Проект учащихся для их портфолио
учебно-методический материал по информатике и икт по теме
Краткое описание проектной работы по программе «Собери компьютер» с приложениями, выдержки из методических и сопроводительных документов к данному продукту, отсылки к релевантным материалам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского (юношеского) технического творчества
Московского района Санкт-Петербурга
Проектная работа учащихся по образовательной программе
«Собери компьютер»
Разработал: А.С.Мотайло,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2015 г.
Введение.
При развитии в нашем Центре дополнительных образовательных программ в сотрудничестве со школами, выявилась необходимость предоставления обучающимся материалов для добавления к их портфолио.
Во исполнение этой задачи в ЦДЮТТ был разработан комплексный инновационный образовательный продукт, включающий несколько серий ротирующихся образовательных программ (т.н. «вертолёты»), в рамках которых каждый обучающийся осваивает 2 или 4 программы за учебный год. По итогам освоения программ, помимо стандартных тестов, учащиеся выполняют проекты, которые оформляются в унифицированном стиле и вкладываются в их портфолио.
Изначально в данную работу были вовлечены мои коллеги – педагоги по программам «Видеостудия», «Основы трехмерной графики», «Основы Creo-моделирования», «Начинающий инвестор за ПК». Затем эта работа была признана успешной и к ней подключился я и несколько других коллег.
Ниже приводятся выдержки из методических и сопроводительных документов к данному продукту, отсылки к релевантным материалам и краткое описание проектной работы по программе «Собери компьютер» с приложениями.
ПОЛОЖЕНИЕ об электронном портфолио обучающегося
Центра детского (юношеского) технического творчества
Московского района Санкт-Петербурга
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Данное Положение регулирует процедуры и порядок формирования электронного портфолио обучающегося в ГБОУ ДОД Центре детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга (далее ЦДЮТТ).
1.2. «Электронное портфолио» обучающегося (далее «Портфолио») – комплект электронных документов, творческих работ и материалов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений.
1.3.«Портфолио» - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в период его обучения в ЦДЮТТ.
1.4. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
1.5.Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО
2.1. Цель формирования «портфолио» - представление отчёта по процессу образования обучающегося, представление «картины» значимых образовательных результатов в целом, обеспечение отслеживания индивидуального прогресса, демонстрация его способности практически применять приобретённые знания и умения.
2.2. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Кроме того, описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного учащегося, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем - профильного обучения.
3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО
3.1.Портфолио является одной из составляющих образовательного рейтинга обучающихся и может являться основанием для итоговой оценки освоения общеобразовательных дополнительных программ в ЦДЮТТ.
3.2.Период формирования портфолио – период обучения по общеобразовательным дополнительным программам в ЦДЮТТ.
3.3. Учёт документов и творческих работ, входящих в портфолио, производится руководителем объединения, реализующим программу дополнительного образования, заведующим соответствующего отдела, методистом баз данных ЦДЮТТ.
3.4.Портфолио представлен в виде электронных файлов в сетевой базе данных ЦДЮТТ в разделе ПОРТФОЛИО – личный портфолио, содержащий творческие работы, рецензии, комментарии, дипломы и пр.
4. СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
4.1. Портфолио может содержать один или несколько элементов:
– результаты конкурсов (дипломы и грамоты выставок, концертов, соревнований и др.) российского, республиканского, городского, районного уровней;
– результаты исследовательской деятельности (проекты, исследовательские работы, рефераты);
– творческие работы в электронном виде, созданные при изучении программ дополнительного образования;
- отзывы и рекомендации.
5. ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО
5.1. Портфолио формируется в сетевой базе данных ЦДЮТТ в разделе «ПОРТФОЛИО» - в индивидуальной папке обучающегося.
5.2. Портфолио заполняется обучающимся и руководителем объединения, в котором состоит обучающийся.
5.3. Для осуществления доступа к портфолио обучающимся предоставляется ссылка на скачивание индивидуальной папки, размещенной в «облачном хранилище».
5.4. Доступ к индивидуальной папке с портфолио обучающегося имеет только методист по базам данных ЦДЮТТ, обучающийся и классный руководитель учащегося в ОУ района.
5.4. Резервная копия электронного портфолио хранится в ЦДЮТТ на съемном носителе в методическом кабинете.
5.5. Копия электронного портфолио обучающегося передается в ОУ, где он проходит обучение по основной образовательной программе (по запросу администрации ОУ).
см. также статью Исаевой Е.А. и Евсеенко Е.В. «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В ЦДЮТТ МОСКОВСКОГО РАЙОНА»
Пояснительная записка к материалам для выполнения проектной работы.
Обучающиеся по образовательной программе «Собери компьютер» получают возможность выполнить и защитить проектную работу по данной программе. Разработанные мной для этого материалы будут приведены ниже в приложениях, сейчас же дам краткие пояснения о сути проектной работы.
Группе предлагаются билеты (см. Приложение 1), на которых нанесены варианты персональных компьютеров с определённым целевым уклоном. Случайным образом вытягивая билет (впрочем, можно прибегнуть и к «игре в открытую» при осознании педагогом целесообразности этого шага), учащиеся получают задание, которое состоит в следующем. Доставшийся им компьютер – к примеру, «компьютер для бухгалтера» или «игровой компьютер» - необходимо виртуально «собрать», пользуясь онлайн-магазинами и, в частности, предлагаемыми там конструкторами. Для корректного выполнения этой работы учащемуся необходимо понять сферу применения целевого ПК и, таким образом, определиться с комплектующими для него. В некоторых случаях оптимальным или допустимым является «приобретение» готового решения, в частности, ноутбука – это решение принимается в ходе консультаций с педагогом.
Цель этой работы – дать учащимся проявить творческий подход в технической области, предоставить им возможность сформировать своё мнение об оптимальном решении стоящей задачи и отстоять это мнение в ходе защиты проекта.
На первом этапе учащиеся работают с бумажными таблицами (см. Приложение 2), выданными им вместе с билетами. Это позволяет оперативно консультироваться с педагогом и товарищами, внося правки при их необходимости.
Затем, когда окончательный вариант сборки будет утверждён (проверен), эти сведения переносятся в электронный вид и оформляются должным образом для портфолио учащихся.
Приложение 1. Билеты для проектных работ
№1 ПК для офиса (делопроизводства)
№2 ПК для дизайнера (художника)
№3 ПК для бухгалтерии (баз данных)
№4 ПК для работы в сети (сёрфинг)
№5 ПК для скачки и раздачи данных по p2p сетям (торренты)
№6 ПК для управления сетями и процессами (сервер)
№7 ПК-проигрыватель мультимедиа (аудио\видеоплеер)
№8 ПК для игр (оверклокинга)
№9 Универсальный домашний компьютер (бюджет – средняя з\п по региону)
№10 ПК для неигрового программирования (разработка и тестирование ПО)
№11 ПК для пожилых родственников, «далёких от компьютера»
№12 ПК для читального зала библиотеки
№13 ПК для поездок
Приложение 2. Таблица для выполнения проекта
Конфигурация персонального компьютера
Назначение ПК (сфера применения)_______________________________
Тип комплектующих | Модель | Цена (средняя\ в конкретном магазине), количество |
Корпус | ||
Блок питания | ||
Материнская плата | ||
Центральный процессор | ||
Система охлаждения | ||
Оперативная память | ||
Жёсткий диск | ||
Оптический привод | ||
Графический адаптер | ||
Дополнительные платы расширения | ||
Монитор | ||
Прочие устройства вывода | ||
Клавиатура, мышь | ||
Прочие устройства ввода | ||
Дополнительное оборудование |
Выполнил ____________________________________________________
Проверил ____________________________________________________
Предварительный просмотр:
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В ЦДЮТТ МОСКОВСКОГО РАЙОНА
Исаева Елена Александровна, почетный работник общего образования, директор.
Евсеенко Елена Викторовна, магистр дополнительного образования детей и взрослых, заведующая опытно-экспериментальной площадкой.
С 01 сентября 2013 года ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга начал работу в режиме опытно-экспериментальной площадки по теме «Сетевое взаимодействие образовательных организаций общего и дополнительного образования как условие для предпрофильной подготовки школьников в технических видах деятельности».
Эксперимент реализуется в рамках решения задач, обозначенных в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» в направлениях «Профессия и карьера» и «Неформальное образование», а именно:
- Популяризация научно-технического творчества среди детей и молодежи. Пропаганда технических профессий как наиболее значимых для экономики и социальной сферы.
- Обеспечение условий по организации образовательного пространства, расширяющего возможности развития «разного ученика» (инклюзивное образование, интегрированные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты, профильная и профессиональная подготовка).
- Реализация городской образовательной программы «Город как школа», в которой весь промышленный, научный, культурный потенциал города выступает в качестве значимой составляющей содержания образования; созданы условия для полноценной профессиональной ориентации, включения подростков через систему практик в активную трудовую жизнь, совмещения работы и образования.
Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность опирается на Закон об образовании в РФ, в котором говорится о возможности и необходимости сетевого взаимодействия и профильном обучении в рамках начального общего, основного общего и среднего общего образования.
ОЭР реализуется в рамках программы развития системы образования Московского района Санкт-Петербурга на 2010-2015 гг. и в рамках соглашения между ЦДЮТТ и Информационно-методическим центром Московского района Санкт-Петербурга по выполнению целей и задач опытно-экспериментальной площадки городского уровня на базе ИМЦ по теме «Сетевое взаимодействие в профильном обучении».
По данным исследования Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» нехватка квалифицированных кадров - самое главное препятствие для развития бизнеса для 47% предприятий. Как следует из опроса руководителей компаний, рынок труда не способен удовлетворить потребности производственных предприятий ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. Более половины руководителей говорят о том, что найти инженеров и технических специалистов либо сложно (40%), либо практически невозможно (28%). Одной из причин создавшейся ситуации эксперты выделяют отсутствие в школах профориентационной работы.
В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020» также обозначена проблема: общеобразовательная школа в настоящее время практически не выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников на рабочие и инженерные профессии с учетом их собственных интересов и реальной потребности в профессиях на рынке труда. Усугубляет проблему несогласованность в профориентационной работе образовательных учреждений разного уровня: школа, учреждения профобразования, психолого-валеологические службы и т.д., а также имеющийся низкий информационно-содержательный уровень профориентации и профконсультаций.
Таким образом, основная проблема современного образования заключается в том, что к моменту профессионального самоопределения школьник не представляет своих возможностей, а большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда.
Данная проблема характеризуется рядом противоречий между:
- сложившейся унифицированной системой общего образования и потребностями школьников в индивидуальном подходе для развития их субъектности и профессионального самоопределения;
- потребностью у школьников пройти серию профессиональных проб и отсутствием у школы материальных и кадровых возможностей;
- ожиданиями работодателей производственной сферы и преподавателей технических ВУЗов и уровнем профессионального самоопределения школьников.
Одним из эффективных путей решения задач по содействию выбору и осуществлению школьниками жизненно важных планов, формированию ценностно-смыслового отношения учащихся к собственному профессиональному образованию, адекватной самооценки своих профессиональных возможностей и способностей, осознанному выбору профессионального пути с учетом потребностей рынка является кооперация общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования, их сетевое взаимодействие, а также активное привлечение и использование возможностей средних профессиональных и высших учебных заведений и производственных объединений любого типа.
Формирование ценностно-смыслового отношения учащихся к собственному профессиональному образованию необходимо начинать в системе общего среднего образования. Предоставление возможности попробовать себя в разных направлениях деятельности до 9 класса дает школьнику возможность осознанного выбора направленности будущей профессии. Таким образом, работу по профессиональной ориентации необходимо начинать с предпрофильной подготовки, чтобы выбор профиля не стал проблемой для учащихся.
Ориентация школьников на научно-техническую сферу деятельности в рамках школьного образовательного процесса крайне затруднительно. Данная проблема решается посредством взаимодействия с учреждениями дополнительного образования по направлению «техническое творчество».
В рамках освоения образовательных программ дополнительного образования у учащихся формируется представление о той или иной деятельности технической направленности (конструирование, моделирование, программирование и пр.). При этом, как правило, обучение по данным программам носит практико-ориентированный характер, что позволяет освоить азы работы по технической направленности. Деятельность современных учреждений дополнительного образования характеризуется внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, синтезом активных методов обучения и потенциала компьютерно-виртуальных технологий. Эти компоненты также являются важным звеном процесса осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.
Организация сотрудничества с ВУЗами технической направленности и непосредственно работодателями (завод «Радиоприбор», холдинговая компания «Ленинец», ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова) может усилить эффект профориентационной работы, т.к. кроме непосредственного погружения в мир технических профессий у школьников появится реальная перспектива дальнейшего обучения и трудоустройства.
Таким образом, интегрированное сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования может стать значимым для эффективной организации предпрофильной подготовки школьников. Но в рамках реализации подобной деятельности остается проблема недостаточной разработанности методологии и технологии реализации процесса сетевого взаимодействия. Определение механизмов сетевого взаимодействия является основой опытно-экспериментальной работы ЦДЮТТ Московского района СПб.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс организации предпрофильной подготовки школьников в технических видах деятельности наиболее продуктивен в условиях сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования и будет наиболее эффективным, если будут предложены механизмы сетевого взаимодействия по предпрофильной подготовке в технических видах деятельности учреждений общего и дополнительного образования; разработана модель взаимодействия ОУ, УДОД и других участников образовательного комплекса; а также будет использоваться потенциал промышленных предприятий, высших и средних учебных заведений района, способствующий созданию образовательной среды, в которой учащимся предоставляется возможности проверить свои способности в разных видах деятельности.
Таким образом, целью эксперимента является разработка и описание модели взаимодействия ОУ, УДОД и других участников образовательного комплекса по предпрофильной подготовке школьников с учетом ресурсных возможностей и потребностей участников образовательного комплекса в техническом направлении. Для этого необходимо определить возможности комплекса образовательных организаций, предприятий, высших и средних учебных заведений Московского района и создать инновационную образовательную среду для приобретения школьниками опыта профессиональных проб с использованием возможностей образовательного комплекса. И самое главное - регламентировать совместную образовательную деятельность всех участников. Также необходимо адаптировать реализуемые и разработать новые общеобразовательные дополнительные программы для профессиональных проб с учетом потребностей образовательного комплекса и субъектов образования; сформировать систему оценивания и взаимозачетов результатов предпрофильной подготовки.
В результате эксперимента в образовательной системе района появится описание модели сетевого взаимодействия участников образовательного комплекса в области предпрофильной подготовки детей в техническом творчестве, а также будут разработаны образовательные программы для предпрофильной подготовки в научно-техническом направлении, готовые к использованию в сетевой образовательной программе Московского района. Для фиксации образовательных результатов будет разработана форма портфолио профессиональных проб обучающихся, форма зачетных документов. Школьники Московского района – участники эксперимента приобретут опыт профессиональных проб с использованием связей с технологиями различных областей производства.
Предпосылкой и поддержкой эксперимента стало решение Общественного совета Московского района по вопросу создания профильных классов детского технического творчества на базе ЦДЮТТ с привлечением СПб ГУАП, ОАО «Завод «Радиоприбор», ФГУП «Крыловский государственный научный центр».
В настоящее время базой эксперимента являются специально организованные группы школьников 7 и 8 классов из 2-х заинтересованных общеобразовательных учреждений, обучающихся в ЦДЮТТ по образовательным программам научно-технической направленности. Ведется экспериментальная работа по десяти общеобразовательным дополнительным программам, среди которых такие перспективные для будущих инженерно-технических кадров программы как «Основы работы в Creo Parametric 2.0», «Основы трехмерной графики в Blender 2.63» и др.
Опытно-экспериментальная работа по теме «Сетевое взаимодействие образовательных организаций общего и дополнительного образования как условие для предпрофильной подготовки школьников в технических видах деятельности» позволит внести вклад в образовательную систему района, включив в нее использование ресурсов (кадровых, материальных, информационных и др.) всех участников образовательного комплекса для обеспечения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся Московского района.
Использованные источники информации:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
- Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, федеральная целевая программа.
- Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020».
- Программа развития системы образования Московского района Санкт-Петербурга на 2011-1015гг.
- Протокол заседания Общественного совета Московского района от 26.03.2013 №1
- http://new.opora.ru
Сведения об авторах:
Исаева Елена Александровна, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, директор, ea341@rambler.ru т. 708-59-96, 8- 911-959-15-42.
Евсеенко Елена Викторовна, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, заведующая опытно-экспериментальной площадкой, evseenko.cdutt@yandex.ru т.708-59-41, 8-921-598-59-06.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловой русский язык и информационное развитие личности,проект учащихся
В ходе выполнения проекта учащиеся рассматривают следующие вопросы:- Как коммуникативная компетенция способствует успеху в деловой карьере?- Является ли умение грамотно оформлять документы показ...
Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...
Учебный мини - проект «Скульптурный портрет планеты».Участники проекта: учащиеся 5 класса
Учащиеся включаются в создание проекта; на основе проектного задания разрабатывают туристический маршрут «Скульптурный портрет планеты»; оформляют проект в форме контурной карты ...
Исследовательские проекты учащихся. О проекте "Современная семья глазами подростка". Статья
Представлено описание проекта (мониторинга), изучения мнений учащихся о проблемах семьи. Проект проводился в два этапа. Первое социологическое исследование проведено школьниками в 2008 году, вто...
Исследовательский проект учащегося (8 класс) «Лексикон учащихся 7-х классов МОУ лицея №3 г. Галича Костромской области»
На сегодняшний день существует проблема «загрязнения родного языка». Подростки засоряют язык, грубо выражая свои мысли. Речь школьников – безлика и стандартна.Работа над данным учебн...
Проектная деятельность. Паспорт проекта, цели, задачи. Презентация (общая). Индивидуальные проекты учащихся.
Проектная работа "Путешествие по городу Дружбы представляет собой большое исследование по темам: книги о дружбе, история слова "дружба", песни, поговорки, стихотворения, афо...
Дизайн – проект учащихся учебного объединения «Ростки талантов» - победитель конкурса на лучший дизайн-проект, проведенный в рамках реализации проекта «Экологический альпинарий»
В процессе создания красивой и благоухающей клумбы на территории нет ничего сложного. Это дело времени, правильной высадки (необходимо прочитать инструкцию на пакете с купленными семенами и строго ей ...