ИКТ - компетентность преподавателя в условиях введения ФГОС СПО
статья по информатике и икт на тему

Еросланова Римма Ивановна

В данной статье рассмотрены проблемы обеспечения соответствия  компетенций педагогов государственным требованиям к условиям реализации профессиональных образовательных программ. Показано, что информационно - коммуникационные технологии диктуют новые требования к профессионально - педагогическим качествам педагога. В статье также зарестрированы пути и методы повышения ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ-компетентность преподавателя в условиях введения ФГОС нового поколения

Аннотация. В данной статье рассмотрены  проблемы обеспечения соответствия компетенций педагогов государственным требованиям к условиям реализации профессиональных образовательных программ. Показано, что информационно – коммуникационные  технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам педагога. В статье также затрагиваются пути и методы повышении ИКТ-компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.

Ключевые слова: ФГОС, ИКТ – компетентность, современные образовательные технологии.

В современных условиях работнику необходим высокий уровень квалификации, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда.  В связи с этим задача повышения качества подготовки специалистов становится первоочередной не только для системы непрерывного профессионального образования, но и конкретного образовательного учреждения. Это требует изменений в существующей системе обучения, в частности, в направлении совершенствования методов, форм и средств обучения, благодаря чему появляется возможность использования в образовательном процессе современных технологий обучения.

Национальные проекты в сфере образования ставят задачи активного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам педагога, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения средств ИКТ – это информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, презентации, программы,  новые виды коммуникации – чаты, форумы, электронная почта, телеконференции и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен между участниками образовательного процесса. При этом педагог не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий  получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.

Стремительное развитие и появление все новых возможностей использования компьютера в образовании заставляет искать различные подходы к организации процесса повышения квалификации преподавателей в сфере ИКТ.

В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении ИКТ-компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.

Новые квалификационные характеристики должностей работников образования требуют от педагога владения наравне с профессиональными и правовыми компетентностями, владение и информационными и коммуникативными компетентностями.

Что же должен знать и уметь современный преподаватель в области ИКТ-технологий? Чему современный преподаватель  должен научить своих учеников? Наконец, как определить ИКТ - компетентность преподавателя и ее уровень?

Анкетирование «ИКТ-активность педагога», проведенное в нашем образовательном учреждении показало, что 85% педагогов коллектива испытывают потребность в повышении уровня владения ИК - технологиями. Среди причин личной заинтересованности педагогов следующие: эффективность работы коллег, использующих ИКТ в работе; желание соответствовать статусу современного педагога; переход на новый уровень педагогического мастерства.

По-мнению ученых (Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В.) информационно-коммуникационная компетентность современного преподавателя, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образования, это:

- способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;

- особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ [7, с.12].

Проанализировав модель интегрирования технологий Котрлика – Редмана в которой различают 4 стадии:

  1. осознание – преподаватель думает о возможности использования ИКТ;
  2. экспериментирование – преподаватель начинает пользоваться ИКТ, используя стандартные уже программы, MS Word, MS Power Point, Paint;
  3. освоение – преподаватель использует ИКТ регулярно;
  4. прогрессивная интеграция – преподаватель ищет новые пути и способы использования ИКТ для улучшения учебного процесса

можно сделать вывод,  преподаватели нашего техникума находятся  между второй  и третьей стадией этой модели. Это еще раз подтверждает, что  в интегрировании ИКТ в образовательный процесс решающим является человеческий фактор. Если преподаватель не подготовлен к использованию ИКТ на занятиях и не уверен, что эти технологии повысят и улучшат эффективность обучения, но изменения в учебном процессе, не предполагается.

Как же вывести учителя на третий, а в идеале на четвертый уровень?

В последние годы широко развернута система обучения педагогов ИКТ-технологиям. Существуют различные проекты, курсы повышения квалификации, благодаря которым педагоги могут научиться использовать базовые информационные технологии в своем повседневном труде. В сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том числе, сетевых. Поэтому процесс подготовки преподавателей к использованию ИКТ не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Если же цель – привить информационную грамотность всему педагогическому коллективу, повысить имеющийся уровень информационно-коммуникационной компетентности коллектива, то обучение необходимо организовать в стенах образовательной организации.

Обучение учителей проходит как внутри, так и вне образовательного  учреждения, также используются дистанционные формы обучения. C 2010 года прошли курсы более 80% преподавателей c получением свидетельства  о дополнительной профессиональной подготовке по следующим темам: «Преподавание физики и математики с основами  информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях»,  «Введение в информационные образовательные технологии 21 века Intel «Обучение для будущего», «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»,  «Внедрение свободного программного обеспечения в образовательный процесс» и др. Также оказывалась помощь в виде обучающих семинаров, которые проводили собственными силами и методическая поддержка педагогам, активно использующим новые информационные технологии в учебном процессе. Активно используются устные консультационные услуги  преподавателям и администрации по практическому использованию аппаратных и программных средств.

В течение года ведется административный контроль по использованию ИКТ на занятиях по темам: «Использование Интернет-ресурсов», «Интерактивные доски в образовательном процессе» и др.

На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  1. построение занятия с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов;
  2. осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;
  3. организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в аудиториях из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте;
  4. обработка результатов эксперимента;
  5. разработка методических программных средств;
  6. использование ресурсов Интернет;
  7. коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами как умение читать и писать.

Требования ФГОС к метапредметным  результатам освоения программы:

  1. активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  2. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебной дисциплины и профессионального модуля; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Внедрение и обучение ИКТ невозможно без материально-технической базы. Каждый год ведется работа по ее улучшению. На данный момент информационно-образовательная среда техникума соответствует требованиям ФГОС: всего в техникуме 186  компьютеров, из них шесть компьютерных класса (78 компьютера), все они подключены к сети Интернет и объединены в локальную сеть (проводная и беспроводная). Все  компьютеры содержат установленное лицензионное ПО (Windows 8.1,  пакет MS Office 2010). В образовательном процессе используются лицензионные программные продукты «1С бухгалтерия», «Гарант +», «Кибер-диплом»,  «1С по сельхозпредприятию», «Помощник для исчисления единого сельскохозяйственного налога», информационно-справочная база «Консультант +» и др. Информационно-методическое обеспечение соответствует предъявляемым требованиям.

В образовательном учреждении имеется 9 интерактивных досок, мультимедийное оборудование (проектор и компьютер) во всех  кабинетах.

Для обеспечения нормальной работы администрации и преподавателей техникум оснащен современными компьютерами и всем необходимым периферийным оборудованием (сканеры, принтеры, колонки, ксероксы и др.), что обеспечивает возможность осуществлять работу в электронной (цифровой) форме, согласно ФГОС.

Деловые коммуникации преподавателей и сотрудников техникума внутри организации и с внешней средой осуществляется посредством:

  • системы корпоративного файлообмена;
  •  системы управления мгновенными сообщениями и файлами OnLANMessenger;
  •  электронной почты ypat@mail.ru.

Нерешенных вопросов еще много и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем, для того, чтобы процесс формирования информационной компетентности всех участников образовательного процесса был не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии – это только средство, которое никогда не заменит живое слово педагога.

Список используемых источников:

1. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая Семерка (Б 7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для тестирования учителей.- М., 2011 – 56 с.

2. Гендина Н.И. Информационная культура личности в контексте формирования общества знаний [Электронный ресурс] / http://www.eilc2005.c-bit.ru/reg.php?action=get-doctxt&id=44.

3. Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. Кемерово, 2011. С. 6-7.

4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. Кемерово: КемГАКИ, 2010 - 146 с.

5. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2) [Электронный ресурс] / http://www.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/index.html).

6. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать //Информатика и образование. – 2014 – №3. – с.95–99.

7. Отчет «ИКТ-компетентность в мировой практике. Показатель ИКТ-компетентности учащихся и работников образования как индикатор результативности Проекта ИСО». — М.: НФПК, 2010

8. Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников// [Электронный ресурс] http://www.belpc.ru/krirpo/index.php]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях введения ФГОС

Статья посвящена вопросам формирования ИКТ – компетентности современного педагога. В ней раскрыты основные профессиональные потребности педагогов в области ИКТ....

"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"

Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....

Профессиональная компетентность педагогов в условиях введения ФГОС.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно ...

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...

Программа индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС

Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального пот...

Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения

В данном докладе представлен опыт работы по теме "Совершенствование  профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения"...

Интеграция урочной и внеурочной дея-тельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС.

Муниципальный семинар «Формы и методы организации обучения и воспитания в едином образовательном пространстве гимназии», МАОУ «Гимназия №3» Городской округ Балашиха, 04.12.2015...