ИНФОРМАТИКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ
материал (11 класс) по теме

Лихолит Елена Григорьевна

Тематический вечер «Информатика в нашей жизни» — это внеклассное занятие для учащихся VIIIXI классов средней школы. Вечер –  заключительное мероприятие недели информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИНФОРМАТИКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по информатике

Тематический вечер

«ИНФОРМАТИКА

В

НАШЕЙ ЖИЗНИ»

10-11 классы


Тематический вечер «Информатика в нашей жизни» — это внеклассное занятие для учащихся VIII—XI классов средней школы. Вечер –  заключительное мероприятие Недели информатики.

Разделы программы:

• «Информация и информационные процессы»;

• «Представление информации в компьютере (системы счисления)»;

• «Состав и работа компьютерной системы»;

• «Информационные технологии».

Тема занятия: Информатика в нашей жизни.

Цели занятия:

1. Повторение и закрепление материала по темам:

• «Информация и информационные процессы»;

• «Представление информации в компьютере (системы счисления)»;

• «Состав и работа компьютерной системы»;

• «Информационные технологии».

2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к предмету «Информатика».

3. Развитие у учащихся навыков групповой работы.

4. Воспитание коллективизма.

Задачи занятия:

образовательная — обобщение представления учащихся об информационной картине мира;

развивающая — развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), логического мышления, внимания, интереса к предмету;

воспитательная — воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

Тип занятия: занятие обобщения знаний и практического применения знаний и умений.

Форма проведения занятия: «урок в уроке».

Технология: технология коллективной мыслительной деятельности.


Оборудование: 

• два мольберта;

• две магнитные доски;

• таблички с названиями уроков — «ИСТОРИЯ», «ЛИТЕРАТУРА», «МАТЕМАТИКА», «ФИЗКУЛЬТУРА»;

• листочки с текстом песни «Гимн информатике»;

• портреты ученых — Чарльза Бэббиджа, Ады Лавлейс, Джона фон Неймана;

• плакаты к инсценировке сказки: один — с изображением ребенка, второй — с изображением неизвестного зверя;

• два комплекта одинаковых равносторонних треугольников с числами около каждой стороны (см. описание в: Златопольский Д. М. Информатика и спорт//Ин-форматика. 2001. № 34);

• две таблички степеней двойки;

• спортивная сумка, в которой находятся следующие предметы: небольшой спасательный круг, спортивные кольца, футбольный мяч, плакат программы соревнований (афиша), радиоприемник или рупор, колесо от детского велосипеда;

• коробка из-под принтера, в которой находятся следующие предметы: телефонный аппарат, плакаты — с изображением локальной сети (тип «кольцо»), программы на языке Паскаль, программы в двоичном коде, кнопки «откатка». Ко всем вещам прикреплены бирки с надписью «экспонат № ...», а рисунки и плакаты выполнены на широкой перфорированной бумаге;

• рисунки к конкурсу «Объясни картинку» (блокнот, ножницы, карандаш, лейка, урна, кошка Мурка, собака Бобик, мышка и др.).

Оформление зала.

На сцене два мольберта: по ходу занятия на первом мольберте размещаются портреты ученых, на втором меняются таблички с названиями уроков. На боковых стенах — стенгазеты, созданные учащимися с использованием компьютерных технологий. На фронтоне вверху — электронный адрес школы, ниже афоризмы: «Недостойно одаренному человеку тратить, подобно рабу, часы на вычисления, которые, безусловно, можно было бы доверить любому лицу, если при этом применить машину» (Лейбниц), «Информатик должен быть поэтом в душе», «Не бейся лбом в стену, а составь блок-схему», «Информатику учить, что по бурну морю плыть, коль не знаешь, как грести, то тебе не вылезти».

Литература, использованная при написании сценария вечера.

1. Газета «Информатика». 2001. №4, 34, 38.

2. Бешенков С. А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы//Информатика и образование. 1998. №8. С. 41.

3. Газета «Математика». 1999. №45; 2000. №45.


Подготовительный этап.

Все участники вечера были определены за три недели до его проведения.

Трое учащихся готовили доклады об ученых, были распределены роли к инсценировке «Сказка о царе Салтане», определены ведущие, текст песен к вечеру разучивала фольклорная группа.

Командам, участвующим в конкурсе на «уроке математики» и на «внеклассном занятии», темы были сообщены за неделю до дня проведения вечера.

Текст с «Гимном информатике» раздали зрителям за 10—15 минут до начала вечера.

План проведения вечера.

1. Приветствие ведущих (2 человека).

2. Исполнение песни «Гимн информатике» (4 человека).

3. Урок истории: три доклада (3 человека).

4. Исполнение песни «Компьютерных разбойников» (5—6 человек).

5. Урок литературы: инсценировка «Сказки о царе Салтане» (9 человек).

6. Музыкальная (или поэтическая) перемена.

7. Урок математики: конкурс  «Собрать шестиугольник» (10 человек — две команды).

8. Урок физкультуры: Музей спорта и информатики (2 человека).

9. Внеклассное занятие: три конкурса — «Объясни картинку», «Клавиатура персонального компьютера», «Устройство персонального компьютера» (те же 10 человек, что и на «уроке математики»).


Сценарий вечера

  1. Приветствие ведущих

1-й ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Российской школьной информатике около 30 лет. За эти годы был пройден немалый путь. От алгоритмической культуры и компьютерной грамотности мы пришли к информационной культуре, к внедрению информатики во все сферы жизни нашего общества.

2-й ведущий. Цель нашего вечера — показать, что это именно так, что информатика присутствует везде и всюду, даже там, где ее присутствие подчас неочевидно.

  1. Исполнение песни «Гимн информатике»

1-й ведущий. Итак, наш вечер начинается! «Гимн информатике». Встречайте и помогайте!

Группа учащихся исполняет «Гимн информатике».

Гимн информатике

(на музыку песни «Чему учат в школе?»)

Алгоритмы составлять, а потом их вычислять —

Интересная у нас стоит задача.

С Интернета все скачать

И заставку поменять

Постараешься — придет к тебе удача!

Информатика нужна, но ведь так она сложна:

То команды, то значки — не разберешься.

И дискеты там нужны,

Драйвера, ох, как важны,

Их учи — и результата ты добьешься!

Есть науки хороши для развития души,

Их и сами все вы знаете, конечно.

Информатика важна

Для развития ума.

Это было, это будет, это вечно!

III.  Урок истории

Звонок на урок.

Входят ведущие.

2-й ведущий открывает табличку «ИСТОРИЯ».

1-й   ведущий. О простом и сложном, Об истинном и ложном Правдивые истории Серьезные, шутливые.

2-й  ведущий. Про опыты начальные И про умы пытливые, Про важные события — Великие открытия.

Ведущие уходят. Во время докладов звучит тихая музыка.

Доклад 1.

Чарльз Бэббидж

1792—1871

В школе Чарльз Бэббидж проявлял большой интерес к математике. В 22 года он получил степень бакалавра, а через три года — степень магистра. Более 10 лет заведовал кафедрой физики и математики Кембриджского университета. Бэббидж был удивительно разносторонним исследователем, его интересовало все: он занимался расчетами смертности населения, реформой почтовой службы, опускался на дно озера, обследуя горячие источники, поднимался на Везувий, участвовал в археологических раскопках, спускался в шахты. Бэббидж являлся одним из первых исследователей проблем железнодорожного транспорта и вопросов безопасности движения. И конечно, он много занимался математикой, геометрией, теорией чисел, теорией вероятности.

Основные составляющие вклада Чарльза Бэббиджа в «вычислительную науку»:

•   создание разностной машины;

•   создание аналитической машины.

Чарльз Бэббидж вошел в историю компьютерной техники как создатель первого программируемого компьютера.

Доклад 2.

Августа Ада Байрон, графиня Лавлейс

1815—1852

Ада Лавлейс была дочерью великого английского поэта Джорджа Байрона. Наряду с совершенно мужской способностью к пониманию, проявляющейся в умении решительно и быстро схватывать суть дела в целом, леди Лавлейс обладала всеми прелестями утонченного женского характера. Ее манеры, ее вкус, ее образование, особенно музыкальное (а в музыке она достигла совершенства), были женственными в наиболее прекрасном смысле этого слова, и поверхностный наблюдатель никогда не угадал бы, сколько внутренней силы и знания скрыто под ее женской грацией. В той же степени, в которой она не терпела легкомыслия и банальности, она получала удовольствие от истинно интеллектуального общества и поэтому энергично искала знакомства со всеми, кто был известен в науке, искусстве и литературе.

Ада Лавлейс — ученица и помощница Чарльза Бэббиджа.

Основные составляющие ее вклада в «вычислительную науку»:

•   введение понятий цикла и рабочей ячейки;

•   идея программного управления процессом вычисления;

•   изобретение системы для ускорения расчетов;

•   использование перфокарт для ввода и вывода информации.

Ада Лавлейс вошла в историю компьютерной техники как первый программист, ее именем назван язык программирования Ада.

Доклад 3.

Джон фон Нейман

1903—1957

Своими необычайными способностями Джон фон Нейман стал выделяться очень рано: в шесть лет он разговаривал на древнегреческом языке, а в восемь освоил основы высшей математики.

Джон фон Нейман внес существенный вклад в создание и развитие целого ряда областей математики и физики, оказал значительное влияние на развитие компьютерной техники. Он отмечал, что машина должна работать с двоичным кодом, быть электронной, а не механической и выполнять операции последовательно, одну за другой.

Фон Нейман разработал основные принципы построения компьютеров, и в течение 50 лет все компьютеры создавались на основе принципов Неймана.

Звонок на перемену.

IV. Исполнение песни «Компьютерных разбойников»

Группа учащихся исполняет песню «Компьютерных разбойников».

Говорят, мы бяки-буки,

И на нас управы нет,

Дайте в руки ноутбуки —

Мы взломаем Интернет.

Ой-ля-ля, ой-ля-ля,

Не заплатим ни рубля,

Ой-ля-ля. ой-ля-ля.

Оп-па!

Говорят, мы бяки-буки,

И, фон Нейман, нас прости.

Мы плодим такие глюки —

Вам вовек не разгрести.

Пам-пам-пам, та-ра-рам,

Без ошибок нет программ,

Та-ра-рам, трам-пам-пам,

Так-то!

Зря спасенья не ищи ты,

Ибо мы умнее всех!

Ваши хитрые защиты

Мы расколем как орех.

Ух-ух-ух, эх-эх-эх.

Всюду влезем без помех.

Вай-вай-вай, открывай

Файлы!

Мыслим мы машинным кодом,

Это высший пилотаж!

Всех поздравит с Новым годом

Самый новый вирус наш.

Раз-два-три, три-два-раз,

Пишем вирус на заказ,

Тук-тук-тук, ждите глюк

В полночь!

V. Урок литературы

Звонок на урок.

Входят ведущие.

1-й ведущий открывает табличку «ЛИТЕРАТУРА».

2-й  ведущий. «Сказка о царе Салтане».

Ведущие уходят.

Входят шесть учащихся: автор, информатик, три девицы (мальчики в платках, сидят на стульях), царь (подслушивает).

Автор и информатик стоят по разным краям сцены, автор выразительно произносит слова, информатик бесстрастным голосом комментирует событие.

Сказка

Автор                Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

Информатик.      Событие.

1-я   девица.       Кабы я была царица, ...

Автор.               Говорит одна девица, ...

1-я  девица.      То на весь крещеный мирПриготовила б я пир.

Информатик.   Передача информации.

2-я  девица.      Кабы я была царица, ...

Автор.                Говорит ее сестрица, ...

2-я   девица.      То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна.

Информатик.  Передача информации.

3-я  девица.      Кабы я была царица, ...

Автор.                Третья молвила сестрица, ...

3-я   девица.      Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.

Информатик.   Передача информации.

Царь выходит на середину.

Царь.              Здравствуй, красная девица,
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.

Информатик.   Обработка накопленной информации, принятие решения.

Автор.                Царь недолго собирался —
В тот же вечер обвенчался.

Царь берет 3-ю девицу — царицу — за руку, целует ей руку.

Информатик.   Исполнение решения.

Автор.                 В те поры война была.
Царь Салтан с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.

Царь с царицей прощаются и выходят.

Информатик.   Источник информации — царь.
Приемник информации — царица.

Автор.                 Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин —
Сына бог им дал в аршин.

Входят Бабариха, гонец, царица (держит в руках письмо).

Автор.              И царица над ребенком,
Как орлица над орленком.
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.

Царица вручает письмо гонцу.

Он показывает письмо зрителям: на обратной стороне письма рисунок — ребенок.

Информатик.   Источник информации — царица.
Кодирование информации — написание письма.
Канал связи — гонец.

Автор.                А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой _

 Информатик.     Помехи.

Автор.                 Извести гонца велят;
Сами шлют гонца другого.

Замена гонца, письма.

Информатик.   Искажение информации.

Входит царь, за ним гонец.

Автор.              Как услышал царь-отец
Что донес ему гонец ...

Показ письма; на обратной стороне письма рисунок — непонятный зверь.

Царь падает.

Информатик.   Чтение письма — декодирование информации,
Царь — приемник информации.

Автор.                Тут и сказочке конец.

Звонок на перемену.

VI. Музыкальная (или поэтическая) перемена

VII. Урок математики

Звонок на урок.

Входят ведущие.

1-й ведущий открывает табличку «МАТЕМАТИКА».

2-й ведущий. Счетный конкурс открываю, Мои милые друзья. Две команды на турнире, Их сейчас представлю я.

Команды, пожалуйста, пройдите на сцену. Первая команда — «Блокнот», вторая команда — «Калькулятор».

1-й ведущий. Команды получают по конверту. В каждом из конвертов находятся шесть равносторонних треугольников, на каждом из них записаны три числа: некоторые — в десятичной системе счисления, некоторые — в двоичной. Необходимо собрать из треугольников правильный шестиугольник таким образом, чтобы треугольники соприкасались сторонами, на которых находятся числа, равные по значению, но записанные в разных системах счисления.

Если задание понятно, то начинаем конкурс.

Всем успехов пожелаю, Думать, мыслить, не зевать, Быстро все в уме считать.

Команды выполняют задание. Звучит тихая музыка.

2-й ведущий. Пока команды работают, мы вас познакомим с некоторыми интересными фактами из жизни роботов.

Ведущие по очереди зачитывают интересные факты. Как только одна из команд выполнит задание, чтение прекращается и подводятся итоги.

Робот-наездник

Американский изобретатель Дэвид Кайм сконструировал телеуправляемого робота-наездника. Сидя на трибуне ипподрома, можно управлять движениями поводьев и даже подбадривать лошадь словами через динамик, вмонтированный в голову робота. Этот жокей выступает в наилегчайшем весе — его масса менее десяти килограммов. Уже изготовлено несколько таких радио-наездников, проводятся скачки с их участием.

Робот на птицеферме

Это совершенно поразительный робот. В течение часа он пересчитывает четыре тысячи зднодневных цыплят, делает им прививки, подрезает кончики клювов, орошает медикаментами в виде тумана. Операция с клювами необходима для того, чтобы при содержании цып-пят в клетках они не могли ранить друг друга. Как сообщает французский Центр по науке а технике, благодаря этому роботу падеж цыплят значительно сократился. Одна француз-жая фирма уже приступает к производству таких роботов.

Робот-нюхач

Японские специалисты создали робот, который способен различать по запаху одиннадцать видов вина и рисовой водки. Профессор Тоесака Мориицуми из Токийского института технологии продемонстрировал аппарат, который является, по сути дела, первым в мире искусственным носом. У аппарата десять датчиков, которые способны реагировать на различные газы. Образцы запахов исследователи запрограммировали в памяти своего робота. Он распознает запах, сравнивая его с хранимыми в памяти образцами.

Компьютеризованная одежда

В Токио одна из японских электронных корпораций представила одежду будущего: соединение текстиля и высоких технологий. В рукав куртки вмонтированы маленький плоский экран и миниатюрная клавиатура. Мини-компьютер имеет доступ к Интернету по мобильной связи. Если к интернет-куртке добавить еще и наушники со встроенным микрофоном, то о «примитивном» мобильнике можно забыть навсегда, ведь на рукаве можно еще и видеть изображение собеседника.

Компьютер-певец

Синтезированная компьютером речь уже не новинка, но в последние годы компьютеры начали петь. В 1986 г. в опере композитора-авангардиста Г. Бертуистла «Маска Орфея» партию Бога исполнял голос компьютера, синтезированный в Парижском институте акустических и музыкальных исследований. ЭВМ Королевского технологического института в Стокгольме солирует в «Реквиеме» Дж. Верди, причем даже специалисты отказываются верить, что это поет не человек. В том же институте синтезирован голос Луи Армстронга.

Полагают, что успехи компьютерной техники окажутся полезными и для науки, и для педагогики. Синтез певческих голосов позволяет лучше понять, как работает голосовая система человека. Сведения о том, как создается певческий голос, позволят улучшить подготовку будущих певцов. Наконец, введение компьютера в оперные представления дает интересный и неожиданный эффект.

Компьютеры играют на бирже лучше людей.

Компьютерный алгоритм может заработать больше денег, чем человек. Такой вывод сделали специалисты на основе эксперимента, проведенного в исследовательском центре компании IBM. В процессе исследования соревновались две команды из шести участников: в первой — люди, во второй — исключительно компьютеры. В конце сессии выяснилось, что электронные трейдеры заработали на семь процентов больше прибыли, чем живые.

Грибы, но несъедобные

Записи на компьютерных компакт-дисках считаются едва ли не самым надежным способом хранения информации. Но, оказывается, диски подвержены воздействию грибка. Испанский ученый Виктор Карденас, находясь в командировке в Белизе, вдруг обнаружил, что поверхность его компакт-дисков с научными материалами разрушилась и диски стали непригодными. Проведя химико-биологические анализы, ученый пришел к выводу, что виной всему грибок, который питается углеродом и азотом, входящими в состав пластиковых покрытий компакт-дисков, и таким образом разрушает дорожки с записями.

Интернет в помощь

Исследование показало, что более двух третей американских учащихся используют Сеть для выполнения больших проектов — сочинения, исследования, реферата. Большинство подростков говорят, что могут найти в Сети всё, что необходимо для выполнения домашних заданий.

Отношение же взрослых американцев к интернет-навыкам собственных детей весьма неоднозначно. Опрос, проведенный Ассошиэйтед Пресс, показал, что половина респондентов считает такие способности важными, а другая половина особой значимости им не придает или вообще считает неважными.

Мнения преподавателей по поводу важности Интернета также разделились: часть опасается, что благодаря Интернету студенты отучатся искать, анализировать и перерабатывать информацию. Кроме того, остро стоит вопрос о плагиате. Другие, наоборот, поощряют интернет-навыки детей.

Что касается возрастных категорий, то чем старше был респондент, тем меньше доверия высказывал он к использованию Интернета. А жители больших городов были более благожелательно настроены, чем те, кто проживает в сельских районах.

После того как команды выполнят задание, взять эталонный шестиугольник, проверить правильность выполнения задания.

1-й  ведущий. Победила команда ...

2-й ведущий. Она заработала ...

VIII. Урок физкультуры

Звонок.

1-й  ведущий. Мы приглашаем вас в Музей спорта и информатики. 2-й ведущий открывает табличку «ФИЗКУЛЬТУРА».

1-й   ведущий. В нем представлены экспонаты, которые имеют одинаковое название, но разное значение в информатике и в спорте.

Выходят физкультурник (со спортивной сумкой)

и информатик (с коробкой из-под принтера). Помощники выносят два стула, на которые потом складывают вещи.

1-й   ведущий. Первый экспонат — канал.

Физкультурник. Спортивное сооружение, в котором проходят соревнования по водному спорту. (Достает спасательный круг.)

Информатик. Линия связи. (Достает телефонный аппарат.)

1-й   ведущий. Следующий экспонат — кольцо.

Физкультурник. Один из пары предметов, используемых в спортивной гимнастике. (Достает кольца или одно кольцо.)

Информатик. Тип топологии локальной сети. (Достает плакат со схемой.)

1-й   ведущий. Откатка.

Физкультурник. Отбрасывание мяча от места штрафного удара в футболе. (Достает мяч.)

Информатик. Восстановление предыдущих вариантов текстового документа. (Достает плакат с изображением кнопки «откатка».)

1-й   ведущий. А теперь — программа.

Физкультурник. Перечень видов спорта, включенных в соревнования. (Достает афишу с программой соревнований.)

Информатик. Алгоритм, записанный на языке, понятном ЭВМ. (Достает плакат с изображением программы на Паскале, состоящей из 5—6 строк.)

1-й  ведущий. Новый экспонат — трансляция.

Физкультурник. Радио- или телепередача с места соревнований. (Демонстрирует радиоприемник или рупор.)

Информатик. Перевод программы с языка программирования на язык, понятный процессору компьютера. (Достает плакат с изображением программы, состоящей из 5—6 строк, записанной на машинном языке.)

1-й   ведущий. Наш последний экспонат — трек.

Физкультурник. Спортивное сооружение, в котором проходят соревнования по велосипедному спорту. (Достает велосипедное колесо.)

Информатик. Сленговое название участка магнитного диска, образуемого при форматировании. (Достает дискету.)

1-й   ведущий. Спасибо участникам.

IX. Внеклассное занятие

Звонок.

1-й  ведущий. Продолжаем наш вечер.

2-й  ведущий. Наступило время для проведения внеклассного занятия.

"Счастливый случай"

1  гейм. “Дальше, дальше, дальше...” (10 баллов) (3 мин)

Ведущий. Каждой команде будет задано по 10 вопросов, на которые команда должна ответить в течение 1 минуты. Если вы не знаете ответ, то говорите “дальше”

Вопросы 1-ой команде:

1) Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации.   /Информатика/

2) Организованная последовательность действий. /Алгоритм/

3) Устройство ввода информации. /Клавиатура/

4) Величина, которая в процессе исполнения программы меняет свое значение. /Переменная/

5) Сколько байт в одном килобайте. /1024/

6) Устройство ввода графической информации. /Сканер/

7) Объект, отражающий те или иные свойства реального объекта. /Модель/

8) Минимальная единица измерения кол-ва информации. /Бит/

9)Программы для обслуживания диска, архивации файлов, управление памятью. /Утилиты/

10) Перечень файлов /Каталог/

Вопросы 2-ой команде:

1) Универсальное электронное устройство обработки информации. /ЭВМ/

2) Специальный индикатор, указывающий позицию на экране. /Курсор/

3) Алгоритм, записанный на языке программирования /Программа/

4) Центральное устройство компьютера. /Процессор, системный блок/

5) Разделитель целой и дробной части числа в языке программирования /Точка/

6) Порядковый номер символа в машинном алфавите. /Код/

7) Сколько бит в одном байте /8/

8) Поименованная область на диске /Файл/

9) Элемент клавиатуры. /Клавиша/

10) Алгоритм изображенный в виде графических обозначений, соединенных стрелками. /Блок-схема/

Ведущий. А сейчас переходим ко второму гейму “Заморочки из бочки”

2 гейм

“Заморочки из бочки” (по 5 б. за задачу + по 1 б. за быстр.) (10 мин)

Ведущий. Капитаны должны по очереди вытаскивать из бочки кубик с номером вопроса. Я читаю вопрос, а вы должны в течении 20 секунд обсудить его ответить. Если команда не отвечает, то вопрос передается другой команде. Если вторая команда не может ответить, то на вопрос отвечают болельщики.

Вопросы для 2 гейма.

1. Шарманки, музыкальные шкатулки и предмет Х. Все эти предметы объединяет одно - они работают по программе. Это особенно удивительно, если вспомнить, что во время их создания о программировании никто еще не догадывался.

В шарманке и музыкальных шкатулках так называемая “программа” записана в виде штырьков, расположенных на валу. При вращении вала штырьки задевают пластинки, звучание которых сливается в стройную мелодию.

Вопрос: Назовите предмет Х.

Ответ: Часы с боем. В них “программа” представляет собой специальное колесо, запускающее в определенное время ударный механизм, отбивающий число часов.

2. В Древнем Риме использовалось много приспособлений доля счета - пальцы рук, узлы на веревке, камешки в углублении, зарубки на палке. Одно из этих приспособлений называлось "калькулюс", от которого произошло слово калькулятор. Что называлось этим словом?

Ответ. Камешки

Получить полный текст 

3. Американский изобретатель Герман Холлерит создал электромеханическую счетную машину – табулятор, в котором использовались перфокарты. Спрос на эту машину был столь велик, что Холлериту пришлось основать собственную фирму. Конечно, с течением времени эта фирма претерпела множество изменений и переименований, но она существует и по сегодняшний день. Как называется эта фирма?

Ответ: IBM

4. Первые две буквы этих слов совпадают. Назовите эти слова.

1. Набор цветов, которые могут использоваться в изображении
2. Место хранения (постоянного или временного) информации в компьютере
3. Язык программирования
Ответ. Палитра, память, паскаль.

5. Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто, а вынесла 3 коробочки: красную, жёлтую и зелёную.

На красной коробочке было написано: " Здесь золотой ключик "; на жёлтой – "Зелёная коробочка пуста "; а на зелёной – "Здесь сидит змея "

Все надписи неверны. Где золотой ключик?

Ответ. - в зелёной.

6. "Храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет". В нем были собраны лучшие работы народных умельцев того времени. При входе гостей встречал механический швейцар, который как бы парил в воздухе и играл на валторне. Всеобщее удивление вызывала лающая автоматическая собака, петух, который хлопал крыльями и вскакивал на перекладину. Кошка мяукала, змея шипела. Механические слуги обслуживали посетителей. Слуга-автомат разносил на подносе напитки... Где это было?

Варианты ответов:
1) Санкт-Петербург, Невский проспект;
2) Лондон, Бейкер-Стрит;
3) Париж, Елисейские поля;
4) Нью-Йорк, Бродвей.

Правильный ответ: Санкт-Петербург, Невский проспект.

Музыкальная пауза (5 минут)

Жюри объявляет итоги приветствия и первых двух геймов (1 минута)

3 гейм

3 гейм. “Темная лошадка” (по 1 б. за прав. ответ. + 1 б. за быстроту) (7 мин)

Ведущий. А сейчас следующий гейм “Темная лошадка”. А кто будет его вести вы должны угадать сами.

Наша сегодняшняя гостья – это милая, обаятельная женщина. Учитель высшей квалификационной категории. Она достигла больших высот в познании истории и экономики, а также владеет компьютером. Так кто же она? ()

Задание от “Темной лошадки” – разгадать кроссворды.

Кроссворд для первой команды.

Вопросы: 1. Цифра десятичной системы счисления. 2 Последний подпункт пункта “Файл” меню приложений Windows. 3. Набор цветов, которые могут использоваться в изображении. 4. Разговорное название программы для поиска и удаления вирусов. 5. Часть файловой системы компьютера (область на диске). 6. Отличительный знак. 7. Единица измерения скорости передачи информации.

Слово по вертикали: программа для записи файлов в сжатом виде.

Ответы. 1. Три, 2. Выход, 3. Палитра, 4. Антивирус, 5. Каталог, 6. Метка, 7. Бод.

Слово по вертикали. Архиватор.

Кроссворд для второй команды.

Вопросы: 1. Порядковый номер символа в машинном алфавите. 2. Линия связи. 3. Действие, проводимое на экране в результате выполнения процедуры CLS в программе на языке Байсик. 4. Изменение программы с целью применения ее для конкретной ЭВМ или приспособление организма к новым условиям. 5. Поиск и исправление ошибок в разрабатываемой программе. 6. Элемент матричного принтера или украшение на волосах у девочки. 7. Название буквы русского алфавита, напоминающей твердый знак.

Слово по вертикали: постоянная величина в программе.

Ответы. 1. Код, 2. Канал, 3. Очистка, 4. Адаптация, 5. Очистка, 6. Лента, 7. Еть.

Слово по вертикали. Константа.

Задание болельщикам.

Ведущий. Пока наши команды заняты, у болельщиков появилась возможность заработать очки для своей команды. Для этого необходимо решить ребусы.

За правильно отгаданный ребус (1 балл)

(Отгадывание ребусов.)

4 гейм

4 гейм “Ты мне – я тебе” (за прав. отв. по 1 балла) (7-8 мин)

Ведущий. Вам будут названы пословицы, поговорки, цитаты из известных литературных произведений и т. п. Для каждого из этих “крылатых выражений” будут предложены три понятия, связанные с компьютером и информатикой. Необходимо выбрать понятие, которое больше соответствует названным крылатым выражениям. Одна команда получит карточку с крылатым выражением, а вторая команда карточку с тремя понятиями.

Участник первой команды называет “крылатое выражение” под номером 1. В команде соперников, тот, у кого карточка с вариантами ответов под номером 1 должен выбрать соответствующее понятие из своей карточки и прочитать его.

Для 1-ой команды

1. "На ошибках учатся"

1. Написание программы. 
2. Резервное копирование программы на дискету.
3. Отладка программы.

 2. "Доверяй, но проверяй"

1. Проверка наличия в программе вспомогательных процедур и функций. 
2. Тестирование результатов выполнения программы. 
3. Проверка дискеты программой Scandisk.

 3. По образу и подобию.

1.  Предыдущий вариант файла.

2.  Локальная переменная с именем, совпадающим с именем глобальной.

3.  Копия файла.

4. "Были когда-то и вы рысаками..."

1. Компьютер с процессором типа 2Программа, выполняющая расчеты быстрее другой программы. 
3. 128-скоростной СВ-RОМ.

Получить полный текст 

5. Три кита.

1. 0, 1 и неопределенность.
2. Паскаль, Бейсик и Си.
3. Системный блок, клавиатура и монитор.

6. Молчание-знак согласия.

1. Отсутствие на компьютере звуковых сигналов. 
2. Принятие значений по умолчанию. 
3. Задание значений переменной величины в ходе выполнения программы.

Для 2-ой команды.

7. "Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя"

1. Последний оператор программы. 2. Процессор последней марки. 
3. Предельно допустимое значение переменной величины.

8. "Разделяй и властвуй"

1. Использование в программе переменных различных типов. 
2. Разработка программы методом нисходящего программирования.
3. Использование различных разделов жесткого диска

9. "На деревню дедушке"

1. Использование в программе оператора перехода. 
2. Неправильный адрес оперативной памяти. 
3. Неправильное имя файла.

10. "Как белка в колесе"

1. Зацикливание программы. 2. Использование в программе рекурсии. 
3. "Зависание компьютера.

11."А все-таки она вертится!"

1. Дискета.
2. "Мышь".
3. Системная шина.

12. Меньше не бывает

1. Ноль.
2. "Пустой" цикл.
3. Бит.

Музыкальная пауза. (5 мин)

Жюри объявляет итоги 3 и 4 геймов и общий итог. (1 мин)

5 гейм

5 гейм “Конкурс капитанов” (по 1 б. за прав. отв. + 1 б. за быстр.) (3-5 мин)

Ведущий. И, наконец, последний гейм – это “Конкурс капитанов”.

На слайде вы видите список слов. Я называю слово, а вы должны подобрать к нему второе слово из предложенного списка, чтобы получилось словосочетание, относящееся к информатике, к устройству и работе компьютера. Чтобы не запутаться отмечайте маркером. За каждый правильный ответ по 1 баллу. Если капитан не знает, то помогает команда, но тогда получает вместо 1 балла – 0,5 баллов. Этот гейм выполняется на время. Затем то же самое выполняет капитан другой команды.

Для первой команды.

Локальная сеть

База данных 
Материнская плата

Джойстик

Программист

Операционная система

Сканер

Центральный процессор
Электронная почта
Пиксель

Для второй команды.

Графический редактор
Лазерный принтер

Хакер

Системный диск

Сетевой адаптер

ASCII

Провайдеры
Трекбол

Чип

Флоппи-диск, дискета

Вопросы капитану 1 команды

Сеть, объединяющая несколько компьютеров с целью совместного использования их ресурсов. (Локальная сеть)

Информационная модель, в упорядоченном виде хранящая данные о группе объектов с одинаковым набором свойств. Существуют табличные, иерархические, сетевые. (Базы данных)

Основной аппаратный компонент компьютера, где реализованы, в частности, магистраль обмена, разъемы, слоты ит. д. (материнская плата)

Рычажный манипулятор с кнопками, подсоединенный к игровому порту компьютера. (Джойстик)

Пользователь, разрабатывающий программное обеспечение компьютера или прикладные программы. (Программист)

Совокупность программ, которые управляют базовыми действиями компьютера, осуществляют работу периферийных устройств, организуют систему файлов, запускают и выполняют другие программы, а также выполняют команды пользователя. (ОС)

Устройство для оптического ввода фотографий, рисунков, слайдов, текстовых документов. (Сканер)

Устанавливается в разъем материнской платы и управляет работой всех компонентов компьютера. (Центральный процессор)

Система телекоммуникации, позволяющая пользователям компьютерной сети посылать и принимать электронные сообщения. (Электронная почта)

Минимальный элемент изображения на экране монитора. С помощью него определяется разрешение экрана. (Пиксель)

Вопросы капитану 2 команды

Программа создания, редактирования и просмотра графических файлов (Графический редактор)

Прибор, работающий по принципу воздействия лазерного луча на сверхчувствительный барабан и переноса изображения на бумагу посредством электростатического разряда. (Лазерный принтер)

Пользователь, осуществляющий несанкционированный доступ к компьютеру ради шутки, мошенничества или нанесения ущерба. (Хакер)

Диск, с которого осуществляется операционная система (Системный диск)

Плата расширения для приема и передачи информации из компьютерной сети. (Сетевой адаптер)

Набор, содержащий 128 символов, которые кодируют буквы латинского алфавита, знаки арифметических операций, знаки препинания и т. д. (ASCII)

Коммерческая служба, обеспечивающая доступ в Интернет для временной связи конечных пользователей компьютеров с хостами этой сети. (Провайдеры)

Устройство ввода, в котором шарик, управляющий перемещением курсора на экране монитора, вращается ладонью или пальцами пользователя в углублении корпуса устройства. (Трекбол)

Интегральная микросхема (Чип)

Пластмассовая круглая пластина, на которую нанесен тонкий ферромагнитный слой и которая вставлена в жесткий пластмассовый корпус. Используется для передачи данных с компьютера на компьютер и для долговременного хранения. (Флоппи-диск или дискета)

Гей м 6 «Конкурс счетчиков»

Один из участников команды по очереди вытягивает задачу, в которой нужно ответить на вопрос в двоичной системе счисления.

1.  Сколько носов у двух псов? (10)

2.  Сколько хвостов у семи котов? (111)

3.  Сколько ушек у трех старушек? (110)

4.  Сколько ушей у пяти малышей? (1010)

Интервью у каждой команды. Рефлексия

Как вы оцениваете игру своей команды? Как вы оцениваете игру команды соперников?

Понравилась ли вам данное мероприятие и повторение тем в данном варианте? Что нового вы узнали?

Жюри подводит итоги 5 и 6 гейма. Жюри объявляет итоги 5 и 6 геймов. (1 мин)

IV. Подведение окончательного итога. Вручение грамот и призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь

Прочитала статью Бикеевой  на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...

Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).         Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...

Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...