Индивидуально-личностный подход в процессе обучения информатике
статья по информатике и икт

Любина Светлана Борисовна

Индивидуально-личностный подход в процессе обучения информатике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vserossiyskaya_npk.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Из Материалов Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в высшей и средней школе» (Нижневартовск, 15-17 апреля 2004 года)

С.Б.Любина

Индивидуально-личностный подход в процессе обучения информатике

В настоящее время неоднократно поднимается вопрос об индивидуально-личностном подходе в обучении. Кажется, что эта тема изучена педагогикой глубоко и всесторонне. Необходимость учета индивидуальных возможностей и особенностей ребенка отражена даже в принципе обучения.

        Развитие системы образования в лидирующих странах мира нацелено на личностно-ориентированное образование: такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога. Проблеме индивидуального подхода в воспитании и обучении детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.

Российская школа на современном этапе также ориентируется на реализацию личностно-ориентированного обучения. В центре школьного образования стоит развитие и воспитание человека культуры. На мой взгляд, актуальной проблемой является выявление индивидуальных особенностей учащихся и возможности построения обучения с учетом этих особенностей. Для этого необходимо:

- изучить и использовать психолого - педагогические основы индивидуально-личностного подхода в обучении информатике;

- понять и определить роль педагога в осуществлении индивидуально-личностного  подхода;

- сформулировать требования к методике преподавания предмета, направленной на реализацию индивидуально-личностного подхода в обучении;

- рассмотреть различные способы организации обучения  с целью повышения его эффективности.

Чтобы организовать индивидуально-личностный подход в обучении необходимо иметь обобщенные психолого-валеологические данные по классу, которые помогают разбивать школьников в группы: по ведущей системе восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики), по периоду продуктивной деятельности на уроке. Формировать пары, учитывая тип нервной системы, статус учащегося в группе. Это предполагает тесную работу со школьным психологом.

При построении процесса обучения с учетом индивидуально-личностного подхода следует изучить и применить различные методики психологических исследований. Анализ психолого-педагогических данных учитель информатики может взять у школьного психолога и уже исходя из них строить свою работу с каждым классом и с каждым учеником в отдельности.

При индивидуально-личностном подходе в обучении особое значение приобретает такая категория, как индивидуальность, которая характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, заметно отличающих одного человека от других, которую учитель должен учитывать в своей деятельности.

        На мой взгляд, использование индивидуально-личностного подхода при обучении имеет целью: развитие творческого потенциала личности обучающегося; развитие умения учиться самостоятельно; ликвидацию пробелов в знаниях и оказание помощи слабоуспевающим ученикам; удовлетворение индивидуальных особенностей и потребностей школьника.

        Акцент в содержании образования следует сместить с обучения на формирование учебной деятельности, воспитание и развитие ребенка.

Компьютер дает в обучении именно то, чего часто не хватает на уроках: восприятие через визуальный и кинестетический каналы. Здесь в полной мере осуществляется индивидуально-личностный подход к обучению: ребенок сам выбирает темп работы, а часто и вид деятельности (обучение, тренировка, контроль).

        Основные специфические проблемы при обучении информатике: разный уровень знаний, разный уровень умений работы на компьютере, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием компьютерных технологий (работа с текстовыми редакторами, графическими редакторами, использование электронной почты, использование ресурсов Интернета). Преодоление этих проблем я вижу в индивидуализации обучения.

В процессе индивидуально-личностного обучения диагностируются потенциальные возможности учащихся, ближайшие перспективы развития.

Педагогу нужно опираться  на такие индивидуальные особенности, как особенности восприятия, мышления, памяти, речи, темперамента, характера,  воли. Доминирующим качеством педагога, на мой взгляд (помимо высокого квалификационного уровня), является отличное знание как возрастной, так и индивидуальной психологии.

От индивидуальных особенностей, от способности к самоанализу, самооценке зависит развитие склонностей и способностей личности в разных областях, поэтому очень важно найти к каждому ребенку особый подход, дать возможность каждому проявить себя.

        В процессе обучения учитель должен выявить сильные стороны личности каждого ребенка, и, опираясь на них, помочь ему справиться с его слабыми качествами. При каждом достигнутом успехе в учебе необходимо похвалить ученика, что даст ему импульс на дальнейшие успехи.

Обучение следует проводить исходя из запросов и интересов детей.

Ориентируясь на индивидуальную мотивацию и уровень интеллектуального развития учащегося, нужно стараться подобрать такой вид учебной деятельности, который предоставит возможность проявить максимум творческих способностей. Чтобы каждый ребенок, и сильный, и слабый, почувствовал вкус успеха и обрел уверенность в своих силах.

Таким образом, применение специальных личностно-ориентированных уроков реально оказывает влияние на повышение уровня знаний и умений учащихся, а, следовательно, и на их успеваемость по информатике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике

Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием вклю...

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Обоснование реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации....

Личностно-ориентированный подход в процессе обучения

В статье раскрываются особенности личностно-ориентированного подхода в процессе обучения....

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения на уроках физики.

Мировая педагогическая практика пока­зывает, что одной из образовательных тех­нологий, поддерживающих компетентност­ный подход в образовании, является метод проектов. Метод проекто...

Компетентностный подход к процессу обучения на уроках физики

Компетентностный подход к проведению внеклассных мероприятий по физике(в частности)...

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....