Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Рабочая программа 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_klass.docx63.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Марининская средняя общеобразовательная школа №16

Согласовано:                                                               Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                              Директор МБОУ Марининской СОШ № 16:

____________________                                                _____________________________

     О.В. Пузикова                                                                         А.А. Вострецова    

        

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

(учебный предмет)

_______________________9 класс_______________________

(классы)

_____________________один год_________________________

(сроки реализаций)

Разработчик:

Старовойтов В.И.

учитель Информатики и ИКТ

Рассмотрена

на школьном методическом

объединении учителей

естественно –научного цикла

Протокол №_____

от «___»_______________20___г

2015 год


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по Информатике и ИКТ для 9 класса составлена на оснований следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования по информатике и ИКТ, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №.108.
  3. Примерной программы среднего общего образования по информатике и ИКТ
  4. Учебного плана МБОУ Марининской СОШ № 16.
  5. Календарного учебного графика  МБОУ Марининской СОШ № 16.

Вид реализуемой рабочей программы:

Основная общеобразовательная программа

Рабочая программа рассчитана на: 68 часов, 2 часа в неделю.

Цели обучения:

  1. Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
  2. Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  3. Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  5. Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  6. Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса:

  1. Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
  2. Познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
  3. Познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
  4. Раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
  5. Продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе. Данная  рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта и  дает распределение учебных часов по разделам и темам курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе.

Изучение данного курса тесно связано в решении и моделировании различных задач с такими дисциплинами, как математики и физика.

Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося понятия информации и информационных процессов.  Учащиеся получают первичные знания о кодировании,  хранении, преобразовании информации. В дальнейшем изложении материала  о технологиях, моделировании, компьютерах и программном обеспечении  используются знания и умения учащихся по теории работы с информацией. Заключительная тема курса «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей» посвящена знакомству с глобальной сетью «Интернет».

Рабочая программа по Информатике и ИКТ реализуется с использованием традиционной технологии обучения.

Основной формой организации учебного процесса является классно- урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультативной поддержки, индивидуальных занятий.

    Для изучения курса «Информатики и ИКТ» применяются классические типы уроков:

  • вводный,
  • комбинированный,
  • урок изучения нового материала,
  • контроля и оценки знаний,
  • повторительно-обобщающий,
  • уроки с элементами проблемного обучения.

     

Для реализации программы применяются следующие методы обучения: наблюдение, беседа; проведение практических работ, описание их результатов; работа с учебником; работа со схемами,  рисунками, таблицами; используются компьютерные технологии.

Формы обучения:

  • Индивидуальная  (консультации);
  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах): по темпу усвоения (при изучении нового материала);
  • по уровню учебных достижений (на обобщающих по теме  уроках);
  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
  • парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля)

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды  контроля как вводный, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, практическая работа, тестирование, письменные домашние задания, взаимоконтроль и самоконтроль.

Система оценки достижения учащихся          

Учащийся должен иметь оценки: за устный ответ, самостоятельную или контрольную работу, выступление с сообщением,  за  созданную им презентацию, фронтальный опрос, работу со схемами, рисунками, таблицами, практические работы.  Практические работы, которые являются этапами комбинированных уроков, оцениваются по усмотрению учителя.

Аттестация по итогам обучения за  четверть (тестирование, проверочные и контрольные работы). Итоговая оценка за четверть выставляется как  среднеарифметическое всех  перечисленных оценок. Годовая итоговая оценка выставляется по четвертным.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

Знать/понимать

  1. Виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  2. Принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  3. Программный принцип работы компьютера;
  4. Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  5. Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

Уметь:

  1. Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
  2. Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  3. Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  4. Создавать информационные объекты, в том числе:
  • Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • Создавать записи в базе данных;
  • Создавать презентации на основе шаблонов;
  1. Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  2. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  3. Создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  4. Проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  5. Создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  6. Организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  7. Использование информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Структура курса информатики и ИКТ

Тема

Кол-во часов

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

12 часов

2

Алгоритмизация  и объектно-ориентированное программирование

16 часов

3

Моделирование и формализация

12 часов

4

Хранение, поиск и сортировка информации

7 часов

5

Коммуникационные технологии

15 часов

6

Информационная деятельность человека. Информационная безопасность

3 часа

7

Повторение

3 часа

Содержание тем курса информатики и ИКТ

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (12 часов).

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Растровая и векторная графика.

Интерфейс и основные возможности графических редакторов.

Растровая и векторная анимация.

Кодирование и обработка звуковой информации.  

Цифровое фото и  видео

Компьютерный практикум:

Практическая работа №1 Кодирование графической информации.

Практическая работа №2. Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

Практическая работа №3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

Практическая работа №4. Разработка GIF и Flash-анимации.

Практическая работа №5. Кодирование и обработка звуковой информации.

Практическая работа №6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу

Практическая работа №7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

Тестирование знаний №1 раздел «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

  1. Алгоритмизация  и объектно-ориентированное программирование (16часа)

Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером

Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры.

Тип, имя и значение переменной. Присваивание.

Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования

Графические возможности языка программирования

Компьютерный практикум:

Практическая работа №8. Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов»

Практическая работа №9. Проект «Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных»

Практическая работа №10. Проект «Ветвление. Проверка знаний»

Практическая работа №11. Проект «Выбор. Выставление оценки»        

Практическая работа №12. Проект «Цикл. Коды символов»

Практическая работа №13. Проект «Графический редактор»

Тестирование знаний №2 раздел «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование»        

  1. Моделирование и формализация (12 часов)

Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Построение и исследование физических моделей.

Приближенное решение уравнений.

Геоинформационные модели

Информационные модели систем управления. Обратная связь.

Компьютерный практикум:

Практическая работа № 14. «Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей на языке программирования и в электронных таблицах»

Практическая работа №15. «Исследование движение тела с использованием компьютерных моделей на языке программирования и в электронных таблицах»

Практическая работа №16. «Построение и исследование геоинформационной модели»

Практическая работа №17. «Построение и исследование геоинформационной модели систем управления»

Тестирование знаний №3 раздел «Моделирование и формализация»

  1. Хранение, поиск и сортировка информации(7 часов)

Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы

Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных

Поиск данных. Условия поиска

Сортировка данных

Компьютерный практикум:

Практическая работа №18. Создание простой базы данных «Записная книжка»

Практическая работа №19. «Поиск информации в базе данных»

Практическая работа №20. Сортировка информации в базе данных»

Тестирование знаний №4 раздел «Хранение, поиск и сортировка информации»

  1. Коммуникационные технологии (15 часов)

Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации.

Адресация в Интернете

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, интерактивное общение

Поиск информации в компьютерных сетях

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML-HyperText Markup Language).

Компьютерный практикум:

Практическая работа №21. Предоставление доступа к дискам локального компьютера, подключенного к локальной сети.

Практическая работа №22. Настройка подключения к Интернету.

Практическая работа №23. «География» Интернета.

Практическая работа №24. Путешествие по всемирной паутине.

Практическая работа №25. Работа с электронной Web- почтой.

Практическая работа №26. Загрузка файлов с серверов файловых архивов.

Практическая работа №27. Интерактивное общение в локальной и глобальной сетях.

Практическая работа №28. Поиск информации в Интернете.

Практическая работа №29. Разработка простого Web-сайта.

Тестирование знаний №5 раздел «Коммуникационные технологии»

6. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность (4 часа)

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность

Основные этапы развития средств информационных технологий

7. Повторение (2 часа.)

Организация текущего и промежуточного контроля знании

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы.

 КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

№ п/п

Тема

Дата

1

Тестирование знаний №1 раздел «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

03.10

2

Тестирование знаний №2 раздел «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование»

11.12

3

Тестирование знаний №3 раздел «Моделирование и формализация»

05.02

4

Тестирование знаний №4 раздел «Хранение, поиск и сортировка информации»

27.02

5

Тестирование знаний №5 раздел «Коммуникационные технологии»

29.04

6

Промежуточная аттестация (Тестирование)

14.05


Календарно тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

По плану

По факту

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (12 часов)

1.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

1

04.09

2.

Растровая и векторная графика Практическая работа №1 Кодирование графической информации.

1

05.09

3.

Практическая работа №2. Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

1

11.09

4.

Интерфейс и основные возможности графических редакторов. 

1

12.09

5.

Практическая работа №3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

1

18.09

6.

Растровая и векторная анимация

1

19.09

7.

Практическая работа №4. Разработка GIF и Flash-анимации.

1

25.09

8.

Кодирование и обработка звуковой информации

1

26.09

9.

Практическая работа №5. Кодирование и обработка звуковой информации

1

02.10

10.

Цифровое фото и  видео. Тестирование знаний №1 раздел «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

1

03.10

11.

Практическая работа №6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу

1

09.10

12.

Практическая работа №7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

1

10.10

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование (16часа)

13.

14.

Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером

2

16.10

17.10

15.

16.

Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры.

2

23.10

24.10

17.

Практическая работа №8. Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов»

1

30.10

18.

19.

Тип, имя и значение переменной. Присваивание.

2

31.11

13.11

20.

Практическая работа №9. Проект «Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных»

1

14.11

21.

22.

Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования

2

20.11

21.11

23.

Практическая работа №10. Проект «Ветвление. Проверка знаний»

1

27.11

24.

Практическая работа №11. Проект «Выбор. Выставление оценки»

1

28.11

25.

Практическая работа №12. Проект «Цикл. Коды символов»

1

04.12

26.

Графические возможности языка программирования.

1

05.12

27

Графические возможности языка программирования. Тестирование знаний №2 раздел «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование»

1

11.12

28.

Практическая работа №13. Проект «Графический редактор»

1

12.12

Моделирование и формализация (12 часов)

29.

Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные.

1

18.12

30.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

19.12

31.

Построение и исследование физических моделей.

1

25.12

32.

Приближенное решение уравнений.

1

26.12

33.

Практическая работа № 14. «Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей на языке программирования и в электронных таблицах»

1

15.01

34.

Практическая работа №15. «Исследование движение тела с использованием компьютерных моделей на языке программирования и в электронных таблицах»

1

16.01

35.

36.

Геоинформационные модели

2

22.01

23.01

37.

Практическая работа №16. «Построение и исследование геоинформационной модели»

1

29.01

38.

Информационные модели систем управления. Обратная связь. 

1

30.01

39

Информационные модели систем управления. Обратная связь. Тестирование знаний №3 раздел «Моделирование и формализация»

1

05.02

40.

Практическая работа №17. «Построение и исследование геоинформационной модели систем управления»

1

06.02

Хранение, поиск и сортировка информации(7 часов)

41.

Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы

1

12.02

42.

Практическая работа №18. Создание простой базы данных «Записная книжка»

1

13.02

43.

Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных

1

19.02

44.

Поиск данных. Условия поиска

1

20.02

45.

Практическая работа №19. «Поиск информации в базе данных»

1

26.02

46.

Сортировка данных. Тестирование знаний №4 раздел «Хранение, поиск и сортировка информации»

1

27.02

47.

Практическая работа №20. Сортировка информации в базе данных»

1

04.03

Коммуникационные технологии (15 часов)

48.

Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование.

1

05.03

49.

Практическая работа №21. Настройка подключения к Интернету.

1

11.03

50.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации.

1

12.03

51.

Практическая работа №22. Предоставление доступа к дискам локального компьютера, подключенного к локальной сети.

1

18.03

52.

Адресация в Интернете

1

19.03

53.

Практическая работа №23. «География» Интернета.

1

01.04

54.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, интерактивное общение

1

02.04

55.

Практическая работа №24. Путешествие по всемирной паутине.

1

08.04

56.

Практическая работа №25. Работа с электронной Web- почтой.

1

09.04

57.

Практическая работа №26. Интерактивное общение в локальной и глобальной сетях.

1

15.04

58.

Поиск информации в компьютерных сетях

1

16.04

59.

Практическая работа №27. Загрузка файлов с серверов файловых архивов.

1

22.04

60.

Практическая работа №28. Поиск информации в Интернете.

1

23.04

61.

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML-HyperText Markup Language). Тестирование знаний №5 раздел «Коммуникационные технологии»

1

29.04

62.

Практическая работа №29. Разработка простого Web-сайта.

1

30.04

Информационная деятельность человека. Информационная безопасность (4 часа)

63.  

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

1

06.05

 

64.  

Информационная культура

1

07.05

 

65.  

Основные этапы развития средств информационных технологий.

1

13.05

 

66.  

Промежуточная аттестация (Тестирование)

1

14.05

 

Повторение (2 часа.)

67.  

68.  

Закрепление основных умений использования компьютера, выполнение самостоятельных заданий (на выбор учителя)

2

20.05

21.05

 


Для реализации программы курса информатика и ИКТ в школе имеется компьютерный класс, в котором имеются:

Аппаратные средства

  • Компьютер 11шт
  • Проектор 1шт
  • Принтер 1шт
  • Модем 1шт
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией 1шт
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь. 11шт
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации:

Сканер 1шт

Видеокамера 1 шт.

Диктофон 1шт

Микрофон шт

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор WеЬ-страниц.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Н.Д.Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИНКТ в основной и старшей школе “ 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  2. Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ»  : учебник для 9 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  3. Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
  4. Информатика 7-9.. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...