"Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Котова Татьяна Михайловна

Учебник: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика и ИКТ»,  9 класс.

Тема урока: «Системы счисления».

Цели урока

Образовательная

·          обобщить и систематизировать знания,  закрепить умения и навыки учащихся по теме: «Системы счисления».

Развивающая

·          развивать память, внимание, продолжить развитие речи у учащихся;

·          способствовать развитию творческой деятельности учащихся, интереса к зимним олимпийским видам спорта.

Воспитательная

·          воспитывать аккуратность, формировать  интерес к  информатике;

·          воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, воспитание культуры общения;

·          воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и свой народ.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Продолжительность: 1 урок.

Форма урока: урок - соревнование.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: раздаточный материал, доска, нетбуки, ПК, проектор, интерактивная доска, презентация (см. файл Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_1.pptx).

Предварительная подготовка: разделить класс по успеваемости на 3-и команды (3-4 человека) из расчета, что в подгруппу на урок ходит по 12 человек. Расставить столы по два вместе, для 3-х команд. На столах таблички «1 команда», «2 команда», «3 команда», нетбуки с выходом в интернет, конверт с логином и паролям для входа в приложение LearningApps.org.

План проведения урока:

1.      Организационный момент –2 мин.

2.      Подготовительный этап  – 5 мин.

3.      Обобщение и систематизация знаний – 29 мин.

4.      Подведение итогов уроков – 2 мин.

5.      Информация о домашнем задании – 2 мин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kotova_tm_urok_s_isp_suo_konspekt_uroka.docx130.98 КБ

Предварительный просмотр:

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Учебник: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика и ИКТ»,  9 класс.

Тема урока: «Системы счисления».

Цели урока

Образовательная

  •  обобщить и систематизировать знания,  закрепить умения и навыки учащихся по теме: «Системы счисления».

Развивающая

  •  развивать память, внимание, продолжить развитие речи у учащихся;
  •  способствовать развитию творческой деятельности учащихся, интереса к зимним олимпийским видам спорта.

Воспитательная

  •  воспитывать аккуратность, формировать  интерес к  информатике;
  •  воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, воспитание культуры общения;
  •  воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и свой народ.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Продолжительность: 1 урок.

Форма урока: урок - соревнование.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: раздаточный материал, доска, нетбуки, ПК, проектор, интерактивная доска, презентация (см. файл Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_1.pptx).

Предварительная подготовка: разделить класс по успеваемости на 3-и команды (3-4 человека) из расчета, что в подгруппу на урок ходит по 12 человек. Расставить столы по два вместе, для 3-х команд. На столах таблички «1 команда», «2 команда», «3 команда», нетбуки с выходом в интернет, конверт с логином и паролям для входа в приложение LearningApps.org.

Оформление доски:

Классная работа

Системы счисления

«Побеждать за Россию!»

План проведения урока:

  1. Организационный момент –2 мин.
  2. Подготовительный этап  – 5 мин.
  3. Обобщение и систематизация знаний – 29 мин.
  4. Подведение итогов уроков – 2 мин.
  5. Информация о домашнем задании – 2 мин.



Таблица 1

Структура и ход урока

№ п/п

Этап урока

Название используемого оборудования, ПО, информационных ресурсов

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с оборудованием)

Деятельность ученика

Время

(в минутах)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке. Рассадить за столы по командам.  

-

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Отметим отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Рассаживаются.

2

2

Подготовительный этап.

Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся, актуализировать необходимые опорные знания и умения. Озвучить цель урока и план его проведения.

1.Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_1.pptx, слайд 1. 

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данной теме. Ваша задача показать теоретические и практические знания. Знать основные понятия, правила перевода чисел и выполнение арифметических действий в различных системах счисления.

Наш урок пройдет в форме соревнований. И хотелось бы связать его со значимым событием 2014 года, которое прошло в России.

Обращают внимание на слайд.

Слушают.

5

3

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: формировать целостную систему ведущих знаний по теме «Системы счисления».

1.Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_1.pptx, слайд 4. 

Ребята, в качестве домашнего задания вам было задано подготовить сообщения про зимние олимпийские виды спорта.

<Имя>, расскажет нам про бобслей.

Обращают внимание на слайд.

Слушают.

Бобслей - зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях бобах.

По легенде,  бобслей как вид спорта появился в 1888 г.  В Швейцарском  Сант-Морице английский турист впервые соединил доской двое саней для того, чтобы спуститься со снежной горы. В конце XIX в. в этом городке был организован  первый бобслейный клуб и  разработаны правила соревнований.

 В 1903 г. именно в Сант-Морице была построена первая в мире бобслейная трасса, протяженностью около1500 км и конструированы особые сани – боб.
В Советском Союзе бобслей появился в 1980 г., была создана Федерация бобслея и скелетона, которая вошла в том же году в FIBT.

Лучшие достижения Советских спортсменов:
1984 г. - бронзовая медаль Зимних Олимпийских Игр в Сараеве.

1988 г. - золотая медаль  Зимних Олимпийских Игр в Калгари.
 В 2003 г. наступил новый этап в развитии этого вида зимнего спорта в России.

29

2. Приложение LearningApps.org

https://learningapps.org/

Ребята, давайте тоже «Побеждать за Россию!». 

Войдите аккаунтом вашей команды в приложение LearningApps.org, нажмите «Моя классная комната», зайдите в папку с заданиями вашей команды.

Откройте задание 1. Вспомните арифметические операции в двоичной системе счисления, заполните пропуски.

Вам необходимо в течение 3 минут выполнить данное задание.

Итак, приступаем к выполнению задания 1.

Выходят в приложение LearningApps.org, открывают задание 1.

Выполняют задание.

ЗАДАНИЕ 1

КОМАНДА 1

https://learningapps.org/display?v=pxbinn22t17

ОТВЕТЫ:

ЗАДАНИЕ 1

КОМАНДА 1

0+0= 0

0+1= 1

0-0= 0

0-1= 11

0*0= 0

0*1=0

ЗАДАНИЕ 1

КОМАНДА 2

https://learningapps.org/display?v=p5g5fi9qt17

ЗАДАНИЕ 2

КОМАНДА 2

1- 0= 1

1-1= 0

1+0= 1

1+1=10

1*0= 0

1*1= 1

ЗАДАНИЕ 1

КОМАНДА 3

https://learningapps.org/display?v=po07ih9sk17

ЗАДАНИЕ 3

КОМАНДА 3

0+0= 0

1+0= 1

0-1= 11

1- 0= 1

0*1=0

1*0= 0

1.Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_1.pptx, слайд 5. 

Продолжим соревнование!    

Давайте прослушаем про еще один вид спортивной олимпийской игры.

<Имя>, расскажет нам про керлинг.

Обращают внимание на слайд.

Слушают.

Кёрлинг - командная спортивная игра на ледяной площадке.

Кёрлинг возник в Шотландии в начале XVI в., фактическим подтверждением существования этой спортивной игры является кёрлинговый спортивный снаряд (камень), на поверхности которого выбита дата изготовления («1511 год»), найденный на дне осушенного пруда в Данблейне. Первые же летописные упоминания о кёрлинге встречаются в средневековых монастырских книгах, датированных 1541 г., сохранившихся в шотландском аббатстве Пейсли.

В Россию кёрлинг привезли английские дипломаты в 1873 г. и в Москве играли против своих германских коллег. Был создан филиал Королевского Калидонского керлинг клуба, проводились официальные соревнования, победители награждались клубными медалями. Немного позже керлинг пришел в С. Петербург. Дальнейшее шествие игры по России прервала первая мировая война, начавшаяся в 1914 г. и последующие революционные события. Энтузиасты пытались возродить эту игру в конце 20-х годов ХХ в., но не получилось.
Последнее пришествие кёрлинга в Россию относится к 1991 г., когда преподаватели и студенты Академии физической культуры из С.Петербурга начали первые тренировки деревянными снарядами (за неимением настоящих) и бытовыми щетками с приделанными к ним ручками. В 1992 г. к ним присоединились энтузиасты из Москвы и Вологды. В 1994 г. была создана федерация керлинга г. Москвы и федерация керлинга Вологды, немного позже появились отделения федерации керлинга России в ряде других регионов.

2. Приложение LearningApps.org

https://learningapps.org/

Откроем задание 2. Вам необходимо заполнить пропуски, вспомнив название недостающих систем счисления, основания и алфавита.  На выполнение задания Вам отводится 5 минут.

Итак, приступайте к выполнению!

Открывают задание 2.

Выполняют задание.

ЗАДАНИЕ 2

КОМАНДА 1

https://learningapps.org/display?v=po6dj7gej17

ОТВЕТЫ:

ЗАДАНИЕ 2

КОМАНДА 1

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Восьмеричная

8

0;1;2;3;4;5;6;7

Двоичная

2

0; 1

Шестнадцатеричная

16

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F

ЗАДАНИЕ 2

КОМАНДА 2

https://learningapps.org/display?v=p82d79qxn17

ЗАДАНИЕ 2

КОМАНДА 1

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Восьмеричная

8

0;1;2;3;4;5;6;7

Двоичная

2

0; 1

Шестнадцатеричная

16

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F

ЗАДАНИЕ 2

КОМАНДА 3

https://learningapps.org/display?v=pp1o8ddm217

ЗАДАНИЕ 2

КОМАНДА 1

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Восьмеричная

8

0;1;2;3;4;5;6;7

Двоичная

2

0; 1

Шестнадцатеричная

16

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F

1.Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_1.pptx, слайд 6.

Продолжаем «Побеждать за Россию!».

Послушаем сообщение про зимний олимпийский вид спорта – биатлон.

Слушают.

Обращают внимание на слайд.

Биатлон — зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. Биатлон наиболее популярен в Германии, России и Норвегии. C 1993 г. и по настоящее время официальные международные соревнования по биатлону, включая Кубок мира и Чемпионаты мира, проходят под эгидой Международного союза биатлонистов.

Специфическая особенность биатлона заключается в комплексном сочетании в одном соревновании различных по физиологическому воздействию на организм видов спорта - лыжной гонки и стрельбы. Биатлон возник в результате соревнований, связанных с гонками на лыжах и стрельбой, проводимых на протяжении многих лет в нашей стране и за рубежом.

2. Приложение LearningApps.org

https://learningapps.org/

Давайте с Вами закрепим правила перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную.

Откроем задание 3, перед Вами три числа в десятичной системе счисления. Вам необходимо в течение 7 минут перевести эти числа в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и распределить их по столбцам.

Приступайте к выполнению!

Открывают задание 3.

Выполняют задание.

ЗАДАНИЕ 3

КОМАНДА 1

https://learningapps.org/display?v=pf6v06dhn17

ОТВЕТЫ:

ЗАДАНИЕ 3

КОМАНДА 1

Двоичная СС

Восьмеричная СС

Шестнадцатеричная СС

 86010

1101011100

1534

35C

25910

100000011

403

103

11,510

1011,1

13,4

B,8

ЗАДАНИЕ 3

КОМАНДА 2

https://learningapps.org/display?v=pxzbq867217

ЗАДАНИЕ 3

КОМАНДА 2

Двоичная СС

Восьмеричная СС

Шестнадцатеричная СС

66310

1010010111

1227

297

25010

11111010

372

FA

2,7510

10,11

2,6

2,C

ЗАДАНИЕ 3

КОМАНДА 3

https://learningapps.org/display?v=ptb5kqd5517

ЗАДАНИЕ 3

КОМАНДА 3

Двоичная СС

Восьмеричная СС

Шестнадцатеричная СС

75910

1011110111

1367

2F7

24910

11111001

371

F9

1,7510

1,11

1,6

1,C

1.Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_1.pptx, слайд 7

Ребята, послушаем информацию про еще один зимний олимпийский вид спорта – скелетон.

<Имя> отвечает.

Слушают.

Обращают внимание на слайд.

Скелетон  — зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух заездов.

Скелетон - зародился в XIX в. В данный вид спорта  вложили немало усилий британские военные. В 1882 г. они соорудили первый в мире трек для тобоггана и скелетона между городами Клостерс и Давос. Два года спустя мистер Бадрутт соорудил санно-бобслейную трассу, и тем самым дал жизнь скелетону, как олимпийскому виду спорта. Ведь именно на этой трассе проводились соревнования по скелетону на Олимпиадах 1928 и 1948 гг. Кстати, это были единственные два года участия скелетона в олимпийской программе, до его официального туда включения в 2002 г. в Солт-Лейк Сити.
До 1905 г. скелетон практиковали лишь на территории Швейцарии, и лишь затем он шагнул в Европу, а точнее на территорию Австрии, со строительством трассы в Мюерцзусшлаге. 
В 1923 г. была организована Международная Федерация Бобслея и Тобоггана, которая и стала курировать все соревнования по скелетону. Однако, широкую популярность этот вид спорта завоевал только к концу ХХ века и был навсегда включен в олимпийскую программу. Сейчас скелетоном занимаются даже в таких не зимних странах, как Австралия, Мексика или Южная Африка.

2. Приложение LearningApps.org

https://learningapps.org/

Продолжим соревнование, побеждая за Россию! Откроем задание 4. Вам необходимо в течении 7 минут решить неравенства. Т.е. поставить вместо знака «вопрос» знак «больше», «меньше» или «равно».

Приступайте к выполнению!

Открывают задание 4.

Выполняют задание.

ЗАДАНИЕ 4

КОМАНДА 1

https://learningapps.org/display?v=p5p71pjca17

ОТВЕТЫ:

ЗАДАНИЕ 4

КОМАНДА 1

28510

=

11D16

1111112

<

11118

16

>

1010012

5516

=

1258

ЗАДАНИЕ 4

КОМАНДА 2

https://learningapps.org/display?v=pgrutn9zt17

ЗАДАНИЕ 4

КОМАНДА 2

29910

=

12B16

10010112

<

658

С816

>

1010012

2516

=

458

ЗАДАНИЕ 4

КОМАНДА 3

https://learningapps.org/display?v=pjq44otxt17

ЗАДАНИЕ 4

КОМАНДА 3

30110

=

12D16

10011112

<

11118

3A16

>

1011002

6516

=

1458

1.Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_1.pptx, слайд 8.

Ребята, а Вы знаете что такое фристайл? Давайте узнаем. <Имя> отвечает.

Отвечают на вопрос.

Обращают внимание на слайд.

Слушают.

Фристайл  — вид лыжного спорта. В состав фристайла входят: лыжная акробатика, скикросс и могул. Лыжный балет – одна из дисциплин фристайла, существовавшая до 1999 г., была исключена из программ официальных соревнований. Балет состоял из спуска по пологому склону под музыкальное сопровождение с демонстрацией элементов скольжения, шагов, вращений, прыжков.

В середине ХХ века в некоторых странах Центральной Европы горнолыжники стали увлекаться соревнованием не только в скорости спуска по склонам, но и в красоте выполняемых при этом движений, поворотов и других технических элементов, а также довольно сложных акробатических упражнений.

Увлечение фристайлом, возникшее в Европе и США, за короткое время охватило весь лыжный мир. Повсюду начались самодеятельные местные соревнования, когда же их ранг возрос до уровня национальных чемпионатов и международных турниров, то возникла необходимость в унифицированных правилах.

В 1966 г. фристайл впервые серьезно заявил о себе как вид спорта, когда в США в городе Аттиташ, штат Нью-Гэмпшир, были проведены крупные соревнования фристайлистов. В дальнейшем соревнования по фристайлу стали проводиться все чаще с участием спортсменов Швейцарии, ФРГ, Италии, Австрии, США, Канады, Франции и других стран Европы и Америки.

Фристайл включен в программу зимних Олимпийских игр с 1992 г. (мужчины и женщины) — только могул, с 1994 г. включена лыжная акробатика.

В нашу страну фристайл пришел в 1970-х гг., как самостоятельный вид спорта оформился после 1985 г. В 1988 г. была создана самостоятельная Федерация фристайла СССР. 

2. Приложение LearningApps.org

https://learningapps.org/

Примем участие во фристайле!

Откроем задание 5. Переведите числа, записанные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления. Затем полученные после вычисления числа замените буквами русского алфавита, которые имеют соответствующие порядковые номера, запишите полученное слово. Время выполнения 7 минут.

Приступайте к выполнению!

Открывают задание 5.

Выполняют задание.

ЗАДАНИЕ 5

КОМАНДА 1

https://learningapps.org/display?v=pqxap87ct17

ОТВЕТЫ:

ЗАДАНИЕ 5

КОМАНДА 1

Исходное число

В десятичной СС

Соответствие букве

355

1710

П

100002

1610

О

26

1610

Б

115

1610

Е

1012

1610

Д

13

1610

А

ЗАДАНИЕ 5

КОМАНДА 2

https://learningapps.org/display?v=pga2p2sg217

ЗАДАНИЕ 5

КОМАНДА 2

Исходное число

В десятичной СС

Соответствие букве

1012

510

Д

228

1810

Р

2103

2110

У

135

810

Ж

26

210

Б

13

110

А

ЗАДАНИЕ 5

КОМАНДА 3

https://learningapps.org/display?v=pkdij8f4517

ЗАДАНИЕ 5

КОМАНДА 3

Исходное число

В десятичной СС

Соответствие букве

228

1810

Р

208

1610

О

100112

1910

С

316

1910

С

1013

1010

И

1135

3310

Я

4

Подведение итогов уроков.

Цель: провести анализ урока и дать оценку успешности достижения цели. Озвучить результаты соревнований.

1.Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_1.pptx, слайд 9.

Ребята, наш урок подходит к концу. Я думаю, Вам не терпится узнать результаты нашего олимпийского соревнования, получить медали!

Слушают.

Обращают внимание на слайд. 

2

2.Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_2.docx

Сегодня на уроке мы еще раз вспомнили все знания по теме «Системы счисления», которые будут необходимы нам в дальнейшем. Я думаю, что Вы не утратили интереса к науке, а напротив, будете стремиться к более глубоким знаниям.

(На экран выводится результат соревнований; объявляется победитель. Награждение в виде медалей и отметок. Команде, которая набрала больше количество  баллов, ставится «5», команде занявшей второе и третье места – «4» (по желанию)).

Слушают. Принимают поздравления.

5

Информация о домашнем задании.

Цель: обеспечить понимание и принятие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1.Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_1.pptx, слайд 10.

1)Учить параграф в учебнике.

Выполнить задания (1-3 основное; 4-ое на дополнительную оценку):

Слушают.

Обращают внимание на слайд.

Записывают домашнее задание. 

2

2) Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания: 3510, 368, 100011012, 3C16.

ОТВЕТ: 368, 3510, 3C16, 100011012

3) Поставьте вместо вопросика знак >, <, =.

а) 1111112 ? 11118

б) 5110 ? 518

в) 1000102 ? 2216

ОТВЕТ:

а) 1111112 < 11118

б) 5110 > 518

в) 1000102= 2216

4) Даны координаты. Нарисуйте рисунок по точкам.

№ точки

Координаты

1

(12, 1002)

2

(1002, С16)

3

(1012, Е16)

4

(1112, А16)

5

(1012, 58)

6

(516, 162)

ОТВЕТ:

№ точки

Координаты

1

(12, 1002)

2

(1002, С16)

3

(1012, Е16)

4

(1112, А16)

5

(1012, 58)

6

(516, 162)

1.Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_1.pptx, слайд 11.

Большое спасибо за урок, ребята. Все молодцы! До свидания.

Прощаются с учителем.


Таблица 2

Перечень используемого на уроке учебного оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов

№ п/п

Наименование

Назначение

1

Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_1.pptx

Демонстрация обучающего материала.  

2

Приложение LearningApps.org: https://learningapps.org/

Разработка интерактивных упражнений по теме «Системы счисления»  с целью обобщения знаний, закрепления умений и навыков.

3

Котова_ТМ_Урок_с_исп_СУО_Приложение_2.docx

Раздаточный наградной материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления

Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...