Рабочая программа 5 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) на тему

Дорофеева Наталия Владимировна

Рабочая программа 5 класс ФГОС УМК Босова Л.Л.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №14»

                                                                             

Рабочая программа

ПРЕДМЕТ: Информатика

КЛАСС: 5

УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: основное общее

УЧИТЕЛЬ: Дорофеева Наталия Владимировна

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2017 – 2018

I. Пояснительная записка

Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2014. –342 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2014 № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
  7. Приказ Министерства образования и науки России от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю.  Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  9. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Цели программы обучения:

  • развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы обучения:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

II. Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

III. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в 7-9 классах. Но с целью реализации непрерывного изучения курса "Информатика и ИКТ" в МБОУ СОШ № 14 за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5-6 классах предмета «Информатика и ИКТ».

В соответствии с учебным планом на преподавание информатики и ИКТ в 5 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
  • знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера:
  • постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
  • умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
  • перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
  • умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
  • информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
  • алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения
  • выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

УМК Л.Л. Босовой рекомендован Министерством образования РФ, выбран на основании образовательной программы, позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика». Содержательные линии обучения информатике по УМК Л.Л. Босовой соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне.

V. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Тема

Общее количество часов

5 класс

1

Информация вокруг нас

Информация вокруг нас

10

2

Информационные технологии

Компьютер

3

3

Подготовка текстов на компьютере

6

4

Компьютерная графика

3

5

Создание мультимедийных объектов

4

6

Информационное моделирование

Информационные модели

3

7

Алгоритмика

Алгоритмика

4

8

Резерв

2

Итого:

35

VI. Содержание программы

РАЗДЕЛ 1.  ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС

Тема 1. Информация вокруг нас

Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Действия с информацией.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Хранение информации. Носители информации. Память человека и память человечества.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации.

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №4. «Работаем с электронной почтой».
  2. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет».
  3. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».

РАЗДЕЛ 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Тема 1. Компьютер

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Компьютерный практикум

  1. Клавиатурный тренажер.
  2. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру».
  3. Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером».
  4. Практическая работа №3. «Создаем и сохраняем файлы».

Тема 2. Подготовка текстов на компьютере

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

 Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №5. «Вводим текст».
  2. Практическая работа №6. «Редактируем текст».
  3. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста».
  4. Практическая работа №8 «Форматируем текст».
  5. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы».

Тема 3. Компьютерная графика

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».
  2. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами».
  3. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе».

Тема 4. Создание мультимедийных объектов

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №17 «Создаем анимацию».
  2. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу».

РАЗДЕЛ 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Тема 1. Информационные модели

Табличное решение логических задач. Графики и диаграммы. Создание и форматирование списков.

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №10 «Строим диаграммы».
  2. Практическая работа №14 «Создаем списки».

РАЗДЕЛ 4. АЛГОРИТМИКА

Тема 1. Алгоритмика

Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий. Задачи о переправах. Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.

Компьютерный практикум

  1. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы».
  2. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переливания».

Контроль уровня обучения.

  1. Контрольная работа №1 по теме «Устройство компьютера.  Действия с информацией»
  2. Контрольная работа №2 по теме «Формы представления информации»
  3. Контрольная работа №3 по теме «Обработка информации»
  4. Контрольная работа №4. Итоговое тестирование

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Информация вокруг нас (10 часов)

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
  • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор..

Тема 2. Компьютер  (3 часов)

Аналитическая деятельность:

  • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

  • выбирать и запускать нужную программу;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Тема 3. Подготовка текстов на компьютере (6 часов)

Аналитическая деятельность:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

Тема 4. Компьютерная графика  (3 часов)

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений.

Практическая деятельность:

  • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

Тема 5. Создание мультимедийных объектов (4 часов)

Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;
  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

Тема 6. Информационные модели (3 часов)

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • создавать многоуровневые списки;
  • создавать табличные модели;
  • создавать диаграммы и графики.

Тема 7. Алгоритмика (4 часов)

Аналитическая деятельность:

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.

Практическая деятельность:

  • оформлять план действия в табличной форме.
  • решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

VII. Поурочное планирование

Номер урока

Тема урока

Д/З

1.

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

§1, рабочая тетрадь (РТ): №1, №4, №7, №10. Дополнительное

задание: №11 в РТ, №7 на стр. 9 учебника.

2.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

§2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр.16 учебника.

3.

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

§3; РТ: №25, №26, №28, №33. Дополнительное задание: один из номеров №35 или №36, №37.

4.

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

§4; РТ: №38, №39, №42, №53. Дополнительное задание: №54 в РТ; №21 на стр. 34 учебника.

5.

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

§5; РТ: №55, №59, №63, №64, №67. Дополнительные задания: РТ: №57, №61, №68, №69.

6.

Передача информации.

§6; РТ: №70, №72, №74. Дополнительное задание: РТ: №75

7.

Электронная почта.

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

§6 (3); РТ: №76, №77. Дополнительное задание: РТ: №78.

8.

В мире кодов. Способы кодирования информации

§7(1, 2), РТ: №79–№98 (выборочно, по усмотрению учителя)

9.

Метод координат.

§7(3), РТ: №99 (количество вариантов — по желанию ученика), №100.

Дополнительное задание: РТ: №101.

10.

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

§8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося), №105

11.

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

§8 (2, 4); РТ: №111, №103

12.

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

§8 (5); РТ: №110, №112

13.

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

§8 (5); РТ: №113, №114, №115

14.

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

§8; РТ: №118. Дополнительное задание: РТ: №119

15.

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

§9 (1); РТ: №121, №123, №124.

16.

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

§9 (2); РТ: №126, №127. Дополнительное задание: РТ: №129

17.

Разнообразие наглядных форм представления информации

§10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132. Дополнительное задание: №137.

18.

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

§10 (5); РТ: №134, №135, №136

19.

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

§ 11 (1, 2); РТ: №138, №139

20.

Преобразование графических изображений

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

§ 11 (2, 3); РТ: №142, №143, №144

21.

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

§ 11; РТ: №145. Дополнительное задание: РТ: №146.

22.

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

§ 12 (1, 2); РТ: №148, №149, №150.

23.

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»

§ 12 (2); РТ: №151, №52.

24.

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

§ 12 (3); РТ: №153, №154, №155

25.

Кодирование как изменение формы представления информации

§ 12 (4); РТ: №158, №159, №162.

26.

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

§ 12 (5); РТ: №165, №166, №174. Дополнительное задание: РТ: №173

27.

Преобразование информации путём рассуждений.

§ 12 (6), №15, №16 в учебник; РТ:  №176, №178

28.

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

§12 (7); №179, №180 (записать решение в тетрадь). Дополнительное задание: №183 в РТ

29.

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

§12 (7), №20 в учебнике; №181, №184 в РТ

30.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

§ 2.12, №21 в учебнике

31.

Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).

Подумать, что нового узнали и чему научились за прошедший учебный год на уроках информатики

Итоговое повторение

32.

Выполнение итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике)

33.

Итоговое тестирование

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике)

34-35.

Резерв учебного времени

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике)

VIII. Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 5 класса

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса (ФГОС). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
  5. Бородин М.Н. Информатика. УМК для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. Методическое пособие.  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 5 класс»
  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

Интернет-ресурсы:

  1. Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках (http://www.klyaksa.net)
  2. Дидактические материалы по информатике и математике (http://comp-science.narod.ru)
  3. Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников (http://www.phis.org.ru/informatika)
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

IX. Календарно-тематический план  5 класс (35 часов)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Технологии

Виды учебной деятельности

Система контроля

Планируемые результаты

План

Факт

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

1

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

Изучение нового материала

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

1) презентация «Информация вокруг нас»;

2) презентация «Техника безопасности»

Лекция с беседой, решение упражнений в РТ

самоконтроль

Получить общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. Знать  правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе

Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим.

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

Изучение нового материала, обобщение

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

1) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»;

2) презентация «Компьютер на службе у человека».

Беседа, фронтальный опрос, решение упражнений в РТ

Тематический контроль, внешний контроль

Знать основные устройства компьютера и их функции

Основы ИКТ-компетентности, актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях, расширение представления о сферах применения компьютеров

Представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

3

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Презентация «Ввод информации в память компьютера».

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль

Иметь представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера

Основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры

Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати

4

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Презентация «Управление компьютером».

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль

Иметь общие представления о пользовательском интерфейсе, о приѐмах управления компьютером. Научиться определять ПО компьютера и его функции. знать основные объекты Рабочего стола и уметь работать с ними

Основы ИКТ- компетентности; навыки управления

компьютером

Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

5

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

1) презентация «Хранение информации»;

2) презентация «Носители информации»;

3) презентация «Хранение информации: история и современность»

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Иметь общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей

информации; уметь создавать и сохранять файлы в личной папке

Понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

6

Передача информации.

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проект ор, экран;

ПК учащихся.

1) презентация «Передача информации»;

2) презентация «Средства передачи информации»

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ

Тематический контроль, самоконтроль

Научиться определять  источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях; определять  способы передачи информации на разных этапах развития человечества

Понимание единой сущности процесса передачи информации

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

7

Электронная почта.

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Презентация «Передача информации».

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Получит общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме

Основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания

8

К.р.№1 по теме «Устройство компьютера.  Действия с информацией».

В мире кодов. Способы кодирования информации

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся; раздаточный материал.

Презентация «Кодирование информации».

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

Научиться кодировать  и декодировать информацию, различать различные коды, применять коды на практики

Умение перекодировать информацию из одной

пространственно-графической или знаково-символической формы в другую

Понимание значения различных кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики

9

Метод координат

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Презентация «Кодирование информации». Игра «Морской бой»

Беседа, решение упражнений в РТ

Тематический контроль, внешний контроль

Иметь представление о методе координат; научиться работать с координатной плоскостью, пользоваться методом координат

Понимание необходимости выбора той или иной формы

представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи

Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики

10

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

Изучение нового материала

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

1) презентация «Текстовая информация»;

2) презентация «Цепочки слов»

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ

Тематический контроль, внешний контроль

Иметь общее представление о тексте как форме представления информации; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Презентация «Текстовая информация»

Файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf.

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Иметь понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знать основные правила ввода текста; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке

Осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

12

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Текстовая информация»;

2) плакат «Подготовка текстовых документов»;

3) файлы-заготовки Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf,

Пословицы.rtf, Большой.rtf

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Получить представление о редактировании как этапе создания текстового документа; уметь редактировать несложные текстовые документы на родном языке

Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

13

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Текстовая информация»;

2) плакат «Подготовка текстовых документов;

3) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf,

Медвежонок.rtf, 100.rtf.

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Развитие навыков и умений использования компьютерных устройств. Научиться работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов

Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

14

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Текстовая информация»;

2) плакат «Подготовка текстовых документов»;

3) файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf.

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Получить представление о форматировании как этапе создании текстового документа; уметь форматировать несложные текстовые документы

Основы ИКТ- компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста

Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

15

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Презентация «Представление информации в форме таблиц»

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Получить представление о структуре таблицы; уметь создавать

простые таблицы

Основы ИКТ-компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды,  знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

16

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

Презентация «Табличный способ решения логических задач»

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Уметь представлять информацию в табличной форме. Научиться решать логические задачи табличным способом

Основы ИКТ-компетентности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами

Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

17

Разнообразие наглядных форм представления информации

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

1) презентация «Наглядные формы представления информации»;

2) презентация «Поезда»;

3) презентация «Теплоходы»

Беседа, решение упражнений в РТ

Тематический контроль, внешний контроль

Уметь выбирать способ представления данных в наглядной форме в соответствии с поставленной задачей

Формирование умений формализации и структурирования информации; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

Потребность в самореализации, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

18

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы». К.р.№2 По теме «Формы представления информации».

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся; раздаточный материал.

Презентация «Наглядные формы представления информации»

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа, контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

Уметь структурировать информацию; уметь строить столбиковые и круговые диаграммы

Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Компьютерная графика»;

2) файлы-заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.

Беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Уметь создавать несложные изображения с помощью графического редактора, определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений

Развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

Потребность в самореализации. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

20

Преобразование графических изображений

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Компьютерная графика»;

2) файлы Природа.bmp, Ваза.bmp, Шляпы.bmp, Акробат.bmp.

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Развитие ИКТ-компетентности; уметь создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; иметь представления об устройстве ввода графической информации

Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Формирование навыков самооценки. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

21

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

1) презентация «Компьютерная графика»;

2) презентация «Планируем работу в графическом редакторе»

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Уметь создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов

Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Потребность в самореализации

22

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»

Беседа, решение упражнений в РТ

Тематический контроль, внешний контроль

Иметь представление об информационных задачах и их разнообразии; знать  о двух типах обработки информации; иметь представление о систематизации информации

Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личных ценностей

23

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»;

3) файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа.rtf, Делитель.rtf.

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Получить представление о списках как способе упорядочивания информации; уметь создавать нумерованные и маркированные списки

Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

24

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»;

3) файл-заготовка Клавиатура.rtf.

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Представление о поиске информации как информационной задаче

Умения поиска и выделения необходимой информации ; ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации

Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов еѐ использования

25

Кодирование как изменение формы представления информации. К.р.№3 по теме «Обработка информации»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся; раздаточный материал.

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»

Беседа, решение упражнений в РТ, контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

Получить представление о кодировании как изменении формы представления информации

Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

Понимание роли информационных процессов в современном

мире, готовность и способность обучающихся к саморазвитию

26

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Научиться преобразовывать информацию по заданным правилам; вычислять с помощью приложения Калькулятор

Умение анализировать и делать выводы; ИКТ-

компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач

Понимание роли информационных процессов в современном мире, готовность и способность обучающихся к саморазвитию

27

Преобразование информации путём рассуждений

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

1) презентация «Обработка информации»;

2) презентация «Задача о напитках»;

3) плакат «Обработка информации».

Беседа, решение упражнений в РТ

Тематический контроль, внешний контроль

Представление об обработке информации путём логических рассуждений

Умение анализировать и делать выводы

Понимание роли информационных процессов в современном мире, готовность и способность обучающихся к саморазвитию

28

Разработка плана действий. Задачи о переправах

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»

Беседа, решение упражнений в РТ

Тематический контроль, внешний контроль

Представление об обработке информации путѐм разработки плана действий

Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

Способность обучающихся к саморазвитию, понимание роли информационных процессов в современном мире

29

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»;

3) логическая игра «Переливашки»

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Представление об обработке информации путѐм разработки плана действий

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Понимание роли информационных процессов в современном мире

30

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1)

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»;

3) образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации «Св_тема1.ppt»,

«Св_тема2.ppt», «Св_тема3.ppt», «Лебеди.ppt»

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определѐнному плану

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий, ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

31

Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2)

Комбинированный

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

Фронтальный опрос, решение упражнений в РТ, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Получить навыки работы с редактором презентаций, умение настройки анимации

Структурирование знаний , навыки планирования последовательности действий

Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

32

Выполнение итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

Урок контроля умений

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

Беседа, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе

Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации

Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

33

К.р.№4. Итоговое тестирование

Урок контроля знаний и умений

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся; раздаточный материал

Контрольная работа (тест)

Итоговый  контроль, внешний контроль

Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Понимание роли информационных процессов в современном мире

34

Резерв учебного времени

Урок - повторение, практикум

ПК учащихся

Фронтальный опрос, практическая работа

Тематический контроль, самоконтроль

Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

Умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

Понимание роли информационных процессов в современном мире

35

Резерв учебного времени

Урок - повторение, практикум

ПК учащихся

Практическая работа, выступления учащихся

Тематический контроль, самоконтроль

Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

Умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

Понимание роли информационных процессов в современном мире

X. Планируемые результаты изучения информатики

Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц.

Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования  простых рисунков;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы.

Раздел 3. Информационное моделирование

Выпускник научится:

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Выпускник получит возможность:

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Алгоритмика

Выпускник научится:

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.

Выпускник получит возможность:

  • оформлять план действия в табличной форме;
  • решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

XI. Система оценки достижений планируемых результатов. Критерии оценивания

Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

Оценка ответов учащихся

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

оценка «4» выставляется, если: 

- ответ имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая  и специализированная терминология и символика;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.

оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу:

оценка "5" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью;

- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

оценка "4" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.

- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

оценка "3" ставится в следующем случае:

- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.

- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

оценка "2" ставится в следующем случае:

- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);

- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:

оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Тестирование:

Правила при оценивании:

  • за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
  • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Тест оценивается следующим образом:

  • «5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
  • «4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
  • «3» - 50-70%  правильных ответов на вопросы;
  • «2» - 0-50%  правильных ответов на вопросы.

ПРИНЯТО

НА ЗАСЕДАНИИ

 ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

ПРОТОКОЛ ____________________

Лист коррекции

Класс

Номер приказа

Карантин

Количество пропущенных уроков

Тема урока

Количество уроков по плану

Количество фактически


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...