Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Рабочая программа 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

Рассмотрена                                                      Утверждена                                      

на заседании МО                                             директор школы                

протокол №                                                      З. И. Пашкова            

от «26» августа 2015 г.                                    приказ по школе №

Руководитель МО  _____Юрченко Г.Н.         от «28» августа 2015г.

                                                                   

 Согласована

 заместитель директора по УВР

Табакова Т.А.

от «27» августа 2015  г.

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

для 8 класса основного общего образования

                        Старовойтова Владимира Ивановича

                                        

п. Большая Ирба 2015 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и авторской программы Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г. Рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы  ориентированы на выполнение в операционной системе Linux.  

Владение технологией работы в системной среде Linux является необходимым условием и базовой составляющей для последующего освоения технологии работы в прикладных программных средах общего назначения.

Практические занятия полностью посвящаются освоению технологии работы в перечисленных средах в процессе решения конкретных задач. Темы этого направления формируют представление учащихся о модели каждой среды как некоего отражения реального мира.

Темы, связанные с изучением основ алгоритмизации и программирования проводятся в единой логической последовательности, в сочетании теоретических и практических занятий на компьютере.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Цели:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

 - овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

-  выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи:

  • формирование у учащегося системы базовых знаний по информатике;
  • освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Linux;
  • формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
  • освоение технологии работы приобретений знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
  • ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
  • ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
  • понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.

 ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Контрольная работа №1 по теме: «Информация и информационные процессы»

1

2

Контрольная работа №2 по теме: «Аппаратные и программные средства ИКТ».

1

3

Контрольная работа №3 по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации».

1

4

Контрольная работа №4 по теме: «Кодирование и обработка графической информации».

1

                                                 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

№ п/п

Содержание учебного материала 1 ч в неделю

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Практическая работа №1 по теме: «Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора».

1

2

Практическая работа №2 по теме: «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».

1

3

Практическая работа №3 по теме: «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».

1

4

Практическая работа №4 по теме: «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши».

1

5

Практическая работа №5 по теме: «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

6

Практическая работа №6 по теме: «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

1

7

Практическая работа №7 по теме: «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

1

8

Практическая работа №8 по теме: «Кодирование текстовой информации».

1

9

Практическая работа №9 по теме: «Форматирование символов и абзацев».

1

10

Практическая работа №10 по теме: «Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц».

1

11

Практическая работа №11 по теме: «Создание визитных карточек на основе шаблонов».

1

12

Практическая работа №12 по теме: «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».

1

13

Практическая работа №13 по теме: «Создание и форматирование списков».

1

14

Практическая работа №14 по теме: «Создание гипертекстового документа».

1

15

Практическая работа №15 по теме: «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

1

16

Практическая работа №16 по теме: «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

1

17

Практическая работа №17 по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

1

18

Практическая работа №18 по теме: «Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора».

1

19

Практическая работа №19 по теме: «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах».

1

20

Практическая работа №20 по теме: «создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

1

21

Практическая работа №21 по теме: «Построение диаграмм различных типов».

1

  1.    Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

8

1

0

0

Программа курса информатики и ИКТ для основной школы 8 – 9 классы Угринович Н.Д.

– М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса.  Угринович Н.Д.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

1.Федеральный компонент государственного стандарта.

2.Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

3. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие  Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

           Требования к уровню подготовки учащихся

Знать

  • виды информационных процессов;
  • примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

Уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками; проверять свойства этих объектов;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, таблицы;

-        создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основное содержание

1. Информация и информационные процессы (8 ч.)+2ч

Информация в неживой и живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

 Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора».

Практическая работа №2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».

2. Аппаратные и программные средства ИКТ (7 ч.)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации работы компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №3 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».

Практическая работа №4 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши».

Практическая работа №5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа №6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

3. Кодирование и обработка текстовой информации (9 ч.)- 1 ч

Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Колонтитулы.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, реферат, доклад).

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Оптическое распознавание отсканированного текста.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа №9 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа №10 «Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц».

Практическая работа №11 «Создание визитных карточек на основе шаблонов».

Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».

Практическая работа №13 «Создание и форматирование списков».

 Практическая работа №14 «Создание гипертекстового документа».

Практическая работа №15 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Практическая работа №16 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

4. Кодирование и обработка числовой информации (10 ч.) -1 ч

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст.

Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции.

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №17 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа №18 «Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора».

Практическая работа №19 «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах».

Практическая работа №20 «создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа №21 «Построение диаграмм различных типов».

Тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

всего

теор.

практ.

1. Информация и информационные процессы (Представление информации).

8

5

3

                                                                                                                                                                   1.

Техника безопасности и организация рабочего места.

1

1

Презентация «Техника безопасности»

2.

Информация в неживой и живой природе.

1

1

Презентация «информация в неживой и живой природе »

3.

Человек и информация. Информационные процессы в технике.

1

1

Презентация «Человек и информация. Информационные процессы в технике»

4.

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1

1

Презентация «Кодирование информации с помощью знаковых систем»

5.

Количество информации. Единицы измерения информации.

1

1

Презентация «Количество информации. Единицы измерения информации»

6.

Измерение количества информации (содержательный подход).

Практическая работа №1 по теме: «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

1

1

Компьютерный интерактивный  тест.

7.

Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа №2 по теме: «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

1

1

Компьютерный интерактивный  тест.

8.

Контрольная работа №1 по теме: «Информация и информационные процессы».

1

1

Контроль знаний и умений.

2. Аппаратные и программные средства ИКТ

7

3

4

9.

Анализ контрольной работы.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Практическая работа №3 по теме: «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».

1

1

Презентация «Основные компоненты компьютера и их функции»

10.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации работы компьютера.

1

1

Презентация «Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации работы компьютера»

11.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Практическая работа №4 по теме: «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши».

1

1

Компьютерный интерактивный тест

12.

Данные и программы. Файлы и файловая система. Практическая работа №5 по теме: «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

1

Презентация «Данные и программы. Файлы и файловая система»

13.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практическая работа №6 по теме: «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

1

1

Компьютерный интерактивный тест

14.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практическая работа № 7 по теме: «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

1

Компьютерный интерактивный тест

15.

Контрольная работа №2 по теме: «Аппаратные и программные средства ИКТ».

1

1

Контроль знаний и умений

3. Кодирование и обработка текстовой информации

8

4

5

16.

Анализ контрольной работы. Кодирование текстовой информации. Практическая работа №8 по теме: «Кодирование текстовой информации».

1

1

Презентация «Кодирование текстовой информации»

17.

Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Практическая работа №9 по теме: «Форматирование символов и абзацев».

1

1

Презентация «Создание и редактирование документов»

18.

Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Колонтитулы.

Практическая работа №10 по теме: «Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц».

1

1

Компьютерный практикум

19.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, реферат, доклад).

Практическая работа №11 по теме: «Создание визитных карточек на основе шаблонов».

1

1

Презентация «Создание документов с использованием мастеров и шаблонов»

20.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Практическая работа №12 по теме: «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».

Практическая работа №13 по теме: «Создание и форматирование списков».

1

1

Компьютерный практикум

21.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Практическая работа №14 по теме: «Создание гипертекстового документа».

1

1

Презентация «Гипертекст. Создание закладок и ссылок»

22

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Практическая работа №15 по теме: «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

1

1

Компьютерный практикум

23.

1

1

Компьютерный интерактивный тест

24.

Контрольная работа №3 по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации».

1

1

Контроль знаний и умений

4. Кодирование и обработка числовой информации

10

6

4

25.

Анализ контрольной работы. Кодирование числовой информации.

1

1

Презентация «Кодирование числовой информации».

26.

Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления.

Практическая работа №17 по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

1

1

Презентация «Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления»

27.

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

Практическая работа №18 по теме: «Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора».

1

1

Компьютерный практикум

28.

Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

1

1

Презентация «Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки)»

29.

Типы данных: числа, формулы, текст.

1

1

Презентация «Типы данных: числа, формулы, текст»

30.

Абсолютные и относительные ссылки.

Практическая работа №19 по теме: «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах».

1

1

Компьютерный интерактивный тест

31.

Встроенные функции.

Практическая работа №20 по теме: «создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

1

1

Компьютерный практикум

32.

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Практическая работа №21 по теме: «Построение диаграмм различных типов».

1

1

Презентация « Построение диаграмм. Основные параметры диаграмм»

33.

Контрольная работа № 4 по теме: «Кодирование и обработка числовой информации».

1

1

Контроль знаний и умений

34.

Анализ контрольной работы. Повторение по теме: «Информация и информационные процессы».

1

1

35.

Повторение по теме: «Обработка текстовой, числовой информации».

1

1


Знания, умения, навыки учащихся  8 класса по темам.

Тема

ЗУНы

1. Информация и информационные процессы (Представление информации).

Знать: определение науки информатики, компьютера, информационного процесса; единицы измерения информации, формулу для определения количества информации в сообщении.

Уметь: приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике; уметь решать задачи на определение количество информации.

2. Аппаратные и программные средства ИКТ

Знать: основные устройства компьютера, виды памяти, файловые системы различных ОС, компьютерные программы и их классификацию.

Уметь: пользоваться основными графическими возможностями ОС для настройки рабочего стола с учетом необходимости пользователя, работать с файлами.

3. Кодирование и обработка текстовой информации.

Знать: понятия «текстовый редактор», «редактирование», «форматирование»; элементы текстового документа; основные операции редактирования, форматирования и печати текстового документа; оформление таблиц; вставка объектов.

Уметь: вводить текст; сохранять и загружать текст; выполнять простейшие операции редактирования и форматирования текста;

создавать простейшие таблицы; оформлять текст графическими объектами.

4. Кодирование и обработка числовой информации.

Знать: алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, какие системы счисления используются в компьютерной практике.

Уметь: приводить примеры двоичного кодирования информации; приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления; переводить числа из одной системы счисления в другую.

Лист корректировки  программы 8 класс.

№ урока, дата

Тема

Кол-во часов

Примечание (объяснение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...