Информатизация образования. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
статья по информатике и икт

Пургина Марина Юрьевна

Последние десятилетия XX века прошли под знаком информационно-коммуникационной революции. Компьютеры превратились в универсальных электронных помощников во всех сферах жизни и объединились во всемирную информационную сеть. К началу XXI века человечество подошло к формированию информационного общества, в котором особое место отведено информатизации образования – внедрению информационных технологий в учебный процесс и процессы управления образованием. Помимо повышения качества образования одной из конечных целей всеобщей информатизации является подготовка нового поколения к жизни в условиях информационного общества.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней. Благодаря внедрению ИТ в образовании создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса: от сокращения времени на поиск и доступ к необходимой информации, ускорения обновления содержания образования до повышения уровня индивидуализации образования, его личностной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЦОР29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Информатизация образования. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

Последние десятилетия XX века прошли под знаком информационно-коммуникационной революции. Компьютеры превратились в универсальных электронных помощников во всех сферах жизни и объединились во всемирную информационную сеть. К началу XXI века человечество подошло к формированию информационного общества, в котором особое место отведено информатизации образования – внедрению информационных технологий в учебный процесс и процессы управления образованием. Помимо повышения качества образования одной из конечных целей всеобщей информатизации является подготовка нового поколения к жизни в условиях информационного общества.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней. Благодаря внедрению ИТ в образовании создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса: от сокращения времени на поиск и доступ к необходимой информации, ускорения обновления содержания образования до повышения уровня индивидуализации образования, его личностной ориентации.

В настоящее время информационные технологии в школе используются в образовательном процессе в следующих направлениях:

  • при подготовке и проведении уроков;
  • для создания авторских мультимедийных пособий;
  • в рамках индивидуальной и групповой проектной деятельности;
  • в управлении образовательным процессом.

Что такое ЦОР?

  • Любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.
  • Содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
  • Совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.
  • Учебные материалы, для воспроизведения которых используется компьютер, то есть цифровые способы записи-воспроизведения.
  • Учебные материалы представленные в цифровой форме: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические мате-риалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Согласно терминологии НФПК (Национального фонда подготовки кадров) в настоящее время предлагается к разработке и применению в учебном процессе три категории подобных программных средств:

  • ЦОРы – как отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой;
  • ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») – как совокупности из электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего класса), реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного материала до

контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс и «бумажного» методического сопровождения;

  • ИИСС (информационные источники сложной структуры) – своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто – носящие (в содержательном плане)33 комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.

Классификация видов ЦОР по образовательно-методическим функциям:

  • электронные учебники;
  • электронные учебные пособия;
  • электронные учебно-методические комплексы;
  • электронные издания контроля ЗУН-ов.

Электронные учебники

Продукт образовательного характера, отличие которого от традиционного учебника в том, что просмотреть его можно только с помощью компьютера. Электронный учебник так же, как и обычный, соответствует всем нужным учебным программам. Материал электронного учебника разбит на разделы, состоящие из модулей. Каждый модуль должен иметь следующие компоненты:

  • теоретическое ядро,
  • контрольные вопросы по теории,
  • примеры,
  • задачи и упражнения для самостоятельного решения,
  • контрольные вопросы по всему модулю с ответами,
  • контрольная работа,
  • исторический комментарий.

Электронные учебные пособия

Под электронным (компьютерным) учебным пособием понимается учебное пособие, поддерживающее компьютерную технологию обучения, где основным средством обучения является компьютер.

Информационно-методическая основа компьютерного учебного пособия:

  • учебные раздаточные материалы;
  • контролирующие и тестирующие материалы;
  • упражнения;
  • методики проведения групповых, индивидуальных и самостоятельных занятий;
  • стратегия и тактика использования каждого средства обучения, их совокупности, а также возможная замена и дублирование каждого из них;
  • привязка всех учебно-информационных материалов к средствам обучения и методикам проведения занятий.

Электронные учебно-методические комплексы (УМК)

Совокупность учебно-методических материалов, способствующих освоению учащимися дисциплины в соответствие с программой учебного плана.

УМК может включать:

  • конспекты лекций,
  • учебные пособия,
  • методические указания,
  • виртуальные лабораторные работы,
  • электронные учебные курсы,
  • тестовые задания для самостоятельной проверки знаний,
  • дополнительные материалы для самостоятельного изучения дисциплины,
  • информационное и программное обеспечение, необходимое для работы с курсом.

Электронные издания контроля ЗУН-ов

В электронные издания контроля ЗУН-ов могут входить различные тестирующие системы.

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам

Современные ЦОРы должны:

  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам;
  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
  • содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
  • основываться на достоверных материалах;
  • превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
  • полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
  • обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
  • обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
  • иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
  • иметь удобный интерфейс.

Цифровые образовательные ресурсы не должны:

  • представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;
  • дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;
  • основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

Задачи ЦОР

Помощь учителю при подготовке к уроку:

  • компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
  • большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
  • эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;
  • подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
  • подготовка творческих заданий;
  • подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
  • обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

Помощь при проведении урока:

  • демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
  • использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
  • компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
  • индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;

Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

  • повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
  • автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
  • большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
  • возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
  • развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
  • помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
  • приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

Информационные ресурсы, которые могут быть использованы учителем в образовательном процессе:

  • ресурсы доступные в электронном пространстве школы (фонд медиатеки);
  • программные средства разработанные непосредственно самим учителем (например, средствами Microsoft Office).
  • информация, полученная из Интернет (полезные ссылки на образовательные ресурсы);

Фонд медиатеки:

Основной задачей школьной медиатеки является предоставление доступа к многообразию информационных ресурсов. Это подразумевает применение информационных технологий для поиска, передачи, организации информации и помощи в научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся школы для повышения качества образования. Понятие «медиа» подразумевает информацию, представленную на разных носителях.

Microsoft Office Word, как средство создания ЦОР

Microsoft Office Word, как средство создания ЦОР

Microsoft Office Word преимущественно ориентирован на работу с текстом: редактирование текста, создание таблиц, формул и многое другое, поэтому с его помощью можно создавать ЦОРы, в которых содержится текстовая информация.

Средствами Microsoft Office Word могут быть созданы:

  • Дидактические материалы (бланки, шаблоны);
  • Демонстрационные материалы (схемы, рисунки, таблицы);
  • Электронный учебник;
  • Обучающее электронное учебное пособие;
  • Обучающе-контролирующее электронное учебное пособие;
  • Справочники и словари для учеников;
  • Тесты.

Microsoft Office Excel, как средство создания ЦОР

Microsoft Office Excel преимущественно ориентирован на работу с цифровой информацией: сложные расчеты, построение диаграмм и многое другое, поэтому с его помощью можно создавать ЦОРы, в которых содержится цифровая информация, а также ЦОРы, в которых необходимо наглядно показать зависимость величин (графики, диаграммы). Средствами Microsoft Office Excel могут быть созданы:

  • Демонстрационные материалы (базы данных, таблицы, динамичные, интерактивные, с использованием построения графиков, например, исследование функции);
  • Тесты.

Microsoft Office PowerPoint, как средство создания ЦОР

Microsoft Office PowerPoint (Мастер презентаций) преимущественно ориентирован на работу с мультимедийной информацией: демонстрация картинок, текста, звуковое сопровождение и многое другое, поэтому с его помощью можно создавать ЦОРы, в которых содержится информация разного рода. Средствами Microsoft Office PowerPoint могут быть созданы:

  • Интерактивный учебник;
  • Демонстрационные материалы (схемы, таблицы, картинки, иллюстрирующие материал);
  • Словари, справочники для учеников;
  • Тесты.

Полезные ссылки на образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка"

Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов для обучению английскому языку детей в школе.Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьников, формирования мо...

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Интенсификация обучения достигается за счет создания новых способов обучения, возможности хранить, пополнять, систематизировать и оперативно использовать банк знаний в любой области, за счет более выс...

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на уроках иностранного языка

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов воспита...

«Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках и во внеурочной образовательной деятельности»

Выступлениена МО учителей русского языка и литературы «Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках и во внеурочной образовательной деятельности»...