«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА» в УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 6-х классов
статья по информатике и икт (6 класс)

Каждый учитель сталкивается с проблемой помощи подрастающему поколению подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому важно - научить ребенка ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленное освоение для решения и оценивания своих возможностей. В качестве примера хотим привести занятие «Занимательная информатика».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»

в УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 для 6-х классов

Каждый учитель сталкивается с проблемой помощи подрастающему поколению подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому важно - научить ребенка ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленное освоение для решения и оценивания своих возможностей.

В качестве примера хотим привести занятие «Занимательная информатика», которое стало хорошей традицией  в нашем лицее. Подобные мероприятия позволяют нам закрепить знания, полученные на уроках. Комфортная атмосфера, командный дух и, конечно, момент конкурентной борьбы являются нашими помощниками.

После краткого информирования о формах работы всем командам выдаются одинаковые наборы из 8 заданий. Капитан разбивает команду на три пары и распределяет задания по парам. В процессе работы группы игроки обмениваются заданиями для принятия эффективных совместных решений. Именно при такой работе обеспечивается одна из основных компетенций учащихся – умение учиться.  Дети учатся анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательные решения, умение признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать. Перед сдачей ответов происходит обсуждение и выбор оптимального результата. Организовать работу команд помогают ассистенты-старшеклассники: они не только проверяют правильность выполнения задач, суммируют результаты, но и общаются с младшими, поддерживают и подбадривают ребят, отмечают личные успехи каждого. Правильные ответы сообщаются в конце работы.

Игроки выполняют три группы заданий (см. приложение):

  1. Задания разминки (№ 1, 2, 3) – две несложные логические задачи по математике и одно задание на проверку теоретических знаний по информатике – оцениваются по 1 баллу.
  2. Логические задачи по теме: «Информационное моделирование» - оцениваются в 2, 3 балла в зависимости от уровня сложности.
  3. На завершающем этапе – разгадывание кроссворда по теме: «Устройство компьютера», в котором 6 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл, в итоге можно получить 6 баллов.

Каждая команда могла набрать 20 баллов.

Каждому участнику команды предоставлялась возможность проявить себя для достижения общих целей. Особый интерес вызвали задачи на «Информационное моделирование» и на «Исполнитель». Работая в команде, ребята приобрели опыт сотрудничества, узнали что-то новое, проявили способность анализировать и синтезировать информацию, объективно оценивать свои результаты и радоваться за общий успех, получили положительные эмоции. Многими командами задания выполнялись быстрее отведенного времени, поэтому считаем целесообразно увеличить количество заданий для разминки до пяти, повысить уровень логической задачи. В целом занятие понравилось, так как ребята путешествуют по разным темам, что позволяет расширить кругозор и направить на самостоятельное, более глубокое, изучение предмета. В ходе занятия учащиеся приобрели умение проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка.

Список литературы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 6 класса  – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Электронное приложение к учебнику информатика для 6 класса. URL: http://metodist.Lbz.ru
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). URL: http://www.fgos-spb.ru/home/normativnye-dokumenty-1
  5. Журнал «Информатика». URL: http://информатика. 1 сентября (c 2013-2016 гг.).

Приложение

Примеры заданий

  1.  (1 балл)

Расставьте  между  цифрами  знаки  арифметических  операций «+» , «-» ,  «*»,  «:»  и,  если  надо,  скобки  так,  чтобы  ответ оказался  равным  1:

  1.    2    3    4    5    6  =  1
  1. (1 балл)

Проследите,  как  изменяются  числа  в  ряду,  и  продолжите  ряд,  

вписав  ещё  4  числа:                     1,  4,  9,  16,   ...                                 

  1. (1 балл)

  Выберите правильный ответ из пяти ответов, записанных ниже:

1 Кбайт содержит …

1) 1024 бит     2) 8 бит    3) 8192 бит     4) 16384 бит     5) 256 бит                                

4. (3 балла)  СХЕМА (отношения объектов и их множеств)

Из 100 туристов, приехавших в страну Оз, 75 знали язык жевунов и 83 знали язык болтунов. 10 туристов не знали ни языка жевунов, ни языка болтунов.

Ответьте на вопросы.

Сколько туристов знали только язык жевунов?   ___________

Сколько туристов знали только язык болтунов   ___________

Сколько туристов знали оба языка?  _____________________                 

5. (3 балла) Калькулятор

У исполнителя Калькулятор две команды, которым   присвоены   номера:

1) прибавь 3; 2) умножь на 2;

Запишите порядок команд в программе получения  из числа 1 числа 47, содержащей не более 6 команд.

  1. (6 баллов) Кроссворд “Компьютер. Основные устройства“

По горизонтали:   1. Устройство для отображения текстовой и графической информации.

                                   2. Устройство  для ввода текста, команд  и чисел.

                                   3. Устройство  - мозг компьютера.

                                   4. Точечный элемент экрана.

                                   5. Устройство для вывода на бумагу текстов и картинок.

                                   6. Единица измерения количества информации.

                По вертикали:      1.   Устройство для хранения информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в первом классе «Занимательная информатика. Юный дизайнер» Тема занятия: «свободное рисование» 2012 г

Научить создавать отдельных героев, большие сюжетные картинки с помощью инструментов свободного рисования, а также рисовать картинки и использовать их как модели для раскрашивания;  Закрепи...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"

С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...

Программа внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика"

Программа «Занимательная  информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся  1-4 классов.Содержание настоящей программы направлено на достижение следую...

рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса

Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (5-6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Занимательная информатика» (5-6 класс)...