоритм, в котором от начала до конца можно пройти только одним путем

Слайд 8

Полная форма записи условного оператора: If ……….. Then……… Else If ……….. Else………..Then If ………..Then………..End If ………..Else…………End

Слайд 9

Разветвляющийся алгоритм – это: Алгоритм, в котором от начала до конца можно пройти только одним путем Алгоритм, который выводит правильный ответ Алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется та или иная серия команд Алгоритм, в котором есть повторения

Слайд 10

Цикл – это: Строгая последовательность действий, ведущая к конечному результату Неповторяемая последовательность действий Повторяемая последовательность действий Последовательность разных действий

Слайд 11

Каким знаком препинания разделяются объект и метод в записи программного кода: Двоеточие Точка Запятая Точка с запятой

Слайд 12

Какой метод устанавливает фон объекта: BackColor Fon Font Color

Слайд 13

Форма записи цикла: For…… To……..Next For…….To…….Do For:…….. To For…....To……..For

Слайд 14

Цикл с условием выполняется до тех пор, пока….. Переменная пройдет все значения Условие ложно Условие истинно Переменная не прошла все значения



Предварительный просмотр:

Тест по информатике
«Алгоритмизация и программирование»
Административная Контрольная работа по курсу:
«Информатика и ИКТ»
9 класс

Вариант 1.

Выполните задания № 1 и 2, по технологии решения задач с помощью компьютера. (6 этапов).
№1.
Дана сторона квадрата
a. Найти его площадь S= a2.

№2
Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае не изменять его. Вывести полученное число.

№3
Какое значение будет принимать переменная Х, после выполнения фрагмента программы:
f:=5; d:=7;
If   f>=d   then   x:=f   else  x:=d

a) 5;            b) 6;            c) 7;            d) 1

№4
Алгоритмом является...

  1. последовательность команд, которую может выполнить исполнитель
  2. система команд исполнителя
  3. математическая модель
  4. информационная модель

№5
Какая из команд принадлежит алгоритмическому языку?

  1. прг
  2. кц
  3. кд
  4. рц


Вариант 2.

Выполните задания № 1 и 2, по технологии решения задач с помощью компьютера. (6 этапов).
№1.
Даны катеты прямоугольного треугольника
a и b.
Найти его периметр P:
P = a + b + c. 

№2
Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае вычесть из него 2. Вывести полученное число.

№3
Какое значение будет принимать переменная Х, после выполнения фрагмента программы:
f:=17; d:=5;
If   f>=d   then   x:=f   else  x:=d

A) 5;           Б) 12;          В) 2;           Г) 17

№4
Какой из документов является алгоритмом?

  1. правила техники безопасности
  2. инструкция по получению денег в банкомате
  3. расписание уроков
  4. список класса

№5
Расширение файла на языке программирования Паскаль имеет тип:

  1. *.COM
  2. *.JPG
  3. *.EXE
  4. *.PAS


Вариант 3.

Выполните задания № 1 и 2, по технологии решения задач с помощью компьютера. (6 этапов).
№1.
Даны стороны прямоугольника
a и b. Найти его периметр
P = 2•(a + b).

№2.
Даны два числа. Вывести большее из них.

№3
Какое значение будет принимать переменная Х, после выполнения фрагмента программы:
f:=10; d:=10;
If   f>=d   then   x:=f   else  x:=d

A) 10;         Б) 20;          В) 30;          Г) 1

№4
Какой из объектов может являться исполнителем алгоритмов?

  1. ножницы
  2. карта
  3. принтер
  4. книга

№5
Алгоритмом является:

  • книга
  • справочник
  • энциклопедия
  • инструкция

Критерии оценки знаний учащихся при выполнении административной 
контрольной работы
по теме: 
«Алгоритмизация и программирование»
 
9 класс

% выполнения
задания

Оценка

98 - 100

5

76 - 97

4

50-75

3

< 50

2

 

Литература:
1. И.Г.Семакин, Т.Ю. Шеина «Преподавание базового курса информатики в средней школе»: Методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
2. А. Х. Шелепаева Поурочные разработки по информатике:8-9 кл., М.: ВАКО, 2006.
3. М. В. Кошелев Итоговые тесты по информатике. М.: ЭКЗАМЕН, 2006.
4. А. В. Горячев, Ю. А. Шафрин Практикум по информационным технологиям. М.: БИНОМ ЛЗ, 2002
5. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
6. Я. Н. Глинский Turbo Pascal 7.0 и Delpfi. Учебное пособие. ДиаСофтЮП, 2001.
7. М Э. Абрамян  Электронный задачник по программированию «Programming Taskbook», версия 4.6., Ростов-на-Дону 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по информатике в 10 классе "Создание видеороликов в программе Киностудия Live"

Этот урок проведен в рамках предметной недели математики, физики и информатики в 2012 году. Это второй урок по теме "Создание видеороликов", предварительно учащиеся уже апробировали основные приемы ра...

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Разработка открытого урока по информатике "Текстовый редактор MicrosoftWord

Разработка открытого урока по информатике "Текстовый редактор MicrosoftWord", включающая в себя: авторскую презентацию "Текстовый редактор MicrosoftWord", карточки с практическими заданиями, тестовые ...

Разработка открытого урока по информатике.

Открытый урок по информатике в группе 2 курса по профессии «Фермерское хозяйство», квалификации «Повар», срок обучения- 2г. 10 м...

Разработка открытого урока по информатике в 9 классе

Тема урока: «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel для решения математических задач»...

Разработка открытого урока по информатике 3 класс "Таблица для мешка"

Учебный предмет: информатикаКласс:  3 класс.Автор УМК (программы учебного курса) Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов  «Информатика.1 – 4 классы» Издательство «Просвещение&r...

Методическая разработка открытого урока по информатике на тему: "Обработка числовой информации в Excel"

Данная тема изучается одной из первых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows. Она изучается либо параллельно с текстовым редактором Word, либо сразу после него.Изучив основные фу...