Рабочие программы на 2017-18 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме

Климов Виталий Евгеньевич

Адаптированные основные общеобразовательные программы для учащихся с ОВЗ на 2017-18 учебный год.

По предметам:

  • "Математика" 6 класс (на основе программы М.Н. Перовой);
  • "Основы компьютерной грамотности" (5-9 класс, авторская, для учащихся с легкой степенью у.о.);
  • "Основы компьютерной грамотности" (7-9 класс, авторская, для учащихся классов со сложной структурой дефекта);
  • "Основы компьютерной грамотности" (10 класс, авторская);
  • "Экономический практикум" (10 класс, на основе УМК Стариченко Т.Н.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimov_rabochie_programmy.docx130.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО  ОСНОВАМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДЛЯ  5-9  КЛАССА

_1_ час в неделю (всего _34_ часа)

Автор-составитель:

 учитель  Климов Виталий Евгеньевич

2017/2018 уч.г.


Планирование составлено на основе

  • авторской программы Пахоруковой И.В. «Основы   компьютерной   грамотности. Программа курса для 4-9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.» (Томский ГУ, 2002);
  • Методических материалов и рекомендаций к курсу «Intel: технологии будущего»;
  • учебного плана ШО №5 ГБОУ школа №285 на 2017 – 2018 учебный год 

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе авторской программы Пахоруковой И.В. «Основы   компьютерной   грамотности. Программа курса для 4-9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.» (Томский ГУ, 2002).

Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 9-х классов. Данный курс является коррекционным и направлен на развитие личности ребенка. На сегодняшний день появилась возможность в условиях учебного класса обеспечить каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний, а также возможности реализовать себя в самостоятельной продуктивной работе. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.

Цели изучения курса в специальной (коррекционной) школе VIII вида:

1. «общекультурная» цель - ознакомление учащихся с компьютерами, распространенной частью “культурного ландшафта” – среды обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребенка;

2. «технологическая» цель - приобретение навыков работы на клавиатуре, с манипулятором «мышь»;

3. коррекционная цель, способствует развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения);

4. «общепедагогическая», определяется фактом наличия компьютерного класса в школе, как новой «педагогической культуры», - т.е. происходит обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.

В школе VIII вида изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).

Курс «Основы компьютерной грамотности» следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.

Данный курс предполагает использование на уроках основ компьютерной грамотности межпредметные связи с такими дисциплинами как история, литература, русский язык и развитие речи, география, биология и социально-бытовая ориентировка.

Согласно учебного плана ШО №5 ГБОУ школа №285 на 2017 – 2018 учебный год в преподавании предмета «Основы компьютерной грамотности», с учетом возрастных особенностей учащихся выделяются ступени обучения:

  • подготовительная, ознакомительная - 5 кл. (1 час в неделю, 34 часа за год)
  • начальная подготовка - 6-7 кл. (1 час в неделю, 34 часа за год)
  • основная - 8-9 кл.  (1 час в неделю, 34 часа за год в 8 и 33 в 9 классе)

Основные задачи курса:

  • усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером;
  • приобретение учащимися навыков работы на клавиатуре, набора и компоновки информации с использованием текстов для расширения кругозора учащихся и с целью развития моторики пальцев;
  • приобретение учащимися навыков работы в сети Internet: поиска и обработки информации.

Содержание учебной программы:

5 класс. Подготовительный курс. 34 часа (1 час в неделю.)

Целью 1 года обучения является знакомство учащихся с компьютерным классом, правилами техники безопасности и поведения в кабинете ИКТ. Основными объектами изучения становится сам компьютер, его устройство и принцип работы. Посредством работы в графическом редакторе Paint учащиеся осваивают основы оконного интерфейса системы, а также работу с манипулятором «мышь», знакомятся с основными пунктами меню. Дальнейшая работа направлена на знакомство с клавиатурой ПК. Следующим этапом является символьная часть клавиатуры и работа в программе «Калькулятор». Заканчивает год начальное знакомство с клавиатурой в редакторе Word.



Тематическое планирование курса (5 класс)

Модуль 1. Введение в информатику

Введение в информатику (3 ч.)

Знакомство с компьютерным классом. Основные требования при работе с компьютером.

Что такое компьютер? Компьютер это электронно-вычислительная машина.

Что умеют компьютеры.

Знакомство с компьютером. Устройство компьютера  (7 ч.)

Из чего состоят компьютеры. Устройства ввода и вывода.

Из чего состоят компьютеры. Системный блок - основа компьютера.

Из чего состоят компьютеры. Устройство вывода монитор.

Из чего состоят компьютеры. Устройства ввода клавиатура и "мышь".

Из чего состоят компьютеры. Устройства вывода колонки, наушники.

Из чего состоят компьютеры. Устройство ввода сканер.

Из чего состоят компьютеры. Устройство вывода принтер.


Модуль 2. Операционная система Windows. Программы

Программы операционной системы (3 ч.)

Знакомство с Windows. Рабочий стол. Включение, выключение.  Кнопки управления окнами, главное меню.

Окна программ в Windows. Общие элементы

Программы, предустановленные в системе

Графический редактор Paint (4 ч.)

Графический редактор Paint. Значок программы. Основное окно.

Основные инструменты Paint. Рисование точек и линий.

Основные инструменты Paint. Рисование овалов.

Рисование рисунка на заданную тему в редакторе Paint.

Компьютер как вычислительная машина (4 ч.)

Знакомство с числовым рядом на клавиатуре.

Программа "Калькулятор". Запуск, окно программы.

Арифметические функции в программе "Калькулятор".

Решение математических примеров в программе "Калькулятор".

Компьютер как средство обработки текста (11 ч.)

Знакомство с программой Word. Окно программы

Word. Создание, сохранение и открытие файлов.

Word - программа работы с текстами.

Форматирование текста. Красная строка

Форматирование текста. Выделение текста

Форматирование текста. Выравнивание

Форматирование текста. Заголовки

Форматирование текста. Абзац

Форматирование текста. Буквица

Форматирование текста по образцу

Повторение. Текстовый процессор Word. Работа с текстом

Повторение (2 ч.)

Компьютер это электронно-вычислительная машина

Операционная система. Программы

Всего: 34 часа.


Учащиеся должны

  • знать основные требования при работе на компьютере;
  • уметь пользоваться клавиатурой;
  • создавать простые рисунки в редакторе Paint, используя кисти, заливку и набор геометрических фигур;
  • набирать простые тексты с образца на клавиатуре;
  • уметь самостоятельно работать в программе «Калькулятор».

6 класс. Начальная подготовка. 34 часа (1 час в неделю)

Во время 2-го года обучения учащиеся закрепляют знания по технике безопасности при работе с ПК. Расширен материал по работе с клавиатурой – ввод текстов по образцу в текстовом редакторе Word и его форматирование. Использование функциональных клавиш и их сочетаний. Дети учатся применять стандартные сочетания клавиш в различных программах.

В программе представлены материалы по началам алгоритмизации на примере выполнения жизненных ситуаций.


Тематическое планирование курса

Модуль 1. Введение в информатику

Информация в жизни и компьютерной технике (4 часа)

Повторение техники безопасности при работе в компьютерном классе

Что такое информация. Действия с информацией

Прием, передача, обработка информации.

Что такое компьютер. Представление информации в компьютере.

Основные блоки компьютера и их взаимодействие (5 часов)

Основные блоки компьютера и их функции.

Основные блоки компьютера. Процессор и оперативная память

Основные блоки компьютера. Видео подсистема.

Основные блоки компьютера. Звуковая система.

Основные блоки компьютера и их взаимодействие

Модуль 2. Практическое применение ПК в быту

Программы и алгоритмы (4 часа)

Компьютер - электронно-вычислительная машина.

Человек - творец, компьютер - автомат, выполняющий программу. Программа - задание для компьютера

Понятие программы и алгоритма. Примеры алгоритмов.

Алгоритм как основа языков программирования - комманд для компьютера

Клавиатура ПК. Работа с текстом (14 часов)

Клавиатура ПК.

Клавиатура ПК. Символьные клавиши. Русская раскладка клавиатуры.

Клавиатура ПК. Цифровые клавиши.

Клавиатура ПК. Дополнительный блок клавиш.

Клавиатура ПК. Клавиши управления курсором.

Клавиатура ПК. Функциональные клавиши.

Клавиатура ПК. Клавиша Enter. Функции.

Клавиатура ПК. Клавиша Ctrl (контрол). Сочетания клавиш.

Клавиатура ПК. Клавиша Alt (альт). Сочетания клавиш.

Форматирование текста в программе Word (5 ч.)

Повторение (7 часов)

Повторение. Символьные и функциональные клавиши.

Повторение. Информация: хранение, передача, обработка

Повторение. Основные блоки компьютера. Взаимодействие

Повторение. Компьютер - универсальная машина, выполняющая программу-задание человека.

Повторение. Программа. Алгоритм

Повторение. Примеры алгоритмов. Решение задач алгоритмами.

Повторение. Компьютер - универсальная машина, выполняющая программу-задание человека.

Всего:  34 часа


Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе в компьютерном классе;
  • основные блоки компьютера;
  • Расположение символьных клавиш на клавиатуре.
  • Расположение функциональных клавиш на клавиатуре.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с символьными клавишами клавиатуры;
  • приводить примеры простейших алгоритмов.

7 класс. Начальная подготовка. 34 часа (1 час в неделю)

Программа 3 года обучения призвана обобщить и дополнить знания учащихся. Практическая составляющая курса заключается в развитии у учащихся навыков работы с ПК, как с рабочим инструментом. Кроме уже знакомого текстового процессора и графического редактора, добавляется работа с презентациями, позволяющая объединять знакомые элементы и навыки работы с новыми типами данных, а также реализовывать межпредметные связи при создании творческих работ.        


Тематическое планирование курса

Введение в информатику

Информация. Понятие, роль жизни человека и применение в компьютерной технике (7 ч.)

Повторение. Техника безопасности при работе в компьютерном классе.

Понятие об информации

Роль информации в жизни человека

Получение, преобразование информации

Передача, хранение и обработка информации

Виды информации. Их использование

Использование различных видов информации в жизни

Основные системы компьютера и их взаимодействие (9 ч.)

Из чего состоит компьютер. Основные устройства.

Компьютер - универсальная информационная машина

Основные устройства компьютера, их взаимодействие в работе

Основные устройства компьютера, их взаимодействие. Видеосистема.

Основные устройства компьютера и их взаимодействие. Звуковая система.

Основные устройства компьютера и их взаимодействие. Хранение данных.

Основные устройства компьютера и их взаимодействие. Сетевые устройства.

Основные устройства компьютера и их взаимодействие. Устройства USB

Основные устройства компьютера.

Программное обеспечение в системе Windows

Программное обеспечение в системе Windows (10 ч.)

Программное обеспечение в системе Windows

Виды программ

Окна программ. Схожие и различающиеся элементы.

Программы, входящие в состав ОС Windows

Графические редакторы и просмотрщики

Текстовые редакторы

Программы для работы с мультимедией

Антивирусное ПО - важнейшая программа в компьютере

Специальное ПО для Windows

Программное обеспечение в Windows

Создание презентаций в PowerPoint (8 ч.)

Введение в PowerPoint. Окно программы

Меню программы PowerPoint

Создание проекта, сохранение, открытие готового проекта

Создание слайдов в проекте (2 ч.)

Разметка слайдов. Виды разметки

PowerPoint - программа для создания презентаций

Повторение. Программное обеспечение в Windows

Всего: 34 часа


Учащиеся должны:

  • иметь понятие о компьютере как информационной машине;
  • знать основные блоки персонального компьютера и назначение

        его основных устройств.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры использования компьютеров;
  • использовать основные функции программы PowerPoint.

8 класс. Основной курс - 34 часа (1 час в неделю)

        При переходе к основному курсу, основной задачей становится обучение детей навыкам проектной деятельности. Учащиеся должны научиться применять полученные ранее теоретически и практические знания на практике, не только занимаясь воспроизведением готового материала, но и самостоятельно формируя творческие работы с использованием технических средств.  


Тематическое планирование курса

Введение в информатику

Компьютеры в быту и в производстве (6 ч.)

Повторение техники безопасности при работе в компьютерном классе

Повторение. Информационные процессы. Информация в жизни и технике

История возникновения ЭВМ. С чего это начиналось. Поколения компьютеров

Компьютер сегодня. Виды компьютеров и их основные характеристики

Компьютеры в быту и в производстве

Специальные области применения компьютеров

Практическое применение компьютера в быту

Презентации как способ демонстрации результатов деятельности(25 ч.)

Символьные и функциональные клавиши клавиатуры. Текстовый процессор Word

PowerPoint. Окно программы, основное меню

Основные объекты в PowerPoint: текст, изображения, звук и видео

Графические объекты в PowerPoint. Клипарт и изображения.

Текстовые блоки. Разметка слайда и форматирование.

Мультимедиа в презентации

Эффекты анимации в презентациях

Компоновка слайдов со смешанным содержимым. Создание презентации на новогоднюю тему.

Проектная деятельность в PowerPoint. Использование презентаций для демонстрации результатов деятельности

Проектная деятельность в PowerPoint. Использование презентаций для демонстрации результатов деятельности

Проект PowerPoint. Выбор тем, примеры готовых проектов.

Проект. Структура проекта

Проект. Слайды в PowerPoint

Источники информации в проекте. Бумажные и электронные источники

Авторское право. Использование материалов из сети Internet

Текстовая составляющая презентации. Принципы отбора материала

Использование графических файлов для создания фона и иллюстраций

Повторение. Графические элементы презентации. Применение и разметка.

Проектная работа в PowerPoint (5 ч.)

Проектная деятельность в PowerPoint. Использование презентаций для демонстрации результатов деятельности

Проектная деятельность в PowerPoint

Повторение (3 ч.)

Повторение. Текстовый процессор Word

Повторение. Информационные процессы. Информация в жизни и технике

Повторение. Компьютеры в быту и в производстве

Всего: 34 часа


Учащиеся должны знать:

  • этапы развития компьютерной техники;
  • основные типы компьютеров, используемых в мире;
  • названия основных блоков компьютера и назначения каждого из них;
  • назначение операционной системы.

Учащиеся должны уметь:

  • Создавать проектные презентации в редакторе PowerPoint;
  • осуществлять вход-выход в программах.

9 класс. Основной курс  - 33 часа (1 часа в неделю)

Основной курс для учащихся 9 класса призван обобщить и дополнить знания и умения учащихся, полученные ими в ходе изучения курса «Основы компьютерной грамотности». Основной формой работы в 9 классе становится проектная деятельность, призванная сформировать у учащихся умение работать с материалом, выделять из него важное и уметь оформлять результаты деятельности с использованием доступных технологий (подготовка доклада, мультимедийной презентации и печатных материалов - брошюр и буклетов). При реализации проектов активно задействуются межпредметные связи с такими предметами, как социально-бытовая ориентировка, обществоведение, профильный труд.            


Тематическое планирование курса

Введение в информатику

Компьютеры в быту и в производстве (5 ч.)

Повторение. Основные требования техники безопасности при работе в компьютерном классе

Понятие об информации как об объекте труда

Повторение. Информационные процессы в жизни и в технике

Повторение. Устройства хранения информации. Способы хранения информации и их представление в компьютере

Информационные потоки в повседневной жизни и работе

Практическое применение компьютера в быту

Электронная документация (3 ч.)

Электронная документация. Подготовка и заполнение шаблонов

Шаблоны Microsoft Word. Использование и изменение

Электронные письма, заявления

Бумажные публикации в программе Publisher (4 ч.)

Программа Publisher. Создание публикаций

Печатные публикации. Шаблоны визиток, буклетов, брошюр. Создание буклетов и брошюр в Publisher, используя встроенные шаблоны

Средства Microsoft Office и их назначение

Способы представления и хранения информации

Глобальные и локальные сети

Сеть Интернет. Понятие. Принципы работы в сети (12 ч.)

Глобальные и локальные сети. Сеть Интернет

Основные принципы и правила безопасной работы в сети Интернет

Программы для работы в сети интернет: браузер, почтовый клиент, мессенджеры, фаервол

Сайт - основная единица сети интернет

Поисковые системы

Образовательные ресурсы в сети Интернет

Полезные ресурсы сети интернет в быту

Язык разметки гипертекста HTML

Язык разметки гипертекста HTML. Таблицы

Язык разметки гипертекста HTML. Гиперссылки

Язык разметки гипертекста HTML. Списки

Сайт - основная единица сети интернет. Язык разметки HTML

Проектная деятельность

Презентации PowerPoint как средство обобщения учебного материала и демонстрации достижений. (8 ч.)

Презентации PowerPoint как средство обобщения учебного материала и демонстрации достижений.

Презентации PowerPoint. Проектная деятельность (7 ч.)

Повторение (2ч.)

Повторение. Информационные процессы. Информация в жизни и технике

Повторение. Компьютеры в быту и в производстве

Всего: 34 часа


Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • названия и назначения основных устройств компьютера;
  • назначение и функции операционной системы;
  • название и возможности программного обеспечения
  • виды компьютерных сетей и основы безопасности при работе в них

Учащиеся должны уметь:

  • загружать операционную систему;
  • выполнять основные операции управления файлами;
  • выполнять основные операции в текстовом редакторе, редакторах презентаций, печатных публикаций;
  • создавать простые видеоролики в редакторе MovieMaker;
  • Уметь находить и обрабатывать информацию в сети Internet.

В 2017-18  учебном году на базе ШО-5 ГБОУ школы №285 также реализуется программа курса «Основы компьютерной грамотности» для 7-9 классов со сложной структурой дефекта. Курс носит коррекционно-развивающую направленность, разработан с учетом психофизических особенностей обучающихся. В структуре учебного плана ШО-5 ГБОУ школы №285 для классов со сложной структурой дефекта на изучение данного курса отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

1-й год обучения (7Б, 7Г, 8В) ознакомительный курс.

Целью первого года обучения учащихся с сложной структурой дефекта является знакомство учащихся с компьютером, принципами работы на нем. Основные форма работы – практическая работа, предназначена для освоения навыков работы с ПК через закрепление практических навыков работы с мышью, клавиатурой.

Учащиеся должны

  • Знать основные требования техники безопасности при работе на компьютере;
  • Знать что такое компьютер, показывать основные его части (системный блок, экран, устройства ввода и вывода, кнопка включения).
  • Уметь  правильно включать, выключать компьютер, запускать основные используемые работы;
  • Уметь пользоваться клавиатурой, мышью;
  • Создавать  простые рисунки в редакторе Paint, используя кисти, заливку и набор геометрических фигур;
  • Выполнять упражнения с символьными и цифровыми клавишами (согласно уровню возможностей учащегося).        

Тематическое планирование

Модуль 1. Введение в информатику

Введение в информатику (2 ч.)

1

Знакомство с компьютерным классом. Основные требования при работе с компьютером.

2

Что такое компьютер? Компьютер это электронно-вычислительная машина. Какие бывают компьютеры.

Знакомство с компьютером

3

Включение, выключение компьютера. Операционная система.

4

Рабочий стол. Значки программ. Папки и файлы.

5

Запуск программ. Окна программ.

6

Графический редактор. Инструменты.

7

Творческая работа домик. Рисование с использованием геометрических фигур. Сохранение файлов.

8

Творческая работа домик. Рисование с использованием геометрических фигур. Инструмент заливка

9

Творческая работа домик. Рисование с использованием геометрических фигур. Инструмент распылитель.

10

Рисование дерева с использованием инструментов графического редактора.

11

Рисование композиции на тему «осень в моем дворе»

12

Рисование композиции на зимнюю тему.

13

Программа «Калькулятор»

14

Решение примеров с использованием программы «калькулятор» 2 ч.

15

Клавиатура компьютера. Расположение букв и цифр на клавиатуре.

16

Программы клавиатурные тренажеры

17-27

Символьные клавиши. Упражнения на освоение и закрепление буквенной раскладки. 10 ч.

28

Практическая работа «Мое расписание»

29

Устройства ввода и вывода компьютера. Как это работает.

30

Представление информации в компьютере. История компьютеров

31

Устройства хранения информации: от дискеты до флэшки. Как устроен жесткий диск.

32

Повторение: что такое компьютер.

33

Повторение: буквы и цифры на клавиатуре

34

Занимательный компьютер

Всего: 34 часа.


2-й год обучения (9В) ознакомительный курс.

Основная цель второго года обучения детей в классе со сложной структурой дефекта, состоит в расширении и закреплении у учащихся практических навыков, полученных при изучении предмета на 1 этапе освоения курса. Основные формы работы: практические упражнения, дополняемые теоретическим материалом. Первоочередно компьютер рассматривается не как цель освоения, а как средство, навыки работы с которым могут способствовать социализации учащихся, их дальнейшему трудоустройству.

Учащиеся должны знать:

  • Основные устройства персонального компьютера и их назначения;
  • Назначение операционной системы;
  • Понятия «файл», «папка», «программа», «окно программы», «значок программы»;
  • Программы для рисования, обработки текста;
  • Основные элементы форматирования

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно включать и выключать компьютер;
  • Входить в систему, открывать свою папку;
  • Запускать программы, необходимые для работы (Paint, Word);
  • Выполнять форматирование текста по образцу;
  • Открывать и сохранять документы.

Модуль 1. Введение в информатику

Введение в информатику (3 ч.)

Знакомство с компьютерным классом. Основные требования при работе с компьютером.

Что такое компьютер? Компьютер это электронно-вычислительная машина.

Что умеют компьютеры.

Знакомство с компьютером. Устройство компьютера  (7 ч.)

Из чего состоят компьютеры. Устройства ввода и вывода.

Из чего состоят компьютеры. Системный блок - основа компьютера.

Из чего состоят компьютеры. Устройство вывода монитор.

Из чего состоят компьютеры. Устройства ввода клавиатура и "мышь".

Из чего состоят компьютеры. Устройства вывода колонки, наушники.

Из чего состоят компьютеры. Устройство ввода сканер.

Из чего состоят компьютеры. Устройство вывода принтер.

Модуль 2. Операционная система Windows. Программы

Программы операционной системы (3 ч.)

Повторение: ОС Windows. Рабочий стол. Включение, выключение.  Кнопки управления окнами, главное меню.

Окна программ в Windows. Общие элементы

Программы, предустановленные в системе

Графический редактор Paint (4 ч.)

Графический редактор Paint. Значок программы. Основное окно.

Основные инструменты Paint. Рисование точек и линий.

Основные инструменты Paint. Рисование овалов.

Рисование рисунка на заданную тему в редакторе Paint.

Компьютер как средство обработки текста (15 ч.)

Знакомство с программой Word. Окно программы

Word. Создание, сохранение и открытие файлов.

Word - программа работы с текстами.

Форматирование текста. Красная строка

Форматирование текста. Выделение текста

Форматирование текста. Выравнивание

Форматирование текста. Заголовки

Форматирование текста. Абзац

Форматирование текста. Буквица

Форматирование текста по образцу

Творческая работа «моя первая книжка» (4 ч.)

Повторение. Текстовый процессор Word. Работа с текстом

Повторение (2 ч.)

Компьютер это электронно-вычислительная машина

Операционная система. Программы

Всего: 34 часа.


Настоящая программа основана на требованиях СанПин, а также  технических возможностях компьютерного класса школы ШО №5 ГБОУ школа №285 имени В.А. Молодцова. Компьютерный класс оснащен компьютерами (моноблоками) класса Core i3 с цветными SVGA мониторами. На всех компьютерах установлены лицензионная операционная система Windows7 Professional и пакет Microsoft Office 2010Professional (Поставка ДПИ Проекты). Кроме того, в состав программного обеспечения входит ряд игровых развивающих программ.


Итоговая оценка знаний:

  • За год знания и умения учащихся оцениваются по пятибальной системе:
  • Оценка «5» (отлично) ставится при полном освоении учащимся теоретического материала, активной работе и своевременной сдаче практических работ;
  • Оценка «4» (хорошо) ставится при незначительных затруднениях в освоении теоретического материала, наличии не всех практических работ, несвоевременной сдаче работ;
  • Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при отсутствии у учащегося активной работы на уроках, конспектов занятий, невыполнении учебных заданий, частых пропусках занятий без уважительной причины и невыполненных заданиях;
  • При выставлении итоговой оценки  учитывается  как  уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
  • Основанием для выставления  итоговой отметки служат: результаты  наблюдений учителя за повседневной  работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.


Используемая литература:

  1. Л.Л. Босова, А.Ю. БосоваФГОС. Информатика. Основная школа. // «Лаборатория знаний» №9, 2012
  2. Л.Л. Босова Элементы логики в пропидевтическом курсе информатики и ИКТ. (эл. презентация), 2012
  3. В.П. Дьячков. Компьютер в быту. - Смоленск : Русич. 1998
  4. Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс\Под редакцией Н. В. Макаровой. - СПб.:Питер,2001
  5. Матвеева Н.В. Информатика в начальной школе в свете новых стандартов (эл.презентация), 2010
  6. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего и среднего профессионального образования
  7. Пахорукова И.В. Основы   компьютерной   грамотности: для специальных (коррекционных) школ  VIII   вида. Программа курса для 4-9 классов специальных (коррекционных) школ VIII. Томский государственный университет, 2002
  8. Программно-методические материалы: информатика.7-11 класс/ Сост. Л.Е. Самовольнова– М.: Дрофа, 2001
  9. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005


РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО  ОСНОВАМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДЛЯ  10-А-5 КЛАССА

_2_ часа в неделю (всего _68_ часов)

Автор-составитель:

 учитель  Климов Виталий Евгеньевич

2017/2018 уч.г.


10 класс. Расширенный курс – 68 часов. (2 часа в неделю)

Планирование составлено на основе

  • Методических материалов и рекомендаций к курсу «Intel: технологии будущего»;
  • учебного плана ШО №5 ГБОУ школа №285 на 2017 – 2018 учебный год

 На сегодняшний день появилась возможность в условиях учебного класса обеспечить каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний, а также возможности реализовать себя в самостоятельной продуктивной работе. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.

Цели изучения курса в специальной (коррекционной) школе VIII вида:

1. «общекультурная» цель - ознакомление учащихся с компьютерами, распространенной частью “культурного ландшафта” – среды обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребенка;

2. «технологическая» цель - приобретение навыков работы на клавиатуре, с манипулятором «мышь»;

3. коррекционная цель, способствует развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения);

4. «общепедагогическая», определяется фактом наличия компьютерного класса в школе, как новой «педагогической культуры», - т.е. происходит обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.

В школе VIII вида изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).

Адаптированная основная общеобразовательная программа по курсу «Основы компьютерной грамотности» построена с учетом психофизических особенностей учащихся с ОВЗ. Ее реализация призвана расширить знания и умения учащихся, полученные при изучении данного курса в 5-9 классах, способствовать главной цели коррекционно-развивающего обучения: социализации учащихся и их адаптации в современном информационном обществе.  Программа курса предполагает использование на уроках основ компьютерной грамотности межпредметные связи с такими дисциплинами как история, литература, русский язык и развитие речи, география, биология и социально-бытовая ориентировка.

Согласно учебного плана ШО №5 ГБОУ школа №285 на 2017 – 2018 учебный год в преподавании предмета «Основы компьютерной грамотности»  выделяются 2 часа в неделю (68 часов в год). Курс подразделяется на основные разделы:

  1. Повторение основных требований техники безопасности при работе на компьютере.
  2. Офисный пакет Microsoft Office и его бесплатные аналоги (LibreOffice). Основные компоненты (Word, PowerPoint, Publisher, Excel) и их применение в жизни. Практические задачи вWord, PowerPoint,Excel.
  3. Программное обеспечение, виды. Операционная система, ее использование и обслуживание. Коммерческие и свободные ОС. Защита информации. Виды программ: платные и их бесплатные аналоги. Графическое ПО: редактор GIMP. Антивирусное ПО. Защита данных. Восстановление данных при нарушении работы ПК.
  4. Повторение. Локальные и глобальные сети. Сеть Интернет. Основные правила и нормы работы в сети Интернет. Поиск информации в сети Интернет. Авторские права. Виды сайтов. Сайт «изнутри» - язык разметки HTML и общие сведения о программировании сайтов. Создание личного «сайта-визитки».
  5. Межпредметная проектная деятельность учащихся с использованием изученных навыков работы с ПК.
  6. Обобщение и закрепление пройденного.


Тематическое планирование        

Повторение (4 ч.)

Техника безопасности при работе в кабинете ИКТ

Повторение. Компьютер - электронно-вычислительная машина

Повторение. Сферы применения компьютеров

Повторение. Основные устройства компьютера

Операционные системы (9 ч.)

Повторение. Операционная система - набор программ, управляющих компьютером. Виды ОС

Свободные и коммерческие ОС

Основные программы ОС

Файловая система. Виды файловых систем. Файлы и папки

Повторение. Устройства хранения информации

Операции с устройствами хранения информации. Копирование, перемещение, редактирование. Форматирование устройств.

Программное обеспечение. Виды, назначение

Свободное и коммерческое программное обеспечение. Авторские права.

Офисные приложения. Применение в деятельности

Электронный документооборот (6 ч.)

Повторение. Электронно-бумажный документооборот. Создание документов с помощью офисных приложений

Повторение. Текстовый процессор Word. Электронные документы. Использование шаблонов.

Форматирование текста и объектов в текстовом редакторе. (3 ч.)

Таблицы в текстовом редакторе. Компоновка. Объединение ячеек.

Повторение. Создание презентаций в PowerPoint (9 ч.)

Повторение. Создание презентаций в PowerPoint

Основные элементы управления редактора презентаций

Виды слайдов, объекты в презентации

Изображения - самостоятельные и фоновые. Применение эффектов анимации

Аудио и видеообъекты в презентации

Диаграммы в презентации

Таблицы в презентации

Гиперссылки в презентации

PowerPoint - редактор презентаций. Бесплатные аналоги.

Редактор электронных таблиц Excel (6 ч.)

Редактор электронных таблиц Excel

Листы в книге Excel. Основные элементы

Применение формул для решения задач (4 ч.)

Всемирная сеть интернет. Сайты  (9 ч.)

 

Повторение. Локальные и глобальные сети. Сеть интернет

 

Принципы безопасности при работе в сети интернет

 

Основные программы для работы в сети Интернет. Браузер, почтовый клиент, антивирусное ПО

 

Сайт - основная единица сети интернет

 

Как устроен сайт?

 

Язык разметки гипертекста HTML

 

Верстка страниц визуальным и текстовым способом. Основные тэги

 

Гиперссылки на сайте. Виды, использование.

 

Повторение. Сайт - основная единица сети интернет. Структура сайта.

Повторение. Средства Microsoft Office (10 ч.)

 

Повторение. Основные офисные приложения, их назначение и бесплатные аналоги

 

Электронные документы как способ демонстрации достижений

 

Форматирование текста. Абзацы, красная строка.

 

Форматирование текста. Выравнивание, поля.

 

Форматирование текста. Заголовки

 

Форматирование текста

 

Форматирование текста. Списки

 

Колонтитулы. Нумерация страниц. Оглавление

 

Практическая работа. Верстка текста в текстовом процессоре.

Повторение. Средства Micorosoft Office

Верстка печатных изданий средствами Word (15 ч.)

 

Повторение. Текстовый процессор Word

 

Практическая работа. Верстка книги. Повторение. Абзацы

 

Практическая работа. Верстка книги. Буквица

 

Практическая работа. Верстка книги. Колонтитулы

 

Практическая работа. Верстка книги. Титульный лист. Заголовки

 

Практическая работа. Верстка книги. Разметка по главам

 

Практическая работа. Верстка книги (3 ч.)

 

Практическая работа. Верстка книги. Корректура. Стили текста

 

Практическая работа. Верстка книги. Иллюстрации

 

Практическая работа. Верстка книги. Оглавление

 

Практическая работа. Печать сверстанной книги.

 

Зачетный урок. Верстка книги

Повторение. Текстовый процессор Word

Всего: 68 часов


Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • названия и назначения основных устройств компьютера;
  • назначение и функции операционной системы, виды ОС;
  • название и возможности программного обеспечения, основные функции и области применения;
  • виды компьютерных сетей и основы безопасности при работе в них

Учащиеся должны уметь:

  • загружать операционную систему;
  • выполнять основные операции управления файлами;
  • выполнять основные операции в текстовом редакторе, редакторах презентаций, печатных публикаций, таблиц;
  • Уметь находить и обрабатывать информацию в сети Internet, создавать собственные страницы с использованием языка разметки HTML.

Настоящая программа основана на требованиях СанПин, а также  технических возможностях компьютерного класса школы ШО №5 ГБОУ школа №285 имени В.А. Молодцова. Компьютерный класс оснащен компьютерами (моноблоками) класса Core i3 с цветными SVGA мониторами. На всех компьютерах установлены лицензионная операционная система Windows7 Professional и пакет Microsoft Office 2010Professional (Поставка ДПИ Проекты). Кроме того, в состав программного обеспечения входит ряд игровых развивающих программ.


Итоговая оценка знаний:

  • За год знания и умения учащихся оцениваются по пятибальной системе:
  • Оценка «5» (отлично) ставится при полном освоении учащимся теоретического материала, активной работе и своевременной сдаче письменных работ;
  • Оценка «4» (хорошо) ставится при незначительных затруднениях в освоении теоретического материала, наличии не всех письменных работ, несвоевременной сдаче работ;
  • Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при отсутствии у учащегося активной работы на уроках, конспектов занятий, невыполнении учебных заданий, частых пропусках занятий без уважительной причины и невыполненных заданиях;
  • При выставлении итоговой оценки  учитывается  как  уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
  • Основанием для выставления  итоговой отметки служат: результаты  наблюдений учителя за повседневной  работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.


Используемая литература:

  1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова ФГОС. Информатика. Основная школа. // «Лаборатория знаний» №9, 2012
  2. Л.Л. Босова Элементы логики в пропидевтическом курсе информатики и ИКТ. (эл. презентация), 2012
  3. В.П. Дьячков. Компьютер в быту. - Смоленск : Русич. 1998
  4. Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс\Под редакцией Н. В. Макаровой. - СПб.:Питер,2001
  5. Матвеева Н.В. Информатика в начальной школе в свете новых стандартов (эл.презентация), 2010
  6. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего и среднего профессионального образования
  7. Пахорукова И.В. Основы   компьютерной   грамотности: для специальных (коррекционных) школ  VIII   вида. Программа курса для 4-9 классов специальных (коррекционных) школ VIII. Томский государственный университет, 2002
  8. Программно-методические материалы: информатика.7-11 класс/ Сост. Л.Е. Самовольнова– М.: Дрофа, 2001
  9. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО  МАТЕМАТИКЕ

ДЛЯ  6  КЛАССА

_6_ часов в неделю (всего _204_ часа)

Автор-составитель:

 учитель  Климов Виталий Евгеньевич

2017/2018 уч.г.


  1. Аннотация к адаптированной общеобразовательной программе по математике 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2016/2017 учебный год

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

  • Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2011 года под редакцией В.В. Воронковой, авторы программы М.Н. Перова, В.В. Эк.
  • учебного плана ШО №5 ГБОУ школа №285 на 2017 – 2018 учебный год 
  • учебника  «Математика» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной,  Москва «Просвещение», 2010.

Согласно учебного плана ШО №5 ГБОУ школа №285 на 2017 – 2018 учебный год, на предмет математика отводится 6 часов в неделю (204 часа в год)

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание типовой программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики. Рабочая программа по математике представляет собой целостный документ, включающий: аннотацию; количество учебных часов (в том числе практических и контрольных работ); цели; задачи; перечень обязательной и дополнительной литературы для учителя и обучающихся; формы промежуточной аттестации; основное содержание программы; требования к уровню подготовки обучающихся; диагностика: педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой; учебно-тематическое планирование.

Рабочая программа для 6 класса построена по принципу систематичности и последовательности в обучении: опора на имеющиеся знания, умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем. 

         Математика является одним из ведущих образовательных предметов в образовательной школе. Исходя из целей данной школы, математика решает следующие цели:

  • дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
  • использовать процесс обучения математике  для повышения уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков из познавательной деятельности и личностных качеств;
  • развивать речь школьников, обогащая ее математической терминологией;
  • воспитывать у них целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Задачи:

  • Научить понятию натурального числа, обыкновенных и десятичных дробей, процентов;
  • Сформировать умение производить четыре основных арифметических действий с многозначными числами и дробями, пользоваться инструментами (линейкой, весами, часами, калькулятором и т.д.),решать простые и составные задачи, находить процент от числа и число по его проценту, различать географические фигуры и их свойства, построение этих фигур с помощью инструментов;
  • Научить метрической системе мер, мер времени и умения практически пользоваться ими; Воспитывать у учащихся терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбие, самостоятельность, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Распределение материала представлено концентрически с учетом  познавательных и возрастных возможностей учащихся. В программу 9 класса включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определено учителем в зависимости от состояния знаний и умений обучающихся, их готовности к знакомству с новыми темами. Программа определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников  по дифференциации В.В. Воронковой. В программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.

На уроках математики решаем практические задачи, задачи прикладного характера. (Расчет з/п, расчет стоимости забора, тротуара, сшитой одежды, коммунальные услуги и т.д.) Все эти знания, умения и навыки нужны каждому человеку

Реализация программы осуществляется при использовании учебно-методического комплекса:

  1. Программы 5-9 классы специальной    (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, Москва «Просвещение»,2010,
  2. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида под ред. Перовой
  3. Учебник «Математика» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.  М.Н. Перовой,  «Просвещение», 2010 год.
  4. Коррекционное обучение. Математика. Коррекционно-развивающие задания и упражнения 5-9 классы. Изд. «Учитель»,    2009 г. Авт. – составитель С.Е. Степурина.
  5. Математика в коррекционной школе. Ф.Р. Залялетдинова Москва «ВАКО», 2011 г.

Содержание курса

Нумерация чисел в пределах  1000000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1000000, сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1000000.

Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые, чтение, запись под диктовку, изображение на счетах, калькуляторе.

Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц.

Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, тысяч в числе. Числа простые и составные.

Обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX.

Устное (легкие случаи) и письменное сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.

Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени.

Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.

Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.

Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Знаки ┴ и ║. Уровень, отвес. Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины, их количество, свойства.

Масштаб: 1:1 000; 1 :10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.

Учащиеся должны знать:

  • десятичный состав чисел в пределах 1 000 000;
  • разряды и классы;
  • основное свойство обыкновенных дробей;
  • зависимость между расстоянием, скоростью и временем;
  • различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
  • свойства граней и ребер куба и бруса.

Учащиеся должны уметь:

  • устно складывать и вычитать круглые числа;
  • читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах,
    калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах
    1 000 000;
  • чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы; вписывать в нее числа; сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее;
  • округлять числа до любого заданного разряда в пределах
    1 000 000;
  • складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с
    остатком;
  • выполнять проверку арифметических действий;
  • выполнять   письменное   сложение   и   вычитание   чисел,
    полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и
    массы;
  • сравнивать смешанные числа;
  • заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целы
    ми или смешанными числами;
  • складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми
    знаменателями;
  • решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел, решать и составлять составные
    задачи на встречное движение двух тел;
  • чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые,
    на заданном расстоянии;
  • чертить высоту в треугольнике;
  • выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса

Обязательно:

  • уметь читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше-меньше)
    числа в пределах 1 000 000;
  • округлять числа до заданного разряда;
  • складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000;
  • выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100;
  • письменно складывать, вычитать числа, полученные при измерении, единицами стоимости, длины, массы;
  • читать, записывать под диктовку обыкновенные дроби и смешанные числа, знать виды обыкновенных дробей, сравнивать их с единицей;
  • узнавать случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
  • выделять, называть, элементы куба, бруса, их свойства.


Тематическое планирование.        

Модуль

Раздел

Тема

часов

Повторение

Повторение

34

Нумерация чисел в пределах 1000.Цифра и число. Разрядная таблица.

1

Однозначные, двузначные, трехзначные числа.

2

Сравнение чисел. Десятичная система отсчета

1

Простые и составные числа.

1

Округление чисел.

1

Геометрические фигуры .

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

2

Неизвестные компоненты.

2

Умножение чисел в пределах 1000 на однозначное число

1

Сложение отрезков.

1

Деление чисел в пределах 1000 на однозначное число

2

Порядок действий

1

Порядок действий в примерах со скобками.

1

Компоненты действий.

1

Вычитание отрезков.

1

Табличное умножение. Увеличение числа в …раз.

1

Составление и решение арифметических задач на  приведение к единице

1

Табличное деление. Уменьшение числа в …раз.

1

Составление и решение арифметических задач на деление.

1

Все действия с числами в пределах 1000.

2

Взаимное положение прямых на плоскости.

1

Преобразование чисел, полученных при измерении.

1

Сложение чисел, полученных при измерении.

1

Вычитание чисел, полученных при измерении.

1

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

1

Положение прямых в пространстве.

1

Все действия с числами в пределах 1000.

1

Административная контрольная работа.

1

Работа над ошибками

1

Миллион.

Миллион.

75

Нумерация многозначных чисел в пределе  1000 000.

1

Новые счетные и разрядные единицы.

1

Уровень. Отвес.

1

Образование 4-х, 5-ти, 6-тизначных чисел из разрядных слагаемых. Чтение и запись чисел

1

Разложение на разрядные слагаемые

1

Составление чисел из разрядных слагаемых

1

Количество разрядных единиц, десятков, сотен, тысяч

1

Запись чисел до 1 млн.Образование многозначных чисел.

1

Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.

1

Счет разрядными единицами и равными числовыми группами.

2

Сравнение чисел в пределах 1000000.

1

Округление чисел до указанного разряда.

2

Построение параллельных прямых на заданном расстоянии друг от друга.

1

Римская нумерация.

1

Умение отложить число в пределах 1 000 000 на калькуляторе.

1

Обобщение: нумерация многозначных чисел.

1

Самостоятельная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Построение параллельных прямых на заданном расстоянии друг от друга.

1

Сложение и вычитание чисел в пределе 10 000

2

Проверка сложения.

1

Проверка вычитания

1

Нахождение  неизвестных компонентов.

2

Построение перпендикулярных и параллельных прямых.

1

Составление и решение арифметических задач.

1

Числа, полученные при измерении.

1

Сложение чисел, полученных при измерении

1

Вычитание чисел, полученных при измерении.

1

Уровень. Отвес.

1

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении

1

Составление и решение арифметических задач

1

Все действия с числами в пределах   10000

1

Контрольная работа

1

Работа над ошибками

1

Треугольник. Высота треугольника.

1

Повторительно-обобщающий урок.

1

Сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами

1

Вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами

1

Сложение и вычитание чисел, полученных  при измерении двумя мерами

2

Построение высоты треугольника.

1

Решение задач с числами, полученными при измерении двумя мерами.

2

Все действия с числами в пределах   10000

2

Все действия с числами, полученными при измерении.

1

Высота прямоугольника(квадрата).

1

Контрольная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Умножение многозначных чисел на однозначное число

2

Увеличение чисел в …раз

1

Определение перпендикулярных, параллельных прямых с помощью инструментов

1

Деление многозначных чисел на однозначное число.

2

Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.

1

Умножение на круглые десятки

2

Определение перпендикулярных, параллельных прямых с помощью инструментов

1

Деление многозначных чисел на круглые десятки.

2

Деление с остатком.

2

Деление многозначных чисел на круглые десятки.

1

Окружность. Построение окружности.

1

Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки.

3

Контрольная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Окружность. Построение окружности.

1

Обыкновенные дроби.

Обыкновенные дроби.

41

Нахождение части числа.

1

Нахождение нескольких частей

1

Образование дробей. Запись. Чтение

1

Виды дробей

1

Смешанные числа Сравнение смешанных чисел

1

Геометрические фигуры .Геометрические тела.

1

Основное свойство дроби

2

Замена неправильной дроби смешанным числом

2

Нахождение части от числа, нескольких частей от числа

1

Куб. Брус. Шар.

1

Нахождение части от числа, нескольких частей от числа

1

Сложение и  вычитание правильных дробей

2

Вычитание из 1

2

Куб.  Элементы. Свойства граней.

1

Сложение обыкновенных дробей с исключением целого

2

Вычитание из целого

3

Брус. Элементы. Свойства граней.

1

Проверка действий

1

Неизвестные компоненты сложения и вычитания.

2

Сложение и вычитания обыкновенных дробей.

2

Куб. Брус. Элементы сравнения.

1

Все случаи сложения и вычитания обыкновенных дробей.

1

Контрольная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Совместные действия :целые числа и дроби

2

Моделирование: куб.

1

Задачи на движение с использованием обыкновенных дробей

2

Нахождение части числа.  Решение арифметических задач

2

Моделирование: брус.

1

Числа, полученные при измерении.

Числа, полученные при измерении.

12

Метрическая система мер. Соотношения мер.

1

Преобразование чисел, полученных при измерении

2

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерениях

2

Масштаб.

1

Меры времени. Соотношения мер времени

1

Сложение и вычитание  мер времени.

2

Определение длительности события; начала события

2

Масштаб уменьшения.

1

Повторение.

42

Нумерация многозначных чисел. Разрядная таблица.

1

Образование чисел из разрядных единиц, разложение на разрядные единицы.

1

Сравнение чисел.

1

Округление чисел до единиц, десятков, сотен.

2

Масштаб увеличения.

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000.

2

Умножение чисел на однозначное число.

1

Умножение чисел на  круглые десятки.

1

Умножение чисел на однозначное число и круглые десятки.

1

Куб-моделирование в масштабе.

1

Деление многозначных чисел на однозначное число.

3

Деление многозначных чисел на круглые десятки.

2

Брус-моделирование в масштабе.

1

Деление неполных чисел на однозначное число.

2

"0" в частном.

2

Задачи на приведение к единице.

1

Повторение: построение геометрических фигур. Треугольник.

1

Задачи на приведение к единице.

2

Деление с остатком.

3

Построение треугольников.

1

Все действия в пределах 10 000.

1

Контрольная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Решение задач практического содержания.

2

Построение прямоугольников.

1

Составление и решение задач практического содержания.

2

Все действия в пределах 10 000.

2

Урок занимательной математики.

1

Повторительно-обобщающий урок.

1

Всего:

204



  1. Описание учебно-методического и  материально техническое обеспечения     образовательного процесса.

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2011 года под редакцией В.В. Воронковой, авторы раздела М.Н. Перова, В.В. Эк.
  2. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида под ред. Перовой
  3. Учебник «Математика» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной,  Москва «Просвещение», 2010 год.
  4. Коррекционное обучение. Математика 7-8 классы. Тематический и итоговый контроль. Внеклассные мероприятия. Изд. «Учитель»,       2010 г. Авт. – составитель С.Е. Степурина.
  5. Коррекционное обучение. Математика. Коррекционно-развивающие задания и упражнения 5-9 классы. Изд. «Учитель»,    2009 г. Авт. – составитель С.Е. Степурина.
  6. Математика в коррекционной школе. Ф.Р. Залялетдинова Москва «ВАКО», 2011 г.
  7. Рабочая тетрадь по математике под ред. М.Н. Перовой, И.М. Яковлевой. – М.: Просвещение, 2008.



               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО  ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПРАКТИКУМУ

ДЛЯ  10-А-5 КЛАССА

_2_ часа в неделю (всего _68_ часов)

                                                                                              Автор-составитель: 

 учитель  Климов Виталий Евгеньевич

2017/2018 уч.г.


Программа факультатива «Экономический практикум» составлена на основе авторcкой программы Стариченко Т. Н. «Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида».

Содержание факультатива приближено к реальной жизни. Требования и понятия программы не выходят за рамки обыденной экономической действительности. Содержание обучения экономике учащихся выпускного класса специальной школы содержит те понятия и фрагменты экономической теории, те экономические явления и проблемы рыночного бытия, которые тесно смыкаются с повседневной жизнью каждого человека, каждой семьи, и по этой причине психологически близки подросткам. Большое внимание уделено принципу доступности учебной информации для старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья. Программа сориентирована на развитие экономически значимых качеств личности обучаемых (хозяйственности, ответственности, практичности, экономности, бережливости, деловитости), их способности к самостоятельному решению хозяйственных проблем потребительского уровня, на формирование адекватных представлений о жизни людей в рыночной экономической системе.

Экономический практикум является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер, основная цель его – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.


Цели:

  • формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях; умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать и рассуждать «по-хозяйски»;
  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической деятельности;
  • обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения;
  • знание основ потребительской культуры.

Задачи:

  • формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
  • обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
  • формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.


Согласно учебному плану ШО №5 ГБОУ школа №285 на 2016 – 2017 учебный год на предмет экономический практикум отводится 2 часа в неделю.

Курс рассчитан на изучение в течение 1 года (10 класс).

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:

  • отличать экономические термины от неэкономических;
  • объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
  • различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
  • принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
  • решать задачи экономического содержания;
  • различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
  • устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;
  • заполнять формы документов на приватизацию жилья;
  • ориентироваться в сокращенных обозначениях названий современных фирм;
  • заполнять бланк трудового контракта;
  • правильно заполнять бланк для постановки на учет в службе занятости.

  1. Методические пособия:

  • Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003
  • Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида

  1. СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Экономика как хозяйство.

Основные понятия. Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, выбор, цена выбора, средства производства, экономические объекты, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, разделение труда (специализация), товарное хозяйство, выгода, производительность труда.

Знания: понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной  деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики, примитивном малопродуктивном натуральном хозяйстве и его недостатках, причинах сохранения элементов натурального хозяйства в жизни современных людей, огромных преимуществах высокопроизводительного товарного хозяйства, служении экономики удовлетворению нужд человека и семьи.

Раздел 2. Человек и экономическая система.

Основные понятия. Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная; достоинства и недостатки плановой экономики, рыночной экономики; общественная (государственная) и частная (приватная) собственность; свобода выбора; конкуренция; монополист; бизнесмен; предприниматель; виды рынков; приватизация; рынок жилья; агентство недвижимости.

Знания: знакомство с исторически сложившимися типами экономических систем; понятие об экономической системе современной России;  поведение работника и потребителя в этой системе.


Раздел 3.  Человек как работник.

Основные понятия. Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое акционерное общество, государственное предприятие, акция, облигация, дивиденд; трудовой контракт, наемный работник, наниматель (работодатель), сдельная и повременная зарплата, тарифная ставка, оклад, номинальная и реальная зарплата; минимальная зарплата, прожиточный минимум, черта бедности, инфляция, гиперинфляция; профсоюзы, вредные условия труда, профзаболевания, льготы в связи с особыми условиями труда, льготная пенсия, производственный травматизм; безработный неработающий, безработица, служба занятости, вакансия, пособие по безработице.

Знания:  взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; экономическая роль человека как продавца своей рабочей силы и как работника; представления об отраслях производства и видах современных фирм; рассмотреть производство как основной вид экономической деятельности людей; сделать акцент не на экономику производства товаров как таковую, а на те ее стороны, которые представляют личный экономический интерес для каждого человека (права держателей акций, зарплата и инфляция, условия труда, процедура трудоустройства, угроза безработицы, поддержка безработных и т.д.); предоставить возможность выпускникам чувствовать себя увереннее в самостоятельной трудовой жизни.

Раздел 4. Человек как потребитель.

Основные понятия. Бартер; государственная и частная, оптовая и розничная торговля; реклама; товарный знак; сертификат качества товара; экспорт; импорт.

Наличные и безналичные деньги, денежный оборот, валютный курс, твердая валюта, элементы защиты банкнот.

Цена, закон спроса, закон предложения, рыночное равновесие.

Доходы и расходы семейного бюджета, уравновешенный бюджет, дефицит бюджета, планирование и учет семейного бюджета.

Материальные, духовные и социальные потребности, вредные потребности, нормальное потребительское поведение, выбор.

Товары надлежащего и ненадлежащего качества, гарантийный срок, срок годности, закон «О защите прав потребителей», претензия, неустойка, организации по защите прав потребителей.

Банк, вклад до востребования, срочный вклад, кредитный (ссудный) и депозитный процент, «простой» и «сложный» процент по вкладам, кредитный договор, риск вкладчика, риск заемщика.

Обязательное и добровольное страхование, договор страхования (страховой полис, страховое свидетельство), страховой взнос, страховая сумма, страховой случай, страховая компания.

Нотариус (государственный и частный), дарственная, договор мены (обмена), договоры купли-продажи, о разделе имущества, о наследовании приватизированного жилья; пошлина за нотариальные услуги, наследники первой и второй очереди, платные медицинские услуги.

Раздел 5. Человек как член общества.

Основные понятия: Прямые и косвенные налоги, госпошлина, пропорциональное, прогрессивное, льготное налогообложение, декларация о доходах, налоговая инспекция.

Социальная политика правительства, органы социальной защиты, адресная социальная помощь нуждающимся, декларация о материальном положении семьи, прожиточный минимум.

  1. Формы и методы обучения.

Учитывая практическую направленность данного предмета, можно выделить следующие наиболее значимые формы и методы обучения: моделирование реальных ситуаций, разыгрывание деловых и сюжетно-ролевых игр, решение задач по экономике, беседы, деловые игры, которые способствуют активизации познавательного интереса у школьников, позволяют глубже разобраться в изучаемом материале.

Беседа – это один из основных методов обучения на уроке. Продолжительность беседы может быть различной и проводится как в начале, так и в конце занятия. Беседа обязательно должна сопровождаться записями в тетрадь правил, положений, терминов, зарисовкой схем, таблиц и т.д. Беседа может сочетаться с моделированием реальных ситуаций, разыгрыванием деловых и сюжетно-ролевых игр, решением задач.

Сюжетно-ролевые игры, моделирование реальных ситуаций проводятся для формирования навыков общения на этапе закрепления изученного материала. В ходе игры воспроизводятся конкретные жизненные ситуации (оплата коммунальных услуг, обращение в различные организации), в которых учащиеся используют усвоенные ими модели поведения, необходимые знания и умения.  Сюжетно-ролевые игры занимают часть урока и носят в большей степени обучающий характер.

Деловые игры как метод обучения используются в следующих темах программы «Собственность и экономика», «Фирма и предпринимательская деятельность», «Человек и трудовая деятельность», «Социальная сфера экономики».

Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности действий, решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную жизненную обстановку. Основными атрибутами деловой игры являются распределение ролей, определение порядка и условий игры и правил, подготовка материалов и документов, которые будут использоваться в ходе игры. Занятия, проводимые в форме деловой игры, вызывают интерес у школьников, так как позволяют в игровой форме выполнять различные роли, часто недоступные в жизни, моделировать формы поведения в сложных ситуациях, принимать решения, получить практику работы в команде.

От педагога данный метод обучения требует затраты дополнительных усилий. Это связано с разработкой порядка, правил  игры, распределением ролей, подготовкой документов. При разработке деловой игры необходимо учитывать возможности умственно отсталых учащихся, поэтому игра не должна быть перегружена слишком большим количеством ролей, документов, правила должны быть четкими, порядок игры – содержать 1-3 этапа.

Деловые игры довольно гибкий инструмент. Их можно использовать полностью и по частям, приспосабливая к целям обучения, а также дополнять и творчески изменять.

Решение задач по экономике может быть использовано как для закрепления изученного, так и для проверки знаний учащихся. Использование задач особенно эффективно ввиду их практической направленности. Задачи позволяют обучать учащихся анализировать конкретные события реальной экономической действительности, применять свои знания к их анализу. При составлении задач необходимо четко формулировать условие, не допуская неоднозначного его толкования. Правильный ответ должен быть единственным. Хорошая экономическая задача должна быть составлена таким образом, чтобы она могла быть решена только в том случае, если ученик ориентируется в знании той или иной темы и владеет экономическими понятиями, математические знания носят вспомогательный характер. В большей степени должны быть использованы задачи, имеющие практическую направленность, так как они более доступны, понятны умственно отсталым школьникам.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.

На занятиях по экономическому практикуму следует уделять внимание расширению и обогащению словарного запаса учащихся, изучению экономических терминов, определению их смыслового содержания, употреблению в речи. На занятиях необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением учащихся правильно построить фразу, обосновать вывод. Одной из целей предмета является формирование коммуникативных умений умственно отсталых учащихся, поэтому учителю необходимо вести работу по развитию диалогической речи. С этой целью используются моделирование реальных ситуаций, разыгрывание деловых и сюжетно-ролевых игр.

Распределение времени на прохождение учебного материала может быть изменено учителем с учетом возможностей детей и в зависимости от местных условий.

Для проведения занятий могут быть привлечены работники различных организаций (социальная защита, центр занятости, банк).

В связи с отсутствием учебных пособий по факультативу «Экономический практикум» - за основу практической части курса взяты соответствующие разделам задания, предлагаемые пособием Т.Н. Стариченко «Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида», а также задания сборника задач по математике для 10-12 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, разработанного преподавателями ГОУ С(к)ОШ №77 в 2004 году. Все задания данного сборника также разделены по разделам «Личная гигиена», «Жилище», «Одежда и обувь», «Служба быта», «Медицинская помощь», «Средства связи», «Транспорт», «Культура общения», «Бюджет», «Торговля», «Семья», «Питание», «Трудоустройство».


 Требования к знаниям и умениям учащихся

Воспитанники должны:

Понимать термины: «натуральное хозяйство (экономика)», «товарное хозяйство (экономика)», «цена выбора», «бартер», «приватизация», «минимальная зарплата», «прожиточный минимум», «инфляция», «безработица», «валюта», «семейный бюджет», «страхование», «налог», «адресная социальная помощь».

Называть экономические блага и экономические услуги, роли человека в экономической системе (работника, покупателя, потребителя, налогоплательщика), роли фирм в экономике (производители продукции, продавцы произведенных товаров и услуг, покупатели рабочей силы у домашних хозяйств), виды современных фирм, виды рынков, виды цен, виды помощи безработным, организации, защищающие права потребителей, виды финансовых услуг банка, виды налогов.

Сравнивать общественную и частную формы собственности, рыночную экономику с плановой, сдельную и повременную, номинальную и реальную заработную плату, номинальную и рыночную стоимость ценных бумаг, структуру потребления разных домашних хозяйств, обязательное и добровольное страхование, прямые и косвенные налоги.

Характеризовать недостатки натурального хозяйства, преимущественной экономики, «плюсы» и «минусы» натурального обмена (бартера), достоинства и недостатки рыночной экономики, основные черты экономики (право на частную собственность, свободу выбора, личную выгоду и др.), поведение претендента на вакантную должность при устройстве на работу, назначение ценных бумаг и права их держателей, главные правила культурного потребления (извлечение из покупки наибольшей полезности, учет денежных возможностей, умеренность потребления, т. е. использование любого блага в количестве не больше, чем требуется), условия обмена с недостатками, права потребления в сфере услуг, адресную направленность социальной помощи.

 Ориентироваться в наиболее распространенных символах, знаках, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах, в таблицах международных размеров одежды и обуви.

Приводить примеры взаимосвязи семейной экономики с экономикой предприятий, государства; неблагоприятного воздействия инфляции на экономику семьи, примеры теневых рынков своего города, района; взаимодополняющих товаров и товаров-заменителей, товаров ненадлежащего качества.

Оформлять документы (по образцу бланку) трудового контракта, страхового договора, бланки, необходимые для постановки на учет в службе занятости, тетрадь учета семейного бюджета, домашнюю хозяйственную книгу, претензию администрации торгового предприятия о приобретении товара с недостатком, ордер  на денежный вклад.

Решать типовые задачи экономического содержания (на выбор):

  • определение суммы дивидендов по акциям и процентов по облигациям;
  • вычисление прибыли в индивидуальном подручном бизнесе (мойка машины, расклеивание объявлений и т.д.);
  • расчет размера заработной платы при повременной и сдельной работе;
  • определение размера пособия по безработице с учетом изменения поквартальной процентной ставки выплат;
  • знать соотношение валютных курсов, уметь рассчитывать стоимость иностранных товаров в национальной валюте;
  • подсчитывание стоимости содержания домашних животных;
  • расчет доходов по банковскому вкладу;
  • определение величины подоходного налога по конкретной налоговой ставке;
  • определение размера социального пособия малоимущим путем вычисления разницы между прожиточным минимумом и фактическим доходом нуждающегося.

Межпредметные связи:

        Факультатив «Экономический практикум» не только позволяет  закрепить и обобщить знания, полученные учащимися ранее на уроках математики, СБО, обществознания, технологии, но и тесно связан с предметами, изучаемыми в 10-11 классах – «Деловое письмо», «Человек и среда», «Светская этика».

Итоговая оценка знаний:

  • За год знания и умения учащихся оцениваются по пятибальной системе:
  • Оценка «5» (отлично) ставится при полном освоении учащимся теоретического материала, активной работе и своевременной сдаче письменных работ;
  • Оценка «4» (хорошо) ставится при незначительных затруднениях в освоении теоретического материала, наличии не всех письменных работ, несвоевременной сдаче работ;
  • Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при отсутствии у учащегося активной работы на уроках, конспектов занятий, невыполнении учебных заданий, частых пропусках занятий без уважительной причины и невыполненных заданиях;
  • При выставлении итоговой оценки  учитывается  как  уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
  • Основанием для выставления  итоговой отметки служат: результаты  наблюдений учителя за повседневной  работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.        

Тематическое планирование.        

Экономика как хозяйство

Экономика как хозяйство

Понятие об экономике

Натуральное хозяйство. Бартер

Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация)

Человек и экономическая система

Человек и экономическая система

Типы экономических систем. Человек в экономической системе

Достоинства и недостатки плановой, командной и рыночной экономики

основные черты рыночной экономики. Предпринимательство

Виды рынков.

Собственность. Приватизация

Человек как работник

Фирма. Виды современных фирм.

Трудоустройство. Вакансии

Резюме

Собеседование

Условия труда

Заработная плата повременная и сдельная

Трудовой договор

Трудовая книжка

Практика: устройство на работу. Резюме и собеседование

Практика: устройство на работу. Трудовой договор

Увольнение

Биржа труда

Закон о занятости населения

Профсоюзы

Защита прав работников

Пенсия. Стаж. Льготы

Пенсионная система Российской Федерации

Повторение. Человек как работник

Человек как потребитель

Торговля

Торговля

Реклама

Практика: реклама

Деньги. История возникновения денег

Банкноты и монеты. Степени защиты

Наличные и безналичные деньги

Банковские карты

Цены

Ценообразование

Практика: цены

Практика: цены

Семейная экономика

Семейная экономика. Доходы и расходы семьи. Бюджет

Потребность. Потребитель. Потребление

Права потребителя

Закон "О защите прав потребителей"

Защита прав потребителя

Ценные бумаги

Акции, облигации

Рынок ценных бумаг

Бедность и богатство

Инфляция

Финансовые услуги

Банк

Банковские услуги. Кредит, вклад

Страховые услуги.

Страхование обязательное и добровольное

Нотариальные услуги

Платные медицинские услуги

Человек как член общества

Налоги

Подоходный налог. Пенсионный налог.

Социальная защита населения

Социальная защита населения. Ресурсы системы Интернет для реализации госуслуг

Повторение

Повторение

Понятие об экономике

Экономика как хозяйство

Человек и экономическая система

Человек как работник

Человек как потребитель

Человек как член общества


ОСНОВНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
  2. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Базовая И.И., Блинкова О.А., Капланская Е.И., Титова В.И.: Математика 10-12 классы. Специальная коррекционная школа – Изд-во ГОУ С(к)ОШ №77;
  2. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе - Учитель, 2008;
  3. Корлюгова Ю. Н. Деловые игры по экономике [Текст] : пособие для учителя / Ю.Н. Корлюгова, М. Л. Ларионов. - М. : ВИТА-Пресс, 1998;
  4. Сасова И.А., Нагуманова И.И. Экономика для младших школьников. 1 класс: Пособие для учителя.- М. : Вита-Пресс, 2000;
  5. И. А. Сасова, Е. Н. Землянская: Экономика для младших школьников. 2 класс. Пособие для учителя - Вита-Пресс, 2001;
  6. И. А. Сасова, М. М. Фирсова: Экономика для младших школьников. 3 класс. Пособие для учителя - Вита-Пресс, 2002;
  7. И. А. Сасова, Е. Н. Землянская: Экономика для младших школьников. 4 класс. Пособие для учителя - Вита-Пресс, 2011;