Проект учащихся для их портфолио
учебно-методический материал по информатике и икт по теме

Мотайло Алексей Сергеевич

Краткое описание проектной работы по программе «Собери компьютер» с приложениями, выдержки из методических и сопроводительных документов к данному продукту, отсылки к релевантным материалам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского (юношеского) технического творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Проектная работа учащихся по образовательной программе

«Собери компьютер»

Разработал: А.С.Мотайло,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2015 г.


Введение.

При развитии в нашем Центре дополнительных образовательных программ в сотрудничестве со школами, выявилась необходимость предоставления обучающимся материалов для добавления к их портфолио.

Во исполнение этой задачи в ЦДЮТТ был разработан комплексный инновационный образовательный продукт, включающий несколько серий ротирующихся образовательных программ (т.н. «вертолёты»), в рамках которых каждый обучающийся осваивает 2 или 4 программы за учебный год. По итогам освоения программ, помимо стандартных тестов, учащиеся выполняют проекты, которые оформляются в унифицированном стиле и вкладываются в их портфолио.

Изначально в данную работу были вовлечены мои коллеги – педагоги по программам «Видеостудия», «Основы трехмерной графики», «Основы Creo-моделирования», «Начинающий инвестор за ПК». Затем эта работа была признана успешной и к ней подключился я и несколько других коллег.

Ниже приводятся выдержки из методических и сопроводительных документов к данному продукту, отсылки к релевантным материалам и краткое описание проектной работы по программе «Собери компьютер» с приложениями.


ПОЛОЖЕНИЕ об электронном портфолио обучающегося

Центра детского (юношеского) технического творчества

Московского района Санкт-Петербурга

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Данное Положение регулирует процедуры и порядок формирования электронного портфолио обучающегося в ГБОУ ДОД Центре  детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга (далее ЦДЮТТ).

1.2. «Электронное портфолио» обучающегося (далее «Портфолио») – комплект электронных документов, творческих работ и материалов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений.

1.3.«Портфолио» - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в период его обучения в ЦДЮТТ.

1.4. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

1.5.Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

2.1. Цель формирования «портфолио» - представление отчёта по процессу образования обучающегося, представление «картины» значимых образовательных результатов в целом, обеспечение отслеживания индивидуального прогресса, демонстрация его способности практически применять приобретённые знания и умения.

2.2. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Кроме того, описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного учащегося, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем - профильного обучения.

3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

3.1.Портфолио является одной из составляющих образовательного рейтинга обучающихся и может являться основанием для итоговой оценки освоения общеобразовательных дополнительных программ в ЦДЮТТ.

3.2.Период формирования портфолио – период обучения по общеобразовательным дополнительным программам в ЦДЮТТ.

3.3. Учёт документов и творческих работ, входящих в портфолио, производится руководителем объединения, реализующим программу дополнительного образования, заведующим соответствующего отдела, методистом баз данных ЦДЮТТ.

3.4.Портфолио представлен в виде электронных файлов в сетевой базе данных ЦДЮТТ в разделе ПОРТФОЛИО – личный портфолио, содержащий творческие работы, рецензии, комментарии, дипломы и пр.

4. СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО

4.1. Портфолио может содержать один или несколько элементов:

– результаты конкурсов (дипломы и грамоты выставок, концертов, соревнований и др.) российского, республиканского, городского,  районного уровней;

– результаты исследовательской деятельности (проекты, исследовательские работы, рефераты);

– творческие работы в электронном виде, созданные при изучении программ дополнительного образования;

- отзывы и рекомендации.

 

5. ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО

5.1. Портфолио формируется в сетевой базе данных ЦДЮТТ в разделе «ПОРТФОЛИО» - в индивидуальной папке обучающегося.

5.2. Портфолио заполняется обучающимся и руководителем объединения, в котором состоит обучающийся.

5.3. Для осуществления доступа к портфолио обучающимся предоставляется ссылка на скачивание индивидуальной папки, размещенной в «облачном хранилище».

5.4. Доступ к индивидуальной папке с портфолио обучающегося имеет только методист по  базам данных ЦДЮТТ,  обучающийся и классный руководитель учащегося в ОУ района.

5.4. Резервная копия электронного портфолио хранится в ЦДЮТТ на съемном носителе в методическом кабинете.

5.5. Копия электронного портфолио обучающегося передается в ОУ, где он проходит обучение по основной образовательной программе (по запросу администрации ОУ).

см. также статью Исаевой Е.А. и Евсеенко Е.В. «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В ЦДЮТТ МОСКОВСКОГО РАЙОНА»


Пояснительная записка к материалам для выполнения проектной работы.

Обучающиеся по образовательной программе «Собери компьютер» получают возможность выполнить и защитить проектную работу по данной программе. Разработанные мной для этого материалы будут приведены ниже в приложениях, сейчас же дам краткие пояснения о сути проектной работы.

Группе предлагаются билеты (см. Приложение 1), на которых нанесены варианты персональных компьютеров с определённым целевым уклоном. Случайным образом вытягивая билет (впрочем, можно прибегнуть и к «игре в открытую» при осознании педагогом целесообразности этого шага), учащиеся получают задание, которое состоит в следующем. Доставшийся им компьютер – к примеру, «компьютер для бухгалтера» или «игровой компьютер» - необходимо виртуально «собрать», пользуясь онлайн-магазинами и, в частности, предлагаемыми там конструкторами. Для корректного выполнения этой работы учащемуся необходимо понять сферу применения целевого ПК и, таким образом, определиться с комплектующими для него. В некоторых случаях оптимальным или допустимым является «приобретение» готового решения, в частности, ноутбука – это решение принимается в ходе консультаций с педагогом.

Цель этой работы – дать учащимся проявить творческий подход в технической области, предоставить им возможность сформировать своё мнение об оптимальном решении стоящей задачи и отстоять это мнение в ходе защиты проекта.

На первом этапе учащиеся работают с бумажными таблицами (см. Приложение 2), выданными им вместе с билетами. Это позволяет оперативно консультироваться с педагогом и товарищами, внося правки при их необходимости.

Затем, когда окончательный вариант сборки будет утверждён (проверен), эти сведения переносятся в электронный вид и оформляются должным образом для портфолио учащихся.


Приложение 1. Билеты для проектных работ

№1 ПК для офиса (делопроизводства)

№2 ПК для дизайнера (художника)

№3 ПК для бухгалтерии (баз данных)

№4 ПК для работы в сети (сёрфинг)

№5 ПК для скачки и раздачи данных по p2p сетям (торренты)

№6 ПК для управления сетями и процессами (сервер)

№7 ПК-проигрыватель  мультимедиа (аудио\видеоплеер)

№8 ПК для игр (оверклокинга)

№9 Универсальный домашний компьютер (бюджет – средняя з\п по региону)

№10 ПК для неигрового программирования (разработка и тестирование ПО)

№11 ПК для пожилых родственников, «далёких от компьютера»

№12 ПК для читального зала библиотеки

№13 ПК для поездок

Приложение 2. Таблица для выполнения проекта

Конфигурация персонального компьютера

Назначение ПК (сфера применения)_______________________________

Тип комплектующих

Модель

Цена (средняя\ в конкретном магазине), количество

Корпус

Блок питания

Материнская плата

Центральный процессор

Система охлаждения

Оперативная память

Жёсткий диск

Оптический привод

Графический адаптер

Дополнительные платы расширения

Монитор

Прочие устройства вывода

Клавиатура, мышь

Прочие устройства ввода

Дополнительное оборудование

Выполнил ____________________________________________________

Проверил ____________________________________________________



Предварительный просмотр:

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В ЦДЮТТ МОСКОВСКОГО РАЙОНА

Исаева Елена Александровна, почетный работник общего образования, директор.

Евсеенко Елена Викторовна, магистр дополнительного образования детей и взрослых, заведующая опытно-экспериментальной площадкой.

С 01 сентября 2013 года ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга начал работу в режиме опытно-экспериментальной площадки по теме «Сетевое взаимодействие образовательных организаций общего и дополнительного образования как условие для предпрофильной подготовки школьников в технических видах деятельности».

Эксперимент реализуется в рамках решения задач, обозначенных в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» в направлениях «Профессия и карьера» и «Неформальное образование», а именно:

  1. Популяризация научно-технического творчества среди детей и молодежи. Пропаганда технических профессий как наиболее значимых для экономики и социальной сферы.
  2. Обеспечение условий по организации образовательного пространства, расширяющего возможности развития «разного ученика» (инклюзивное образование, интегрированные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты, профильная и профессиональная подготовка).
  3. Реализация городской образовательной программы «Город как школа», в которой весь промышленный, научный, культурный потенциал города выступает в качестве значимой составляющей содержания образования; созданы условия для полноценной профессиональной ориентации, включения подростков через систему практик в активную трудовую жизнь, совмещения работы и образования.

Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность опирается на Закон об образовании в РФ, в котором говорится о возможности и необходимости сетевого взаимодействия и профильном обучении в рамках начального общего, основного общего и среднего общего образования.

ОЭР реализуется в рамках программы развития системы образования Московского района Санкт-Петербурга на 2010-2015 гг. и в рамках соглашения между ЦДЮТТ и Информационно-методическим центром Московского района Санкт-Петербурга по выполнению целей и задач опытно-экспериментальной площадки городского уровня на базе ИМЦ по теме «Сетевое взаимодействие в профильном обучении».

По данным исследования Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» нехватка квалифицированных кадров -  самое главное препятствие для развития бизнеса для 47% предприятий. Как следует из опроса руководителей компаний, рынок труда не способен удовлетворить потребности производственных предприятий ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. Более половины руководителей говорят о том, что найти инженеров и технических специалистов либо сложно (40%), либо практически невозможно (28%). Одной из причин создавшейся ситуации эксперты выделяют отсутствие в школах профориентационной работы.

В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020» также обозначена проблема: общеобразовательная школа в настоящее время практически не выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников на рабочие и инженерные профессии с учетом их собственных интересов и реальной потребности в профессиях на рынке труда. Усугубляет проблему несогласованность в профориентационной работе образовательных учреждений разного уровня: школа, учреждения профобразования, психолого-валеологические службы и т.д., а также имеющийся низкий информационно-содержательный уровень профориентации и профконсультаций.

Таким образом, основная проблема современного образования заключается в том, что к моменту профессионального самоопределения школьник не представляет своих возможностей, а большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда.

Данная проблема характеризуется рядом противоречий между:

  • сложившейся унифицированной системой общего образования и потребностями школьников в индивидуальном подходе для развития их субъектности и профессионального самоопределения;
  • потребностью у школьников пройти серию профессиональных проб и отсутствием у школы материальных и кадровых возможностей;
  • ожиданиями работодателей производственной сферы и преподавателей технических ВУЗов и уровнем профессионального самоопределения школьников.

Одним из эффективных путей решения задач по содействию выбору и осуществлению школьниками жизненно важных планов, формированию ценностно-смыслового отношения учащихся к собственному профессиональному образованию, адекватной самооценки своих профессиональных возможностей и способностей, осознанному выбору профессионального пути с учетом потребностей рынка является кооперация общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования, их сетевое взаимодействие, а также активное привлечение и использование возможностей средних профессиональных и высших учебных заведений и производственных объединений любого типа.

Формирование ценностно-смыслового отношения учащихся к собственному профессиональному образованию необходимо начинать в системе общего среднего образования. Предоставление возможности попробовать себя в разных направлениях деятельности до 9 класса дает школьнику возможность осознанного выбора направленности будущей профессии. Таким образом, работу по профессиональной ориентации необходимо начинать с предпрофильной подготовки, чтобы выбор профиля не стал проблемой для учащихся.

Ориентация школьников на научно-техническую сферу деятельности в рамках школьного образовательного процесса крайне затруднительно. Данная проблема решается посредством взаимодействия с учреждениями дополнительного образования по направлению «техническое творчество».

В рамках освоения образовательных программ дополнительного образования у учащихся формируется представление о той или иной деятельности технической направленности (конструирование, моделирование, программирование и пр.). При этом, как правило, обучение по данным программам носит практико-ориентированный характер, что позволяет освоить азы работы по технической направленности. Деятельность современных учреждений дополнительного образования характеризуется внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, синтезом активных методов обучения и потенциала компьютерно-виртуальных технологий. Эти компоненты также являются важным звеном процесса осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.

Организация сотрудничества с ВУЗами технической направленности и непосредственно работодателями (завод «Радиоприбор», холдинговая компания «Ленинец», ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова) может усилить эффект профориентационной работы, т.к. кроме непосредственного погружения в мир технических профессий у школьников появится реальная перспектива дальнейшего обучения и трудоустройства.

Таким образом, интегрированное сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования может стать значимым для эффективной организации предпрофильной подготовки  школьников. Но в рамках реализации подобной деятельности остается проблема недостаточной разработанности методологии и технологии реализации  процесса сетевого взаимодействия. Определение механизмов сетевого взаимодействия является основой опытно-экспериментальной работы ЦДЮТТ Московского района СПб.

 Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс организации предпрофильной подготовки школьников в технических видах деятельности наиболее продуктивен в условиях сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования и будет наиболее эффективным, если будут предложены механизмы сетевого взаимодействия по предпрофильной подготовке в технических видах деятельности учреждений общего и дополнительного образования; разработана модель взаимодействия ОУ, УДОД и других участников образовательного комплекса; а также будет использоваться потенциал промышленных предприятий, высших и средних учебных заведений района, способствующий созданию образовательной среды, в которой учащимся предоставляется возможности проверить свои способности в разных видах деятельности.

Таким образом, целью эксперимента является разработка и описание модели взаимодействия ОУ, УДОД и других участников образовательного комплекса по предпрофильной подготовке школьников с учетом ресурсных возможностей и потребностей участников образовательного комплекса в техническом направлении. Для этого необходимо определить возможности комплекса образовательных организаций,  предприятий, высших и средних учебных заведений Московского района и создать инновационную образовательную  среду для приобретения школьниками опыта профессиональных проб с использованием возможностей образовательного комплекса. И самое главное - регламентировать совместную образовательную деятельность всех участников. Также необходимо адаптировать реализуемые и разработать новые общеобразовательные дополнительные программы для профессиональных проб с учетом потребностей образовательного комплекса и субъектов образования; сформировать систему оценивания и взаимозачетов результатов предпрофильной подготовки.

В результате эксперимента в образовательной системе района появится описание модели сетевого взаимодействия участников образовательного комплекса в области предпрофильной подготовки детей в техническом творчестве, а также  будут разработаны образовательные программы для предпрофильной подготовки в научно-техническом направлении, готовые к использованию в сетевой образовательной программе Московского района. Для фиксации образовательных результатов будет разработана форма портфолио профессиональных проб обучающихся, форма зачетных документов. Школьники Московского района – участники эксперимента приобретут опыт профессиональных проб с использованием связей с технологиями различных областей производства.

Предпосылкой и поддержкой эксперимента стало решение Общественного совета Московского района  по вопросу создания профильных классов детского технического творчества на базе ЦДЮТТ с привлечением СПб ГУАП, ОАО «Завод «Радиоприбор», ФГУП «Крыловский государственный научный центр».

В настоящее время базой эксперимента являются специально организованные группы школьников 7 и 8 классов из 2-х заинтересованных общеобразовательных учреждений, обучающихся в ЦДЮТТ по образовательным программам научно-технической направленности. Ведется экспериментальная работа по десяти общеобразовательным дополнительным программам, среди которых такие перспективные для будущих инженерно-технических кадров программы как «Основы работы в Creo Parametric 2.0», «Основы трехмерной графики в Blender 2.63» и др.

Опытно-экспериментальная работа по теме «Сетевое взаимодействие образовательных организаций общего и дополнительного образования как условие для предпрофильной подготовки школьников в технических видах деятельности» позволит внести вклад в образовательную систему района, включив в нее использование ресурсов (кадровых, материальных, информационных и др.) всех участников образовательного комплекса для обеспечения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся Московского района.

Использованные источники информации:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, федеральная целевая программа.
  3. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020».
  4. Программа развития системы образования Московского района Санкт-Петербурга на 2011-1015гг.
  5. Протокол заседания Общественного совета Московского района от 26.03.2013 №1
  6. http://new.opora.ru

Сведения об авторах:

Исаева Елена Александровна, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, директор, ea341@rambler.ru   т. 708-59-96, 8- 911-959-15-42.

Евсеенко Елена Викторовна, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, заведующая опытно-экспериментальной площадкой, evseenko.cdutt@yandex.ru  т.708-59-41, 8-921-598-59-06.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловой русский язык и информационное развитие личности,проект учащихся

В ходе выполнения  проекта учащиеся рассматривают следующие вопросы:- Как коммуникативная компетенция способствует успеху в деловой карьере?- Является ли умение грамотно оформлять документы показ...

Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...

Учебный мини - проект «Скульптурный портрет планеты».Участники проекта: учащиеся 5 класса

Учащиеся включаются  в создание проекта; на основе проектного задания разрабатывают туристический маршрут «Скульптурный портрет планеты»; оформляют проект в форме контурной карты ...

Исследовательские проекты учащихся. О проекте "Современная семья глазами подростка". Статья

Представлено описание проекта (мониторинга), изучения  мнений учащихся о проблемах семьи. Проект проводился в два этапа. Первое социологическое исследование проведено школьниками в 2008 году, вто...

Исследовательский проект учащегося (8 класс) «Лексикон учащихся 7-х классов МОУ лицея №3 г. Галича Костромской области»

На сегодняшний день существует проблема «загрязнения родного языка». Подростки засоряют язык, грубо выражая свои мысли. Речь школьников – безлика и стандартна.Работа над данным учебн...

Проектная деятельность. Паспорт проекта, цели, задачи. Презентация (общая). Индивидуальные проекты учащихся.

Проектная работа "Путешествие по городу Дружбы представляет собой большое исследование  по темам: книги о дружбе, история слова "дружба", песни,  поговорки, стихотворения, афо...

Дизайн – проект учащихся учебного объединения «Ростки талантов» - победитель конкурса на лучший дизайн-проект, проведенный в рамках реализации проекта «Экологический альпинарий»

В процессе создания красивой и благоухающей клумбы на территории нет ничего сложного. Это дело времени, правильной высадки (необходимо прочитать инструкцию на пакете с купленными семенами и строго ей ...